Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Кабанцева Лидия Николаевна

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_did.igr_1.docx42.57 КБ
Файл kartoteka_did.igr_2.docx16.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Картотека

       

музыкально-дидактических игр

для развития музыкальных способностей

ребенка

на основе ТРИЗ технологии

     

                           C:\Users\expert\Desktop\Метод час\ТРИЗ\признаки\10.jpg

«Что умеет делать?»

Правила игры

 Объект отгадать с помощь загадки. Дети должны определить, что умеет делать объект или что можно сделать с его помощью.

Ход игры

 Музыкальный руководитель: Что может деревянная ложка?

 Дети: Ложкой едят, мешают еду в кастрюле. Деревянную ложку можно разрисовать красками. На деревянных ложках можно играть музыку (стучать).

«Мои друзья»

Правила игры

Музыкальный  руководитель предлагает одним детям взять деревянные инструменты (заместители) – ложки, палочки, кубики, «копытце», другим детям металлические инструменты – колокольчики, треугольники. Музыкальный руководитель выбирает любое свойство этих инструментов и называет его. Дети, музыкальные инструменты (заместители) которых имеют это свойство, играют на нём.

Ход игры.

 Музыкальный руководитель:

Я - дождик. Мои друзья – лёгкие капельки, которые скачут по лужам.

Играют дети, у которых колокольчики и треугольники.

 Музыкальный руководитель: Я – лошадка. Мои друзья копытца, которые скачут по дорожке.

Играют дети с деревянными музыкальными инструментами (заместителями)

 

«Кого встретил колобок»  

( игра на развитие тембрового чувства )

Ход игры

 Дети стоят по кругу, в середине водящий с мячом – «колобком».

Водящий бросает играющим мяч и называет персонажа из сказки: заяц, медведь, волк, дед, баба, лиса. Тот, кто ловит мяч, должен проговорить «Колобок, колобок, я тебя съем» голосом с интонацией предложенного персонажа.

«Узнай меня»

Цель: учить описывать музыкальный  инструмент (заместитель).

Ход игры

 Сначала музыкальный руководитель, а потом ребёнок  называет форму, свойства какого-то музыкального инструмента.

Например

 - Я круглый, у меня голос громкий, чёткий, со мной хорошо ходить, чтобы я звучал нужны палочки. (барабан)

 - У меня много кнопочек, они разного цвета, со мной хорошо петь частушки, плясать,  между одной моей половинкой и второй – заборчик. (гармошка)

«Игра на закрепление знаний о музыкальных жанрах.»

Ход игры

 На столе лежат предметы, характеризующие музыкальные жанры: платок, лёгкий шарф, палочки, микрофон. Звучат небольшие музыкальные отрывки марша, танца (полька, вальс, плясовая), песни. Водящий должен выбрать предмет, подходящий к прозвучавшей музыке и выполнить с ним какие-то действия.

 

Например:

 платок - танец

 лёгкий шарф – вальс

 палочки – марш

Игра «Иду я на концерт»

Цель: учить выделять признак объекта и обобщать группы объектов по этому признаку.

Ход игры:

игра проводится с подгруппой детей, используя объект, музыкальный руководитель определяет для себя, какой (например, песни В. Шаинского).

Я иду на концерт, и буду слушать произведение «Чунга-чанга». Кто пойдет со мной на концерт?

Дети понимают, что должны называться песни В. Шаинского, и говорят свой вариант. Через 3 – 4 ответа музыкальный руководитель повторяет ответы детей, чтобы не было повторов. В конце игры делается вывод: мы сегодня слушали произведения В. Шаинского. Кто называет неправильно, «на концерт» не пойдет.

Можно идти на концерт других композиторов, на концерты народных инструментов, только струнных, только духовых и т.д..

«Наоборот»

Цель: закрепление словарного запаса, музыкальных терминов.

Ход игры: игра заключается в том, что педагог (а со временем и сами дети) кидает мяч по очереди каждому ребенку, называя антоним из какой-нибудь пары. Ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом парный антоним.

 Непонятные слова воспитатель обязательно должен объяснить.

Веселый – грустный (печальный);

Громко – тихо;

Минор – мажор;

Далеко – близко,

Форте – пиано,

Высоко – низко и т.д..

Игра с «Кольцами Луллия»

Цель: закрепление названий музыкальных произведений и их авторов, определение на слух музыкальных инструментов, закрепление словаря, характеризующего эмоционально-образное содержание музыки.

Ход игры: Кольца Луллия состоят из 3-х кругов, разделенных на 8 секторов.

Большой круг – 8 слов, характеризующих эмоционально-образное содержание.

Средний круг – 7 секторов с изображением героев музыкальных произведений, 1 сектор —? (новое произведение).

