СТАТЬЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ШУМОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГРУШЕК ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья по музыке (младшая группа)
В статье рассказывается о народных музыкальных игрушках, даётся их обзор и применение в качестве наглядного материала на музыкальных занятиях с детьми младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_igrushki.docx | 549.25 КБ |
muzykalnye_igrushki.docx | 549.25 КБ |
muzykalnye_igrushki.docx | 549.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ШУМОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГРУШЕК ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Есть игрушки расписные, складные да ладные,
Они всюду славятся, да и вам понравятся.
Наша русская игрушка не стареет сотни лет,
В красоте, в таланте русском весь находится секрет.
СОБАЧКА
Во дворе гуляет пёсик и везде суёт свой носик.
Хочет всюду он успеть, всё понюхать, посмотреть.
У игрушечной собачки - очень важная задачка -
Все игрушки охранять, их в обиду не давать.
Задача каждой игрушки – в увлекательной форме помогать умственному и физическому развитию детей. Посредством игр ребята познают мир, учатся общаться, развивается их любознательность и активность. Мир народной игрушки разнообразен, удивителен и во многом неповторим. История русской игрушки насчитывает многие тысячелетия. С древних времён игрушка является проявлением любви взрослых к детям, средством для общения. В народной игрушке отразились представления наших древних предков об окружающем мире, с помощью игрушки ребёнку передавалась сама суть человеческих отношений и всё сложное мироустройство.
Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство.
И, наверное, столько же – глиняная свистулька, своеобразная и в чём-то загадочная область народного творчества. Появились свистульки ещё в 8-ом веке до нашей эры.
СВИСТУЛЬКА – фигурное (обычно в виде птицы) обрядовое звуковое приспособление из обожжённой глины.
Процесс их изготовления состоял из лепки и обжига, часто древние мастера украшали фигурки росписью или глазурью, орнаментальными украшениями.
Лепились детские глиняные игрушки быстро, споро, умелыми, отработанными движениями, чтобы не занимать много времени и усилий, поэтому в пластике игрушек нет ничего лишнего, мешающего при лепке и дальнейшем обжиге. Мастера старались избегать обилия мелких налепных деталей во избежание нарушения целостности игрушки при частом её использовании.
Роспись также была лаконична и условна, она подчеркивала главное в пластике и образном строе свистульки.
В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу.
Откуда же в свистульках появляется звук?
В свистковом устройстве звук возникает за счет пульсации воздуха, попадающего из зоны нормального давления в воздушную струю, где давление понижено. Детская скакалка при большой скорости в воздухе свистит, так как за движущимся предметом создаются завихрения - зоны пониженного давления. В них и происходят колебания атмосферного воздуха. В свистульке зона пониженного давления возникает на срыве струи воздуха при выходе из канала воздуховода ниже четкой кромки. Чем четче кромка, тем легче создается разрежение. Излишки воздуха отбрасываются острым язычком наружу, а струя воздуха, обегая камеру изнутри, попадает в зону разрежения на выходе канала. Здесь и возникает звуковая волна.
Исследователи полагают, что первые в мире свистульки имели форму птички - наиболее подходящую для колебаний и завихрений воздуха, которые заставляют их «петь». С языческих времен их использовали, как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя. Кроме того, именно птицы являлись для древних людей олицетворением душ предков, символизировали счастье и радость. Кукушку считали божеством, способным предсказывать будущее, за это почитали ее и прославляли.
Любили наши предки и дома посвистеть - считалось, что мелодия свистульки выгоняет злых духов из жилища. Часто свистульки вешали на шею маленьким детям - и забава, и отличный поющий оберег.
Самые архаичные игрушки имеют обтекаемую форму, их лепка сохранила следы рук мастера, для которого руки были и инструментом и мерилом. Роспись на них сделана с мудрой простотой, которая не скрывает объём фигурки и подчёркивает наиболее заметные её части.
А в росписи, что линия - то символ! Состоит она в основном из солярных знаков, присутствуют в ней знаки дождя, земли, зерна, невероятно близких языческой культуре.
Со временем свистульки стали делать и в форме животных.
Каждая фигурка животного тоже была символом и несла в себе определенный смысл:
Баран и корова — успешное ведение хозяйства, плодородие;
Конь издревле считается главным оберегом;
Медведь символизирует могущество и силу;
Олень — оберег, который приносит изобилие;
Козёл — символ доброй силы.
Созданная во всевозможных вариациях формы и цвета, глиняная свистулька обладала волшебным умением привносить в дом уют, тепло и хорошее настроение. В дальнейшем, когда обрядовое значение свистульки утратило смысл, ее развитие пошло по двум направлениям:
Первое - это распространенный во многих странах мира духовой музыкальный инструмент окарuна со свистковым устройством, род флейты (итальянское ocarina - буквально "гусенок").
Второе направление - народная игрушка, где свистулька может быть самостоятельным образом в виде птицы или какого-нибудь зверька.
Как музыкальный руководитель, работающий с дошкольниками, я с большим интересом отношусь к звучащим народным музыкальным игрушкам и с удовольствием использую их в процессе своей работы.
После посещения экскурсий по этническим деревням и музеям Ленинградской области у меня собралась небольшая, но интересная коллекция музыкальных игрушек. В основном это так называемые оятские свистульки - окарины.
К северо-востоку от Санкт-Петербурга на расстоянии более двухсот километров находится Лодейнопольский район Ленинградской области. Территория его около 5 тысяч кв. км, расположена она в междуречье Свири и Ояти, в основном на Вепсской возвышенности. На берегах этих рек древний человек поселился ещё 5 тысяч лет назад.
