НОД «Музыка». Интегрированное занятие-путешествие с применением интерактивной доски «Звуки вокруг нас»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Абакумова Наталья Вячеславовна

1. Возрастная группа: Старшая группа.
2. Цель:  Познакомить и расширять представления детей о разнообразии звуков, их свойствах.

3. Задачи:

 Образовательная: Формировать умение правильно называть и подразделять музыкальные звуки, в зависимости от материала изготовления инструментов, с помощью которых эти звуки получаются.

Развивающая: Развивать музыкальный слух путем дифференцировки звуков по разным основаниям: шумовые и музыкальные, по виду материала изготовления.

 Развивать у детей коммуникативные навыки при работе в парах, социальную компетентность в процессе музыкально-исполнительской деятельности и танцевального творчества.

Продолжать развивать музыкальную и творческую одаренность в детях.

Воспитательная:  Воспитывать культуру слушания музыки  эмоциональную отзывчивость, побуждать выполнять групповые правила, соблюдать культуру общения. 

4. Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие, интеграция  познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abakumova_n.v._konspekt_zanyatiya_dlya_konkursa.docx29.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

НОД «Музыка». Интегрированное занятие-путешествие с применением интерактивной доски «Звуки вокруг нас»

Музыкальный руководитель:  Абакумова Наталья Вячеславовна

1. Возрастная группа: Старшая группа.
2. Цель:  Познакомить и расширять представления детей о разнообразии звуков, их свойствах.

3. Задачи:

 Образовательная: Формировать умение правильно называть и подразделять музыкальные звуки, в зависимости от материала изготовления инструментов, с помощью которых эти звуки получаются.

Развивающая: Развивать музыкальный слух путем дифференцировки звуков по разным основаниям: шумовые и музыкальные, по виду материала изготовления.

 Развивать у детей коммуникативные навыки при работе в парах, социальную компетентность в процессе музыкально-исполнительской деятельности и танцевального творчества.

Продолжать развивать музыкальную и творческую одаренность в детях.

Воспитательная:  Воспитывать культуру слушания музыки  эмоциональную отзывчивость, побуждать выполнять групповые правила, соблюдать культуру общения. 

4. Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие, интеграция  познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

5. Вид детской деятельности: Музыкально – художественная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

6. Форма организации детей: фронтальная, работа в парах.

7. Методы и приемы: беседа с детьми, учебный диалог, ансамблевая работа, наглядно-слуховой и наглядно-зрительный метод.

8. Материал и оборудование:

Интерактивная доска с наглядно-демонстрационным  материалом, музыкальные инструменты, материалы для опытов (пластиковые бутылочки, совочки, наполнители: горох, фасоль, вода, песок, рис), музыкально-дидактическая игра «Выбери инструменты», фортепиано, ноутбук с аудиозаписями, колонки.

1ч. Организационная

Ход занятия.

Дети входят в зал под музыкальное произведение «Ода музыке» и встают полукругом.

Приветствие  детей (стоя в полукруге дети выполняют ритмическую гимнастику)

Воспитатель:

 Доброе утро! (разводят руки в стороны и слегка поворачиваются)

Улыбнись поскорее! (кланяются друг другу).

И весь день сегодня ("пружинка")

Будет для всех веселее.

Доброе утро скажем гостям   (дети говорят «Доброе утро»)

И они улыбнутся тоже нам.    (поднимают ручки вверх).

Воспитатель: А теперь я предлагаю поздороваться по-другому под музыку с Натальей Вячеславовной.

Муз: Попевка-приветствие: «Рада видеть вас всех я, на занятии у себя, вы готовы начитать? Песни петь и танцевать? Так начнем?»

Дети отвечают: Так начнем, мы станцуем и споем.

Воспитатель предлагает детям присеть на стульчики.

 Дети произносят: друга за руки бери и на стульчик проходи.

2ч.  Основная

Муз.рук: Дети, а на чём я сейчас играла?

