Участники: музыкальный руководитель, воспитатель, дети подготовительной группы.
Дети входят в зал под фонограмму «Приходите в гости к нам», проходят «змейкой», становятся в хоровод, выполняют танцевальные движения.
М. р. (поет): Добрый день!
Дети (поют): Добрый день! Заниматься нам не лень!
М. р.: Сказка, сказка – небылица,
Слышишь, музыка, как птица,
Ввысь взлетела, как стрела,
Волшебством и чудесами
Возвратится к нам она.
– Дети, вы любите сказки? Почему? А кто сочиняет сказки? (Ответы детей)
– А рисовать вы любите? Почему? Кто рисует большие и не очень большие картины? (Ответы детей)
– А любите ли вы петь песни и играть на детских музыкальных инструмен-тах? Почему? (Ответы детей)
– А кто сочиняет песни, которые вы поете и музыку, которую вы слушаете?
(Ответы детей).
– Чем рисуют художники? (Ответы детей)
– Как вы думаете, можно ли нарисовать картину музыкальными звуками?
(Ответы детей) .
– Чем рисует музыкальную картину композитор? (Ответы детей) .
Сегодня я приглашаю вас посетить выставку музыкальных картин. Хотите?
(после утвердительного ответа детей звучит пьеса «Прогулка», и, соблюдая ритмичность, дети проходят «змейкой» спокойным шагом по залу и садятся на стульчики).
Музыкальные картины нарисовал звуками известный всему миру великий русский композитор, которого даже зовут по-сказочному – Модест Петрович Мусоргский. А дело было так. Был у Модеста Петровича близкий друг – художник и архитектор (это тот, кто придумывает разные проекты – домов, мостов, разных сооружений). Звали его Виктор Александрович Гартман. Он создал много разных проектов, нарисовал много рисунков, акварелей, театральных декораций, даже театральных костюмов.
И вот однажды друзья художника решили организовать выставку его работ. Среди посетителей был и Модест Петрович Мусоргский. Работы художника Гартмана произвели на композитора такое сильное впечатление, что он решил создать музыкальнуюпрогулку по воображаемой выставочной галерее. Так на свет появилась серия музыкальных картин – сюита «Картинки с выставки».
Слово «сюита» для вас новое, непонятное. Что же оно обозначает? Это очень легко запомнить: сюита – одно произведение. В сюите «Картинки с выставки» посетитель выставки вместе с композитором как бы прогуливается от одной картины к другой: вот сказочный гном, а вот старый замок, а вот дети, играющие в парке, а вот мрачное холодное подземелье – римские катакомбы, а вот часы в виде избушки на курьих ножках, а вот костюм смешных вылупляющихся из скорлупы цыплят. А вот архитектурный проект городских ворот в городе Киеве – древней столице русского государства.
Очень интересную сказочную музыкальную картину решил написать Мусоргский, когда увидел на выставке эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках.
А кто хозяйка избушки?
– Хозяйка избушки на курьих ножках – Баба Яга! (кликнуть мышкой)
Композитор немного пофантазировал и изобразил в пьесе эту самую хозяйку избушки на курьих ножках – Бабу Ягу. Сейчас мы с вами с помощью музыки Мусоргского, которая звучит в мультфильме «Картинки с выставки», отправимся вместе с Машенькой в лес, где и встретим Бабу Ягу. В мультфильме герои не произносят ни одного слова, за них говорит музыка. Музыка изображает, как Баба Яга резко отталкивается от земли и начинает свой полет. А что произойдет дальше, послушаем и посмотрим.
Вопросы для беседы:
- Какой характер у Бабы Яги?
- Какими музыкальными красками (звуками) рисует композитор образ Бабы Яги? (резкими, громкими, отрывистыми… Баба Яга злая, она обижает маленьких зверюшек)
- Как изменился характер музыки, когда в лесу появилась Машенька? (Музыка стала тревожная, таинственная, мрачная, потому что в лесу девочке страшно.)
- Как Машенька очутилась в избушке на курьих ножках?
- Кто помог Машеньке убежать от Бабы Яги?
А вы хотите превратиться в сказочных героев? (Хотим) Тогда надеваем маски и создаем музыкальную картину сами.
Распределить роли между детьми: Баба Яга, Машеньа, зайчик, медвежонок, ежик, лисичка. Кому не хватило ролей персонажей мультфильма, исполняют роли ветра, радуги, лесных цветов. Надеть атрибуты, вместе с детьми придумать движения и выполнять их под музыку.
Импровизация на музыку «Избушка на курьих ножках»
Вот Машенька с помощью зверят убежала от злой Бабы Яги. Она вышла на тропинку, увидела еще один домик, но сразу заходить не стала, решила сначала проверить, нет ли там какой-нибудь опасности. И что же она там увидела? Очень забавную сценку: цыплята, едва вылупившись из яиц, устроили в курятнике самый настоящий балет. Модест Петрович Мусоргский увидел на выставке рисунок своего друга художника – эскиз балетных костюмов в виде птенцов в яичной скорлупе. Композитор пофантазировал и сочинил пьесу, которая так и называется – «Балет невылупившихся птенцов».
Фрагмент м/ф «Картинки с выставки» -
«Балет невылупившихся птенцов»
Вы улыбались, а некоторые даже смеялись, когда слушали музыку и смотрели, как цыплята вылупляются из яиц и сразу начинают танцевать.
Вопросы для беседы:
– А почему вам было весело?
– Кто хочет рассказать, как танцевали цыплята?
– А вы сможете потанцевать, как цыплята?
– Давайте вспомним, с чего начинался танец?
– Как продолжался?
– Какие движения у цыплят были в конце танца?
– Попробуем потанцевать?
Танец-импровизация «Балет невылупившихся птенцов»
Надевают шапочки цыплят и танцуют (по желанию) мальчики и девочки парами.
Какие у нас замечательные цыплята-артисты!
М. р.: Наша встреча со сказкой подошла к концу. До свидания, сказка, которая живет в музыке, до следующей встречи!
(поет): До свиданья!
Дети (поют): До свиданья!
Дети покидают зал под музыку