Коренные жители Присвирья - фино - угорские племена: древние «чудь» и «весь» (карелы и вепсы).
В Х1 веке стали добираться сюда славянские племена новгородцев за пушниной и рыбой. Они постепенно заселили этот край и, как свидетельствует летопись, «начаша владети сами себе и городы ставити». Великому Новгороду Свирь была нужна как удобная и самая дешёвая дорога для провоза товаров с берегов Белого моря, из Двинской и Печёрской земли.
Оять - один из крупнейших притоков Свири. Ойя - в переводе с вепсского означает «ручей». Из местных глин гончары изготавливали разнообразную глиняную посуду и детские игрушки. Изделия покрывали узорами и глазурью. Краски тоже делали из цветных глин.
Оятский гончарный промысел – наиболее известный в Ленинградской области. Называется по реке Оять – на ней располагается центр промысла, село Алёховщина, и несколько соседних, где он тоже был в прошлом. Кроме русских, там живут вепсы – малый финно-угорский народ. Традиционным для оятского промысла было изготовление свистулек в виде домашних животных: коня, собачки, зайчиков и птичек.
Глина бывает разной. Она может быть разных цветов (зелёная, белая, оранжевая). Но главное, какой она станет после обжига.
Для оятской игрушки характерны тёмно-коричневый естественный цвет глины, бесцветная глазурь; бывает ещё роспись ангобами. Ангоб – это специальная подглазурная краска по керамике, которая состоит из глины и цветных пигментов. Эта краска очень экологичная в отличие от других глазурей, и ей могут пользоваться даже дети.
Сама свистулька пёстро не расписывается. Это главная особенность оятской игрушки. Глаза у фигурок делаются в виде налепов - горошин. Шерсть животных иногда изображается в виде глиняной лапши, получаемой, скорее всего, путём давления глины через сито. Вся свистулька - игрушка внутри полая, а свисток маскируют в хвостике. А чтобы она пела с переливами, нужно сделать еще одну или две дырочки по бокам. Зажимая и открывая дырочки, можно будет наиграть простенькую мелодию из трех нот.
Я очень люблю использовать глиняные свистульки на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста. Знакомство с ними очень оживляет процесс обучения, делает его более интересным как для детей, так и самих воспитателей. Безусловно, эти игрушки хрупкие, и используются мною на занятиях с малышами они только в качестве демонстрационного материала. Даю ручками потрогать деткам я их только в большой корзинке В зависимости от животного, которое свистулька изображает, она будет издавать те или иные звуки. Звукоподражание - основа интереса малыша к музыке, формирования у него представлений об окружающем мире. Демонстрируя детям эти игрушки на музыкальных занятиях, я научилась немного на них играть. Музыка глиняных свистулек вызывает у ребят очень большую радость, дети начинают смеяться, хлопать в ладоши.
Из каждой свистульки можно извлечь низкие и высокие звуки. Например, взяв в руки большую свистульку - птичку, можно показать, как в интервале терция кукует кукушка. А можно показать и сову, начиная с нижней ноты в терции (сова ухает). Так начинается знакомство детей с высотой звуков, создаются предпосылки для развития у них звуковысотного слуха.
К интересным глиняным свистулькам относятся так называемые водяные свистульки. Такие игрушки очень просты в использовании и доставляют огромную радость детям во время игры в детском оркестре. Достаточно в такую свистульку набрать воды - и соловьиная трель зазвучала!
А ещё есть водяные свистульки в виде керамических сосудов. Эти свистульки я привезла из Выборгского замка. Они очень оригинальные!
На музыкальных занятиях с малышами звучащие музыкальные игрушки помогают развитию психики и способствуют:
- проявлению творческих способностей;
- развитию навыков выражения собственных чувств и эмоций;
- формированию навыков коммуникации;
- развитию гармоничного эмоционального фона;
- улучшению настроения;
- развитию навыков благополучного переживания негативных эмоций;
Свистульки из глины развивают чувство ритма, мотивируют движение, благотворно влияя на мозг детей, развивая у них:
- умение узнавать предметы;
- способность запоминать;
- умение сопоставлять предметы со звуками, которые они издают;
- навыки концентрации внимания;
- способы познания мира;
- образное мышление;
- двигательную активность.
Искусство глиняной свистульки русский народ сохранил и пронёс сквозь века, казалось бы, в почти неизменных и в то же время всегда новых формах. Отшлифованные многими поколениями художественные особенности традиционной игрушки – лаконизм и компактность лепной и резной формы, гармония её с содержанием образа, точность и предельная выразительность деталей, импровизация в росписи – не перестанут удивлять и служить образцом подлинного мастерства.
Утратив со временем свою обрядовую функцию, шумовые музыкальные игрушки бытовали, как предмет игры, являясь необходимым элементом воспитательного процесса, с помощью которых ребенок познавал окружающий мир.
ПОГРЕМУШКИ
Опыт работы с младшими дошкольниками показывает, что эти дети очень восприимчивы ко всему шуршащему, звенящему и гремящему. В этом возрасте их привлекает движение и смена предметов. К самым распространенным игрушкам относятся различные погремушки.
- Они издают приятный, естественный для слуха звук.
- Они способствуют процессу самопознания.
- Передают звуки природы, помогая расширять кругозор у ребёнка.
- Станут забавой и первым шагом в музыкальном образовании.
- Буду способствовать сохранению тесного эмоционального контакта с ребёнка с родителями.
В моей коллекции есть три необычные погремушки:
ФЛЕЙТА ДОЖДЯ.