Дети: фортепиано

Это музыкальный инструмент.

Муз.рук: А что же издают музыкальные инструменты

Дети: (ответы)

Муз.рук: Звуки прозвучавшие на музыкальном инструменте называются музыкальными.

-Я знаю, что звуки могут издавать любые предметы. Даже мы с вами.

Давайте поиграем. Внимание на доску.      доска с карточками-картинками -руки, ноги, рот )

 Воспитатель указывает на одну из картинок по очереди:дети хлопают, топают, шумят.

Муз.рук: Дети, что мы сейчас делали?

Дети: Топали, хлопали, шумели.

Муз.рук: Такие звуки называются – шумы. Мы с вами шумели.

Муз.рук: Я вам предлагаю закрыть глаза и послушать другие звуки вокруг нас. Ребята, что вы сейчас слышите?

Дети: Шум ветра, кто-то ходит, машина едет и пр.

Воспитатель: Что будет, если исчезнут все звуки на земле?

Дети: Будет очень тихо, мы ничего не услышим, нельзя будет общаться, разговаривать, будет скучно и не интересно.

Воспитатель: Все на свете дети знают,

                Звуки разные бывают.

                Журавлей прощальный клёкот,

                Самолёта громкий ропот.

                Гул машины во дворе,

                Лай собаки в конуре.

                Стук  колёс и шум станка,

                Тихий шелест ветерка…

                Это звуки ШУМОВЫЕ!

Ребята, так что же  такое звук?

Дети: отвечают

Вывод: Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.

(отобразить на доске  глаз, ухо, волна)

Муз.рук: А вы хотите сами сделать звуки?

Воспитатель: Сейчас мы вас приглашаем в волшебную лабораторию по созданию звуков.

Работать в ней мы будем парами.  (Инструкция по поведению)

Введение в проблемную ситуацию:

(На столе перед детьми стоят бутылочки и тарелочки)

Воспитатель: Дети, у меня на столе бутылочки, они пустые. Если я их потрясу...будет звук? (нет)   Как сделать чтобы звук появился? (ответы детей)

На тарелочках лежат разные наполнители: каштаны, фасоль, рис.

- Наполните свою бутылочку. Закройте бутылочки и потрясите их.

Муз.рук: А теперь сравните, одинаково ли звучат ваши бутылочки?

- Дети объясняют, почему бутылочки  звучат по-разному.

Воспитатель: Все верно,  разные предметы звучат по-разному в зависимости от материала.  Мы с вами создавали шумовые звуки.

                     Только есть ещё другие.

                Не шуршащие, ни стучащие –

                А есть звуки-музыкальные!

Исполнение песни «Мир музыки» (дети выходят на полукруг)

Муз.рук.: Я приглашаю вас в путешествие, в страну «Звуков», где мы познакомимся с другими видами звуков! Вы согласны отправится в путешествие?

Воспитатель: Все занимаем места в музыкальном экспрессе. (на доске паровоз с 3-мя вагончиками)

Звучит песня «Паровоз», дети двигаются змейкой по залу и проходят на стулья.

Первая станция «Деревянных звуков»

Муз.рук. Мы попали на станцию деревянных звуков. Как вы думайте, почему эта станция так называется?               (стол с деревянными инструментами)

Дети: здесь находятся деревянные инструменты.

Муз рук: Что это у меня в руках? (беру ложки) Послушаем как они звучат.

Воспитатель по очереди играет на инструментах: трещетке, рубель, маракас.

-Какой звук издают эти музыкальные инструменты?

Дети: сухой, деревянный, глухой

Воспитатель:  Деревянный звук какой?

Он стучащий и сухой.

Тёплый и трескучий,

Тихий и гремучий.

Муз рук: А вы хотите  на них поиграть?

«Шумовой Оркестр» (берут инструменты и встают полукругом)

музыкальное сопровождение р.н.п. «Ах, вы сени мои сени»

Воспитатель: В руках настоящих музыкантов ложки становятся просто волшебными.