Малый круг – 7 секторов с изображением музыкальных инструментов, один сектор —? (прозвучавший инструмент в отрывке музыкального произведения и не изображенный на круге).

Дети крутят средний круг, выпадает сектор с изображением какого-либо героя. Затем прослушивается отрывок из этого музыкального произведения. Ребята выбирают характер музыки и музыкальный инструмент, который звучал.

Пример: если ребята хорошо знают музыкальное произведение, то оно не прослушивается, но обговаривается та часть музыкального произведения, про которую говорит ребенок.

Примечание: количество кругов может увеличиваться в соответствии с количеством рассматриваемых признаков.

«Да — нет» на загаданный объект.

Цель: учить сужать поле поиска, классифицировать музыкальные инструменты и музыкальные произведения.

Ход игры:

Педагог загадывает музыкальный объект, дети с помощью вопросов определяют его. Вопросы направлены на определение:

вида музыкального инструмента (духовые, клавишные, ударные, струнные и др.);

после уточнения вида определяется способ звукоизвлечения (смычковый, щипковый и др.);

материала (дерево, металл, пластик, кожа, керамика и др.);

при необходимости определяется форма (инструмента и его части), размер (в сравнении с конкретным предметом), способ игры (руками, ногами, губами и т.д.).

Примечание: первый вопрос всегда определяет вид инструмента, последовательность других не имеет значения.

«Раз, два, три … ко мне беги!»

Цель: упражнять в сравнении систем и подсистем.

Ход игры:

педагог раздает всем играющим картинки с изображением музыкальных инструментов.(В зависимости от возраста содержание картинок меняется). «Раз, два, три, все, у кого есть смычок ко мне беги!» подбегают те дети, у которых на картинке изображен струнный смычковый инструмент. «Раз, два, три, все ударные инструменты ко мне беги!» «Раз, два, три, все кто сделан из дерева ко мне беги!» и т.д.

Примечание: в более старшем возрасте можно использовать задания на надсистему? «Раз, два, три, все народные инструменты ко мне беги!»



Предварительный просмотр:

«Мастерская музыкальных инструментов»

(Морфологический анализ)

Цель: расширить знания детей о строении музыкальных инструментов; обогатить словарный запас детей (называть детали музыкальных инструментов); учить преобразовывать слова (из двух составлять одно новое).

Правила игры: 

I на первом этапе, в процессе знакомства с музыкальными инструментами, детям предлагается рассмотреть строение какого-нибудь одного музыкального инструмента (балалайки), причем выделяются, только крупные, явные детали. Педагог сообщает детям, что сегодня они будут мастерами, но не обычными, а такими, которые делают музыкальные инструменты. В мастерской можно сделать любой инструмент, но сначала надо узнать, из каких деталей состоит каждый инструмент. Помимо названий деталей (частей) инструментов детям сообщается материал, из которого они изготовлены, способ звукоизвлечения. Не лишними будут и поэтические строки об инструментах - стихи, загадки. Для составления описательного рассказа об инструменте детям предлагается опорная таблица:  

 II на втором этапе, после повторения уже пройденного материала, вводятся новые условия:

1. Увеличивается количество деталей, рассматриваемых у одного инструмента.

2. После изучения нескольких инструментов вводится морфологическая таблица (анализ). Начинать эту работу следует с 2-х инструментов (балалайка  и  триола). После образования нового инструмента из  двух,  идет обсуждение:

- что это? как можно назвать? (триолабалалайка) - как пользоваться таким предметом? (как на нем играть) - для чего нужен такой инструмент?

III на третьем этапе изучаются новые музыкальные инструменты, и для морфологического анализа берется сразу несколько инструментов (3-4). Можно давать задание на дом – создать новый инструмент из определенного набора карточек. Обсуждение нового, полученного инструмента, проходит так же, как на втором этапе.

«Чем был – чем стал»

Правила игры: Музыкальный руководитель называет материал, а дети называют объект материального мира, в котором этот материал присутствует.

Ход игры: Музыкальный руководитель: Это было деревом, а чем оно стало для музыканта? Дети: Музыкальными инструментами – ложки, балалайка, фортепиано, скрипка. «На что похоже?»  

 Правила игры: Музыкальный руководитель называет геометрическую фигуру, а дети называют, какой музыкальный инструмент похож на него. Ведущий просит объяснить, почему похожи названные музыкальный инструменты и геометрическая фигура. Музыкальный руководитель показывает карточку, на которой изображён треугольник.

Дети: Балалайка, музыкальный треугольник.

Музыкальный руководитель: Почему?

Дети: Эти инструменты треугольные.

Музыкальный руководитель показывает карточку с кругом.

Дети: Барабан, бубен. 

Музыкальный руководитель: Почему?  

Дети: Они круглые.