Характерной особенностью этой погремушки является её большая длина. Для малышей она подходит только для показа. Изготавливается она из природного материала, которого очень много в нашем Северо – Западном регионе - стебля борщевика. Не летом, конечно, а тогда, когда это растение спит. Зимой. Затем после определённых манипуляций в полую трубку борщевика засыпается гречневая крупа. В Интернете есть много видео сюжетов, в которых подробно показывается процесс изготовления такой флейты. Шум дождя появляется, когда переворашиваешь эту флейту как песочные часы. А вот ребятам старшего дошкольного возраста можно поручить исполнять на ней партию в детском шумовом оркестре. Им тоже будет очень интересно. А ещё такая погремушка подойдёт в качестве посоха сказочному персонажу, Лесовичку, Лешему например, или тёте Туче, Непогодице и т.д.
ШУМ ВЕТРА
Очень интересная шумовая игрушка. Она представляет собой деревянный расписной резной диск на двойной верёвочке с ручками. Сильными круговыми движениями диск на верёвках закручивается, а затем, разводя и сводя ручки верёвок в противоположные стороны, можно услышать гудение сильного ветра. Здесь понадобится определённый навык. Это тоже больше демонстрационный шумовой инструмент. Но звук у него завораживающий…
ШУМ РУЧЬЯ
Очень симпатичный музыкальный инструмент, который можно дать в руки и малышам. Представляет он собой круглую фанерную коробочку, в которой тоже помещаются разные крупы. Звукоизвлечение простое – достаточно медленно вращать инструмент, держа его с обеих сторон руками. Сделан он вручную на «Ярмарке мастеров».
«В народной игрушке скрыт феномен долговечности. Проходят годы, десятилетия, века, а народная игрушка живет до сих пор. Она расцветала, умирала, возрождалась, менялась, превращалась в сувенир, экзотику, но продолжала жить. И она оживает каждый раз, когда ее берут в руки дети. Она до сих пор вызывает неподдельный интерес детей, да и взрослых тоже. Глядя на неё, у всех без исключения возникает желание взять игрушку в руки, поиграть с ней, иметь её рядом или сделать такую же. Народную игрушку любят за простоту и доступность, она дарит радость и тепло человеческих добрых рук, в ней скрыта незамысловатая душевная мелодия. Народная игрушка учит знать свои корни, она является «потешной копилкой народной памяти». Н. Абрамычева (из публикаций в газете «Интеллект и творчество», 2011 г.)
Список использованной литературы:
- Абрамычева Н. «Интеллект и творчество», 2011.
- Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1986.
- Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. — М.: Детская литература, 1977.
- Дайн Г.Л. Русская игрушка. М.; «Советская Россия».1987.
- Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.
- Можаева Е., Хейфиц А. Матрешка. — М.: Советская Россия, 1969.
- Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.
- Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.
- Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Составитель А. Г. Кулешов. - М.: 2009.
Интернет – ресурсы:
- https://www.nkj.ru/archive/articles/3391
- https://www.nkj.ru/archive/articles/5992/
- https://fb.ru/article/137183/glinyanyie-igrushki-glinyanyie-igrushki---svistulki-rospis-glinyanyih-igrushek
- https://fb.ru/article/137183/glinyanyie-igrushki-glinyanyie-igrushki---svistulki-rospis-glinyanyih-igrushek
- https://fb.ru/article/137183/glinyanyie-igrushki-glinyanyie-igrushki---svistulki-rospis-glinyanyih-igrushek
- https://drunkyhorse.com/ojatskaja-keramika-promysly-vepsov/
- http://goodbyerussia.blogspot.com/2013/06/blog-post_1057.html
- https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.perunica.ru%2Fchistiy_ist%2F9196-oyatskie-igrushki-na-lade.html
- https://www.livemaster.ru/topic/2119201-lepim-glinyanuyu-svistulku-petushok
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ШУМОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГРУШЕК ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Есть игрушки расписные, складные да ладные,
Они всюду славятся, да и вам понравятся.
Наша русская игрушка не стареет сотни лет,
В красоте, в таланте русском весь находится секрет.
СОБАЧКА
Во дворе гуляет пёсик и везде суёт свой носик.
Хочет всюду он успеть, всё понюхать, посмотреть.
У игрушечной собачки - очень важная задачка -
Все игрушки охранять, их в обиду не давать.
Задача каждой игрушки – в увлекательной форме помогать умственному и физическому развитию детей. Посредством игр ребята познают мир, учатся общаться, развивается их любознательность и активность. Мир народной игрушки разнообразен, удивителен и во многом неповторим. История русской игрушки насчитывает многие тысячелетия. С древних времён игрушка является проявлением любви взрослых к детям, средством для общения. В народной игрушке отразились представления наших древних предков об окружающем мире, с помощью игрушки ребёнку передавалась сама суть человеческих отношений и всё сложное мироустройство.
Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство.
И, наверное, столько же – глиняная свистулька, своеобразная и в чём-то загадочная область народного творчества. Появились свистульки ещё в 8-ом веке до нашей эры.
СВИСТУЛЬКА – фигурное (обычно в виде птицы) обрядовое звуковое приспособление из обожжённой глины.
Процесс их изготовления состоял из лепки и обжига, часто древние мастера украшали фигурки росписью или глазурью, орнаментальными украшениями.
Лепились детские глиняные игрушки быстро, споро, умелыми, отработанными движениями, чтобы не занимать много времени и усилий, поэтому в пластике игрушек нет ничего лишнего, мешающего при лепке и дальнейшем обжиге. Мастера старались избегать обилия мелких налепных деталей во избежание нарушения целостности игрушки при частом её использовании.
Роспись также была лаконична и условна, она подчеркивала главное в пластике и образном строе свистульки.
В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу.
Откуда же в свистульках появляется звук?
В свистковом устройстве звук возникает за счет пульсации воздуха, попадающего из зоны нормального давления в воздушную струю, где давление понижено. Детская скакалка при большой скорости в воздухе свистит, так как за движущимся предметом создаются завихрения - зоны пониженного давления. В них и происходят колебания атмосферного воздуха. В свистульке зона пониженного давления возникает на срыве струи воздуха при выходе из канала воздуховода ниже четкой кромки. Чем четче кромка, тем легче создается разрежение. Излишки воздуха отбрасываются острым язычком наружу, а струя воздуха, обегая камеру изнутри, попадает в зону разрежения на выходе канала. Здесь и возникает звуковая волна.
Исследователи полагают, что первые в мире свистульки имели форму птички - наиболее подходящую для колебаний и завихрений воздуха, которые заставляют их «петь». С языческих времен их использовали, как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя. Кроме того, именно птицы являлись для древних людей олицетворением душ предков, символизировали счастье и радость. Кукушку считали божеством, способным предсказывать будущее, за это почитали ее и прославляли.
Любили наши предки и дома посвистеть - считалось, что мелодия свистульки выгоняет злых духов из жилища. Часто свистульки вешали на шею маленьким детям - и забава, и отличный поющий оберег.
Самые архаичные игрушки имеют обтекаемую форму, их лепка сохранила следы рук мастера, для которого руки были и инструментом и мерилом. Роспись на них сделана с мудрой простотой, которая не скрывает объём фигурки и подчёркивает наиболее заметные её части.
А в росписи, что линия - то символ! Состоит она в основном из солярных знаков, присутствуют в ней знаки дождя, земли, зерна, невероятно близких языческой культуре.
Со временем свистульки стали делать и в форме животных.
Каждая фигурка животного тоже была символом и несла в себе определенный смысл:
Баран и корова — успешное ведение хозяйства, плодородие;
Конь издревле считается главным оберегом;
Медведь символизирует могущество и силу;
Олень — оберег, который приносит изобилие;
Козёл — символ доброй силы.
Созданная во всевозможных вариациях формы и цвета, глиняная свистулька обладала волшебным умением привносить в дом уют, тепло и хорошее настроение. В дальнейшем, когда обрядовое значение свистульки утратило смысл, ее развитие пошло по двум направлениям:
Первое - это распространенный во многих странах мира духовой музыкальный инструмент окарuна со свистковым устройством, род флейты (итальянское ocarina - буквально "гусенок").
Второе направление - народная игрушка, где свистулька может быть самостоятельным образом в виде птицы или какого-нибудь зверька.
Как музыкальный руководитель, работающий с дошкольниками, я с большим интересом отношусь к звучащим народным музыкальным игрушкам и с удовольствием использую их в процессе своей работы.
После посещения экскурсий по этническим деревням и музеям Ленинградской области у меня собралась небольшая, но интересная коллекция музыкальных игрушек. В основном это так называемые оятские свистульки - окарины.
К северо-востоку от Санкт-Петербурга на расстоянии более двухсот километров находится Лодейнопольский район Ленинградской области. Территория его около 5 тысяч кв. км, расположена она в междуречье Свири и Ояти, в основном на Вепсской возвышенности. На берегах этих рек древний человек поселился ещё 5 тысяч лет назад.
Коренные жители Присвирья - фино - угорские племена: древние «чудь» и «весь» (карелы и вепсы).
В Х1 веке стали добираться сюда славянские племена новгородцев за пушниной и рыбой. Они постепенно заселили этот край и, как свидетельствует летопись, «начаша владети сами себе и городы ставити». Великому Новгороду Свирь была нужна как удобная и самая дешёвая дорога для провоза товаров с берегов Белого моря, из Двинской и Печёрской земли.
Оять - один из крупнейших притоков Свири. Ойя - в переводе с вепсского означает «ручей». Из местных глин гончары изготавливали разнообразную глиняную посуду и детские игрушки. Изделия покрывали узорами и глазурью. Краски тоже делали из цветных глин.
Оятский гончарный промысел – наиболее известный в Ленинградской области. Называется по реке Оять – на ней располагается центр промысла, село Алёховщина, и несколько соседних, где он тоже был в прошлом. Кроме русских, там живут вепсы – малый финно-угорский народ. Традиционным для оятского промысла было изготовление свистулек в виде домашних животных: коня, собачки, зайчиков и птичек.
Глина бывает разной. Она может быть разных цветов (зелёная, белая, оранжевая). Но главное, какой она станет после обжига.
Для оятской игрушки характерны тёмно-коричневый естественный цвет глины, бесцветная глазурь; бывает ещё роспись ангобами. Ангоб – это специальная подглазурная краска по керамике, которая состоит из глины и цветных пигментов. Эта краска очень экологичная в отличие от других глазурей, и ей могут пользоваться даже дети.
Сама свистулька пёстро не расписывается. Это главная особенность оятской игрушки. Глаза у фигурок делаются в виде налепов - горошин. Шерсть животных иногда изображается в виде глиняной лапши, получаемой, скорее всего, путём давления глины через сито. Вся свистулька - игрушка внутри полая, а свисток маскируют в хвостике. А чтобы она пела с переливами, нужно сделать еще одну или две дырочки по бокам. Зажимая и открывая дырочки, можно будет наиграть простенькую мелодию из трех нот.
