СТАТЬЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ШУМОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГРУШЕК ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья по музыке (младшая группа)

Кулак Елена Вильевна

В статье рассказывается о народных музыкальных игрушках, даётся их обзор и применение в качестве наглядного материала на музыкальных занятиях с детьми младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_igrushki.docx549.25 КБ
Файл muzykalnye_igrushki.docx549.25 КБ
Файл muzykalnye_igrushki.docx549.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ   «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ  И  НЕТРАДИЦИОННЫХ ШУМОВЫХ  МУЗЫКАЛЬНЫХ  ИГРУШЕК  ДЛЯ  РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Есть  игрушки расписные, складные да ладные,

Они всюду славятся, да и вам понравятся.

Наша русская игрушка не стареет сотни лет,

В красоте, в таланте русском весь находится секрет.

СОБАЧКАC:\Users\FISTAR\Desktop\как\Пудель.jpg

Во дворе гуляет пёсик и везде суёт свой носик.

Хочет всюду он успеть, всё понюхать, посмотреть.

У игрушечной собачки  - очень важная задачка -

Все игрушки охранять, их в обиду не давать.

Задача каждой игрушки – в увлекательной форме помогать умственному и физическому развитию детей. Посредством игр ребята познают мир, учатся общаться, развивается их любознательность и активность. Мир народной игрушки разнообразен, удивителен и во многом неповторим. История русской игрушки насчитывает многие тысячелетия. С древних времён игрушка является проявлением любви взрослых к детям, средством для общения. В народной игрушке отразились представления наших древних предков об окружающем мире, с помощью игрушки ребёнку передавалась сама суть человеческих отношений и всё сложное мироустройство.

Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство.

И, наверное, столько же – глиняная свистулька, своеобразная и в чём-то загадочная область народного творчества. Появились свистульки ещё в 8-ом веке до нашей эры.

СВИСТУЛЬКА  – фигурное (обычно в виде птицы) обрядовое звуковое приспособление из обожжённой глины.  

Процесс их изготовления  состоял из лепки и обжига, часто древние мастера украшали фигурки росписью или глазурью, орнаментальными украшениями.

Лепились детские глиняные игрушки быстро, споро, умелыми, отработанными движениями, чтобы не занимать много времени и усилий, поэтому в пластике игрушек нет ничего лишнего, мешающего при лепке и дальнейшем обжиге. Мастера  старались избегать обилия мелких налепных деталей во избежание  нарушения целостности  игрушки при частом её использовании.
Роспись также была  лаконична и условна, она подчеркивала главное в пластике и образном строе  свистульки. 

В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу.

Откуда же в свистульках появляется звук?

В свистковом устройстве звук возникает за счет пульсации воздуха, попадающего из зоны нормального давления в воздушную струю, где давление понижено. Детская скакалка при большой скорости в воздухе свистит, так как за движущимся предметом создаются завихрения - зоны пониженного давления. В них и происходят колебания атмосферного воздуха. В свистульке зона пониженного давления возникает на срыве струи воздуха при выходе из канала воздуховода ниже четкой кромки. Чем четче кромка, тем легче создается разрежение. Излишки воздуха отбрасываются острым язычком наружу, а струя воздуха, обегая камеру изнутри, попадает в зону разрежения на выходе канала. Здесь и возникает звуковая волна.

Исследователи полагают, что первые в мире свистульки имели форму птички - наиболее подходящую для колебаний и завихрений воздуха, которые заставляют их «петь». С языческих времен их использовали, как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя. Кроме того, именно птицы  являлись для древних людей  олицетворением душ предков, символизировали счастье и радость. Кукушку считали божеством, способным предсказывать будущее, за это почитали ее и прославляли.

Любили наши предки и дома посвистеть - считалось, что мелодия свистульки выгоняет злых духов из жилища. Часто свистульки вешали на шею маленьким детям - и забава, и отличный поющий оберег.

Самые архаичные игрушки имеют обтекаемую форму, их лепка сохранила следы рук мастера, для которого руки были и инструментом и мерилом. Роспись на них сделана с мудрой простотой, которая не скрывает объём фигурки и подчёркивает наиболее заметные её части.
А в росписи, что линия - то символ! Состоит она в основном из солярных знаков, присутствуют в ней знаки дождя, земли, зерна, невероятно близких  языческой культуре.

Со временем свистульки стали делать и в форме животных.

Каждая фигурка животного тоже была  символом и несла в себе определенный смысл:

 

Баран и корова — успешное ведение хозяйства, плодородие;

Конь издревле считается главным оберегом;

Медведь символизирует могущество и силу;

Олень — оберег, который приносит изобилие;

Козёл — символ доброй силы.

Созданная во всевозможных вариациях формы и цвета, глиняная свистулька обладала волшебным умением привносить в дом уют, тепло и хорошее настроение. В дальнейшем, когда обрядовое значение свистульки утратило смысл, ее развитие пошло по двум направлениям:

Первое - это распространенный во многих странах мира духовой музыкальный инструмент окарuна со свистковым устройством, род флейты (итальянское ocarina - буквально "гусенок").

Второе направление - народная игрушка, где свистулька может быть самостоятельным образом в виде птицы или какого-нибудь зверька.

Как музыкальный руководитель, работающий  с дошкольниками, я с большим интересом отношусь к звучащим народным музыкальным игрушкам и с удовольствием использую их в процессе своей работы.

После  посещения экскурсий по этническим деревням и музеям Ленинградской области у меня собралась небольшая, но интересная коллекция музыкальных игрушек. В основном это так называемые оятские свистульки - окарины.

К северо-востоку от Санкт-Петербурга на расстоянии более двухсот километров находится Лодейнопольский район Ленинградской области. Территория его около 5 тысяч кв. км, расположена она в междуречье Свири и Ояти, в основном на Вепсской возвышенности.   На берегах этих рек древний человек поселился ещё 5 тысяч лет назад.

