Педагогический проект "Музыкальная мастерская"
проект (старшая, подготовительная группа)

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством применения музыкально-дидактических игр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_masterskaya_proekt.docx34.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Творческий проект

«Музыкальная мастерская»

Содержание

Стр.

1.

Паспорт проекта

2

2.

Пояснительная записка

4

2.1.

Цель и задачи проекта

5

3.

Особенности реализации проекта

6

3.1.

Механизм  оценки эффективности проекта

6

3.2.

Применение педагогических технологий

7

4.

Планирование деятельности

8

4.1.

Организационный этап

8

4.2.

Деятельностный этап

9

4.3.

Обобщающий этап

10

5.

Литература

10

6.

Приложения

11

Приложение 1. Диагностика  музыкальных способностей детей

11

Приложение 2. Музыкально-дидактические игры

13

1. Паспорт проекта

Название и тип проекта

Творческий  проект «Музыкальная мастерская» 

Автор-разработчик

Музыкальный руководитель  М.Б. Трошина

Участники проекта

 Музыкальный руководитель, воспитатели, родители, воспитанники ДОУ

Сроки

Два учебных года:  с сентября 2018г. по май 2020г.

Основания для разработки проекта

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

7. Программа развития ДОУ «Детский сад № 189».

9. Образовательная программа дошкольного образования ДОУ «Детский сад № 189».

10. Рабочая программа музыкального руководителя ДОУ «Детский сад № 189 ».

Цель проекта

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством применения музыкально-дидактических игр.

Задачи проекта

1. Создать условия для развития музыкальных способностей дошкольников.

2. Обеспечить комплексный подход для музыкального развития детей посредством применения различных педагогических технологий.

3. Развить музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

4. Организовать партнерское взаимодействие с родителями по вопросам музыкального развития детей на основе применения дидактических игр.

Этапы проведения проекта

I этап. Организационный

 Цель: Создание условий для реализации творческого проекта, включающих психолого-педагогическое обеспечение, методическое обеспечение и организацию развивающей предметно-пространственной среды.

II этап. Деятельностный

Цель: Разработка и реализация образовательных и досуговых мероприятий, обеспечивающих развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

III этап. Обобщающий

 Цель: Проведение мониторинговых мероприятий и представление результатов проекта.

Планируемые результаты проекта

Для воспитанников:

1. Развиты базовые музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

2. Развиты специальные музыкальные способности в соответствии с возрастными характеристиками: эмоциональная отзывчивость на музыку, способность к музыкальному творчеству, музыкальное мышление, музыкальная память.

3. Приобретён опыт интерактивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе музыкальной  деятельности.

4. Развит интерес к музыкальной деятельности и желание участвовать в музыкальных мероприятиях.

5. Развиты личностные качества: самостоятельность, творческая и познавательная активность, инициативность, доброжелательность в общении.

Для родителей:

1. Сформированы психолого-педагогическая культура, теоретические знания и практические умения  по вопросам развития музыкальных способностей детей.

2. Приобретён педагогический опыт активного участия в музыкальном образовании своего ребенка.

3. Обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок.

4. Развит интерес и желание участвовать в музыкальных образовательных и досуговых мероприятиях ДОУ.

5. Установлено единство с музыкальным руководителем в музыкальном воспитании, обучении и развитии детей.

Для музыкального руководителя:

1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач по развитию музыкальных способностей детей.

2. Внедрён в образовательный процесс комплекс дидактических игр, а также современные технологии обучения, воспитания и развития дошкольников.

3. Пополнена развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ дидактическим и иллюстративным материалом по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

4. Разработан учебно-методический комплект: различные дидактические игры и музыкально-игровые упражнения, иллюстративный и информационный материал, мастер-классы для родителей, консультации для родителей и воспитателей, презентации.

Форма итогового мероприятия

Музыкальное мероприятие совместно с родителями «Юные музыканты».