Скажите, ребята, сегодня инструменты в ваших руках молчали?

Муз. рук:  Вот сколько полезного мы узнали на этой станции, а наше путешествие продолжается. Звучит музыка.

Следующая станция «Металлических звуков»

Муз. рук: Ребята, посмотрите, какое большое разнообразие музыкальных инструментов. (на интерактивной доске игра) Подумайте, и найдите те инструменты, которые издают металлические звуки. 

Дети: Выходят по одному и выкладывают на фланелеграф на доске. 

Воспитатель: Дети, согласны? (да или нет смотрим)

(на столе за доской  находятся металлические инструменты)

Муз. рук:  (играет на каждом выбранном ребенком инструменте и дает им характеристику)

Дети послушайте, как звучит треугольник. Треугольник звучит высоко, звонко и нежно, и придает музыке еще больший блеск, живость и задор.

А металлофон наполняет музыку своими разнообразными, выразительными возможностями.

Музыкальный  инструмент – тарелки – плоские металлические пластинки – это ударный инструмент. Звук извлекается ударом тарелок друг о друга. Звук тарелок, в зависимости от способа и силы удара, может получиться самый разнообразный – от звонкого, пронзительного, до еле слышного. (Показывает способы игры на тарелках)

Колокольчики и бубенчики придают музыке необычный, фантастический колорит.

Воспитатель: Я предлагаю взять бубенчики, станцевать красивый танец и насладятся необычным звучанием металлических инструментов.

Танец с бубенчиками (музыкальное сопровождение по выбору)

Муз рук:  Молодцы дети! Какой красивый и мелодичный танец.

Наш поезд продолжает свое следование, мы приближаемся к последней станции.

(Дети двигаются по залу паровозиком)

Муз.рук:  Я предлагаю вам поиграть в игру «Что звучит?»

Вы должны внимательно послушать и отгадать, какой звучит звук: деревянный, металлический или какой -то другой.  Готовы?        (звук слышно из-за доски)

-Дети, какой новый звук вы услышали?

Ответы детей.

Муз.рук.  достает бокал и показывает, играет на нем. Звук наш  хрустальный, стеклянный.

Потому что он сделан из стекла.

Воспитатель: Мы с вами оказались на станции хрустальных звуков

 (показать на доске картинку с вагончиком)

Сейчас каждый из вас попробует извлечь звук.  Дети по кругу передают бокал с палочкой и издают звук.     (после проходят на стульчики)

Муз.рук: Показывает установку с хрустальными палочками и игает на ней.

Вам понравился хрустальный звук? Что вы представили, пока он звучал? (ответы)

На следующем занятии мы еще раз послушаем с вами и поговорим подробнее о хрустальных звуках.

3ч. Заключительная

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие.

Что вам понравилось больше всего? Что было сложным? Дети, какой новый звук вы услышали?

Дети отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, впечатление.

Муз рук:  Закончить наше путешествие  я хочу стихотворением:

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину…

Как гуляет кот по крыше,

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

Дети: (хором)

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и «невкусный»!

Воспитатель: Фея музыкальных звуков передает  вам вот такие альбомы-раскраски, в которых вы найдете много музыкальных инструментов, издающих разнообразные звуки.

Дети говорят спасибо, до свидания и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивной доски в дошкольном образовании

Преимущества интерактивной доски Примеры использования интерактивной доски...

Применение интерактивной доски и электронных образовательных ресурсов в дошкольном образовании

Обучение детей младшего возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями....

Игра для интерактивной доски МИР ВОКРУГ НАС

Игра для интерактивной доски Мир вокруг нас...

Конспект занятия с применением интерактивной доски в средней группе № 1 «Радуга» На тему «Дружба чудесное слово!», Интерактивная игра «Дружба чудесное слово!»

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной, привлекат...