Коренные жители Присвирья - фино - угорские племена: древние «чудь» и «весь» (карелы и вепсы).

В Х1 веке стали добираться сюда славянские племена новгородцев за пушниной и рыбой. Они постепенно заселили этот край и, как свидетельствует летопись, «начаша владети сами себе и городы ставити». Великому Новгороду Свирь была нужна как удобная и самая дешёвая дорога для провоза товаров с берегов Белого моря, из Двинской и Печёрской земли.

Оять - один из крупнейших притоков Свири. Ойя - в переводе с вепсского означает «ручей». Из местных глин гончары изготавливали разнообразную глиняную посуду и детские игрушки. Изделия покрывали узорами и глазурью. Краски тоже делали из цветных глин.

Оятский гончарный промысел – наиболее известный в Ленинградской области. Называется по реке Оять – на ней располагается центр промысла, село Алёховщина, и несколько соседних, где он тоже был в прошлом. Кроме русских, там живут вепсы – малый финно-угорский народ. Традиционным для оятского промысла было изготовление свистулек в виде домашних животных: коня, собачки, зайчиков и птичек.

Глина бывает разной. Она может быть разных цветов (зелёная, белая, оранжевая). Но главное, какой она станет после обжига.

Для оятской игрушки характерны тёмно-коричневый естественный цвет глины, бесцветная глазурь; бывает ещё роспись ангобами. Ангоб – это специальная подглазурная краска по керамике, которая состоит из глины и цветных пигментов. Эта краска очень экологичная в отличие от других глазурей, и ей могут пользоваться даже дети.

Сама свистулька пёстро не расписывается. Это главная особенность оятской игрушки. Глаза у фигурок делаются в виде налепов - горошин. Шерсть животных иногда изображается в виде глиняной лапши, получаемой, скорее всего, путём давления глины через сито. Вся  свистулька  - игрушка внутри полая, а свисток маскируют в хвостике. А чтобы она пела с переливами, нужно сделать еще одну или две дырочки по бокам. Зажимая и открывая дырочки, можно будет наиграть простенькую мелодию из трех нот.

Я очень люблю использовать глиняные свистульки на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста. Знакомство с ними очень оживляет процесс обучения, делает его более интересным как для детей, так  и самих воспитателей.  Безусловно, эти игрушки хрупкие, и используются мною на занятиях с малышами они только в качестве демонстрационного материала. Даю ручками потрогать  деткам я их только в  большой корзинке В зависимости от животного, которое свистулька изображает,  она будет издавать те или иные звуки. Звукоподражание  -  основа интереса малыша к музыке, формирования у него представлений об окружающем мире. Демонстрируя детям эти игрушки на музыкальных занятиях, я научилась немного на них играть. Музыка глиняных свистулек вызывает у ребят очень большую радость, дети  начинают смеяться, хлопать в ладоши.

Из каждой свистульки можно извлечь низкие и высокие звуки. Например, взяв в руки большую свистульку - птичку, можно показать, как в интервале терция кукует кукушка. А можно показать и сову, начиная с нижней ноты в терции (сова ухает). Так начинается знакомство детей с высотой звуков, создаются предпосылки  для развития у них звуковысотного слуха.

                       

К интересным глиняным свистулькам относятся так называемые водяные свистульки. Такие игрушки очень просты в использовании и доставляют огромную радость детям во время игры в детском оркестре. Достаточно в такую свистульку набрать воды -  и соловьиная трель зазвучала!

А ещё есть водяные свистульки в виде керамических сосудов. Эти свистульки я привезла из Выборгского замка. Они очень оригинальные!

На музыкальных занятиях с малышами звучащие музыкальные игрушки помогают развитию психики и способствуют:

  • проявлению творческих способностей;
  • развитию навыков выражения собственных чувств и эмоций;
  • формированию навыков коммуникации;
  • развитию гармоничного эмоционального фона;
  • улучшению настроения;
  • развитию навыков благополучного переживания негативных эмоций;

Свистульки из глины  развивают чувство ритма, мотивируют движение, благотворно влияя на мозг детей, развивая у них:

  • умение узнавать предметы;
  • способность запоминать;
  • умение сопоставлять предметы со звуками, которые они издают;
  • навыки концентрации внимания;
  • способы познания мира;
  • образное мышление;
  • двигательную активность.

Искусство глиняной свистульки русский народ сохранил и пронёс сквозь века, казалось бы, в почти неизменных и в то же время всегда новых формах. Отшлифованные многими поколениями художественные особенности традиционной игрушки – лаконизм и компактность лепной и резной формы, гармония её с содержанием образа, точность и предельная выразительность деталей, импровизация в росписи – не перестанут удивлять и служить образцом подлинного мастерства.

Утратив со временем свою обрядовую функцию, шумовые музыкальные игрушки бытовали, как предмет игры, являясь необходимым элементом воспитательного процесса, с помощью которых ребенок познавал окружающий мир.

ПОГРЕМУШКИ

Опыт работы с младшими  дошкольниками показывает, что эти  дети очень восприимчивы ко всему  шуршащему, звенящему и гремящему. В этом возрасте их привлекает движение и  смена предметов. К самым распространенным игрушкам относятся различные погремушки.

  • Они издают приятный, естественный для слуха звук.
  • Они способствуют процессу самопознания.
  • Передают звуки природы, помогая расширять кругозор у ребёнка.
  • Станут забавой и первым шагом в музыкальном образовании.
  • Буду способствовать сохранению тесного эмоционального контакта с ребёнка с родителями.

В моей коллекции есть три необычные погремушки:

ФЛЕЙТА ДОЖДЯ. 

