Статья "Актуальные вопросы музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста".
материал на тему
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_voprosy_muzykalnogo_vospitaniya_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 23.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Актуальные вопросы музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Гайдаренко О.Л.
МАДОУ Детский сад № 3 «Дюймовочка» город Бирск.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание
музыканта, а прежде всего воспитание человека».
В.А. Сухомлинский.
Музыкальному искусству в наши дни, как и прежде, отводится важная роль в формировании личности современного человека. Оно, как ни один другой вид искусства, способствует формированию в человеке основы эстетической культуры, способности воспринимать красоту окружающего мира, развивает творческие способности, что является необходимым условием совершенствования личности. Музыкальное развитие ребёнка – одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста, которое осуществляется через музыкальную деятельность: восприятие музыки, пение, музыкально - ритмические движения, детское музицирование, музыкально - игровую деятельность, познание основ музыкальной грамоты. В итоге дошкольник развивает не только музыкальные, но творческие способности и приобщается к музыкальной культуре. У него формируются коммуникативные навыки, художественно - творческие способности, расширяются познания о целостной картине мира, что содействует развитию эстетического вкуса и ценностному отношению к окружающей действительности. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретённые навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания – развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к ней. В настоящее время вопросы воспитания и развития детей в раннем возрасте привлекают внимание специалистов разных профессий. Педагоги, ученые, психологи, музыканты – каждый в своей области исследует возможности развития маленького ребёнка в первые годы его жизни. Что же касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности. Уже с первых дней жизни ребёнок получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребёнка. Он выделяет музыку из всех получаемых впечатлений, сосредотачивает на ней своё внимание, оживляется, радуется. Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. Так вот, если музыка оказывает положительное влияние на ребёнка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. Гармоничность музыкально - эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Проблема музыкального воспитания в истории дошкольной педагогики всегда была одной из актуальных. Развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного учреждения. Так как музыкальные способности, как и любые другие, формируются и развиваются лишь в деятельности. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому важно использовать все виды музыкальной деятельности. Проблема развития музыкальности детей дошкольного возраста волновала многих педагогов и психологов, которые рассматривали это развитие в различных видах детской музыкальной деятельности. Н.А. Ветлугина разработала многие важнейшие проблемы музыкального воспитания детей: развития творчества, самостоятельной музыкальной деятельности, обучения пению, обобщила, систематизировала ведущие направления исследований музыкантов – педагогов. Занимаясь музыкальным воспитанием дошкольников, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств, и их оттенков может расширить эти представления. Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. По мнению С.Т. Шацкого необходимо учитывать следующее: музыкальная жизнь должна быть организована в соответствии с возрастом и потребностями детей; опираться на личный опыт ребёнка; должны быть созданы условия для развития музыкального слуха, музыкального языка, творческого восприятия. Большую роль в решении проблем музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста играет музыкальная среда. Для правильного музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно – развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности. Так же известно, что музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально - творческих проявлениях. Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Активность эмоциональной сферы личности дошкольника является условием его успешного музыкально — творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников. Современные взгляды на процесс формирования детской личности характеризуются опорой не только на приобретение новых знаний и умений, но и на выработку определенных ценностных ориентации человека, составляющих базис личностной культуры. Если передача знаний требует главным образом обращения к интеллекту личности, то выработка ценностных ориентации связана, прежде всего, с воздействием на эмоции и чувства человека, которые, в свою очередь, способствуют превращению ценностных установок в его убеждения. Видный отечественный ученый, психолог Г.С. Тарасов отмечает, что высокое искусство, в частности, музыкальная классика, являясь самым желанным руководителем психического развития детей, выполняет "множество жизненно важных задач... и призвана решать... самую главную — воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию ребят в мире музыки.... В эмоциональной атмосфере увлеченности формируются взгляды, позиции детей, складываются общественные связи".
Литература
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
- Комоссарова Л.Н. «Ребенок в мире музыки // Ребенок в детском саду». – 2005г. № 1, 13-18с.
- Матонис В.П. “Музыкально-эстетическое воспитание личности”. / В.П. матонис. – Л.: Музыка, 1988г.
- На пути к музыке: Методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учрежденией/ Т.Ю. Кулагина, Т.А. Серде. – Ульяновск: ИПК ПРО,! 999 – 72с.
- Праслова Г.А. «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста».: учебник для студентов высших пед. Учебных заведений. – СПб.: Детство-Пресс, 2005г. – 384с.
- Рыданова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методич. рекомендации. – М.:«Издательство ГНОМ и Д», 2000г. – 80с. (музыка для дошкольников)
- Тарасова К.В., Петрова М.Л., Рубан Т.Г. «Синтез». Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. – М.: «Мозаика-Синтез», 2001г. – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное воспитание детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
В данной найчной публикации описаны цели, задачи и содержание музыкального воспитания с ограниченными возможностями здоровья( умственная отсталость) в младшем дошкольном возрасте....
Актуальные проблемы музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста.
С первого дня рождения ребенок получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Это, прежде всего голос матери с убаюкивающими интонациями, звуки детских музыкальных игрушек. Музыка о...
Консультация для воспитателей "Основные задачи музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста"
Информация по данной теме дает возможность шире познакомиться с разнообразными формами воздействия музыки на всестороннее развитие личности ребенка....
Дистанционное музыкальное воспитание детей младшего дошкольного возраста - каталог
Дистанционное музыкальное воспитание детей младшего дошкольного возраста - каталог произведений по всем видам муз. деятельности , в помощь родителям и воспитателям детских садов...
Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей младшего дошкольного возраста
Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей...
Консультация для родителей. "Музыкальное воспитание детей младшего дошкольного возраста"
Во всём мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребёнка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждени...