Музыкальная мастерская
проект по музыке (старшая группа)
Ребенок с первых минут своей жизни слышит и чувствует музыку. Музыка способна влиять на настроение человека, и именно поэтому издревле малышам поют красивые, спокойные колыбельные песенки. Услышав ее, ребенок сразу же начинает успокаиваится.
Слушая музыку, в подсознании ребенка закладываются первые представления о прекрасном.
Детские музыкальные ударные, шумовые инструменты помогают ребенку чувствовать ритм, развивают его звуковысотный слух, и поэтому мы стараемся чаще использовать их и на занятиях, и во время игр и самостоятельной деятельности. А если эти инструменты ребенок сделает сам своими руками, то это только закрепит их любовь к музыке и музыкальным инструментам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_1.docx | 79.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад с. Нижнечерекулево
Выполнила: музыкальный руководитель
Кадирова К.Я.
С. Нижнечерекулево - 2019
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Музыкальные инструменты для детей всегда остаются чудесными, необыкновенными притягательными предметами, на которых очень хочется сыграть. Ведь инструмент для детей – символ музыки, а тот, кто играет на нем – почти волшебник. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет включить всех детей в музицирование. Использование самодельных инструментов и бытовых предметов в педагогической практике не только вносит столь необходимую детям увлекательность, оно важно и с методической точки зрения. Они развивают изобретательность, ассоциативность и вариативность мышления, способствуют обогащению музыкального слуха, особенно его темброво-ритмического компонента. Практикой доказано, что дети, которые были замкнуты, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности.
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.
Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое. Наполнитель может быть разный: крупы, бусы, крупный песок. Это зависит от того с каким звуком вы хотите изготовить музыкальный инструмент. Все эти материалы идеально подходят для творческого изготовления детских музыкальных инструментов.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Проект «Музыкальная мастерская», реализуемый в работе с детьми старшей группы, дает возможность интегрировать содержание различных образовательных областей; осуществлять образовательную деятельность на основе взаимодействия между музыкальным руководителем и воспитателем; даже привлечь к образовательному процессу родителей детей.
Одна из важных задач личностно-ориентированного эстетического воспитания – это развитие эмоциональной отзывчивости ребенка, его культуры чувств. Решение этой задачи возможно в процессе развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания, творческой активности в различных видах детской музыкальной деятельности, в том числе и игре на детских музыкальных инструментах. Ведь игра на детских музыкальных инструментах – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В ней развиваются и реализуются музыкальные способности, исполнительские возможности всех детей. Знакомство с музыкальными инструментами дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, чувство ритма и звуковысотный слух.
В ходе реализации проекта дети узнают историю появления музыкальных инструментов, его устройства, способы звукоизвлечения на шумовых музыкальных инструментах, что будет способствовать развитию их познавательного интереса и формировать потребность музицированию в оркестре. Ведь в современном мире цифровых технологий так сложно и так важно направить интерес ребенка в правильные русла.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Целью моего проекта является расширение и углубление знаний дошкольников о музыкальных инструментах, зарождение интереса к музыке, привитие бережного отношения к музыкальным инструментам, эстетическое воспитание, развитие творческих способностей, чувство ритма, звуковысотного слуха, коммуникативных способностей и желание творить своими руками.
Задачи проекта:
- Расширить представление о детских музыкальных инструментах;
- Рассмотреть банк идей и предложений;
- Познакомиться с историей возникновения музыкальных инструментов;
- Проанализировать технологию их изготовления;
- Изготовить вместе с детьми музыкальные инструменты из подручных средств;
- Заинтересовать детей играми на самодельных музыкальных инструментах;
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА ПРОЕКТА
Целевой группой проекта являются воспитанники старшей группы нашего детского сада.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
I.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Мир, который нас окружает, насыщен всевозможными звуками. От шорохов и скрипа, шума дождя, до раскатов грома. Познавая, слушая природу, люди учились использовать эти звуки. Так возникли музыкальные инструменты.
С самых древних времен на Руси ни один праздник, ни одно гуляние или деревенские посиделки не обходились без задорной музыки, задушевных песен и веселой пляски. Неотъемлемой частью веселья была игра на музыкальных инструментах. Об одном из них я сейчас напишу, отгадайте загадку:
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент —
Самый русский инструмент.