Характерной особенностью этой погремушки является её большая длина. Для малышей она подходит только для  показа. Изготавливается она из природного  материала, которого очень много в нашем Северо – Западном регионе  -  стебля борщевика. Не летом, конечно, а тогда, когда это растение спит. Зимой. Затем после определённых манипуляций в полую трубку борщевика засыпается гречневая крупа. В Интернете есть много видео сюжетов, в которых подробно показывается процесс изготовления такой флейты. Шум дождя появляется, когда переворашиваешь эту флейту как песочные часы. А вот ребятам старшего дошкольного возраста можно поручить исполнять на ней  партию в детском шумовом оркестре. Им тоже будет очень интересно. А ещё такая погремушка подойдёт в качестве посоха сказочному персонажу, Лесовичку, Лешему например, или тёте Туче, Непогодице и т.д.

ШУМ ВЕТРА

Очень интересная шумовая игрушка. Она представляет собой деревянный расписной  резной диск на двойной верёвочке с ручками. Сильными круговыми движениями диск на верёвках закручивается, а затем, разводя и сводя ручки верёвок в противоположные стороны, можно услышать гудение сильного ветра. Здесь понадобится определённый навык. Это тоже больше демонстрационный шумовой  инструмент. Но звук у него завораживающий…

ШУМ РУЧЬЯ

Очень симпатичный музыкальный инструмент, который можно дать в руки и малышам. Представляет он собой круглую фанерную коробочку, в которой тоже помещаются разные крупы. Звукоизвлечение простое – достаточно медленно вращать инструмент, держа его с обеих сторон руками. Сделан он вручную на «Ярмарке мастеров».

«В народной игрушке скрыт феномен долговечности. Проходят годы, десятилетия, века, а народная игрушка живет до сих пор. Она расцветала, умирала, возрождалась, менялась, превращалась в сувенир, экзотику, но продолжала жить. И она оживает каждый раз, когда ее берут в руки дети. Она до сих пор вызывает неподдельный интерес детей, да и взрослых тоже. Глядя на неё, у всех без исключения возникает желание взять игрушку в руки, поиграть с ней, иметь её рядом или сделать такую же. Народную игрушку любят за простоту и доступность, она дарит радость и тепло человеческих добрых рук, в ней скрыта незамысловатая душевная мелодия. Народная игрушка учит знать свои корни, она является «потешной копилкой народной памяти». Н. Абрамычева (из публикаций в газете «Интеллект и творчество», 2011 г.)

Список использованной литературы:

  1. Абрамычева Н. «Интеллект и творчество», 2011.
  2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1986.
  3. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. — М.: Детская литература, 1977.
  4. Дайн Г.Л.  Русская игрушка. М.; «Советская Россия».1987.
  5. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.
  6.  Можаева Е., Хейфиц А. Матрешка. — М.: Советская Россия, 1969.
  7. Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.
  8. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.
  9. Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Составитель А. Г. Кулешов. - М.: 2009.

Интернет – ресурсы:

  1. https://www.nkj.ru/archive/articles/3391
  2. https://www.nkj.ru/archive/articles/5992/
  3. https://fb.ru/article/137183/glinyanyie-igrushki-glinyanyie-igrushki---svistulki-rospis-glinyanyih-igrushek
  4.  https://fb.ru/article/137183/glinyanyie-igrushki-glinyanyie-igrushki---svistulki-rospis-glinyanyih-igrushek
  5. https://fb.ru/article/137183/glinyanyie-igrushki-glinyanyie-igrushki---svistulki-rospis-glinyanyih-igrushek
  6. https://drunkyhorse.com/ojatskaja-keramika-promysly-vepsov/
  7. http://goodbyerussia.blogspot.com/2013/06/blog-post_1057.html
  8. https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.perunica.ru%2Fchistiy_ist%2F9196-oyatskie-igrushki-na-lade.html
  9. https://www.livemaster.ru/topic/2119201-lepim-glinyanuyu-svistulku-petushok



Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ   «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ  И  НЕТРАДИЦИОННЫХ ШУМОВЫХ  МУЗЫКАЛЬНЫХ  ИГРУШЕК  ДЛЯ  РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Есть  игрушки расписные, складные да ладные,

Они всюду славятся, да и вам понравятся.

Наша русская игрушка не стареет сотни лет,

В красоте, в таланте русском весь находится секрет.

СОБАЧКАC:\Users\FISTAR\Desktop\как\Пудель.jpg

Во дворе гуляет пёсик и везде суёт свой носик.

Хочет всюду он успеть, всё понюхать, посмотреть.

У игрушечной собачки  - очень важная задачка -

Все игрушки охранять, их в обиду не давать.

Задача каждой игрушки – в увлекательной форме помогать умственному и физическому развитию детей. Посредством игр ребята познают мир, учатся общаться, развивается их любознательность и активность. Мир народной игрушки разнообразен, удивителен и во многом неповторим. История русской игрушки насчитывает многие тысячелетия. С древних времён игрушка является проявлением любви взрослых к детям, средством для общения. В народной игрушке отразились представления наших древних предков об окружающем мире, с помощью игрушки ребёнку передавалась сама суть человеческих отношений и всё сложное мироустройство.

Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство.

И, наверное, столько же – глиняная свистулька, своеобразная и в чём-то загадочная область народного творчества. Появились свистульки ещё в 8-ом веке до нашей эры.

СВИСТУЛЬКА  – фигурное (обычно в виде птицы) обрядовое звуковое приспособление из обожжённой глины.  

Процесс их изготовления  состоял из лепки и обжига, часто древние мастера украшали фигурки росписью или глазурью, орнаментальными украшениями.

Лепились детские глиняные игрушки быстро, споро, умелыми, отработанными движениями, чтобы не занимать много времени и усилий, поэтому в пластике игрушек нет ничего лишнего, мешающего при лепке и дальнейшем обжиге. Мастера  старались избегать обилия мелких налепных деталей во избежание  нарушения целостности  игрушки при частом её использовании.
Роспись также была  лаконична и условна, она подчеркивала главное в пластике и образном строе  свистульки. 