 

Продукты проекта

  1. Презентация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи».
  2. Фотовыставка «Музыкально-дидактические игры для дошкольников».
  3. Оформление методической папки «Применение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».
  4. Публикация «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения музыкально-дидактических игр в образовательной деятельности».

2. Пояснительная записка

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачами художественно-эстетического развития дошкольников являются ценностно-смысловое восприятие произведений музыкального искусства, становление у ребенка эстетического отношения к окружающему миру, реализация самостоятельной творческой деятельности детей. 

Данные задачи можно реализовать лишь при условии, что у ребенка развиты базовые музыкальные способности: музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма.

Проблема развития музыкальных способностей дошкольников является одной из самых важных, так как ребенок, у которого отсутствуют эти способности, не эмоционален, у него не развиты музыкальная память и слух, он не может ритмично двигаться под музыку, не умеет чисто интонировать, не способен импровизировать в музыкальной деятельности.

Актуальность

Необходимость решения указанной проблемы актуализирует разработку данного проекта и обусловлена поиском более эффективных педагогических способов воздействия на развитие музыкальных способностей детей.

Таким эффективным способом можно считать применение различных музыкально-дидактических игр в процессе взаимодействия с дошкольниками. Это даст возможность музыкальному руководителю разнообразить и обогатить комплекс методов, приемов и средств образовательного процесса.

На сегодняшний день неоспоримо положение о том, что дидактическая игра является мощным средством всестороннего развития личности ребенка, источником усвоения различных знаний и умений. Это специально организованный вид деятельности, который помогает изучению музыкального материала, ставит перед детьми определенные музыкально-дидактические задачи, учит их самостоятельному решению этих задач и ориентирована на активное творческое преобразование.

В музыкальном образовании дошкольников всегда придавалось особое значение дидактическим играм. Так как благодаря им развивается способность к осмысленному восприятию содержания и выразительных средств музыки, развивается музыкальность и творческая активность. Только в процессе применения комплекса музыкально-дидактических игр можно обеспечить полноценное музыкальное развитие ребенка.

К тому же, игры  помогают решить задачи музыкального развития детей во всех основных видах музыкальной деятельности: восприятии, пении, музыкально-ритмической деятельности, музицировании и творчестве.

Исходя из актуальности темы, были определены цель и задачи проекта.

2.1. Цель и задачи проекта

Цель проекта: 

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством применения музыкально-дидактических игр.

Задачи проекта:

1. Создать условия для развития музыкальных способностей дошкольников.

2. Обеспечить комплексный подход для музыкального развития детей посредством интеграции образовательных областей и применения различных педагогических технологий.

3. Развить музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

4. Организовать партнерское взаимодействие с родителями по вопросам музыкального развития детей на основе применения дидактических игр.

3. Особенности реализации проекта

Методологическим основанием для реализации  проекта являются:

  1. Теория деятельности, в рамках которой музыкальный руководитель должен помнить, что ребенок  как личность развивается именно в деятельности. Только через собственную деятельность он  усваивает научные достижения и культуру, способы познания мира, формирует и совершенствует личностные качества. Поэтому необходимо выстраивать такое взаимодействие с воспитанниками, при котором будет происходить не передача готовых знаний, а организация детской деятельности, в процессе которой дети сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных ситуаций и задач. Знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются только при условии активных действий самих дошкольников.
  2. Концепция личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия музыкального руководителя с детьми. В образовательном процессе очень важно ориентироваться на личность воспитанника, раскрытие его способностей, создание условий для самореализации ребенка, гармонии отношений с окружающими. Взаимодействие с детьми носит личностно-ориентированный характер.
  3. Интеграция образовательных областей по ФГОС и применение современных технологий в образовательном процессе. В данном случае у дошкольников формируются элементарные представления о различных видах музыкального искусства, ценностно-смысловое восприятие и понимание музыкальных произведений, развивается эстетическое отношение к окружающему миру. Таким образом, у каждого ребенка развивается позиция активного участника в музыкальной деятельности и исполнителя-создателя музыкальных произведений.