Я очень люблю использовать глиняные свистульки на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста. Знакомство с ними очень оживляет процесс обучения, делает его более интересным как для детей, так и самих воспитателей. Безусловно, эти игрушки хрупкие, и используются мною на занятиях с малышами они только в качестве демонстрационного материала. Даю ручками потрогать деткам я их только в большой корзинке В зависимости от животного, которое свистулька изображает, она будет издавать те или иные звуки. Звукоподражание - основа интереса малыша к музыке, формирования у него представлений об окружающем мире. Демонстрируя детям эти игрушки на музыкальных занятиях, я научилась немного на них играть. Музыка глиняных свистулек вызывает у ребят очень большую радость, дети начинают смеяться, хлопать в ладоши.
Из каждой свистульки можно извлечь низкие и высокие звуки. Например, взяв в руки большую свистульку - птичку, можно показать, как в интервале терция кукует кукушка. А можно показать и сову, начиная с нижней ноты в терции (сова ухает). Так начинается знакомство детей с высотой звуков, создаются предпосылки для развития у них звуковысотного слуха.
К интересным глиняным свистулькам относятся так называемые водяные свистульки. Такие игрушки очень просты в использовании и доставляют огромную радость детям во время игры в детском оркестре. Достаточно в такую свистульку набрать воды - и соловьиная трель зазвучала!
А ещё есть водяные свистульки в виде керамических сосудов. Эти свистульки я привезла из Выборгского замка. Они очень оригинальные!
На музыкальных занятиях с малышами звучащие музыкальные игрушки помогают развитию психики и способствуют:
- проявлению творческих способностей;
- развитию навыков выражения собственных чувств и эмоций;
- формированию навыков коммуникации;
- развитию гармоничного эмоционального фона;
- улучшению настроения;
- развитию навыков благополучного переживания негативных эмоций;
Свистульки из глины развивают чувство ритма, мотивируют движение, благотворно влияя на мозг детей, развивая у них:
- умение узнавать предметы;
- способность запоминать;
- умение сопоставлять предметы со звуками, которые они издают;
- навыки концентрации внимания;
- способы познания мира;
- образное мышление;
- двигательную активность.
Искусство глиняной свистульки русский народ сохранил и пронёс сквозь века, казалось бы, в почти неизменных и в то же время всегда новых формах. Отшлифованные многими поколениями художественные особенности традиционной игрушки – лаконизм и компактность лепной и резной формы, гармония её с содержанием образа, точность и предельная выразительность деталей, импровизация в росписи – не перестанут удивлять и служить образцом подлинного мастерства.
Утратив со временем свою обрядовую функцию, шумовые музыкальные игрушки бытовали, как предмет игры, являясь необходимым элементом воспитательного процесса, с помощью которых ребенок познавал окружающий мир.
ПОГРЕМУШКИ
Опыт работы с младшими дошкольниками показывает, что эти дети очень восприимчивы ко всему шуршащему, звенящему и гремящему. В этом возрасте их привлекает движение и смена предметов. К самым распространенным игрушкам относятся различные погремушки.
- Они издают приятный, естественный для слуха звук.
- Они способствуют процессу самопознания.
- Передают звуки природы, помогая расширять кругозор у ребёнка.
- Станут забавой и первым шагом в музыкальном образовании.
- Буду способствовать сохранению тесного эмоционального контакта с ребёнка с родителями.
В моей коллекции есть три необычные погремушки:
ФЛЕЙТА ДОЖДЯ.
Характерной особенностью этой погремушки является её большая длина. Для малышей она подходит только для показа. Изготавливается она из природного материала, которого очень много в нашем Северо – Западном регионе - стебля борщевика. Не летом, конечно, а тогда, когда это растение спит. Зимой. Затем после определённых манипуляций в полую трубку борщевика засыпается гречневая крупа. В Интернете есть много видео сюжетов, в которых подробно показывается процесс изготовления такой флейты. Шум дождя появляется, когда переворашиваешь эту флейту как песочные часы. А вот ребятам старшего дошкольного возраста можно поручить исполнять на ней партию в детском шумовом оркестре. Им тоже будет очень интересно. А ещё такая погремушка подойдёт в качестве посоха сказочному персонажу, Лесовичку, Лешему например, или тёте Туче, Непогодице и т.д.
ШУМ ВЕТРА
Очень интересная шумовая игрушка. Она представляет собой деревянный расписной резной диск на двойной верёвочке с ручками. Сильными круговыми движениями диск на верёвках закручивается, а затем, разводя и сводя ручки верёвок в противоположные стороны, можно услышать гудение сильного ветра. Здесь понадобится определённый навык. Это тоже больше демонстрационный шумовой инструмент. Но звук у него завораживающий…
ШУМ РУЧЬЯ
Очень симпатичный музыкальный инструмент, который можно дать в руки и малышам. Представляет он собой круглую фанерную коробочку, в которой тоже помещаются разные крупы. Звукоизвлечение простое – достаточно медленно вращать инструмент, держа его с обеих сторон руками. Сделан он вручную на «Ярмарке мастеров».
«В народной игрушке скрыт феномен долговечности. Проходят годы, десятилетия, века, а народная игрушка живет до сих пор. Она расцветала, умирала, возрождалась, менялась, превращалась в сувенир, экзотику, но продолжала жить. И она оживает каждый раз, когда ее берут в руки дети. Она до сих пор вызывает неподдельный интерес детей, да и взрослых тоже. Глядя на неё, у всех без исключения возникает желание взять игрушку в руки, поиграть с ней, иметь её рядом или сделать такую же. Народную игрушку любят за простоту и доступность, она дарит радость и тепло человеческих добрых рук, в ней скрыта незамысловатая душевная мелодия. Народная игрушка учит знать свои корни, она является «потешной копилкой народной памяти». Н. Абрамычева (из публикаций в газете «Интеллект и творчество», 2011 г.)
Список использованной литературы:
- Абрамычева Н. «Интеллект и творчество», 2011.
- Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1986.
- Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. — М.: Детская литература, 1977.
- Дайн Г.Л. Русская игрушка. М.; «Советская Россия».1987.
- Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.
- Можаева Е., Хейфиц А. Матрешка. — М.: Советская Россия, 1969.
- Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.
- Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.
- Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Составитель А. Г. Кулешов. - М.: 2009.
Интернет – ресурсы:
- https://www.nkj.ru/archive/articles/3391
- https://www.nkj.ru/archive/articles/5992/
- https://fb.ru/article/137183/glinyanyie-igrushki-glinyanyie-igrushki---svistulki-rospis-glinyanyih-igrushek
- https://fb.ru/article/137183/glinyanyie-igrushki-glinyanyie-igrushki---svistulki-rospis-glinyanyih-igrushek
- https://fb.ru/article/137183/glinyanyie-igrushki-glinyanyie-igrushki---svistulki-rospis-glinyanyih-igrushek
- https://drunkyhorse.com/ojatskaja-keramika-promysly-vepsov/
- http://goodbyerussia.blogspot.com/2013/06/blog-post_1057.html
- https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.perunica.ru%2Fchistiy_ist%2F9196-oyatskie-igrushki-na-lade.html
- https://www.livemaster.ru/topic/2119201-lepim-glinyanuyu-svistulku-petushok
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ШУМОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГРУШЕК ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Есть игрушки расписные, складные да ладные,
Они всюду славятся, да и вам понравятся.
Наша русская игрушка не стареет сотни лет,
В красоте, в таланте русском весь находится секрет.
СОБАЧКА
Во дворе гуляет пёсик и везде суёт свой носик.
Хочет всюду он успеть, всё понюхать, посмотреть.
У игрушечной собачки - очень важная задачка -
Все игрушки охранять, их в обиду не давать.
Задача каждой игрушки – в увлекательной форме помогать умственному и физическому развитию детей. Посредством игр ребята познают мир, учатся общаться, развивается их любознательность и активность. Мир народной игрушки разнообразен, удивителен и во многом неповторим. История русской игрушки насчитывает многие тысячелетия. С древних времён игрушка является проявлением любви взрослых к детям, средством для общения. В народной игрушке отразились представления наших древних предков об окружающем мире, с помощью игрушки ребёнку передавалась сама суть человеческих отношений и всё сложное мироустройство.
Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство.
И, наверное, столько же – глиняная свистулька, своеобразная и в чём-то загадочная область народного творчества. Появились свистульки ещё в 8-ом веке до нашей эры.
СВИСТУЛЬКА – фигурное (обычно в виде птицы) обрядовое звуковое приспособление из обожжённой глины.
Процесс их изготовления состоял из лепки и обжига, часто древние мастера украшали фигурки росписью или глазурью, орнаментальными украшениями.
Лепились детские глиняные игрушки быстро, споро, умелыми, отработанными движениями, чтобы не занимать много времени и усилий, поэтому в пластике игрушек нет ничего лишнего, мешающего при лепке и дальнейшем обжиге. Мастера старались избегать обилия мелких налепных деталей во избежание нарушения целостности игрушки при частом её использовании.
Роспись также была лаконична и условна, она подчеркивала главное в пластике и образном строе свистульки.
В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу.
Откуда же в свистульках появляется звук?
В свистковом устройстве звук возникает за счет пульсации воздуха, попадающего из зоны нормального давления в воздушную струю, где давление понижено. Детская скакалка при большой скорости в воздухе свистит, так как за движущимся предметом создаются завихрения - зоны пониженного давления. В них и происходят колебания атмосферного воздуха. В свистульке зона пониженного давления возникает на срыве струи воздуха при выходе из канала воздуховода ниже четкой кромки. Чем четче кромка, тем легче создается разрежение. Излишки воздуха отбрасываются острым язычком наружу, а струя воздуха, обегая камеру изнутри, попадает в зону разрежения на выходе канала. Здесь и возникает звуковая волна.
Исследователи полагают, что первые в мире свистульки имели форму птички - наиболее подходящую для колебаний и завихрений воздуха, которые заставляют их «петь». С языческих времен их использовали, как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя. Кроме того, именно птицы являлись для древних людей олицетворением душ предков, символизировали счастье и радость. Кукушку считали божеством, способным предсказывать будущее, за это почитали ее и прославляли.
Любили наши предки и дома посвистеть - считалось, что мелодия свистульки выгоняет злых духов из жилища. Часто свистульки вешали на шею маленьким детям - и забава, и отличный поющий оберег.
Самые архаичные игрушки имеют обтекаемую форму, их лепка сохранила следы рук мастера, для которого руки были и инструментом и мерилом. Роспись на них сделана с мудрой простотой, которая не скрывает объём фигурки и подчёркивает наиболее заметные её части.
А в росписи, что линия - то символ! Состоит она в основном из солярных знаков, присутствуют в ней знаки дождя, земли, зерна, невероятно близких языческой культуре.
Со временем свистульки стали делать и в форме животных.
Каждая фигурка животного тоже была символом и несла в себе определенный смысл:
Баран и корова — успешное ведение хозяйства, плодородие;
Конь издревле считается главным оберегом;
Медведь символизирует могущество и силу;
Олень — оберег, который приносит изобилие;
Козёл — символ доброй силы.
Созданная во всевозможных вариациях формы и цвета, глиняная свистулька обладала волшебным умением привносить в дом уют, тепло и хорошее настроение. В дальнейшем, когда обрядовое значение свистульки утратило смысл, ее развитие пошло по двум направлениям:
Первое - это распространенный во многих странах мира духовой музыкальный инструмент окарuна со свистковым устройством, род флейты (итальянское ocarina - буквально "гусенок").