В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу.

Откуда же в свистульках появляется звук?

В свистковом устройстве звук возникает за счет пульсации воздуха, попадающего из зоны нормального давления в воздушную струю, где давление понижено. Детская скакалка при большой скорости в воздухе свистит, так как за движущимся предметом создаются завихрения - зоны пониженного давления. В них и происходят колебания атмосферного воздуха. В свистульке зона пониженного давления возникает на срыве струи воздуха при выходе из канала воздуховода ниже четкой кромки. Чем четче кромка, тем легче создается разрежение. Излишки воздуха отбрасываются острым язычком наружу, а струя воздуха, обегая камеру изнутри, попадает в зону разрежения на выходе канала. Здесь и возникает звуковая волна.

Исследователи полагают, что первые в мире свистульки имели форму птички - наиболее подходящую для колебаний и завихрений воздуха, которые заставляют их «петь». С языческих времен их использовали, как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя. Кроме того, именно птицы  являлись для древних людей  олицетворением душ предков, символизировали счастье и радость. Кукушку считали божеством, способным предсказывать будущее, за это почитали ее и прославляли.

Любили наши предки и дома посвистеть - считалось, что мелодия свистульки выгоняет злых духов из жилища. Часто свистульки вешали на шею маленьким детям - и забава, и отличный поющий оберег.

Самые архаичные игрушки имеют обтекаемую форму, их лепка сохранила следы рук мастера, для которого руки были и инструментом и мерилом. Роспись на них сделана с мудрой простотой, которая не скрывает объём фигурки и подчёркивает наиболее заметные её части.
А в росписи, что линия - то символ! Состоит она в основном из солярных знаков, присутствуют в ней знаки дождя, земли, зерна, невероятно близких  языческой культуре.

Со временем свистульки стали делать и в форме животных.

Каждая фигурка животного тоже была  символом и несла в себе определенный смысл:

 

Баран и корова — успешное ведение хозяйства, плодородие;

Конь издревле считается главным оберегом;

Медведь символизирует могущество и силу;

Олень — оберег, который приносит изобилие;

Козёл — символ доброй силы.

Созданная во всевозможных вариациях формы и цвета, глиняная свистулька обладала волшебным умением привносить в дом уют, тепло и хорошее настроение. В дальнейшем, когда обрядовое значение свистульки утратило смысл, ее развитие пошло по двум направлениям:

Первое - это распространенный во многих странах мира духовой музыкальный инструмент окарuна со свистковым устройством, род флейты (итальянское ocarina - буквально "гусенок").

Второе направление - народная игрушка, где свистулька может быть самостоятельным образом в виде птицы или какого-нибудь зверька.

Как музыкальный руководитель, работающий  с дошкольниками, я с большим интересом отношусь к звучащим народным музыкальным игрушкам и с удовольствием использую их в процессе своей работы.

После  посещения экскурсий по этническим деревням и музеям Ленинградской области у меня собралась небольшая, но интересная коллекция музыкальных игрушек. В основном это так называемые оятские свистульки - окарины.

К северо-востоку от Санкт-Петербурга на расстоянии более двухсот километров находится Лодейнопольский район Ленинградской области. Территория его около 5 тысяч кв. км, расположена она в междуречье Свири и Ояти, в основном на Вепсской возвышенности.   На берегах этих рек древний человек поселился ещё 5 тысяч лет назад.

Коренные жители Присвирья - фино - угорские племена: древние «чудь» и «весь» (карелы и вепсы).

В Х1 веке стали добираться сюда славянские племена новгородцев за пушниной и рыбой. Они постепенно заселили этот край и, как свидетельствует летопись, «начаша владети сами себе и городы ставити». Великому Новгороду Свирь была нужна как удобная и самая дешёвая дорога для провоза товаров с берегов Белого моря, из Двинской и Печёрской земли.

Оять - один из крупнейших притоков Свири. Ойя - в переводе с вепсского означает «ручей». Из местных глин гончары изготавливали разнообразную глиняную посуду и детские игрушки. Изделия покрывали узорами и глазурью. Краски тоже делали из цветных глин.

Оятский гончарный промысел – наиболее известный в Ленинградской области. Называется по реке Оять – на ней располагается центр промысла, село Алёховщина, и несколько соседних, где он тоже был в прошлом. Кроме русских, там живут вепсы – малый финно-угорский народ. Традиционным для оятского промысла было изготовление свистулек в виде домашних животных: коня, собачки, зайчиков и птичек.

Глина бывает разной. Она может быть разных цветов (зелёная, белая, оранжевая). Но главное, какой она станет после обжига.

Для оятской игрушки характерны тёмно-коричневый естественный цвет глины, бесцветная глазурь; бывает ещё роспись ангобами. Ангоб – это специальная подглазурная краска по керамике, которая состоит из глины и цветных пигментов. Эта краска очень экологичная в отличие от других глазурей, и ей могут пользоваться даже дети.

Сама свистулька пёстро не расписывается. Это главная особенность оятской игрушки. Глаза у фигурок делаются в виде налепов - горошин. Шерсть животных иногда изображается в виде глиняной лапши, получаемой, скорее всего, путём давления глины через сито. Вся  свистулька  - игрушка внутри полая, а свисток маскируют в хвостике. А чтобы она пела с переливами, нужно сделать еще одну или две дырочки по бокам. Зажимая и открывая дырочки, можно будет наиграть простенькую мелодию из трех нот.