3.1. Механизм  оценки эффективности проекта

  1. Анкетирование родителей.
  2. Анализ реализации этапов проекта.
  3. Анализ продуктов проекта.
  4. Анализ развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по музыкальному развитию дошкольников.

5. Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике О.П. Радыновой из программы «Музыкальные шедевры» (см. Приложение 1).

3.2. Применение педагогических технологий

В проекте используются:

1. Здоровьесберегающие  технологии:

- дыхательная гимнастика (с использованием различных приспособлений: мыльных пузырей, салфеток, вертушек, ваты и др.);

- артикуляционная гимнастика (включены логопедические игры и упражнения, игры на ритмодекломацию, речедвигательные игры, коммуникативные игры);

- пальчиковые игры (комплекс различных движений и поз для пальцев рук).

2. Личностно-ориентированная технология. Педагогическая ценность этой технологии в том, что в рамках индивидуализации образовательной деятельности учитываются психологические и возрастные особенности каждого ребенка, его потенциальные возможности в музыкальной деятельности.

3. Игровые технологии. Самым эффективным средством для развития музыкальных способностей детей являются игровые технологии. В результате, игровые технологии позволяют:

- поддерживать самостоятельные игры детей;

- сформировать умения у воспитанников играть или заниматься каким-либо делом рядом и вместе со сверстниками;

- развить способности объединяться на основе интереса к деятельности.

4. Информационно-коммуникационные технологии. Применение данных технологий способствует формированию основ информационной культуры музыкального руководителя и воспитанников.

В проекте ИКТ используются для:

- подбора иллюстративного и дидактического материала;

- разработки информационных материалов: презентаций, видеосюжетов, видеороликов;

-  для методического сопровождения проекта;

- для  оформления документации, отчетов.

5. Развивающие технологии. Благодаря им у детей в процессе  проекта развиваются музыкальные представления и личностные качества. В рамках развивающих технологий применяются:

- игровые проблемные ситуации;

- проблемные и поисковые вопросы;

- карточки-схемы, творческие задания;

- игры: «Хорошо-плохо», «Да-нетка» (ТРИЗ) и др.

Таким образом, технологии помогают решить важнейшие современные задачи, а именно:

1) осуществить такое взаимодействие с детьми, при котором воспитанники самостоятельно узнают новые знания путём решения доступных проблемных ситуаций;

2) ориентировать  музыкального руководителя на потенциальные возможности каждого ребенка;

3) включить дошкольников не только в музыкальную, но и в активную речевую, познавательно-исследовательскую, художественно-эстетическую и физическую  деятельность.

4. Планирование деятельности

4.1. Организационный этап

Мероприятия этапа

Дата

1.

Проведение мониторинга образовательных потребностей родителей (анкетирование «Развитие музыкальных способностей у Вашего ребенка»).

Сентябрь

2.

Проведение вводной диагностики музыкальных способностей детей.

Сентябрь

3.

Проведение консультаций:

-  для педагогов «Реализация образовательного потенциала группы по развитию музыкальных способностей у воспитанников»;

- для родителей «Как развивать музыкальные способности детей в домашних условиях».

Сентябрь

4.

Разработка буклетов, папок-передвижек: «Что такое музыкальные способности?», «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», «Как развить творческую самостоятельность ребенка в музыкальной деятельности».

Октябрь

5.

Разработка плана совместных мероприятий с родителями и педагогами.

Октябрь

6.

Разработка компьютерных музыкально-дидактических игр и подбор цифрового иллюстративного материала для игр.

Октябрь

4.2.  Деятельностный этап

Мероприятия этапа

Дата

1.

Знакомство детей в процессе ООД и режимных моментов с разнообразными дидактическими играми и пособиями во всех видах музыкальной деятельности (из пособий Н.А. Ветлугиной, Н.Г. Кононовой,  А.Н. Зиминой, З.Я Роот, Э.П. Костиной и др.)

В течение всего проекта

2.

Проведение творческой мастерской для родителей по изготовлению музыкально-дидактических игр.

