Педагогический проект "Музыкальная мастерская"
проект (старшая, подготовительная группа)
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством применения музыкально-дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_masterskaya_proekt.docx | 34.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Творческий проект
«Музыкальная мастерская»
№ | Содержание | Стр. |
1. | Паспорт проекта | 2 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
2.1. | Цель и задачи проекта | 5 |
3. | Особенности реализации проекта | 6 |
3.1. | Механизм оценки эффективности проекта | 6 |
3.2. | Применение педагогических технологий | 7 |
4. | Планирование деятельности | 8 |
4.1. | Организационный этап | 8 |
4.2. | Деятельностный этап | 9 |
4.3. | Обобщающий этап | 10 |
5. | Литература | 10 |
6. | Приложения | 11 |
Приложение 1. Диагностика музыкальных способностей детей | 11 | |
Приложение 2. Музыкально-дидактические игры | 13 |
1. Паспорт проекта
Название и тип проекта | Творческий проект «Музыкальная мастерская» |
Автор-разработчик | Музыкальный руководитель М.Б. Трошина |
Участники проекта | Музыкальный руководитель, воспитатели, родители, воспитанники ДОУ |
Сроки | Два учебных года: с сентября 2018г. по май 2020г. |
Основания для разработки проекта |
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13). 7. Программа развития ДОУ «Детский сад № 189». 9. Образовательная программа дошкольного образования ДОУ «Детский сад № 189». 10. Рабочая программа музыкального руководителя ДОУ «Детский сад № 189 ». |
Цель проекта | Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством применения музыкально-дидактических игр. |
Задачи проекта | 1. Создать условия для развития музыкальных способностей дошкольников. 2. Обеспечить комплексный подход для музыкального развития детей посредством применения различных педагогических технологий. 3. Развить музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. 4. Организовать партнерское взаимодействие с родителями по вопросам музыкального развития детей на основе применения дидактических игр. |
Этапы проведения проекта | I этап. Организационный Цель: Создание условий для реализации творческого проекта, включающих психолого-педагогическое обеспечение, методическое обеспечение и организацию развивающей предметно-пространственной среды. II этап. Деятельностный Цель: Разработка и реализация образовательных и досуговых мероприятий, обеспечивающих развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста. III этап. Обобщающий Цель: Проведение мониторинговых мероприятий и представление результатов проекта. |
Планируемые результаты проекта | Для воспитанников: 1. Развиты базовые музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. 2. Развиты специальные музыкальные способности в соответствии с возрастными характеристиками: эмоциональная отзывчивость на музыку, способность к музыкальному творчеству, музыкальное мышление, музыкальная память. 3. Приобретён опыт интерактивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе музыкальной деятельности. 4. Развит интерес к музыкальной деятельности и желание участвовать в музыкальных мероприятиях. 5. Развиты личностные качества: самостоятельность, творческая и познавательная активность, инициативность, доброжелательность в общении. Для родителей: 1. Сформированы психолого-педагогическая культура, теоретические знания и практические умения по вопросам развития музыкальных способностей детей. 2. Приобретён педагогический опыт активного участия в музыкальном образовании своего ребенка. 3. Обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок. 4. Развит интерес и желание участвовать в музыкальных образовательных и досуговых мероприятиях ДОУ. 5. Установлено единство с музыкальным руководителем в музыкальном воспитании, обучении и развитии детей. Для музыкального руководителя: 1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач по развитию музыкальных способностей детей. 2. Внедрён в образовательный процесс комплекс дидактических игр, а также современные технологии обучения, воспитания и развития дошкольников. 3. Пополнена развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ дидактическим и иллюстративным материалом по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста. 4. Разработан учебно-методический комплект: различные дидактические игры и музыкально-игровые упражнения, иллюстративный и информационный материал, мастер-классы для родителей, консультации для родителей и воспитателей, презентации. |
Форма итогового мероприятия | Музыкальное мероприятие совместно с родителями «Юные музыканты».
|
Продукты проекта |
|
2. Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачами художественно-эстетического развития дошкольников являются ценностно-смысловое восприятие произведений музыкального искусства, становление у ребенка эстетического отношения к окружающему миру, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Данные задачи можно реализовать лишь при условии, что у ребенка развиты базовые музыкальные способности: музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма.