Я очень люблю использовать глиняные свистульки на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста. Знакомство с ними очень оживляет процесс обучения, делает его более интересным как для детей, так  и самих воспитателей.  Безусловно, эти игрушки хрупкие, и используются мною на занятиях с малышами они только в качестве демонстрационного материала. Даю ручками потрогать  деткам я их только в  большой корзинке В зависимости от животного, которое свистулька изображает,  она будет издавать те или иные звуки. Звукоподражание  -  основа интереса малыша к музыке, формирования у него представлений об окружающем мире. Демонстрируя детям эти игрушки на музыкальных занятиях, я научилась немного на них играть. Музыка глиняных свистулек вызывает у ребят очень большую радость, дети  начинают смеяться, хлопать в ладоши.

Из каждой свистульки можно извлечь низкие и высокие звуки. Например, взяв в руки большую свистульку - птичку, можно показать, как в интервале терция кукует кукушка. А можно показать и сову, начиная с нижней ноты в терции (сова ухает). Так начинается знакомство детей с высотой звуков, создаются предпосылки  для развития у них звуковысотного слуха.

                       

К интересным глиняным свистулькам относятся так называемые водяные свистульки. Такие игрушки очень просты в использовании и доставляют огромную радость детям во время игры в детском оркестре. Достаточно в такую свистульку набрать воды -  и соловьиная трель зазвучала!

А ещё есть водяные свистульки в виде керамических сосудов. Эти свистульки я привезла из Выборгского замка. Они очень оригинальные!

На музыкальных занятиях с малышами звучащие музыкальные игрушки помогают развитию психики и способствуют:

  • проявлению творческих способностей;
  • развитию навыков выражения собственных чувств и эмоций;
  • формированию навыков коммуникации;
  • развитию гармоничного эмоционального фона;
  • улучшению настроения;
  • развитию навыков благополучного переживания негативных эмоций;

Свистульки из глины  развивают чувство ритма, мотивируют движение, благотворно влияя на мозг детей, развивая у них:

  • умение узнавать предметы;
  • способность запоминать;
  • умение сопоставлять предметы со звуками, которые они издают;
  • навыки концентрации внимания;
  • способы познания мира;
  • образное мышление;
  • двигательную активность.

Искусство глиняной свистульки русский народ сохранил и пронёс сквозь века, казалось бы, в почти неизменных и в то же время всегда новых формах. Отшлифованные многими поколениями художественные особенности традиционной игрушки – лаконизм и компактность лепной и резной формы, гармония её с содержанием образа, точность и предельная выразительность деталей, импровизация в росписи – не перестанут удивлять и служить образцом подлинного мастерства.

Утратив со временем свою обрядовую функцию, шумовые музыкальные игрушки бытовали, как предмет игры, являясь необходимым элементом воспитательного процесса, с помощью которых ребенок познавал окружающий мир.

ПОГРЕМУШКИ

Опыт работы с младшими  дошкольниками показывает, что эти  дети очень восприимчивы ко всему  шуршащему, звенящему и гремящему. В этом возрасте их привлекает движение и  смена предметов. К самым распространенным игрушкам относятся различные погремушки.

  • Они издают приятный, естественный для слуха звук.
  • Они способствуют процессу самопознания.
  • Передают звуки природы, помогая расширять кругозор у ребёнка.
  • Станут забавой и первым шагом в музыкальном образовании.
  • Буду способствовать сохранению тесного эмоционального контакта с ребёнка с родителями.

В моей коллекции есть три необычные погремушки:

ФЛЕЙТА ДОЖДЯ. 

Характерной особенностью этой погремушки является её большая длина. Для малышей она подходит только для  показа. Изготавливается она из природного  материала, которого очень много в нашем Северо – Западном регионе  -  стебля борщевика. Не летом, конечно, а тогда, когда это растение спит. Зимой. Затем после определённых манипуляций в полую трубку борщевика засыпается гречневая крупа. В Интернете есть много видео сюжетов, в которых подробно показывается процесс изготовления такой флейты. Шум дождя появляется, когда переворашиваешь эту флейту как песочные часы. А вот ребятам старшего дошкольного возраста можно поручить исполнять на ней  партию в детском шумовом оркестре. Им тоже будет очень интересно. А ещё такая погремушка подойдёт в качестве посоха сказочному персонажу, Лесовичку, Лешему например, или тёте Туче, Непогодице и т.д.

ШУМ ВЕТРА

Очень интересная шумовая игрушка. Она представляет собой деревянный расписной  резной диск на двойной верёвочке с ручками. Сильными круговыми движениями диск на верёвках закручивается, а затем, разводя и сводя ручки верёвок в противоположные стороны, можно услышать гудение сильного ветра. Здесь понадобится определённый навык. Это тоже больше демонстрационный шумовой  инструмент. Но звук у него завораживающий…

ШУМ РУЧЬЯ

Очень симпатичный музыкальный инструмент, который можно дать в руки и малышам. Представляет он собой круглую фанерную коробочку, в которой тоже помещаются разные крупы. Звукоизвлечение простое – достаточно медленно вращать инструмент, держа его с обеих сторон руками. Сделан он вручную на «Ярмарке мастеров».

«В народной игрушке скрыт феномен долговечности. Проходят годы, десятилетия, века, а народная игрушка живет до сих пор. Она расцветала, умирала, возрождалась, менялась, превращалась в сувенир, экзотику, но продолжала жить. И она оживает каждый раз, когда ее берут в руки дети. Она до сих пор вызывает неподдельный интерес детей, да и взрослых тоже. Глядя на неё, у всех без исключения возникает желание взять игрушку в руки, поиграть с ней, иметь её рядом или сделать такую же. Народную игрушку любят за простоту и доступность, она дарит радость и тепло человеческих добрых рук, в ней скрыта незамысловатая душевная мелодия. Народная игрушка учит знать свои корни, она является «потешной копилкой народной памяти». Н. Абрамычева (из публикаций в газете «Интеллект и творчество», 2011 г.)