Ноябрь

3.

Открытое образовательное мероприятие «Музыкальная шкатулка» (занятие на основе музыкально-дидактических игр и с применением различных технологий).

Ноябрь

4.

Проведение мастер-класса для родителей «Как играть с детьми в музыкально-дидактические игры».

Декабрь

5.

Организация смотра-конкурса предметно-пространственной среды в группах по развитию музыкальных способностей воспитанников.

Январь

6.

Организация игрового моделирования с воспитателями «Педагогическое сопровождение самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе».

Январь

7.

Проведение совместного с родителями тематического досуга «Музыкальные игры нашей семьи».

Февраль

8.

Проведение творческой мастерской «Музыкальные эксперименты».

Март

9.

Проведение  итогового мероприятия «Юные музыканты».

Апрель

4.3. Обобщающий этап

Мероприятия этапа

Дата

1.

Анкетирование родителей с целью реализации задач проекта.

Май

2.

Анализ  соответствия оснащенности групп и музыкального зала оборудованием и пособиями, способствующими музыкальному  развитию дошкольников.

Май

3.

Проведение итоговых диагностических мероприятий с детьми.

Май

4.

Итоговое мероприятие совместно с родителями «Юные музыканты».

Май

5.

Представление результатов проекта в форме:

1. Презентации «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи».

2. Фотовыставки «Музыкально-дидактические игры для дошкольников».

3. Оформления методической папки «Применение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».

4. Публикации «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения музыкально-дидактических игр в образовательной деятельности».

Май

5. Литература:

  1. Виноградов Л. Развитие музыкальных способностей у дошкольников.- М.: Издательство: Речь, 2009.
  2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008.
  3. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Замуруева О.В. Развиваем музыкальный и ритмический слух. – М.: Феникс, 2015.
  5. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.- М, Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  6. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: учебное пособие для воспитателей и музыкальных руководителей дет. садов. — М.: Просвещение, 1986.
  7. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. - М.: Просвещение, 1982.
  8. Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
  9. Лазарева О. Ю., Шестакова Л. А. Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 164-167. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1309/ (дата обращения: 04.11.2018).
  10. Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2007.
  11. Микляева Н.В., Галкина М.А., Демина В.А. Музыкальное развитие дошкольников. - М: Сфера, 2015.
  12. Равчеева И.П. Организация, проведение и формы музыкальных игр. Интеллектуально-творческое развитие старших дошкольников – Волгоград, Учитель, 2015.
  13.  Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  14. Роот З.Я. «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста» Айрс-Пресс – 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Мастерская Деда Мороза"

Педагогический проект "Мастерская Деда Мороза"Презентация проекта "Мастерская Деда Мороза"...

Педагогический проект «Мастерская добрых дел» Тип проекта: долгосрочный социально - творческий детско – родительский

В условиях кардинальных изменений в социальной  жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и ДОУ являются  особенно актуальными. Наиболее существенным ф...

Технологическая карта педагогического проекта «Мастерская природы»

Технологическая картапедагогического проекта Автор проекта: Ливерко М.А.Название проекта: «Мастерская природы»Тип проекта: информационно-творческий, долгосрочныйВозраст воспитанников:...

Педагогический проект "Мастерская природы"

Педагогический проект по экологии "Мастерская природы" для детей старшей, подготовительной группы...

Программа по самообразованию социально-педагогической направленности "Мастерская жизни Ай да Я"

Программа "Мастерская жизни Ай да Я" имеет социально0-педагогическую направленность и может быть использована в период адаптации детей к детскому осаду. В программе подробно описаны как рабо...

Диплом Международного педагогического конкурса «Мастерская педагога – 2021», 09.12.2021

Диплом Международного педагогического конкурса «Мастерская педагога – 2021», 09.12.2021...

Диплом Международного педагогического конкурса «Мастерская педагога – 2022», 12.01.2022

Международный педагогический конкурс «Мастерская педагога – 2022», 12.01.2022...