(Балалайка)
Название «балалайка», происходит от русских слов балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить.
Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны.
Русские народные инструменты создавались из того, что было под рукой.
Возникает вопрос: Так почему же они стали настолько популярными?
Дело в том, что они очень мобильны, то есть доступны в любое время их можно взять с собой, они немного занимают места в сумке, а иногда и в кармане.
Отгадайте еще одну загадку:
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый… (барабан).
Как проще всего получить звук без помощи голоса? Правильно – ударить чем-нибудь по тому, что есть под рукой.
История ударных инструментов ведется из глубины веков. Первобытный человек выбивал ритм, используя камни, кости животных, деревянные бруски и глиняные кувшины. В Древнем Египте стучали (играли одной рукой) по специальным деревянным доскам. В Древней Греции был распространен кроталон или погремушка, его использовали для сопровождения танцев на различных празднествах.
В Африке существуют «говорящие» барабаны, которые служат для передачи информации на большие расстояния языком ритма и имитации традиционной тоновой речи. Современный барабан имеет цилиндрический деревянный иногда металлический корпус, обтянутый с двух сторон кожей. Играть на барабане можно руками, палочками или колотушками, покрытыми войлоком или пробкой. Барабаны бывают разными по размеру и используются музыкантами в зависимости оттого, какой звук надо «выбить» – низкий или повыше.
Большой барабан в оркестре необходим для подчеркивания важных мест в произведении – сильных долей такта. Малый барабан – неизменный участник маршей и парадов.
Отгадайте еще одну загадку:
Он похож на погремушку,
Только это не игрушка! – это Маракас
Очень распространенным латиноамериканским инструментом являются маракасы.
Мара́кас или мара́ка — древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов — индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. В настоящее время мараки популярны на всей территории Латинской Америки и являются одним из символов латиноамериканской музыки. Как правило, музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек — по одной в каждой руке.
Первоначально, для изготовления марак использовались высушенные плоды горлянкового дерева, известного на Кубе под названием «гуи́ра» , а в Пуэрто-Рико — «игуэ́ро». Горлянковое дерево — это небольшое вечнозелёное растение, широко распространённое в Вест-Индии (на Антильских островах), Мексике и Панаме. Крупные плоды игуэро, покрытые очень твёрдой зелёной оболочкой и достигающие 35 см в диаметре, индейцы употребляли для изготовления как музыкальных инструментов, так и посуды.
II.
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
Ребенок «входит в музыку» через коллективные занимательные игры, связанные с ритмическими упражнениями, музицированием на шумовых инструментах. Детские шумовые инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, особенно в работе с маленькими детьми.
Все, что может показаться забавой, развлечением, в действительности подчинено строго запрограммированному педагогическому замыслу. Играя в игру, дети незаметно для себя усваивают премудрости сольфеджио, даже не подозревая о существовании сложности ритма и метра. Дети выстукивают на музыкальных инструментах ритмические рисунки, импровизируют. И все это – игра, в которой он участвует, творчески создавая, а не подражая. Используя в играх шумовые музыкальные инструменты, дети учатся сопоставлять, сравнивать звуки, услышанные в жизни, в том числе и звуки, составляющие ту или иную музыкальную интонацию, учатся моделировать художественный образ музыкального произведения.
Экспериментируя со звуками, ребенок начинает по-иному воспринимать окружающий мир. Благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах малыши раскрепощаются, легче вступают в контакт с другими детьми и взрослыми, гораздо смелее выходят выступать при большом количестве зрителей.
Таким образом, привлекая детей к игре на детских шумовых инструментах, мы открываем перед ними прекрасный мир звуков, развиваем стремление к сотворчеству, обогащая мир каждого ребенка.
Музыкальные инструменты для детей всегда остаются чудесными, необыкновенными притягательными предметами, на которых очень хочется сыграть. Ведь инструмент для детей – символ музыки, а тот, кто играет на нем – почти волшебник. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет включить всех детей в музицирование. Использование самодельных инструментов и бытовых предметов в педагогической практике не только вносит столь необходимую детям увлекательность, оно важно и с методической точки зрения. Они развивают изобретательность, ассоциативность и вариативность мышления, способствуют обогащению музыкального слуха, особенно его темброво-ритмического компонента. Практикой доказано, что дети, которые были замкнуты, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности.