Список использованной литературы:

  1. Абрамычева Н. «Интеллект и творчество», 2011.
  2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1986.
  3. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. — М.: Детская литература, 1977.
  4. Дайн Г.Л.  Русская игрушка. М.; «Советская Россия».1987.
  5. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.
  6.  Можаева Е., Хейфиц А. Матрешка. — М.: Советская Россия, 1969.
  7. Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.
  8. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.
  9. Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Составитель А. Г. Кулешов. - М.: 2009.

Интернет – ресурсы:

  1. https://www.nkj.ru/archive/articles/3391
  2. https://www.nkj.ru/archive/articles/5992/
  3. https://fb.ru/article/137183/glinyanyie-igrushki-glinyanyie-igrushki---svistulki-rospis-glinyanyih-igrushek
  4.  https://fb.ru/article/137183/glinyanyie-igrushki-glinyanyie-igrushki---svistulki-rospis-glinyanyih-igrushek
  5. https://fb.ru/article/137183/glinyanyie-igrushki-glinyanyie-igrushki---svistulki-rospis-glinyanyih-igrushek
  6. https://drunkyhorse.com/ojatskaja-keramika-promysly-vepsov/
  7. http://goodbyerussia.blogspot.com/2013/06/blog-post_1057.html
  8. https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.perunica.ru%2Fchistiy_ist%2F9196-oyatskie-igrushki-na-lade.html
  9. https://www.livemaster.ru/topic/2119201-lepim-glinyanuyu-svistulku-petushok



Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ   «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ  И  НЕТРАДИЦИОННЫХ ШУМОВЫХ  МУЗЫКАЛЬНЫХ  ИГРУШЕК  ДЛЯ  РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Есть  игрушки расписные, складные да ладные,

Они всюду славятся, да и вам понравятся.

Наша русская игрушка не стареет сотни лет,

В красоте, в таланте русском весь находится секрет.

СОБАЧКАC:\Users\FISTAR\Desktop\как\Пудель.jpg

Во дворе гуляет пёсик и везде суёт свой носик.

Хочет всюду он успеть, всё понюхать, посмотреть.

У игрушечной собачки  - очень важная задачка -

Все игрушки охранять, их в обиду не давать.

Задача каждой игрушки – в увлекательной форме помогать умственному и физическому развитию детей. Посредством игр ребята познают мир, учатся общаться, развивается их любознательность и активность. Мир народной игрушки разнообразен, удивителен и во многом неповторим. История русской игрушки насчитывает многие тысячелетия. С древних времён игрушка является проявлением любви взрослых к детям, средством для общения. В народной игрушке отразились представления наших древних предков об окружающем мире, с помощью игрушки ребёнку передавалась сама суть человеческих отношений и всё сложное мироустройство.

Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство.

И, наверное, столько же – глиняная свистулька, своеобразная и в чём-то загадочная область народного творчества. Появились свистульки ещё в 8-ом веке до нашей эры.

СВИСТУЛЬКА  – фигурное (обычно в виде птицы) обрядовое звуковое приспособление из обожжённой глины.  

Процесс их изготовления  состоял из лепки и обжига, часто древние мастера украшали фигурки росписью или глазурью, орнаментальными украшениями.

Лепились детские глиняные игрушки быстро, споро, умелыми, отработанными движениями, чтобы не занимать много времени и усилий, поэтому в пластике игрушек нет ничего лишнего, мешающего при лепке и дальнейшем обжиге. Мастера  старались избегать обилия мелких налепных деталей во избежание  нарушения целостности  игрушки при частом её использовании.
Роспись также была  лаконична и условна, она подчеркивала главное в пластике и образном строе  свистульки. 

В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу.

Откуда же в свистульках появляется звук?

В свистковом устройстве звук возникает за счет пульсации воздуха, попадающего из зоны нормального давления в воздушную струю, где давление понижено. Детская скакалка при большой скорости в воздухе свистит, так как за движущимся предметом создаются завихрения - зоны пониженного давления. В них и происходят колебания атмосферного воздуха. В свистульке зона пониженного давления возникает на срыве струи воздуха при выходе из канала воздуховода ниже четкой кромки. Чем четче кромка, тем легче создается разрежение. Излишки воздуха отбрасываются острым язычком наружу, а струя воздуха, обегая камеру изнутри, попадает в зону разрежения на выходе канала. Здесь и возникает звуковая волна.

Исследователи полагают, что первые в мире свистульки имели форму птички - наиболее подходящую для колебаний и завихрений воздуха, которые заставляют их «петь». С языческих времен их использовали, как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя. Кроме того, именно птицы  являлись для древних людей  олицетворением душ предков, символизировали счастье и радость. Кукушку считали божеством, способным предсказывать будущее, за это почитали ее и прославляли.

Любили наши предки и дома посвистеть - считалось, что мелодия свистульки выгоняет злых духов из жилища. Часто свистульки вешали на шею маленьким детям - и забава, и отличный поющий оберег.

Самые архаичные игрушки имеют обтекаемую форму, их лепка сохранила следы рук мастера, для которого руки были и инструментом и мерилом. Роспись на них сделана с мудрой простотой, которая не скрывает объём фигурки и подчёркивает наиболее заметные её части.
А в росписи, что линия - то символ! Состоит она в основном из солярных знаков, присутствуют в ней знаки дождя, земли, зерна, невероятно близких  языческой культуре.

Со временем свистульки стали делать и в форме животных.

Каждая фигурка животного тоже была  символом и несла в себе определенный смысл:

 

Баран и корова — успешное ведение хозяйства, плодородие;

Конь издревле считается главным оберегом;

Медведь символизирует могущество и силу;

Олень — оберег, который приносит изобилие;

Козёл — символ доброй силы.

