Разработка дидактического материала на основе ТРИЗ-технологии системный оператор. «Радужная коробочка».
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Участники: дети дошкольного возраста.
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Развить гибкость, подвижность мышления, с другой стороны развивает речь и творческое воображение. Используется при анализе характеристик героя, любого литературного произведения.
Цель разработки пособия:
– Определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, способность познать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость творчества.
Задачи:
- развитие коммуникативных способностей (ведение дискуссий, тактичная оценка точек зрений товарищей, взаимодействие с воспитателем, умение строить аргументированное высказывание и придерживаться принципов доброжелательного отстаивания собственного мнения и пр.);
- стимулирование творческой активности при решении проблемы;
- формирование желания и готовности не сидеть и молчать, а, не стесняясь, выдавать множество мыслей на заданную тему.
Принципы создания дидактического материала:
Обогащение речевого и театрального центров, стимулирование речевой и познавательной, активности детей, реализация принципов соответствия возрастным особенностям детей, доступность, безопасность, эффективность образовательного процесса.
Содержание дидактического материала:
Данный дидактический материал позволяет в совместной игре с детьми формировать у них новый способ игровых умений - совместное сюжетосложение. Применяется уже со второй младшей группы. Дописать экраны – в старшем до девяти .
Дидактический материал представляет собой игру на основе ТРИЗ-технологии «Системный оператор». Метод помогает сформировать целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта. Значение системного анализа:
- Помогает разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система); знакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют
- Способствует формированию способности анализировать действия объекта с учётом временной шкалы (прошлое, настоящее, будущее) на уровне системы, подсистемы и подсистемы.
В работе со старшими дошкольниками используется расширенный, девятиэкранный вариант приёма «Волшебный экран».
Для младших дошкольников применяют три или пять элементов, расположенных в горизонтальном или вертикальном ряду.
Аналогичным образом можно выстраивать интересный познавательный разговор во время игр и прогулок, например, о том, почему идёт дождь, падают снежинки, появляется радуга, летают птички и бабочки, растут деревья и цветы и т. д. «Системный оператор» — помогает развить системное и логическое мышление.
Пособие предназначено для развития гибкости, подвижности мышления, с другой стороны развивает речь и творческое воображение. Нами представлена радужная коробочка с различными картосхемами: пазлы (составные части предмета), открытая книга (начало действия), песочные часы (предлагается вспомнить прошлое предмета или сказки, рассказа и т.д), знак вопроса (придумать свое продолжение сказки, рассказа или будущее персонажа).Также можно придумать и другие символы, которые будут понятны детям с учетом их возрастных особенностей.
Материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений при ознакомлении детей с окружающим миром, при ознакомлении с предметами и их составными частями, при ознакомлении с художественными произведениями - при закреплении образа сказочного персонажа.
Место использования в педагогическом процессе:
Данное пособие используется в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, социально-коммуникативной деятельности, как в индивидуальной, так и в совместной игровой деятельности детей. Особое внимание уделяется подбору карточек-символов при ознакомлении (закреплении) с тем или иным предметом или сказкой.
Изготовление «Радужной коробочки»: для изготовления коробочки нужны 5 квадратов размером 25*25см, использовался двухсторонний цветной картон, квадраты скрепляются между собой на пружинах.
Правила использования коробочки:
1 вариант: могут участвовать все желающие дети. Используется одна коробочка большего размера (40*40см), она прикрепляется на доску, и дети путешествуют вместе с воспитателем, по всем экранам.
2 вариант: участвует подгруппа детей, у каждого своя «Радужная коробочка» и набор карточек - символов к ней, дети все вместе путешествуют используя один сюжет сказки, а можно дать на выбор каждому ребенку сказку (предмет) и ребенок используя карточки-символы составляет рассказ-описание предмета или вспоминает выбранную сказку.
3 вариант: когда дети работают в парах, они договариваются, о чем они будут рассказывать, выбирают сообща (предмет или сказку).
Пример игры с пособием (с подгруппой детей):
Воспитатель: «Ребята, сегодня я вам предлагаю покатать нашего сказочного героя Буратино по нашей пятиэкранке. Сначала поедем вниз на синий экран - здесь нужно назвать части тела Буратино(руки, ноги, голова, туловище и т.д.), теперь едем наверх, что находится на третьем этаже? Здесь нужно сказать, где мы можем встретить Буратино (м/ф, сказка, игрушка, в книге), едем влево на желтый экран - давайте вспомним, чем был Буратино в прошлом (поленом),и едем на голубой экран- давайте придумаем, кем может стать Буратино в будущем (ответы детей).
Таким образом, представленная технология является средством развития творческих способностей, предполагающих особое внимание и к личности ребенка, и к его музыкально-театральным интересам, а так же к дальнейшему развитию. Что является стимулом для нас продолжить работу в том же направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_didakticheskogo_materiala_na_osnove_triz.docx | 542.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка дидактического материала на основе ТРИЗ-технологии системный оператор.
«Радужная коробочка».
Участники: дети дошкольного возраста.
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Развить гибкость, подвижность мышления, с другой стороны развивает речь и творческое воображение. Используется при анализе характеристик героя, любого литературного произведения.
Цель разработки пособия:
– Определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, способность познать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость творчества.
Задачи:
- развитие коммуникативных способностей (ведение дискуссий, тактичная оценка точек зрений товарищей, взаимодействие с воспитателем, умение строить аргументированное высказывание и придерживаться принципов доброжелательного отстаивания собственного мнения и пр.);
- стимулирование творческой активности при решении проблемы;
- формирование желания и готовности не сидеть и молчать, а, не стесняясь, выдавать множество мыслей на заданную тему.