Занятия музыкой могут оказаться весёлыми даже для самых непоседливых детей, если найти правильный подход к процессу. Один из самых необычных способов — сделать музыкальный инструмент самим из подручных средств, вместе с ребёнком. Тем более что самостоятельно можно смастерить целый оркестр. Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое. Все это – отличные материалы для изготовления того или иного музыкального инструмента. Собственно, давайте рассмотрим несколько из них.
III. БАНК ИДЕЙ
Самодельные музыкальные инструменты из бросового материала.
Колокольчики на кордонной трубе
Очень легкий способ сделать погремушку. Колокольчики могут быть как покупные, так и сделанные своими руками.
Колокольчики для ног
Этот вид погремушек мне очень нравиться, ведь он учит детей двигаться в ритм, под музыку.
Барабаны
Очень простой, но очень важный музыкальный инструмент. Отлично развивает чувство ритма. С нею можно провести множество интересных игр. Попозже мы их рассмотрим.
Маракас
Достаточно найти пару ложек, контейнер от киндер – сюрприза и песок – можно изготовить настоящие яркие маракасы.
Водный ксилофон
Мой самый любимый инструмент. Ребенок наливает в стаканчики воду до тех пор, пока не услышит определенную ноту. И так находит все семь нот. Гениально.
Ксилофон из карандашей
Ведь всегда можно найти несколько карандашей различной длины. А если ребенок узнает, что можно на них еще и музыку сыграть, то он будет просто в восторге
Кастаньеты
Также отличная вещь для развития чувства ритма ребенка.
Свирель
Очень прост в изготовлении. Но может превратиться в любимую игрушку каждого ребенка.
Губная гармошка
Звучит очень сложно. Но тоже проще некуда. Его можно изготовить из парочки пломбировых палочек. А звук при этом получиться потрясающий.
Китайский барабан
Консервная банка, оба дна отсутствуют, а вместо них одеты пластмассовые крышки. Нужна еще палочка-ручка, но, к сожалению, пока не придумала, как ее закрепить, поэтому стучим, просто держа в руке.
Гусли
на крышку из-под обувной коробки можно натянуть резинки
Шейкеры с разным звучанием
один – металлический в коробке из-под крема, другой – рулончик от туалетной бумаги. Наполнители – гречка и рис.
Музыка ветра (колокольчики)
распотрошила готовую китайскую подвеску – поснимала все лишнее, а трубочки повесила в ряд. Теперь этот инструмент можно использовать и как оркестровые колокольчики, если стучать по ним палочкой.
Флейта дождя или Шум дождя
В длинную трубку (от пищевой фольги 46 см, но надо бы еще длиннее) на всю длину вставляется спираль, скрученная из той же пищевой фольги. Она нужна для того, чтобы наполнитель (я насыпала горсть риса, можно пробовать что-то другое – звук от этого будет меняться) пересыпался медленно. После засыпания наполнителя оба торца трубы заклеиваются.
Микрофон или барабан
Воздушный шарик как можно сильнее натягиваем на открытый верх консервной банки, закрепляем по окружности скотчем. Получившаяся из шарика мембрана улавливает колебания воздуха, вследствие чего резонирует металлическая банка. А кроме того, это же получился отличный барабан! Надо только найти для него две палочки. Если подобрать несколько разных по размеру банок, то может получиться целая ударная установка.
IV.
ИГРЫ С ИЗГОТОВЛЕННЫМ ИНСТРУМЕНТОМ
«Ритмические зарисовки»
Для этой игры руководитель подбирает несколько мелодий (каждая небольшого объема: 2—3 такта) с несложными ритмическими рисунками. Прослушав мелодию, дети должны простучать на барабане или маракасами ее ритм.
Количество мелодий зависит от общего числа участников игры: на каждого по мелодии. Если ребенок затрудняется определить ритм прослушанной мелодии и правильно его воспроизвести, то право хода переходит к любому другому участнику, который сможет первым определить ритм. Ребенку, не сумевшему простучать ритм данной мелодии, руководитель предлагает прослушать другую мелодию, с более простым ритмическим рисунком. Таким образом, руководитель определяет, у кого из детей слуховая память и чувство ритма развиты хорошо, а у кого слабее. Исходя из этого, руководитель, работая с каждым индивидуально, упрощает или усложняет задание.
