Музыкально-дидактические игры на основе ТРИЗ-технологий
учебно-методический материал по музыке

Ильина Наталья Николаевна

В дошкольном возрасте ребёнок начинает осознавать своё «Я», выделять себя из мира, в это время у него возникает интерес к своей жизни. Происходят значительные изменения во всех сферах его психики – когнитивной, эмоциональной, волевой. Они проявляют в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей.

«Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать». Это высказывание Дж. Родари можно в полной мере отнести к ТРИЗ.

Данная методическая разработка предназначена для развития детей дошкольного возраста всеми  видами музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмические движения) при помощи ТРИЗ-технологий. Она раскрывает аспекты развития творческой деятельности дошкольника, развития логического мышления, фантазии, коммуникативных качеств, решение проблемных ситуаций.

Также методическая разработка может быть интересна воспитателям ДОУ, руководителям музыкальных студий и родителям детей дошкольного возраста.

ТРИЗ подходит для всех, кто хочет развить творческую деятельность дошкольника. С помощью этой технологии можно успешно активизировать изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление дошкольника, а так же эффективнее использовать основную программу обучения.

Цель ТРИЗ – научить детей понимать происходящие процессы, воспитывать качества творческой личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-didakticheskie_igry_triz.docx16.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактические игры
на основе ТРИЗ-технологий

 

«Что умеет делать?»

Правила игры

Объект отгадать с помощь загадки. Дети должны определить, что умеет делать объект или что можно сделать с его помощью.

Ход игры

Музыкальный руководитель: Что может деревянная ложка?

Дети: Ложкой едят, мешают еду в кастрюле. Деревянную ложку можно разрисовать красками. На деревянных ложках можно играть музыку (стучать).

«Мои друзья»

Правила игры

Музыкальный  руководитель предлагает одним детям взять деревянные инструменты (заместители) – ложки, палочки, кубики, «копытце», другим детям металлические инструменты – колокольчики, треугольники. Музыкальный руководитель выбирает любое свойство этих инструментов и называет его. Дети, музыкальные инструменты (заместители) которых имеют это свойство, играют на нём.

Ход игры.

Музыкальный руководитель: Я - дождик. Мои друзья – лёгкие капельки, которые скачут по лужам.

Играют дети, у которых колокольчики и треугольники.

Музыкальный руководитель: Я – лошадка. Мои друзья копытца, которые скачут по дорожке.

Играют дети с деревянными музыкальными инструментами (заместителями).

«Чем был – чем стал»

Правила игры

Музыкальный руководитель называет материал, а дети называют объект материального мира, в котором этот материал присутствует.

Ход игры

Музыкальный руководитель: Это было деревом, а чем оно стало для музыканта?

Дети: Музыкальными инструментами – ложки, балалайка, фортепиано, скрипка.

 «Теремок»

( игра на развитие тембрового чувства и звукоподражания )

Правила игры

Музыкальный руководитель выполняет роль ведущего. Каждый приходящий в теремок сможет туда попасть, если исполнит ключевые слова: «Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?» в соответствии с выбранным образом. Ведущий определяет точность исполнения. Число участников не ограничено.

 

«Волшебные картинки»

(игра на развитие образного мышления, фантазии)

Правила игры

Дети садятся по-турецки. Звучит музыка и дети пальчиком в воздухе «рисуют» картину. После игры рассказывают, что они «нарисовали».

 

Детям нравятся яркие, знакомые образы, лучше из сказок. Поэтому появились игры с «Колобком».

 

«Кого встретил колобок»

( игра на развитие тембрового чувства )

Ход игры

Дети стоят по кругу, в середине водящий с мячом – « колобком». Водящий  бросает играющим мяч и называет персонажа из сказки: заяц, медведь, волк, дед, баба, лиса. Тот, кто ловит мяч, должен проговорить «Колобок, колобок, я тебя съем» голосом с интонацией предложенного персонажа.

«Раньше – позже»

Цель

Учить определять временную зависимость, умение логически мыслить.

Ход игры

Ведущий называет ситуацию, а дети говорят, что было до этого или что будет позже.