Принципы создания дидактического материала:
Обогащение речевого и театрального центров, стимулирование речевой и познавательной, активности детей, реализация принципов соответствия возрастным особенностям детей, доступность, безопасность, эффективность образовательного процесса.
Содержание дидактического материала:
Данный дидактический материал позволяет в совместной игре с детьми формировать у них новый способ игровых умений - совместное сюжетосложение. Применяется уже со второй младшей группы. Дописать экраны – в старшем до девяти .
Дидактический материал представляет собой игру на основе ТРИЗ-технологии «Системный оператор». Метод помогает сформировать целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта. Значение системного анализа:
- Помогает разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система); знакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют
- Способствует формированию способности анализировать действия объекта с учётом временной шкалы (прошлое, настоящее, будущее) на уровне системы, подсистемы и подсистемы.
В работе со старшими дошкольниками используется расширенный, девятиэкранный вариант приёма «Волшебный экран».
Для младших дошкольников применяют три или пять элементов, расположенных в горизонтальном или вертикальном ряду.
Аналогичным образом можно выстраивать интересный познавательный разговор во время игр и прогулок, например, о том, почему идёт дождь, падают снежинки, появляется радуга, летают птички и бабочки, растут деревья и цветы и т. д. «Системный оператор» — помогает развить системное и логическое мышление.
Пособие предназначено для развития гибкости, подвижности мышления, с другой стороны развивает речь и творческое воображение. Нами представлена радужная коробочка с различными картосхемами: пазлы (составные части предмета), открытая книга (начало действия), песочные часы (предлагается вспомнить прошлое предмета или сказки, рассказа и т.д), знак вопроса (придумать свое продолжение сказки, рассказа или будущее персонажа).Также можно придумать и другие символы, которые будут понятны детям с учетом их возрастных особенностей.
Материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений при ознакомлении детей с окружающим миром, при ознакомлении с предметами и их составными частями, при ознакомлении с художественными произведениями - при закреплении образа сказочного персонажа.
Место использования в педагогическом процессе:
Данное пособие используется в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, социально-коммуникативной деятельности, как в индивидуальной, так и в совместной игровой деятельности детей. Особое внимание уделяется подбору карточек-символов при ознакомлении (закреплении) с тем или иным предметом или сказкой.
Изготовление «Радужной коробочки»: для изготовления коробочки нужны 5 квадратов размером 25*25см, использовался двухсторонний цветной картон, квадраты скрепляются между собой на пружинах.
Правила использования коробочки:
1 вариант: могут участвовать все желающие дети. Используется одна коробочка большего размера (40*40см), она прикрепляется на доску, и дети путешествуют вместе с воспитателем, по всем экранам.
2 вариант: участвует подгруппа детей, у каждого своя «Радужная коробочка» и набор карточек - символов к ней, дети все вместе путешествуют используя один сюжет сказки, а можно дать на выбор каждому ребенку сказку (предмет) и ребенок используя карточки-символы составляет рассказ-описание предмета или вспоминает выбранную сказку.
3 вариант: когда дети работают в парах, они договариваются, о чем они будут рассказывать, выбирают сообща (предмет или сказку).
Пример игры с пособием (с подгруппой детей):
Воспитатель: «Ребята, сегодня я вам предлагаю покатать нашего сказочного героя Буратино по нашей пятиэкранке. Сначала поедем вниз на синий экран - здесь нужно назвать части тела Буратино(руки, ноги, голова, туловище и т.д.), теперь едем наверх, что находится на третьем этаже? Здесь нужно сказать, где мы можем встретить Буратино (м/ф, сказка, игрушка, в книге), едем влево на желтый экран - давайте вспомним, чем был Буратино в прошлом (поленом),и едем на голубой экран- давайте придумаем, кем может стать Буратино в будущем (ответы детей).
Таким образом, представленная технология является средством развития творческих способностей, предполагающих особое внимание и к личности ребенка, и к его музыкально-театральным интересам, а так же к дальнейшему развитию. Что является стимулом для нас продолжить работу в том же направлении.
Авторское дидактическое пособие
«Радужная коробочка»
Разработчик : воспитатель
МБДОУ ЦРР-детский сад №5
ст.Старощербиновской
Левенец Н.А.
Участники: дети дошкольного возраста.
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». развить гибкость, подвижность мышления, с другой стороны развивает речь и творческое воображение. Используется при анализе характеристик героя, любого литературного произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кольца Луллия. Создание речевой среды на основе ТРИЗ-технологии.
ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем». Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовую ин...
«Музыкально-дидактические игры на основе ТРИЗ-технологий»
Цель ТРИЗ – научить детей понимать происходящие процессы, воспитывать качества творческой личности....
Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии
Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....
Музыкально-дидактические игры на основе ТРИЗ-технологий
В дошкольном возрасте ребёнок начинает осознавать своё «Я», выделять себя из мира, в это время у него возникает интерес к своей жизни. Происходят значительные изменения во всех сферах его ...
Мастер-класс на тему: "Использование игр на основе ТРИЗ технологии для развития связной речи и обогащения словаря"
ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечеств...
Мастер - класс «Использование игр на основе ТРИЗ технологии для развития речи дошкольников»
Использование ТРИЗ-игр позволяет активно развивать у детей все компоненты устной речи (обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи). ТРИЗ даёт детям возможность п...
Разработка дидактического материала на основе ТРИЗ-технологии системный оператор «Радужная коробочка».
Данный дидактический материал позволяет в совместной игре с детьми формировать у них новый способ игровых умений - совместное сюжетосложение. Применяется уже со второй младшей группы. Дописать экраны ...