Проблема развития музыкальных способностей дошкольников является одной из самых важных, так как ребенок, у которого отсутствуют эти способности, не эмоционален, у него не развиты музыкальная память и слух, он не может ритмично двигаться под музыку, не умеет чисто интонировать, не способен импровизировать в музыкальной деятельности.
Актуальность
Необходимость решения указанной проблемы актуализирует разработку данного проекта и обусловлена поиском более эффективных педагогических способов воздействия на развитие музыкальных способностей детей.
Таким эффективным способом можно считать применение различных музыкально-дидактических игр в процессе взаимодействия с дошкольниками. Это даст возможность музыкальному руководителю разнообразить и обогатить комплекс методов, приемов и средств образовательного процесса.
На сегодняшний день неоспоримо положение о том, что дидактическая игра является мощным средством всестороннего развития личности ребенка, источником усвоения различных знаний и умений. Это специально организованный вид деятельности, который помогает изучению музыкального материала, ставит перед детьми определенные музыкально-дидактические задачи, учит их самостоятельному решению этих задач и ориентирована на активное творческое преобразование.
В музыкальном образовании дошкольников всегда придавалось особое значение дидактическим играм. Так как благодаря им развивается способность к осмысленному восприятию содержания и выразительных средств музыки, развивается музыкальность и творческая активность. Только в процессе применения комплекса музыкально-дидактических игр можно обеспечить полноценное музыкальное развитие ребенка.
К тому же, игры помогают решить задачи музыкального развития детей во всех основных видах музыкальной деятельности: восприятии, пении, музыкально-ритмической деятельности, музицировании и творчестве.
Исходя из актуальности темы, были определены цель и задачи проекта.
2.1. Цель и задачи проекта
Цель проекта:
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством применения музыкально-дидактических игр.
Задачи проекта:
1. Создать условия для развития музыкальных способностей дошкольников.
2. Обеспечить комплексный подход для музыкального развития детей посредством интеграции образовательных областей и применения различных педагогических технологий.
3. Развить музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
4. Организовать партнерское взаимодействие с родителями по вопросам музыкального развития детей на основе применения дидактических игр.
3. Особенности реализации проекта
Методологическим основанием для реализации проекта являются:
- Теория деятельности, в рамках которой музыкальный руководитель должен помнить, что ребенок как личность развивается именно в деятельности. Только через собственную деятельность он усваивает научные достижения и культуру, способы познания мира, формирует и совершенствует личностные качества. Поэтому необходимо выстраивать такое взаимодействие с воспитанниками, при котором будет происходить не передача готовых знаний, а организация детской деятельности, в процессе которой дети сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных ситуаций и задач. Знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются только при условии активных действий самих дошкольников.
- Концепция личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия музыкального руководителя с детьми. В образовательном процессе очень важно ориентироваться на личность воспитанника, раскрытие его способностей, создание условий для самореализации ребенка, гармонии отношений с окружающими. Взаимодействие с детьми носит личностно-ориентированный характер.
- Интеграция образовательных областей по ФГОС и применение современных технологий в образовательном процессе. В данном случае у дошкольников формируются элементарные представления о различных видах музыкального искусства, ценностно-смысловое восприятие и понимание музыкальных произведений, развивается эстетическое отношение к окружающему миру. Таким образом, у каждого ребенка развивается позиция активного участника в музыкальной деятельности и исполнителя-создателя музыкальных произведений.
3.1. Механизм оценки эффективности проекта
- Анкетирование родителей.
- Анализ реализации этапов проекта.