Созданная во всевозможных вариациях формы и цвета, глиняная свистулька обладала волшебным умением привносить в дом уют, тепло и хорошее настроение. В дальнейшем, когда обрядовое значение свистульки утратило смысл, ее развитие пошло по двум направлениям:

Первое - это распространенный во многих странах мира духовой музыкальный инструмент окарuна со свистковым устройством, род флейты (итальянское ocarina - буквально "гусенок").

Второе направление - народная игрушка, где свистулька может быть самостоятельным образом в виде птицы или какого-нибудь зверька.

Как музыкальный руководитель, работающий  с дошкольниками, я с большим интересом отношусь к звучащим народным музыкальным игрушкам и с удовольствием использую их в процессе своей работы.

После  посещения экскурсий по этническим деревням и музеям Ленинградской области у меня собралась небольшая, но интересная коллекция музыкальных игрушек. В основном это так называемые оятские свистульки - окарины.

К северо-востоку от Санкт-Петербурга на расстоянии более двухсот километров находится Лодейнопольский район Ленинградской области. Территория его около 5 тысяч кв. км, расположена она в междуречье Свири и Ояти, в основном на Вепсской возвышенности.   На берегах этих рек древний человек поселился ещё 5 тысяч лет назад.

Коренные жители Присвирья - фино - угорские племена: древние «чудь» и «весь» (карелы и вепсы).

В Х1 веке стали добираться сюда славянские племена новгородцев за пушниной и рыбой. Они постепенно заселили этот край и, как свидетельствует летопись, «начаша владети сами себе и городы ставити». Великому Новгороду Свирь была нужна как удобная и самая дешёвая дорога для провоза товаров с берегов Белого моря, из Двинской и Печёрской земли.

Оять - один из крупнейших притоков Свири. Ойя - в переводе с вепсского означает «ручей». Из местных глин гончары изготавливали разнообразную глиняную посуду и детские игрушки. Изделия покрывали узорами и глазурью. Краски тоже делали из цветных глин.

Оятский гончарный промысел – наиболее известный в Ленинградской области. Называется по реке Оять – на ней располагается центр промысла, село Алёховщина, и несколько соседних, где он тоже был в прошлом. Кроме русских, там живут вепсы – малый финно-угорский народ. Традиционным для оятского промысла было изготовление свистулек в виде домашних животных: коня, собачки, зайчиков и птичек.

Глина бывает разной. Она может быть разных цветов (зелёная, белая, оранжевая). Но главное, какой она станет после обжига.

Для оятской игрушки характерны тёмно-коричневый естественный цвет глины, бесцветная глазурь; бывает ещё роспись ангобами. Ангоб – это специальная подглазурная краска по керамике, которая состоит из глины и цветных пигментов. Эта краска очень экологичная в отличие от других глазурей, и ей могут пользоваться даже дети.

Сама свистулька пёстро не расписывается. Это главная особенность оятской игрушки. Глаза у фигурок делаются в виде налепов - горошин. Шерсть животных иногда изображается в виде глиняной лапши, получаемой, скорее всего, путём давления глины через сито. Вся  свистулька  - игрушка внутри полая, а свисток маскируют в хвостике. А чтобы она пела с переливами, нужно сделать еще одну или две дырочки по бокам. Зажимая и открывая дырочки, можно будет наиграть простенькую мелодию из трех нот.

Я очень люблю использовать глиняные свистульки на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста. Знакомство с ними очень оживляет процесс обучения, делает его более интересным как для детей, так  и самих воспитателей.  Безусловно, эти игрушки хрупкие, и используются мною на занятиях с малышами они только в качестве демонстрационного материала. Даю ручками потрогать  деткам я их только в  большой корзинке В зависимости от животного, которое свистулька изображает,  она будет издавать те или иные звуки. Звукоподражание  -  основа интереса малыша к музыке, формирования у него представлений об окружающем мире. Демонстрируя детям эти игрушки на музыкальных занятиях, я научилась немного на них играть. Музыка глиняных свистулек вызывает у ребят очень большую радость, дети  начинают смеяться, хлопать в ладоши.

Из каждой свистульки можно извлечь низкие и высокие звуки. Например, взяв в руки большую свистульку - птичку, можно показать, как в интервале терция кукует кукушка. А можно показать и сову, начиная с нижней ноты в терции (сова ухает). Так начинается знакомство детей с высотой звуков, создаются предпосылки  для развития у них звуковысотного слуха.

                       

К интересным глиняным свистулькам относятся так называемые водяные свистульки. Такие игрушки очень просты в использовании и доставляют огромную радость детям во время игры в детском оркестре. Достаточно в такую свистульку набрать воды -  и соловьиная трель зазвучала!

А ещё есть водяные свистульки в виде керамических сосудов. Эти свистульки я привезла из Выборгского замка. Они очень оригинальные!

На музыкальных занятиях с малышами звучащие музыкальные игрушки помогают развитию психики и способствуют:

  • проявлению творческих способностей;
  • развитию навыков выражения собственных чувств и эмоций;
  • формированию навыков коммуникации;
  • развитию гармоничного эмоционального фона;
  • улучшению настроения;
  • развитию навыков благополучного переживания негативных эмоций;

Свистульки из глины  развивают чувство ритма, мотивируют движение, благотворно влияя на мозг детей, развивая у них:

  • умение узнавать предметы;
  • способность запоминать;
  • умение сопоставлять предметы со звуками, которые они издают;
  • навыки концентрации внимания;
  • способы познания мира;
  • образное мышление;
  • двигательную активность.

Искусство глиняной свистульки русский народ сохранил и пронёс сквозь века, казалось бы, в почти неизменных и в то же время всегда новых формах. Отшлифованные многими поколениями художественные особенности традиционной игрушки – лаконизм и компактность лепной и резной формы, гармония её с содержанием образа, точность и предельная выразительность деталей, импровизация в росписи – не перестанут удивлять и служить образцом подлинного мастерства.