Например: в театре зазвучала музыка.

Вопрос: что было до этого? или что будет после этого?

Предполагаемые ответы: мы собирались в театр; началось представление.

Ведущий выбирает ответ и последующие  вопросы  исходят из новой ситуации.

Например: Как мы собирались в театр? Что одевали? Как добирались до театра? или С музыкой или без музыки шёл спектакль? Про кого был спектакль?

 

«Узнай меня»

Цель: учить описывать музыкальный  инструмент (заместитель).

Ход игры

Сначала музыкальный руководитель, а потом ребёнок  называет форму, свойства какого-то музыкального инструмента.

Например

- Я круглый, у меня голос громкий, чёткий, со мной хорошо ходить, чтобы я звучал нужны палочки. (барабан)

- У меня много кнопочек, они разного цвета, со мной хорошо петь частушки, плясать,  между одной моей половинкой и второй – заборчик. (гармошка)

«Путаница на концерте»

Цель

Учить подбирать слова по смыслу, убирать лишнее слово.

Ход игры

- Ребята, мне Незнайка рассказал о том, как он ходил в концерт. Но он всё перепутал. Давайте ему поможем.

Игрушка «Незнайка» в руках музыкального руководителя рассказывает:

- В концерте выступали берёзы (артисты).

- После выступления артистов зрители плакали (хлопали).

- На сцене сидело много птиц (музыкантов).

- Ими руководил стул (дирижёр).

«Вопрос – ответ»

Цель

Развивать фантазию, умение рассуждать.

Ход игры

Дети стоят в шеренгу. Ведущий поочерёдно бросает мяч ребятам и задаёт вопрос. Если ребёнок возвращает мяч с ответом, он делает шаг вперёд, если ответа нет – остаётся на месте. Выигрывает тот, кто первым дойдёт до конца.

Примерные вопросы

- Кому из музыкантов нужна деревянная палочка?

- Какой музыкант не держит свой инструмент в руках?

- Какой музыкант сильно надувает щёки?

- Кто руками машет, а не музыкант?

- Кто руками машет, а не поёт?

- В неё дуют, а звука нет.

- Кому на сцене нужна палочка?

Ответы могут быть точными, а могут быть с фантазией.

«На чём ты играешь?»

Цель

Развитие логического мышления, видение причинно-следственных связей, научить задавать конкретные вопросы.

Ход игры

Перед ребятами картинка с изображением музыкального инструмента. Водящий стоит за картинкой. Его задача своими вопросами узнать, что это за инструмент.

Например

На картинке изображена скрипка.

- Это ударный (струнный, духовой, клавишный) инструмент.

- У него нежный звук?

- Он играет громко?

- Чем извлекают звук?

«Представь себе»

Цель

Развитие воображения.

Ход игры

Музыкальный руководитель задаёт вопрос: «Если бы  на земле были одни барабаны, какая музыка нас окружала?»

«А если одни трубы?»

«А если только гитары?»

 

«Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

Ход игры

Дети договариваются между собой, кого они будут показывать.

Водящий спрашивает: Где вы были?

Дети отвечают: Где мы были - мы не скажем, а что делали – покажем.

Дети показывают, на чём играет представленный ими музыкант или показывают певца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка дидактического материала на основе ТРИЗ-технологии системный оператор. «Радужная коробочка».

Участники: дети дошкольного возраста.Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Развить гибкость,...

Кольца Луллия. Создание речевой среды на основе ТРИЗ-технологии.

ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем». Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовую ин...

«Музыкально-дидактические игры на основе ТРИЗ-технологий»

Цель ТРИЗ – научить детей понимать происходящие процессы, воспитывать качества творческой личности....

Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....

Мастер-класс на тему: "Использование игр на основе ТРИЗ технологии для развития связной речи и обогащения словаря"

ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечеств...

Мастер - класс «Использование игр на основе ТРИЗ технологии для развития речи дошкольников»

Использование ТРИЗ-игр позволяет активно развивать у детей все компоненты устной речи (обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя  и связной речи). ТРИЗ даёт детям возможность п...