Второе направление - народная игрушка, где свистулька может быть самостоятельным образом в виде птицы или какого-нибудь зверька.
Как музыкальный руководитель, работающий с дошкольниками, я с большим интересом отношусь к звучащим народным музыкальным игрушкам и с удовольствием использую их в процессе своей работы.
После посещения экскурсий по этническим деревням и музеям Ленинградской области у меня собралась небольшая, но интересная коллекция музыкальных игрушек. В основном это так называемые оятские свистульки - окарины.
К северо-востоку от Санкт-Петербурга на расстоянии более двухсот километров находится Лодейнопольский район Ленинградской области. Территория его около 5 тысяч кв. км, расположена она в междуречье Свири и Ояти, в основном на Вепсской возвышенности. На берегах этих рек древний человек поселился ещё 5 тысяч лет назад.
Коренные жители Присвирья - фино - угорские племена: древние «чудь» и «весь» (карелы и вепсы).
В Х1 веке стали добираться сюда славянские племена новгородцев за пушниной и рыбой. Они постепенно заселили этот край и, как свидетельствует летопись, «начаша владети сами себе и городы ставити». Великому Новгороду Свирь была нужна как удобная и самая дешёвая дорога для провоза товаров с берегов Белого моря, из Двинской и Печёрской земли.
Оять - один из крупнейших притоков Свири. Ойя - в переводе с вепсского означает «ручей». Из местных глин гончары изготавливали разнообразную глиняную посуду и детские игрушки. Изделия покрывали узорами и глазурью. Краски тоже делали из цветных глин.
Оятский гончарный промысел – наиболее известный в Ленинградской области. Называется по реке Оять – на ней располагается центр промысла, село Алёховщина, и несколько соседних, где он тоже был в прошлом. Кроме русских, там живут вепсы – малый финно-угорский народ. Традиционным для оятского промысла было изготовление свистулек в виде домашних животных: коня, собачки, зайчиков и птичек.
Глина бывает разной. Она может быть разных цветов (зелёная, белая, оранжевая). Но главное, какой она станет после обжига.
Для оятской игрушки характерны тёмно-коричневый естественный цвет глины, бесцветная глазурь; бывает ещё роспись ангобами. Ангоб – это специальная подглазурная краска по керамике, которая состоит из глины и цветных пигментов. Эта краска очень экологичная в отличие от других глазурей, и ей могут пользоваться даже дети.
Сама свистулька пёстро не расписывается. Это главная особенность оятской игрушки. Глаза у фигурок делаются в виде налепов - горошин. Шерсть животных иногда изображается в виде глиняной лапши, получаемой, скорее всего, путём давления глины через сито. Вся свистулька - игрушка внутри полая, а свисток маскируют в хвостике. А чтобы она пела с переливами, нужно сделать еще одну или две дырочки по бокам. Зажимая и открывая дырочки, можно будет наиграть простенькую мелодию из трех нот.
Я очень люблю использовать глиняные свистульки на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста. Знакомство с ними очень оживляет процесс обучения, делает его более интересным как для детей, так и самих воспитателей. Безусловно, эти игрушки хрупкие, и используются мною на занятиях с малышами они только в качестве демонстрационного материала. Даю ручками потрогать деткам я их только в большой корзинке В зависимости от животного, которое свистулька изображает, она будет издавать те или иные звуки. Звукоподражание - основа интереса малыша к музыке, формирования у него представлений об окружающем мире. Демонстрируя детям эти игрушки на музыкальных занятиях, я научилась немного на них играть. Музыка глиняных свистулек вызывает у ребят очень большую радость, дети начинают смеяться, хлопать в ладоши.
Из каждой свистульки можно извлечь низкие и высокие звуки. Например, взяв в руки большую свистульку - птичку, можно показать, как в интервале терция кукует кукушка. А можно показать и сову, начиная с нижней ноты в терции (сова ухает). Так начинается знакомство детей с высотой звуков, создаются предпосылки для развития у них звуковысотного слуха.
К интересным глиняным свистулькам относятся так называемые водяные свистульки. Такие игрушки очень просты в использовании и доставляют огромную радость детям во время игры в детском оркестре. Достаточно в такую свистульку набрать воды - и соловьиная трель зазвучала!
А ещё есть водяные свистульки в виде керамических сосудов. Эти свистульки я привезла из Выборгского замка. Они очень оригинальные!
На музыкальных занятиях с малышами звучащие музыкальные игрушки помогают развитию психики и способствуют:
- проявлению творческих способностей;
- развитию навыков выражения собственных чувств и эмоций;
- формированию навыков коммуникации;
- развитию гармоничного эмоционального фона;
- улучшению настроения;
- развитию навыков благополучного переживания негативных эмоций;
Свистульки из глины развивают чувство ритма, мотивируют движение, благотворно влияя на мозг детей, развивая у них:
- умение узнавать предметы;
- способность запоминать;
- умение сопоставлять предметы со звуками, которые они издают;
- навыки концентрации внимания;
- способы познания мира;
- образное мышление;
- двигательную активность.
Искусство глиняной свистульки русский народ сохранил и пронёс сквозь века, казалось бы, в почти неизменных и в то же время всегда новых формах. Отшлифованные многими поколениями художественные особенности традиционной игрушки – лаконизм и компактность лепной и резной формы, гармония её с содержанием образа, точность и предельная выразительность деталей, импровизация в росписи – не перестанут удивлять и служить образцом подлинного мастерства.
Утратив со временем свою обрядовую функцию, шумовые музыкальные игрушки бытовали, как предмет игры, являясь необходимым элементом воспитательного процесса, с помощью которых ребенок познавал окружающий мир.
