Хороводные игры как средство формирования нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста
консультация
Воспитательная ценность хороводной игры общепризнана в педагогике. Велико значение хороводной игры в нравственном и патриотическом воспитании, в развитии родного языка, а также и в художественном развитии дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzruk_horovodnaya_igra.docx | 15.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Хороводные игры как средство формирования
нравственного и патриотического воспитания
детей дошкольного возраста
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно–патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и формирования нравственных представлений и норм. Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.
Раскрытие внутренних возможностей человека осуществляется в деятельности. Ребенок дошкольного возраста может проявлять творчество в различных видах деятельности – познавательной, игровой, художественной. Хороводная игра как раз и является разновидностью художественно-игровой деятельности детей, представляя собой уникальный синтез народной традиции, творческой импровизации, художественной образности. Воспитательная ценность хороводной игры общепризнана в педагогике. Велико значение хороводной игры в нравственном и патриотическом воспитании, в развитии родного языка, а также и в художественном развитии дошкольников.
Возможность применения хороводов для творческого развития ребенка обусловлена широким спектром средств выразительности этих игр и свободой выбора форм участия в них детей. Благодаря своему многовариационному характеру, хороводная игра содействует реализации индивидуальных проявлений практически каждого дошкольника в условиях совместной деятельности. Хороводная игра является разновидностью народно-драматического творчества, так как характерным признаком её выступает образнохудожественное воспроизведение действительности.
Выделение драматического начала и синтетической природы хороводной игры позволяет определить её как игру драматического содержания, представляющую собой символическое, условное воспроизведение воображаемого действия, предполагающее перевоплощение участников в некий образ и сопровождающееся песенным рассказом. Эстетическое начало художественного образа и средства его воплощения, характер хороводной игры позволяют отнести её к разновидности 25 художественной деятельности, представленной в игровой форме. Значит, её освоению присущи все особенности, характерные для детского художественного творчества.
Сочетание традиции и импровизационности в хороводных играх также является характерной особенностью. Каждая игра представляет собой определенный эталон, но, в то же время, она не имеет четко регламентированных рамок. Исполнитель, не выходя за границы традиций, волен вносить в игру элементы новизны, импровизации. Хороводные игры доступны детям благодаря таким чертам: простота содержания, относительная краткость, многократная повторность одного и того же действия, музыкальность, установка на забаву, развлечение, полифункциональность.
Хороводная игра при определенных условиях может стать предметом детской творческой деятельности. Основные педагогические условия детской творческой деятельности это: - правильный отбор содержания, понятного детям и вызывающего желание играть; - применение методики, способствующей развитию у детей умений творчески воспринимать и исполнять игровые образы и хороводную игру в целом как художественно-игровое произведение; - участие ребенка в хороводной игре как субъекта игровой деятельности, а не пассивного объекта педагогического воздействия.
Для того чтобы хороводная игра стала частью самостоятельной деятельности детей, необходимо знание детьми большого количества игр и потешек, умение их исполнять, организовывать и проводить игру, а также способность к коллективному обсуждению. В освоении хороводных игр используются следующие приёмы: целостный показ игры, частичное разучивание, совместный анализ игровых образов, сочинение игровых образов. Процесс освоения ребёнком хороводной игры проходит в три этапа.
Первоначально ребёнку необходимо накопить определенный объём представлений о хороводной игре. Для восприятия художественного образа ему необходимо уметь различать эмоциональные состояния других людей и выразительно их передавать, пользоваться элементами таких средств выразительности как жесты, мимика, пантомимика, и создавать на их основе близкие опыту ребёнка образы людей и животных.
На первом этапе ставятся задачи: познакомить детей с новой игрой, хороводом, создать целостное впечатление о музыке и движении, начать разучивание. На втором этапе задачи изменяются – это углублённое разучивание движений, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения хоровода. На третьем этапе задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, побуждая детей самостоятельно 26 выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни под пение, аккомпанемент детских музыкальных инструментов.
Ребенок станет активным участником и творцом хороводной игры в том случае, если: - игра будет активно практиковаться, бытовать в его жизни; - ребенок умеет исполнять хоровод, играть в хороводную игру; - в группе будет создана атмосфера для музыкально – ритмического творчества; - ребенок знает жанры фольклора и их особенности. Хороводный танец состоит из семи символических фигур, имеющих глубокое сакральное значение. Это: «столбы», «вожжа», «плетень», «круг», «сторона на сторону», «на четыре стороны», «плясовая». Каждая фигура хоровода исполняется под определённую песню и в определённом ритме: от плавного и неспешного вначале до стремительного - в завершении.
Хороводные игры включаются в детские праздники и развлечения, в комплексы утренней гимнастики, в физкультурные занятия. Хороводная игра представляет собой уникальный синтез народной традиции, творческой импровизационности, художественной образности и игровой доступности для дошкольников. Детям нужны современные хороводы, так как они наполнены близким для детей содержанием, динамичны и увлекательны. Это возможность не только петь, но и двигаться вместе со взрослыми, подражать им, быть похожими на них, оставаясь при этом детьми.
Хороводная игра как феномен культуры не только обучает, развивает, воспитывает, социализирует, но и формирует нравственно-патриотические качества, является национальным богатством.
Литература
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: конспекты занятий. – М.: Перспектива, 2008.
2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. Практическое пособие / О.Н. Баранникова. - М.: Аркти, 2007.
3. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие / М.Д. Маханева. – М.: Сфера, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для родителей по теме «Дидактические игры – как средство формирования правильного произношения детей дошкольного возраста»
Знакомство родителей с использованием дидактических игр...
Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»
Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....
Хороводная игра "Теремок" для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Цель: Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения; знакомить детей с древними традициями и обычаями через народные хороводные игры....
Деловая игра «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста.»
Деловая игра для педагогов ДОУ на тему: "Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста"...
Реферат слушателя программы профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования» Воробьевой Юлии Владимировны на тему «Театрализованная игра как средство коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста».
Материал предназначен для воспитателей и педагогов дополнительного образования для ознакомления и использования в работе....
Деловая игра. Тема: "Хороводные игры как средство формирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Для воспитателей детского сада....
Организация интерактивных экскурсий «Виртуальная Россия» как средство формирования нравственно-патриотических качеств дошкольного возраста.
Опыт работы - методика, виды формы....