статья по музыкальному развитию Концепция развития музыкальности у детей младшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки
статья (младшая группа) на тему
Анотация
Сатья посвещается музыкальных способностей у детей младшегодошкольного возраста . Автор раскрывает задачи , формы и методы развитие музыкальных способностей у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_muzykalnomu_razvitiyu_kotsyrevoy.docx | 22.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Концепция развития музыкальности у детей младшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки
Коцыревой Олеси Анатольевны,
воспитатель МБДОУ №52 детский сад «Ласточка»
Аннотация:
Статья посвящена вопросу развития музыкальных способностей у детей младшего дошкольного возраста. Автор раскрывает задачи, формы и методы развития музыкальных способностей у детей. Особое внимание обращается на то, что Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться.
Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. В связи с реализацией Федерального Государственного Образовательного Стандарта, воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а «социальные чувства человека, и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде».
У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворения множества потребностей. Это было доказано в работах Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой, А.Н. Сохор.
Современное социально-экономическое и духовное состояние нашего общества привлекает особое внимание к вопросам совершенствования дошкольной системы образования и воспитания, призванной развивать индивидуальность каждого растущего человека. Необходимым условием преодоления наблюдающегося духовного кризиса выступает полноценное музыкально - эстетическое воспитание подрастающего поколения, развития основ восприятия музыки.
Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкого. Б.В. Асафьева, и др.
Воспитательные возможности музыки - древнейшего вида искусства признавали многие выдающиеся умы прошлого. Значение влияния музыки на личность отмечали античные философы: Аристотель, Пифагор, Платон. Важное значение музыки в становление личности подчеркивают в своих исследованиях отечественные педагоги Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова.
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, обучения и воспитания.
На разных исторических этапах становления музыкальности у детей младшего дошкольного возраста и в настоящее время в разработке, теоретических и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей, существуют различные подходы.
Всем ли людям присуща музыкальность или только избранным? Как ее измерить? Каковы закономерности ее развития? Эти вопросы все еще дискутируются в большинстве исследований, посвященных проблемам музыкальности.
Большинство исследователей признает решающую роль обучения и воспитания в развитии биосоциального свойства личности музыкальности.
Музыкальность понимается большинством исследователей как своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности.
Значение музыкальности очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии психологической культуры человека. Включаясь в слова личности в целом, вызывая полноценное переживание музыкальных образов, музыкальность укрепляет эмоционально-волевой тонус человека, помогает ему овладеть очень важной для психологического развития формой активного эмоционально-творческого познания.
Музыкальное восприятие - сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные решения на них.
Дети неоднократно слушают песню, разучивают ее. Необходимость правильно исполнить мелодию заставляет их внимательно вслушиваться в интонации, общее звучание. Различая образный характер и форму произведения (вступление, части, фразы), средства музыкальной выразительности (динамические и темповые оттенки, регистровые изменения, метроритмические особенности), ребята двигаются, одновременно воспринимая музыку и ее своеобразный «язык».
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по развитию музыкальности детей младшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки, очевидно, что развитие музыкальных способностей является главной задачей музыкального воспитания детей. На разных исторических этапах становления музыкальности у детей младшего дошкольного возраста и в настоящее время в разработке, теоретических и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей, существуют различные подходы.
Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются в понятие «музыкальность». А музыкальность, это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельностью».
Большинство исследователей признает решающую роль обучения и воспитания в развитии биосоциального свойства личности музыкальности.
Музыкальность понимается большинством исследователей как своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности. В педагогике выделяют три признака музыкальности:
- Способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.
– Способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.
- Проявление творческого отношения к музыке.
Музыкальное восприятие - сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями.
Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.
В основу системы дошкольного и музыкального воспитания легли труды В.Н. Шацкой, Б.В. Асафьева, Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскиной, Т.А. Вилькорейской, Е.М. Кершнер, Н.А. Метлова, А.В. Кенеман, М.А. Румер, С.Н. Беляевой-Экземплярской, Б.М. Теплова и многих других педагогов и психологов[2;22;31и др]
Развитие музыкальности у детей дошкольного возраста осуществляется через все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность).
Ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.
Музыковед И. Нестьев отмечал - важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания, должны быть идейная и тематическая направленность, жанровое разнообразие с учетом возрастных возможностей ребят.
В младшем дошкольном возрасте у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. Для детей характерна подражательность: они активно подражают действиям взрослого, что способствует первоначальному развитию способов исполнительской деятельности. В этом возрасте еще нет четкого разделения видов музыкальной деятельности, но все же можно отметить, что у детей появляются первые успехи в пении и в развитии движений. У детей возникают сознательно воспроизводимые певческие интонации. Ребенок пытается подпевать взрослому, повторяя за ним окончания слов и музыкальных фраз песни. Так-же в младшем дошкольном возрасте начинают развиваться движения под музыку.
Дети любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, выполняя те или иные роли (цыплят, воробышков, зайчиков, котят и др.) и приучаются связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки становится подвижным).
В младшем дошкольном возрасте у детей появляется интерес к экспериментированию с музыкальными и немузыкальными звуками: дети изучают возможности звучания разных предметов (деревянных палочек, брусочков, металлических ложечек, емкостей, наполненных разным сыпучим материалом и по-разному звучащих) и простейших музыкальных инструментов. Постепенно расширяются представления детей о музыкальных инструментах и возможности игры на них. Дети знакомы со многими инструментами ударной группы — барабаном, бубном, погремушкой, колокольчиком, металлофоном и др. Они различают их по внешнему виду, тембру звучания, могут самостоятельно озвучивать их, используя в играх.
Таким образом, на этапе завершения младшего дошкольного возраста дети слушают разнообразную вокальную и инструментальную музыку, самостоятельно отличают различные выразительные средства и характер музыки, узнают произведения различных композиторов современности и классики.
Работа обусловлена тем, что музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений.
Список используемой литературы
1. Ветлугина,Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду. [Текст] / Н.А.Ветлугина – М.: Просвещение, 1989-270с.
2.Рыцарева,М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. [Текст] / М.Г.Рыцарева. -М.: Музыка, 1994. - 367 с.
3. Халабузарь П. Методика музыкального . [Текст] / П.Халабузарь , В.Попов, Н.Добровольская . - воспитания – М., 1989
4. закон об образовании //Сборник нормативно- правовых документов в Образовании в РФ . –М., просвящение – 2014 -№1 – с.4 -52
5.ФГОС «об образовании ВРФ» - сборник нормативно правовых документов в образовании – 2014 №4 –с47
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер -класс «Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком»
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»...
Мастер -класс «Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком»
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»...
Мастер –класс «Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком »
laquo;Развитие эмоций и чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с песком »...
Музыкальное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки
Музыкальное восприятие - сложный, чувственный процесс....
Буклет "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"
Буклет "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"...
Презентация "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"
Презентация на тему "Развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"....
"Развитие основ социального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр-ситуаций на материале краеведения"
Обобщение опыта работы по теме "Развитие основ социального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр-ситуаций на материале краеведения"...