- Анализ продуктов проекта.
- Анализ развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по музыкальному развитию дошкольников.
5. Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике О.П. Радыновой из программы «Музыкальные шедевры» (см. Приложение 1).
3.2. Применение педагогических технологий
В проекте используются:
1. Здоровьесберегающие технологии:
- дыхательная гимнастика (с использованием различных приспособлений: мыльных пузырей, салфеток, вертушек, ваты и др.);
- артикуляционная гимнастика (включены логопедические игры и упражнения, игры на ритмодекломацию, речедвигательные игры, коммуникативные игры);
- пальчиковые игры (комплекс различных движений и поз для пальцев рук).
2. Личностно-ориентированная технология. Педагогическая ценность этой технологии в том, что в рамках индивидуализации образовательной деятельности учитываются психологические и возрастные особенности каждого ребенка, его потенциальные возможности в музыкальной деятельности.
3. Игровые технологии. Самым эффективным средством для развития музыкальных способностей детей являются игровые технологии. В результате, игровые технологии позволяют:
- поддерживать самостоятельные игры детей;
- сформировать умения у воспитанников играть или заниматься каким-либо делом рядом и вместе со сверстниками;
- развить способности объединяться на основе интереса к деятельности.
4. Информационно-коммуникационные технологии. Применение данных технологий способствует формированию основ информационной культуры музыкального руководителя и воспитанников.
В проекте ИКТ используются для:
- подбора иллюстративного и дидактического материала;
- разработки информационных материалов: презентаций, видеосюжетов, видеороликов;
- для методического сопровождения проекта;
- для оформления документации, отчетов.
5. Развивающие технологии. Благодаря им у детей в процессе проекта развиваются музыкальные представления и личностные качества. В рамках развивающих технологий применяются:
- игровые проблемные ситуации;
- проблемные и поисковые вопросы;
- карточки-схемы, творческие задания;
- игры: «Хорошо-плохо», «Да-нетка» (ТРИЗ) и др.
Таким образом, технологии помогают решить важнейшие современные задачи, а именно:
1) осуществить такое взаимодействие с детьми, при котором воспитанники самостоятельно узнают новые знания путём решения доступных проблемных ситуаций;
2) ориентировать музыкального руководителя на потенциальные возможности каждого ребенка;
3) включить дошкольников не только в музыкальную, но и в активную речевую, познавательно-исследовательскую, художественно-эстетическую и физическую деятельность.
4. Планирование деятельности
4.1. Организационный этап
№ | Мероприятия этапа | Дата |
1. | Проведение мониторинга образовательных потребностей родителей (анкетирование «Развитие музыкальных способностей у Вашего ребенка»). | Сентябрь |
2. | Проведение вводной диагностики музыкальных способностей детей. | Сентябрь |
3. | Проведение консультаций: - для педагогов «Реализация образовательного потенциала группы по развитию музыкальных способностей у воспитанников»; - для родителей «Как развивать музыкальные способности детей в домашних условиях». | Сентябрь |
4. | Разработка буклетов, папок-передвижек: «Что такое музыкальные способности?», «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», «Как развить творческую самостоятельность ребенка в музыкальной деятельности». | Октябрь |
5. | Разработка плана совместных мероприятий с родителями и педагогами. | Октябрь |
6. | Разработка компьютерных музыкально-дидактических игр и подбор цифрового иллюстративного материала для игр. | Октябрь |
4.2. Деятельностный этап
№ | Мероприятия этапа | Дата |
1. | Знакомство детей в процессе ООД и режимных моментов с разнообразными дидактическими играми и пособиями во всех видах музыкальной деятельности (из пособий Н.А. Ветлугиной, Н.Г. Кононовой, А.Н. Зиминой, З.Я Роот, Э.П. Костиной и др.) | В течение всего проекта |
2. | Проведение творческой мастерской для родителей по изготовлению музыкально-дидактических игр. | Ноябрь |
3. | Открытое образовательное мероприятие «Музыкальная шкатулка» (занятие на основе музыкально-дидактических игр и с применением различных технологий). | Ноябрь |
4. | Проведение мастер-класса для родителей «Как играть с детьми в музыкально-дидактические игры». | Декабрь |
