Развивающая технология мнемотаблиц при заучивании детьми поэтического текста
методическая разработка (старшая группа) на тему

Карпунина Елена Георгиевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МНЕМОТАБЛИЦ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

     Правильная  организация  обучения  детей  с  нарушенной  речью -  очень  сложное дело. Следует помнить, что, как и для нормально развивающихся детей  наиболее  эффективно  такое  обучение,  которое  несколько  опережает  развитие  ребенка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

     К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти  словам  –  он  будет  долго  и  напрасно  мучиться,  но  свяжите  двадцать  таких  слов с картинками, и он их усвоит на лету».  

     Мнемоника,  или  мнемотехника, -  система  различных  приемов,  облегчающих  запоминание  и  увеличивающих  объем  памяти  путем  образования  дополнительных  ассоциаций,  организация  учебного  процесса  в  виде  игры.  

     Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными  средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные  средства:  сенсорные  эталоны,  различные  символы  и  знаки  (прежде  всего  это  разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).

      При работе с детьми, с нарушениями речи,  мной было замечено, что они  без радости включаются  в  учебную  деятельность. Как  правило,  у  таких  детей  снижены  память,  внимание,  не  так  подвижны  психические  процессы,  они  не  проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые ее  виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.

     В  силу  этих  и  других  причин  дети  с  речевыми  нарушениями  не  любят  учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое  утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности - игру.

     В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание  носит  в  основном  непроизвольный  характер.  У  детской  памяти  удивительное свойство - исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания,  сопровождающегося  просмотром  рисунков  (действие  непроизвольного  внимания  и  непроизвольной  зрительной  памяти),  позволяет  значительно быстрее вспомнить текст. Эффективным коррекционным средством при  обучении заучиванию текстов дошкольников с ОНР служат приемы мнемотехники, а именно составление мнемотаблиц.

     Мнемотаблицы  особенно  эффективны  при  разучивании  стихотворений. Суть заключается  в следующем:  на  каждое  слово  или маленькое  словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение  зарисовывается  схематически.  После  этого  ребенок  по  памяти,  используя  графическое  изображение,  воспроизводит  стихотворение  целиком.  На  начальном  этапе  взрослый  предлагает  готовую  схему,  а  по  мере  обучения  ребенок  также  

активно включается в процесс создания своей схемы.

     У   детей   с   речевой   патологией   особенно   важно   развивать   наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники. Опора на визуальный  образ очень важна и обязательна, так как при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Таким образом, прием символизации это наиболее короткий путь к формированию  процесса  запоминания  и  точной  передачи  информации,  требующей  дословного повторения (например, в стихах).

     Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося  просмотром  рисунков,  позволяет  значительно  быстрее  запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом, создается  мнемотаблица.  Следующий  этап  работы  с  мнемотаблицей - эмоциональное,  выразительное  воспроизведение  текста  стихотворения.  Затем  проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного,  и  предоставляется  возможность  воспроизвести  текст  детьми  с  опорой  на  рисунки.  За  время  работы  в  группе  компенсирующей  направленности  для  детей с нарушениями речи была создана  серия мнемотаблиц на  стихотворения различной тематики: «Времена года», «Перелетные птицы»,  «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые», и многие другие. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы.  

     При  таком  способе  работы  стихотворение  запоминается  целиком.  Разучивание стало для дошкольников делом веселым, эмоциональным, и при этом  содержание текста –  осязаемым, видимым, представляемым.  Ведь одно из  правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй  схемы, черти графики».

     Опора на рисунки для обучения детей заучиванию стихотворений - вопрос,  имеющий практическое значение. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.

     На протяжении года, мною отрабатывалась педагогическая технология по использованию мнемотехники, для разучивания стихотворений с детьми посещающих логопедическую группу. Использование традиционных приемов не приносило ожидаемых результатов: дети затруднялись в запоминании стихотворения,  от  многократного  повторения  даже  замечательный  текст  можно  разлюбить  навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатировало лишь слуховую  память. Из четырнадцати детей с общим недоразвитием речи ни один ребенок не  смог полноценно  воспроизвести  стихотворный  текст.  После  зарисовки  детьми  условной схемы при заучивании стихотворения результат улучшился. При таком  способе  работы  стихотворение  запоминается  целиком.  Разучивание  стало  для  дошкольников делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание текста - осязаемым, видимым, представляемым.

     Практика показала, что к концу подготовительной группы большинство детей при заучивании стихотворения рисуют его образно или практически на листе бумаги, при этом в среднем каждому ребенку достаточно 10-15 минут для  заучивания стихотворений из трех-четырех четверостиший. За время использования данной технологии память дошкольников заметно укрепляется, их образное  мышление  развивается,  они  намного  лучше,  легче  и  эмоциональнее  запоминают тексты большие по объему.  

     Использование  данной  технологии  в  работе  дает  на  протяжении  двух  лет  устойчивые  результаты  обучения,  воспитания  и  развития  дошкольников.

     По результатам логопедического мониторинга группы детей была отмечена  положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением  сроков  автоматизации  звуков.  Заметно  повысился  объем  зрительной  и  вербальной  памяти, (вербальная память - вид памяти, который определяет способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информации) улучшились  распределение  и  устойчивость  внимания,  активизировалась мыслительная деятельность.

     Таким  образом,  использование  и  составление  мнемотаблиц  при  заучивании  и  воспроизведении  поэтического  текста  с  детьми  дошкольного  возраста  с  общим  недоразвитием  речи  эффективно  формирует  понимание  поступающей информации и способность сохранять в ее памяти, а также развивает  воображение,  образное  мышление,  творческие  способности  детей,  зрительную память.

Стихотворение

«Весна – красна»

Ты, весна, весна - красна,
Что с собою принесла?
Принесла я для лугов
Покрывало из цветов.
Принесла для ёлки
Новые иголки.
Для осины и берёз
Свежих листьев целые воз.

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/66/65853/65853_html_f5da43.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР

Применение коррекционно- развивающих технологий, для лучшего развития детей....

Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми ОВЗ

Коррекционно-развиающие технологии в работе с детьми  ОВЗ...

Подвижная игра с элементами развивающей технологии З. Дьенеша с детьми младшей группы «Кошки-мышки»

Подвижная игра основана на игре, предложенной в альбоме "Праздник в стране Блоков" к блокам Дьенеша (Б. Финкельштейн, Л. Лабутина) и способствует развитию умения декодировать карточки с симв...

Игровая практика. Лутбокс, как инновационная развивающая технология в работе с детьми дошкольного возраста

Лутбокс, как инновационная развивающая технология в работе с детьми дошкольного возрастаЦель:Изучение возможностей использования «Лутбокса» как средства обучения детей дошко...

Использование развивающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста при реализации темы «Обучение дошкольников вокально-хоровому пению»

Использование развивающих технологий в работе с детьми предполагает использование на каждом музыкальном занятии здоровьесберегающие технологии....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ (МДР)

Использование логопедического массажа, массажа лошками и биоэнергопластики в работе по устранению недостатков произношения у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии...

«Современные коррекционно - развивающие технологии в работе с детьми с ОВЗ ».

В настоящее время 1,7 млн детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. Современное общество треб...