Усложнить задание можно следующим образом: выбрав какую-нибудь небольшую пьесу, разбить ее на фразы и исполнять отдельно каждую фразу, постепенно приближаясь к финалу произведения. Например, руководитель играет первые такты пьесы, ребенок запоминает их ритмический рисунок и воспроизводит (прохлопывает или простукивает), выделяя сильные и слабые доли, обращая внимание на паузы, акценты. Затем проигрывается следующая фраза, которую ребенок воспроизводит и соединяет с предыдущей, предварительно прослушав соединенные фразы, и т. д. до конца пьесы.
Можно предложить воспроизвести ритмический рисунок в другом темпе (ускоренном или замедленном), начиная с небольших мелодий.
«Имитация»
Для детей от 5 лет.
Руководитель предлагает детям побыть в роли зверей (распределяет роли между участниками игры) и подобрать каждому из зверей технические приемы игры на том или ином музыкальном инструменте. Он спрашивает у детей, как прыгает заяц, белка или любой другой зверь? Ребенок должен показать это на музыкальном инструменте (имитация прыжков или бега зайца).
«Ансамбль»
Участники игры делятся на группы по 5 человек, команд может быть как две, так и больше. На специальные колышки различной высоты помещают несколько эмалированных кастрюль, имеющих разный объем и перевернутых дном вверх. Каждая команда придумывает себе название и определяет «солиста».
«Солисты» выбирают по жребию 1—2 отрывка из известных песен, группам дается некоторое время для подготовки и репетиции. Задача каждой команды – во время пения «солиста» они подыгрывают ему на своих инструментах таким образом, чтобы получилась хорошо сложенная песенка.
«Домашний оркестр»
Для детей от 3 до 8 лет. Игроков должно быть не меньше 3 человек, из которых один – ведущий.
Сначала необходимо выбрать основной музыкальный фон, в качестве которого может выступать любая веселая песенка или легко запоминающаяся народная мелодия. Теперь нужно несколько простых музыкальных инструментов: маракасы, треугольник, ложки, барабан и т. д. Предоставьте детям свободу выбора инструмента или же распределите их между ними сами, учитывая прежде всего возраст детей. Ведущим в этой игре выступает взрослый (воспитатель), который играет на музыкальном инструменте избранное произведение или же включает аудиозапись с этой мелодией.
Задача каждого «музыканта» – дополнять общий мелодичный рисунок звучанием своего инструмента. Но не в хаотичном порядке, а по сильным долям, то есть по опорным долям мелодии, которые определит ведущий. При этом каждому участнику игры нужно по возможности стараться органично вписываться в общий ритм и темп, ориентируясь не только на ведущего, но и на остальных участников-музыкантов.
Полученная в результате игры импровизация явится качественно новым музыкальным произведением. Данная игра не только развивает креативные возможности ребенка, но также способствует формированию навыков совместной творческой деятельности.
«Стучалки»
Более сложным примером игры является игра с применением каких-либо музыкальных инструментов. Но не пугайтесь, под инструментами мы подразумеваем все, из чего можно извлечь звук, все, по чему можно стукнуть или чем можно произвести какой-либо шум, звон, дребезжание или даже шорох. Все подойдет: деревянные ложки, палочки, металлические столовые приборы, какие-нибудь трещотки, детские погремушки. Попробуйте использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или коробочки, металлические банки и кастрюли, принесенные с кухни (конечно, с разрешения мамы). Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.
Собственно, эта игра является продолжением первой. Только задача усложняется тем, что теперь мы развиваем и тембровую память. В игре участвуют несколько детей. Один из них, первый, должен придумать и «проиграть», то есть попросту простучать или пробренчать какой-либо ритм. Для начала используйте только два тембра. Например, железными палочками исполнитель должен часть рисунка отстучать по деревянной поверхности, а часть – по металлической. При повторении следующий участник может исполнить сначала просто ритм без изменения тембра, а потом как можно точнее проиграть с использованием тех же самых предметов и тембров тот же самый ритм с «перебивкой» тембра в тех же местах.