5. | Организация смотра-конкурса предметно-пространственной среды в группах по развитию музыкальных способностей воспитанников. | Январь |
6. | Организация игрового моделирования с воспитателями «Педагогическое сопровождение самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе». | Январь |
7. | Проведение совместного с родителями тематического досуга «Музыкальные игры нашей семьи». | Февраль |
8. | Проведение творческой мастерской «Музыкальные эксперименты». | Март |
9. | Проведение итогового мероприятия «Юные музыканты». | Апрель |
4.3. Обобщающий этап
№ | Мероприятия этапа | Дата |
1. | Анкетирование родителей с целью реализации задач проекта. | Май |
2. | Анализ соответствия оснащенности групп и музыкального зала оборудованием и пособиями, способствующими музыкальному развитию дошкольников. | Май |
3. | Проведение итоговых диагностических мероприятий с детьми. | Май |
4. | Итоговое мероприятие совместно с родителями «Юные музыканты». | Май |
5. | Представление результатов проекта в форме: 1. Презентации «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи». 2. Фотовыставки «Музыкально-дидактические игры для дошкольников». 3. Оформления методической папки «Применение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста». 4. Публикации «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения музыкально-дидактических игр в образовательной деятельности». | Май |
5. Литература:
- Виноградов Л. Развитие музыкальных способностей у дошкольников.- М.: Издательство: Речь, 2009.
- Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008.
- Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. – М.: Просвещение, 2006.
- Замуруева О.В. Развиваем музыкальный и ритмический слух. – М.: Феникс, 2015.
- Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.- М, Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
- Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: учебное пособие для воспитателей и музыкальных руководителей дет. садов. — М.: Просвещение, 1986.
- Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. - М.: Просвещение, 1982.
- Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
- Лазарева О. Ю., Шестакова Л. А. Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 164-167. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1309/ (дата обращения: 04.11.2018).
- Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2007.
- Микляева Н.В., Галкина М.А., Демина В.А. Музыкальное развитие дошкольников. - М: Сфера, 2015.
- Равчеева И.П. Организация, проведение и формы музыкальных игр. Интеллектуально-творческое развитие старших дошкольников – Волгоград, Учитель, 2015.
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
- Роот З.Я. «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста» Айрс-Пресс – 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Мастерская Деда Мороза"
Педагогический проект "Мастерская Деда Мороза"Презентация проекта "Мастерская Деда Мороза"...
Педагогический проект «Мастерская добрых дел» Тип проекта: долгосрочный социально - творческий детско – родительский
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и ДОУ являются особенно актуальными. Наиболее существенным ф...
Технологическая карта педагогического проекта «Мастерская природы»
Технологическая картапедагогического проекта Автор проекта: Ливерко М.А.Название проекта: «Мастерская природы»Тип проекта: информационно-творческий, долгосрочныйВозраст воспитанников:...
Педагогический проект "Мастерская природы"
Педагогический проект по экологии "Мастерская природы" для детей старшей, подготовительной группы...
Программа по самообразованию социально-педагогической направленности "Мастерская жизни Ай да Я"
Программа "Мастерская жизни Ай да Я" имеет социально0-педагогическую направленность и может быть использована в период адаптации детей к детскому осаду. В программе подробно описаны как рабо...
Диплом Международного педагогического конкурса «Мастерская педагога – 2021», 09.12.2021
Диплом Международного педагогического конкурса «Мастерская педагога – 2021», 09.12.2021...
Диплом Международного педагогического конкурса «Мастерская педагога – 2022», 12.01.2022
Международный педагогический конкурс «Мастерская педагога – 2022», 12.01.2022...