Утратив со временем свою обрядовую функцию, шумовые музыкальные игрушки бытовали, как предмет игры, являясь необходимым элементом воспитательного процесса, с помощью которых ребенок познавал окружающий мир.

ПОГРЕМУШКИ

Опыт работы с младшими  дошкольниками показывает, что эти  дети очень восприимчивы ко всему  шуршащему, звенящему и гремящему. В этом возрасте их привлекает движение и  смена предметов. К самым распространенным игрушкам относятся различные погремушки.

  • Они издают приятный, естественный для слуха звук.
  • Они способствуют процессу самопознания.
  • Передают звуки природы, помогая расширять кругозор у ребёнка.
  • Станут забавой и первым шагом в музыкальном образовании.
  • Буду способствовать сохранению тесного эмоционального контакта с ребёнка с родителями.

В моей коллекции есть три необычные погремушки:

ФЛЕЙТА ДОЖДЯ. 

Характерной особенностью этой погремушки является её большая длина. Для малышей она подходит только для  показа. Изготавливается она из природного  материала, которого очень много в нашем Северо – Западном регионе  -  стебля борщевика. Не летом, конечно, а тогда, когда это растение спит. Зимой. Затем после определённых манипуляций в полую трубку борщевика засыпается гречневая крупа. В Интернете есть много видео сюжетов, в которых подробно показывается процесс изготовления такой флейты. Шум дождя появляется, когда переворашиваешь эту флейту как песочные часы. А вот ребятам старшего дошкольного возраста можно поручить исполнять на ней  партию в детском шумовом оркестре. Им тоже будет очень интересно. А ещё такая погремушка подойдёт в качестве посоха сказочному персонажу, Лесовичку, Лешему например, или тёте Туче, Непогодице и т.д.

ШУМ ВЕТРА

Очень интересная шумовая игрушка. Она представляет собой деревянный расписной  резной диск на двойной верёвочке с ручками. Сильными круговыми движениями диск на верёвках закручивается, а затем, разводя и сводя ручки верёвок в противоположные стороны, можно услышать гудение сильного ветра. Здесь понадобится определённый навык. Это тоже больше демонстрационный шумовой  инструмент. Но звук у него завораживающий…

ШУМ РУЧЬЯ

Очень симпатичный музыкальный инструмент, который можно дать в руки и малышам. Представляет он собой круглую фанерную коробочку, в которой тоже помещаются разные крупы. Звукоизвлечение простое – достаточно медленно вращать инструмент, держа его с обеих сторон руками. Сделан он вручную на «Ярмарке мастеров».

«В народной игрушке скрыт феномен долговечности. Проходят годы, десятилетия, века, а народная игрушка живет до сих пор. Она расцветала, умирала, возрождалась, менялась, превращалась в сувенир, экзотику, но продолжала жить. И она оживает каждый раз, когда ее берут в руки дети. Она до сих пор вызывает неподдельный интерес детей, да и взрослых тоже. Глядя на неё, у всех без исключения возникает желание взять игрушку в руки, поиграть с ней, иметь её рядом или сделать такую же. Народную игрушку любят за простоту и доступность, она дарит радость и тепло человеческих добрых рук, в ней скрыта незамысловатая душевная мелодия. Народная игрушка учит знать свои корни, она является «потешной копилкой народной памяти». Н. Абрамычева (из публикаций в газете «Интеллект и творчество», 2011 г.)

Список использованной литературы:

  1. Абрамычева Н. «Интеллект и творчество», 2011.
  2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1986.
  3. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. — М.: Детская литература, 1977.
  4. Дайн Г.Л.  Русская игрушка. М.; «Советская Россия».1987.
  5. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.
  6.  Можаева Е., Хейфиц А. Матрешка. — М.: Советская Россия, 1969.
  7. Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.
  8. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.
  9. Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Составитель А. Г. Кулешов. - М.: 2009.

Интернет – ресурсы:

  1. https://www.nkj.ru/archive/articles/3391
  2. https://www.nkj.ru/archive/articles/5992/
  3. https://fb.ru/article/137183/glinyanyie-igrushki-glinyanyie-igrushki---svistulki-rospis-glinyanyih-igrushek
  4.  https://fb.ru/article/137183/glinyanyie-igrushki-glinyanyie-igrushki---svistulki-rospis-glinyanyih-igrushek
  5. https://fb.ru/article/137183/glinyanyie-igrushki-glinyanyie-igrushki---svistulki-rospis-glinyanyih-igrushek
  6. https://drunkyhorse.com/ojatskaja-keramika-promysly-vepsov/
  7. http://goodbyerussia.blogspot.com/2013/06/blog-post_1057.html
  8. https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.perunica.ru%2Fchistiy_ist%2F9196-oyatskie-igrushki-na-lade.html
  9. https://www.livemaster.ru/topic/2119201-lepim-glinyanuyu-svistulku-petushok


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование современных технологий при обучении детей старшего дошкольного возраста рассказыванию»

Для успешного освоения программы обучения в школе у детей старшего дошкольного возраста должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на ...

Презентация на тему: "Развитие музыкальности у детей младшего дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"

Игра на музыкальных инструментах является одним из самых увлекательных занятий для детей....

статья по музыкальному развитию Концепция развития музыкальности у детей младшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки

АнотацияСатья посвещается музыкальных способностей у детей младшегодошкольного возраста . Автор раскрывает задачи , формы и методы развитие музыкальных способностей у детей....

СТАТЬЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ШУМОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГРУШЕК ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В статье рассказывается о народных музыкальных игрушках, даётся их обзор и применение в качестве наглядного материала на музыкальных занятиях с детьми младшего дошкольного возраста....

СТАТЬЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ШУМОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГРУШЕК ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В статье рассматриваются разные виды народных детских музыкальных игрушек и возможности их применения на музыкальных занятиях с младшими дошкольниками....