«Узнай меня»

 Цель: развивать  умение описывать музыкальный  инструмент (заместитель).

Ход игры: Сначала музыкальный руководитель, а потом ребёнок  называет форму, свойства какого-то музыкального инструмента. Например, - Я круглый, у меня голос громкий, чёткий, со мной хорошо ходить, чтобы я звучал нужны палочки (барабан) - У меня много кнопочек, они разного цвета, со мной хорошо петь частушки, плясать,  между одной моей половинкой и второй – заборчик (гармошка)

«Путаница на концерте»

Цель: развивать  умение  подбирать слова по смыслу, убирать лишнее слово.

Ход игры: - Ребята, мне Незнайка рассказал о том, как он ходил в концерт. Но он всё перепутал. Давайте ему поможем. Игрушка «Незнайка» в руках музыкального руководителя рассказывает: - В концерте выступали берёзы (артисты). - После выступления артистов зрители плакали (хлопали). - На сцене сидело много птиц (музыкантов). - Ими руководил стул (дирижёр).          

«Вопрос – ответ»

 Цель: развивать фантазию, умение рассуждать.

Ход игры: Дети стоят в шеренгу. Ведущий поочерёдно бросает мяч ребятам и задаёт вопрос. Если ребёнок возвращает мяч с ответом, он делает шаг вперёд, если ответа нет – остаётся на месте. Выигрывает тот, кто первым дойдёт до конца.

Примерные вопросы:

 - Кому из музыкантов нужна деревянная палочка?

- Какой музыкант не держит свой инструмент в руках?

- Какой музыкант сильно надувает щёки?

- Кто руками машет, а не музыкант?

- Кто руками машет, а не поёт?

- В неё дуют, а звука нет.

- Кому на сцене нужна палочка?

Ответы могут быть точными, а могут быть с фантазией.

«На чём ты играешь?»

 Цель: развивать  логическое  мышление, видение причинно-следственных связей, научить задавать конкретные вопросы.

Ход игры: перед ребятами картинка с изображением музыкального инструмента. Водящий стоит за картинкой. Его задача своими вопросами узнать, что это за инструмент.

Например, на картинке изображена скрипка.

 - Это ударный (струнный, духовой, клавишный) инструмент?

- У него нежный звук?

- Он играет громко?

 - Чем извлекают звук?

«Представь себе»

Цель: развивать воображение.

Ход игры: музыкальный руководитель задаёт вопрос:

«Если бы  на земле были одни барабаны, какая музыка нас окружала?»

 «А если одни трубы?»

«А если только гитары?»

«Где мы были,  мы не скажем, а что делали - покажем»

Ход игры: дети договариваются между собой, кого они будут показывать. Водящий спрашивает: Где вы были?

Дети отвечают: Где мы были - мы не скажем, а что делали – покажем. Дети показывают, на чём играет представленный ими музыкант или показывают певца.

Чемоданчик звуков

Цель: Развивать инструментально тембровый слух.

 Игровой материал: Чемоданчик  звуков  с  карточками  музыкальных  и  шумовых инструментов,  музыкальные и шумовые  инструменты.

Ход игры: Педагог  объясняет  детям,  что  это  необычный  чемоданчик, в  котором  живут  различные  музыкальные  и  шумовые  инструменты. Определите их. Дети, прослушав  звучание  инструмента,  поднимают  карточки.

Мажор – минор

Цель: Совершенствовать умение детей различать характер музыки, закреплять понятия «мажор – минор».

Игровой материал: Проигрыватель, записи произведений, карточки желтого цвета с улыбающимся лицом, черного цвета с грустным лицом (соответствующие мажору и минору).

Ход игры: Педагог предварительно знакомит детей с терминами «мажор – минор». Детям раздают карточки.

Музыкальный руководитель предлагает «поиграть, настроение узнать», исполняет на фортепиано (в записи) музыкальные пьесы.

Дети в зависимости от характера произведений поднимают условно обозначенные карточки.                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников"

Ведущая педагогическая идея - показать возможности и роль использования музыкально – дидактических игр и упражнений в формировании музыкально – творческих способностей в процессе целенаправленной педа...

Конспект НОД «Колобок в гостях у ребят», «Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников» средней группы

Использование музыкально – дидактических игр для развития музыкальных способностей детей. Задачи:- Развивать чувство ритма, звуковысотный, тембровый слух,  используя музыкально- дидакт...

Здоровьесберегающий проект «Использование инновационных методов и приемов в развитии музыкальных способностей дошкольников с применением здоровьесберегающих технологий»

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий.В связи с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов...

«Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольника».

laquo;Музыкально - дидактические игры,  как средство развития музыкальных  способностей   дошкольника»....

"Музыкально- дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников"

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкальног...