Деловая игра. Тема: "Хороводные игры как средство формирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
материал

Конопацкая Светлана Викторовна

Для воспитателей детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл del._igra_horovod.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра. Тема: "Хороводные игры как средство формирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в разучивании хороводных игр и использовании их в работе с детьми.

Хорошо, когда с утра
Начинается игра!
Смех, веселье, беготня,
Когда играет ребятня.
Позавидуешь детишкам:
И девчонкам, и мальчишкам.
Но сегодня день особый,
Собрались мы неспроста.
И у нас сегодня, взрослых,
Начинается игра! (слайд 1)

       Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края. Хороводы являются ценнейшим приобретением наших предков и важнейшим средством обучения подрастающего поколения поэтическому и танцевальному искусству. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки.(слайд 2,3)

Ход деловой игры:

Уважаемые педагоги, предлагаю поделиться на 2 команды с помощью цветных кружочков, придумать название команд. 

1 задание. Блиц - опрос

1.Какие атрибуты используются в хороводных играх?  (Палочка,

платочек, мяч, игрушка)

2.Главная роль в хороводной игре? (водящий)

3.Что определяет весь ход хороводной игры, регулирует действия и поведение детей?

(правила игры)

4.Для чего нужна считалка в хороводной игре? (чтобы выбрать водящего)

5.Где используются хороводные  игры? (в организации праздников,

утренников, развлечений, прогулок)

6 Какие физические качества воспитываются в хороводных играх?

(смелость, ловкость, выносливость)

7.Откуда берётся речевой материал для хороводных игр? (из народного

фольклора)

8.Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)

2 Задание. Методика подбора игр.

1 команда. Методические принципы использования игр:

-учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, постепенно усложняются правила;

-четкое объяснение правил игры и распределение ролей;

- подбор игр разной степени интенсивности (малоподвижные, средней активности, высокой двигательной активности).

2 команда. Методика проведения игр:

- выбор игры;

- сбор детей на игру;

- объяснение правил игры;

- распределение ролей (если есть роль);

- руководство в ходе игры;

- окончание игры, подведение итогов.

Отличие методов при проведении подвижных и хороводных игр. Алгоритм знакомства с хороводной игрой (слайд 4, 5)

1) построение фигуры

2) распределение ролей

3) знакомство и заучивание текста

4) знакомство с движениями

5) отработка элементов

6) репетиция

7) непосредственно игра.

Мы перейдём к практической части, приглашаю коллег выйти в зал и встать в круг. В хороводе особое внимание уделяется движению рук, их  в хороводе можно держать по- разному:

1) не держась за руки (плечо к плечу, друг за другом);

2) взявшись за руки внизу (плетень);

3) взявшись за руки вверху;

4) взявшись за спиной у пояса;

5) положив ладони на плечи друг другу;

6) взявшись за руки у пояса.

А мы с вами возьмёмся, по русской традиции, за руки.

1."Круг".Фигура, чаще всего используемая в хороводах. Обычно это простой круг.

2"Петля" и "Улитка". (Колонна участников образует петлю вместе с кругом, перестраиваясь, например, в цепочку, двойной или тройной круг)

3. «Ворота»-старое название этой фигуры - "вожжа". (Первая пара участников образует "ворота", и каждый из последующих участников должен пройти под аркой, образованной руками первой пары)

4."Сторона на сторону".( Она используется, например, в старинной детской игре "Бояре, а мы к вам пришли...")

Участники хоровода выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу. В процессе хоровода эти шеренги то расходятся, то вновь сближаются.

Игра «Золотые ворота»(выбрать 2-х игроков считалкой- слайд 6)

3 задание «Считалки» (Вспомнить и назвать считалки).

4 задание «Ребусы» (Хоровод, детство, игра, забава) (слайд 7)

5 задание «Пословицы» (объяснить смысл пословиц)

1 команда: Красная девка в хороводе, что маков цвет в огороде.

                   Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.

                   У наших у ворот- всегда хоровод.

2 команда: С сумой ходить – не хороводы водить.

                   Хоровод водить – не цепом молотить.

                  Хоровод заведешь – песню споешь, а придет пора – работать пойдешь.

6 задание. Мастер-класс: «Самая интересная хороводная игра»

Обмен опытом. Показ игры для использования на прогулке.

7 задание «Ситуация»  (Обоснуйте Ваши предложения, связанные с различными вариантами решения, предложенной психолого-педагогической проблемы)

1 команда. Перед проведением подвижной игры в средней группе воспитательница показала детям новую маску-шапочку лисы, которая сразу же понравилась детям. ««Лисой» будет тот, кто первым попадется, проиграет», - объяснил педагог.

Началась игра – первым проиграл Денис. Девочки стали спорить о том, что мальчики «лисой» не бывают, но после вмешательства взрослого замолчали.

При повторном проведении игры дети, стараясь скрыть, проигрывали нарочно. Это было очевидно для воспитательницы и других «честных» детей. Возник конфликт. Играть всем расхотелось.

Вопрос: Какие методические ошибки допустил воспитатель? Почему погас интерес к игре? Как исправить ситуацию?

 2 команда. В конце физкультурного занятия в средней группе воспитатель объявил: «В подвижную игру сегодня играть не будем, потому что не успеваем. Около физкультурного зала уже ждут дети, которые должны заниматься после нас. Наше время закончилось. Стройтесь в колонну, пойдем в группу».

Дети расстроились и ушли с занятия вялые и неудовлетворенные.

Вопрос: Является ли подвижная игра обязательным компонентом физкультурного занятия? Что нарушил воспитатель? Дайте оценку его действиям.

Игра «Ромашка» «Чему учится ребенок в хороводной игре?» (раздать лепестки ромашки и ручки, после выполнения задания выложить ромашку и зачитать, какие знания, умения и навыки получает ребенок в процессе игры).

Наша игра  завершена, предлагаю Вам добавить нужное слово.

«Доскажи словечко»

Мы сегодня не устали,

Потому что …. (поиграли).

Много нас собралось вместе,

Было очень … (интересно).

Русские народные,

Игры хороводные

Не пристало забывать,

Будем чаще в них….(играть).

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста

В презентации рассматриваются вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников: определены  задачи,  принципы, методы, средства, особенности формирования нравственно- патриотическ...

Особенности формирования нравственно- патриотических качеств у детей дошкольного возраста. Приложение к одноименной презентации.

Текст консультации для педагогов является приложением к одноименной презентации, но может быть использован самостоятельно. В данной работе рассматриваются вопросы нравственно-патриотического воспитани...

формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста

Задачи нравственно – патриотического  воспитания:·         воспитывать уважение к людям;·         воспитывать...

Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»

Семинар-практикум  «Формирование  нравственно патриотических чувств  у детей дошкольного возраста  через познавательно – исследовательскую  деятельность» ...

Презентация "Музыка в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста"

Музыка в формировании  нравственно-патриотических чувств  у детей дошкольного возраста...

Деловая игра с педагогами «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам художественно-эстетического развития»

Конспект Педагогического совета в форме деловой игры по теме: "Формирование нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам художественно - эстеического развития"...