ПОГРЕМУШКИ
Опыт работы с младшими дошкольниками показывает, что эти дети очень восприимчивы ко всему шуршащему, звенящему и гремящему. В этом возрасте их привлекает движение и смена предметов. К самым распространенным игрушкам относятся различные погремушки.
- Они издают приятный, естественный для слуха звук.
- Они способствуют процессу самопознания.
- Передают звуки природы, помогая расширять кругозор у ребёнка.
- Станут забавой и первым шагом в музыкальном образовании.
- Буду способствовать сохранению тесного эмоционального контакта с ребёнка с родителями.
В моей коллекции есть три необычные погремушки:
ФЛЕЙТА ДОЖДЯ.
Характерной особенностью этой погремушки является её большая длина. Для малышей она подходит только для показа. Изготавливается она из природного материала, которого очень много в нашем Северо – Западном регионе - стебля борщевика. Не летом, конечно, а тогда, когда это растение спит. Зимой. Затем после определённых манипуляций в полую трубку борщевика засыпается гречневая крупа. В Интернете есть много видео сюжетов, в которых подробно показывается процесс изготовления такой флейты. Шум дождя появляется, когда переворашиваешь эту флейту как песочные часы. А вот ребятам старшего дошкольного возраста можно поручить исполнять на ней партию в детском шумовом оркестре. Им тоже будет очень интересно. А ещё такая погремушка подойдёт в качестве посоха сказочному персонажу, Лесовичку, Лешему например, или тёте Туче, Непогодице и т.д.
ШУМ ВЕТРА
Очень интересная шумовая игрушка. Она представляет собой деревянный расписной резной диск на двойной верёвочке с ручками. Сильными круговыми движениями диск на верёвках закручивается, а затем, разводя и сводя ручки верёвок в противоположные стороны, можно услышать гудение сильного ветра. Здесь понадобится определённый навык. Это тоже больше демонстрационный шумовой инструмент. Но звук у него завораживающий…
ШУМ РУЧЬЯ
Очень симпатичный музыкальный инструмент, который можно дать в руки и малышам. Представляет он собой круглую фанерную коробочку, в которой тоже помещаются разные крупы. Звукоизвлечение простое – достаточно медленно вращать инструмент, держа его с обеих сторон руками. Сделан он вручную на «Ярмарке мастеров».
«В народной игрушке скрыт феномен долговечности. Проходят годы, десятилетия, века, а народная игрушка живет до сих пор. Она расцветала, умирала, возрождалась, менялась, превращалась в сувенир, экзотику, но продолжала жить. И она оживает каждый раз, когда ее берут в руки дети. Она до сих пор вызывает неподдельный интерес детей, да и взрослых тоже. Глядя на неё, у всех без исключения возникает желание взять игрушку в руки, поиграть с ней, иметь её рядом или сделать такую же. Народную игрушку любят за простоту и доступность, она дарит радость и тепло человеческих добрых рук, в ней скрыта незамысловатая душевная мелодия. Народная игрушка учит знать свои корни, она является «потешной копилкой народной памяти». Н. Абрамычева (из публикаций в газете «Интеллект и творчество», 2011 г.)
Список использованной литературы:
- Абрамычева Н. «Интеллект и творчество», 2011.
- Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1986.
- Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. — М.: Детская литература, 1977.
- Дайн Г.Л. Русская игрушка. М.; «Советская Россия».1987.
- Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.
- Можаева Е., Хейфиц А. Матрешка. — М.: Советская Россия, 1969.
- Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.
- Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.
- Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Составитель А. Г. Кулешов. - М.: 2009.
Интернет – ресурсы:
- https://www.nkj.ru/archive/articles/3391
- https://www.nkj.ru/archive/articles/5992/
- https://fb.ru/article/137183/glinyanyie-igrushki-glinyanyie-igrushki---svistulki-rospis-glinyanyih-igrushek
- https://fb.ru/article/137183/glinyanyie-igrushki-glinyanyie-igrushki---svistulki-rospis-glinyanyih-igrushek
- https://fb.ru/article/137183/glinyanyie-igrushki-glinyanyie-igrushki---svistulki-rospis-glinyanyih-igrushek
- https://drunkyhorse.com/ojatskaja-keramika-promysly-vepsov/
- http://goodbyerussia.blogspot.com/2013/06/blog-post_1057.html
- https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.perunica.ru%2Fchistiy_ist%2F9196-oyatskie-igrushki-na-lade.html
- https://www.livemaster.ru/topic/2119201-lepim-glinyanuyu-svistulku-petushok
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Использование современных технологий при обучении детей старшего дошкольного возраста рассказыванию»
Для успешного освоения программы обучения в школе у детей старшего дошкольного возраста должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на ...
Презентация на тему: "Развитие музыкальности у детей младшего дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"
Игра на музыкальных инструментах является одним из самых увлекательных занятий для детей....
статья по музыкальному развитию Концепция развития музыкальности у детей младшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки
АнотацияСатья посвещается музыкальных способностей у детей младшегодошкольного возраста . Автор раскрывает задачи , формы и методы развитие музыкальных способностей у детей....
Мастер-класс для воспитателей «Применение игровых технологий на музыкальных занятиях для развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателей...
СТАТЬЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ШУМОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГРУШЕК ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В статье рассказывается о народных музыкальных игрушках, даётся их обзор и применение в качестве наглядного материала на музыкальных занятиях с детьми младшего дошкольного возраста....
СТАТЬЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ШУМОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГРУШЕК ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В статье рассматриваются разные виды народных детских музыкальных игрушек и возможности их применения на музыкальных занятиях с младшими дошкольниками....