Для тех, кто наделен творческой фантазией, можно предложить повторить ритмический рисунок сразу на других инструментах, но полностью точно скопированный. Эта задача не так уж сложна, сложность здесь заключается в том, чтобы сделать тембровые «перебивки» еще более интересными. Как бы перещеголять в этом искусстве самого автора первоначальной композиции.
“Игра с инструментами».
Дети сидят на стульчиках или на ковре по кругу. В руках у каждого ребёнка инструмент, который он выбрал сам. Дети садятся так, чтобы инструменты одной группы не были рядом друг с другом, т.е. должен быть контраст в звучании. Выбирается один ребёнок, который начинает игру. Он ударяет по своему инструменту один раз, затем ребёнок, сидящий радом ударяет по своему инструменту, далее третий, четвёртый и т.д. Каждый инструмент должен прозвучать один раз. Когда игра освоена, её можно усложнить. Играть с закрытыми глазами.
Игра «Серый зайчик барабанит».
Левой, правой, левой, правой, серых зайчиков отряд
Левой, правой барабанит целых три часа подряд.
При воспроизведении метрического пульса шагами первоначально идёт ходьба на месте, а затем с движением по залу. Далее детям предлагается разделиться на 2 группы: одна исполняет метрическую пульсацию шагами, другая воспроизводит её на музыкальных инструментах. Это уже сопровождение к движению.
Игра «Шаг и бег».
Детям предлагаются стишки. Каждый ребёнок должен прохлопать ритмический рисунок стишка, затем воспроизвести на музыкальном инструменте из шумовой группы, а затем показать ритм стишка в движении.
Шаг, шаг, шаг, шаг, по-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли.
Шла ли-си-цапо-тро-пин-ке, по тро-пин-ке
и не-сла о-на кор-зин-ку, да, кор-зин-ку.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ - топ, топ. Топ - топ, топ. -
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ - топ - топ - топ - топ. Топ - топ - топ - топ - топ. - «Бег».
Музыкальный репертуар для детских шумовых музыкальных инструментов должен отличаться художественным качеством и доступностью. Он составляется из произведений ( или из отрывков ) классиков, современных композиторов и народной музыки самых разнообразных по тематике и жанрам.
Репертуар можно условно разделить :
- на маленькие пьески для первоначальных упражнений
- попевки, песенки для индивидуальной работы
- пьесы для коллективного исполнения.
Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов, совершенствуются в выразительностиисполнения. Они с удовольствием слушают рассказы музыкального руководителя о происхождении того или иного инструмента, способах игры на нём. Затем в свободной самостоятельной деятельности воплощают свои умения и навыки. При помощи шумовых инструментов ребёнок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп :
- Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам
- Импровизация звуковых картин на заданную тему
- Звуковая иллюстрация стихов
- Сказки –шумелки.
ВЫВОД
Вот такие замечательные инструменты мы можем сделать своими руками в детском саду из подручных средств. Таким образом, мы обогащаем музыкальные впечатления детей и способствуем формированию музыкального вкуса и музыкальности в целом. Развиваем познавательные и творческие способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Музыкальная мастерская.
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по теме "Музыкальная мастерская"....
"В Музыкальной мастерской"
Дети рассказывают гостям - пингвинам о своём посёлке. Знакомят с гербом, гимном. рассказывают о знаменитых людях посёлка,о композиторе Дульневе А.Г., который приходит в гости и вместе с детьми создаёт...
Защита проекта по самообразованию "Музыкальная мастерская"
Защита проекта по самообразованию "Музыкальная мастерская" на тему "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и упражнений&q...
Проект "Музыкальная мастерская"
Обогащать музыкальные впечатления детей, побуждать детей вслушиваться в окружающий мир звуков, создать условия для развития и коррекции речевой сферы, высказываться о своих музыкальных впечатлениях, с...
Педагогический проект "Музыкальная мастерская"
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством применения музыкально-дидактических игр....
Мастер – класс для родителей «Музыкальная мастерская»
Мастер – класс «Музыкальная мастерская» Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.Цель: Вовлекать родителей в совместну...
Музыкальная мастерская «Цветные фантазии ребенка и родителей» (мастер – класс для педагогов ДОУ)
Музыкальная мастерская «Цветные фантазии ребенка и родителей» (мастер – класс для педагогов ДОУ). Данный материал предназначен педагогам ДОУ, а также родителям детей дошкол...