Деловая игра. Тема: "Хороводные игры как средство формирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
материал
Предварительный просмотр:
Деловая игра. Тема: "Хороводные игры как средство формирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в разучивании хороводных игр и использовании их в работе с детьми.
Хорошо, когда с утра
Начинается игра!
Смех, веселье, беготня,
Когда играет ребятня.
Позавидуешь детишкам:
И девчонкам, и мальчишкам.
Но сегодня день особый,
Собрались мы неспроста.
И у нас сегодня, взрослых,
Начинается игра! (слайд 1)
Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края. Хороводы являются ценнейшим приобретением наших предков и важнейшим средством обучения подрастающего поколения поэтическому и танцевальному искусству. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки.(слайд 2,3)
Ход деловой игры:
Уважаемые педагоги, предлагаю поделиться на 2 команды с помощью цветных кружочков, придумать название команд.
1 задание. Блиц - опрос
1.Какие атрибуты используются в хороводных играх? (Палочка,
платочек, мяч, игрушка)
2.Главная роль в хороводной игре? (водящий)
3.Что определяет весь ход хороводной игры, регулирует действия и поведение детей?
(правила игры)
4.Для чего нужна считалка в хороводной игре? (чтобы выбрать водящего)
5.Где используются хороводные игры? (в организации праздников,
утренников, развлечений, прогулок)
6 Какие физические качества воспитываются в хороводных играх?
(смелость, ловкость, выносливость)
7.Откуда берётся речевой материал для хороводных игр? (из народного
фольклора)
8.Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)
2 Задание. Методика подбора игр.
1 команда. Методические принципы использования игр:
-учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, постепенно усложняются правила;
-четкое объяснение правил игры и распределение ролей;
- подбор игр разной степени интенсивности (малоподвижные, средней активности, высокой двигательной активности).
2 команда. Методика проведения игр:
- выбор игры;
- сбор детей на игру;
- объяснение правил игры;
- распределение ролей (если есть роль);
- руководство в ходе игры;
- окончание игры, подведение итогов.
Отличие методов при проведении подвижных и хороводных игр. Алгоритм знакомства с хороводной игрой (слайд 4, 5)
1) построение фигуры
2) распределение ролей
3) знакомство и заучивание текста
4) знакомство с движениями
5) отработка элементов
6) репетиция
7) непосредственно игра.
Мы перейдём к практической части, приглашаю коллег выйти в зал и встать в круг. В хороводе особое внимание уделяется движению рук, их в хороводе можно держать по- разному:
1) не держась за руки (плечо к плечу, друг за другом);
2) взявшись за руки внизу (плетень);
3) взявшись за руки вверху;
4) взявшись за спиной у пояса;
5) положив ладони на плечи друг другу;
6) взявшись за руки у пояса.
А мы с вами возьмёмся, по русской традиции, за руки.
1."Круг".Фигура, чаще всего используемая в хороводах. Обычно это простой круг.
2"Петля" и "Улитка". (Колонна участников образует петлю вместе с кругом, перестраиваясь, например, в цепочку, двойной или тройной круг)
3. «Ворота»-старое название этой фигуры - "вожжа". (Первая пара участников образует "ворота", и каждый из последующих участников должен пройти под аркой, образованной руками первой пары)
4."Сторона на сторону".( Она используется, например, в старинной детской игре "Бояре, а мы к вам пришли...")
Участники хоровода выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу. В процессе хоровода эти шеренги то расходятся, то вновь сближаются.
Игра «Золотые ворота»(выбрать 2-х игроков считалкой- слайд 6)
3 задание «Считалки» (Вспомнить и назвать считалки).
4 задание «Ребусы» (Хоровод, детство, игра, забава) (слайд 7)
5 задание «Пословицы» (объяснить смысл пословиц)
1 команда: Красная девка в хороводе, что маков цвет в огороде.
Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.
У наших у ворот- всегда хоровод.
2 команда: С сумой ходить – не хороводы водить.
Хоровод водить – не цепом молотить.
Хоровод заведешь – песню споешь, а придет пора – работать пойдешь.
6 задание. Мастер-класс: «Самая интересная хороводная игра»
Обмен опытом. Показ игры для использования на прогулке.
7 задание «Ситуация» (Обоснуйте Ваши предложения, связанные с различными вариантами решения, предложенной психолого-педагогической проблемы)
1 команда. Перед проведением подвижной игры в средней группе воспитательница показала детям новую маску-шапочку лисы, которая сразу же понравилась детям. ««Лисой» будет тот, кто первым попадется, проиграет», - объяснил педагог.
Началась игра – первым проиграл Денис. Девочки стали спорить о том, что мальчики «лисой» не бывают, но после вмешательства взрослого замолчали.
При повторном проведении игры дети, стараясь скрыть, проигрывали нарочно. Это было очевидно для воспитательницы и других «честных» детей. Возник конфликт. Играть всем расхотелось.
Вопрос: Какие методические ошибки допустил воспитатель? Почему погас интерес к игре? Как исправить ситуацию?
2 команда. В конце физкультурного занятия в средней группе воспитатель объявил: «В подвижную игру сегодня играть не будем, потому что не успеваем. Около физкультурного зала уже ждут дети, которые должны заниматься после нас. Наше время закончилось. Стройтесь в колонну, пойдем в группу».
Дети расстроились и ушли с занятия вялые и неудовлетворенные.
Вопрос: Является ли подвижная игра обязательным компонентом физкультурного занятия? Что нарушил воспитатель? Дайте оценку его действиям.
Игра «Ромашка» «Чему учится ребенок в хороводной игре?» (раздать лепестки ромашки и ручки, после выполнения задания выложить ромашку и зачитать, какие знания, умения и навыки получает ребенок в процессе игры).
Наша игра завершена, предлагаю Вам добавить нужное слово.
«Доскажи словечко»
Мы сегодня не устали,
Потому что …. (поиграли).
Много нас собралось вместе,
Было очень … (интересно).
Русские народные,
Игры хороводные
Не пристало забывать,
Будем чаще в них….(играть).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста
В презентации рассматриваются вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников: определены задачи, принципы, методы, средства, особенности формирования нравственно- патриотическ...
Особенности формирования нравственно- патриотических качеств у детей дошкольного возраста. Приложение к одноименной презентации.
Текст консультации для педагогов является приложением к одноименной презентации, но может быть использован самостоятельно. В данной работе рассматриваются вопросы нравственно-патриотического воспитани...
формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста
Задачи нравственно – патриотического воспитания:· воспитывать уважение к людям;· воспитывать...
Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»
Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность» ...
Обобщение инновационного педагогического опыта Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»
Обобщение инновационного педагогического опыта...
Презентация "Музыка в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста"
Музыка в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста...
Деловая игра с педагогами «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам художественно-эстетического развития»
Конспект Педагогического совета в форме деловой игры по теме: "Формирование нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам художественно - эстеического развития"...