Мастер-класс для воспитателей «Применение игровых технологий на музыкальных занятиях для развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей младших групп по теме: «Применение игровых технологий на музыкальных занятиях для развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель: Корякина О.И.
Цель: Актуализировать представления педагогов о влиянии игровых технологий на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
- представить педагогам вариативность применения игровых технологий в процессе организации музыкально-двигательной деятельности в разных отрезках времени (на занятиях, развлечениях, совместной деятельности в процессе режимных моментов, на прогулке и т.д.);
- создать условия для практического освоения использования игровых технологий в развитии музыкальных способностей ребёнка и в формировании образного свободного восприятия окружающего мира;
- создать положительный эмоциональный настрой.
Оборудование: Музыкальный центр, фортепиано, проектор
Ход мастер-класса.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
- Доброе утро! Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера...
Я проведу сегодня мастер-класс. Надеюсь, полезным он станет для вас!
Давайте разберемся! Для чего нужны игровые технологии на музыкальных занятиях? Игра – это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игра - это развивающая деятельность, это поведение ребенка, обладающего свободой выбора, ищущего и находящего способы действий и, значит, созидающего то, что, раньше не делал. Такая деятельность и есть творчество.
Игра - активное средство воспитания и самовоспитания детей. Игра - источник веселья, бодрости, радости, хорошего самочувствия, моторного настроения.
Игровые технологии необходимы для взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками через игру. А также создание условий для радостного проживания периода детства. В игре дети усваивают навыки выполнения правил и условий, что является моделью восприятия жизни.
Особенность игровых технологий заключается в простоте и доступности исполнения, отсутствие механизма оценивания, возможности использования в самых разнообразных формах работы с детьми, а также развитие и развлечение.
Практическая часть.
Предлагаемые игры разделены на коммуникативные, сюжетно-ролевые, интерактивные.
Взаимодействовать через игровые технологии педагогу с детьми и детям друг с другом необходимо уже с первых минут музыкального занятия. И в этом нам помогут коммуникативные игры.
1.Коммуникативные игры.
Игра-приветствие «Добрый день» Цель: создать обстановку доверия и эмоционального комфорта. Добрый день, глазки! –Здравствуйте! Добрый день ушки Добрый день, ручки! Добрый день, ножки! Добрый день, люди! - Здравствуйте!
Уважаемые коллеги вам в начале семинара было предложено взять разноцветные ладошки. Поднимите, пожалуйста, вверх красные ладошки, помашите ими! Участники с красными ладошками приглашаю вас выйти в центр зала. Ну-ка, все встали в круг, за руки все взялись вдруг А теперь начнем вращаться, в ребятишек превращаться! |
«Все на ножки становитесь». Цель: развивать групповую сплоченность. Способствовать принятию каждого ребенка в коллектив. Все на ножки становитесь и в кружочек соберитесь. Вместе ручками помашем, вместе мы споем и спляшем. Все мы Даше очень рады, нам похлопать громко надо. На первую часть музыки ребенок выходит в центр круга и кружится на месте. На вторую часть – двигается на носочках по кругу. Дети, стоящие в кругу хлопают в ладоши. |
А теперь начнемся вращаться, в Сороконожку превращаться!
«Сороконожка». Цель: способствовать снижению тревожности при общении. Дети двигаются «паровозиком» по залу, пропевая слова: Топают все ножки у сороконожки. Ножка, ножка попляши, свое имя назови. По окончании музыки первый ребенок выставляет ножку и называет свое имя. Игра продолжается. |
Раз, два, три, четыре, пять! Станем детками опять! Сейчас я вам предложу игру на воспитание у детей толерантности, где главной целью этой игры будет бережное отношение друг к другу.
Игра на воспитание толерантности «Соседа можно потолкать». Музыка Е.Железновой Цель: формировать положительное отношение к себе самому и к сверстникам. Соседей можно потолкать, потолкать, потолкать. (2р)
Вот, ребята, молодцы, постарались от души! Давайте поблагодарим себя дружными аплодисментами за участие |
2. Сюжетно-ролевые игры:
Игра «Сороконожка» Цель: развивать внимание, скорость, ловкость; способствовать сплочению коллектива. Дети выстраиваются «паровозиком». Топают ножками и двигаются по залу, поют песню. Мчится утром по дорожке Быстрая сороконожка Громко ножками стучит, По делам она спешит. Под ворую часть музыки двигаются «топающим шагом». Зацепилась за пенек, и задрала сорок ног. Хи-хи-хи, да ха-ха-ха! (хлопают около правого ушка. затем около левого ушка). Вот какая чепуха! На третью часть музыки врассыпную бегают по залу на носочках. С последним аккордом собираются в сороконожку. Игра проходит на большом эмоциональном подъеме. Может проводиться как в зале, так и на площадке. |
«Сороконожка и паучок». Муз. Л. Раздобариной. Цель: развивать творческие способности, умение ориентироваться в пространстве. Дети становятся в круг. В центре круга Паучок. Дети идут по кругу и подпевают и изображают жестами, движениями сороконожку и паучка. 1.Шла сороконожка по лесной дорожке Заболели ножки у сороконожки. Ой, ой, ой-ой-ой, как же я пойду домой? Ой, ой, ой-ой-ой, как же я пойду домой? 2.Сделал босоножки паук сороконожке. Сорок босоножек для любимых ножек. Ой, ой, ой-ой-ой, с кем же мне дойти домой? Ой, ой, ой-ой-ой, с кем же мне дойти домой? Уважаемый паук, пойдёмте со мной, Пойдёмте со мной ко мне домой. Ой, ой, ой-ой-ой, с пауком пойду домой! Ой, ой, ой-ой-ой, с пауком пойду домой! Паучок и Сороконожка идут по кругу, выставляя носочек. Дети в кругу хлопают в ладоши. |
Сюжетно-ролевая игра «Теремок». Цель: воспитывать интерес к театрализованной игре. Стоит домик расписной, он красивый такой. По полю зверюшки шли, остались в доме жить они. Дружно жили, не тужили, печку в домике топили. Мишка домик развалил, чуть друзей не раздавил. -О какой сказке идёт речь? (Теремок). А какие звери жили в теремке? Ребята, а вы хотите поиграть? Раздать шапочки-маски. Дети идут по кругу и поют: Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок. Вот по полю, полю мышка (зайчик, волк, лиса, медведь) бежит. У двери остановилась(ся) и пищит (кричит, рычит). Мышка (зайчик, волк, лиса, медведь) поют: Кто-о, кто-о в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Дети: Заходи, рады видеть. Далее: Это я, Мышка-норушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Волк-зубами щелк. |
Музыкальная игра с колокольчиком. Цель: развивает внимательность и музыкальный слух. Воспитывает нравственные качества ребят, умение соблюдать правила игры, выдержку. Дети стоят по кругу. Один из играющих сидит в центре круга (он водящий) с закрытыми глазами. Пока играет музыка, дети передают не спеша друг другу колокольчик и звонят в него. Как музыка закончилась, колокольчик прячется за спину того, у кого он оказался в руках. И все остальные тоже прячут руки за спину. Все хором говорят: "раз, два, три, четыре, пять глазки можно открывать". Задача водящего отгадать у кого в руках колокольчик.
|
Музыкальная подвижная игра. «Озорной ветерок». Цель: развивать умение слушать музыку, отмечать изменения в характере музыки, и окончание музыкального отрывка. Белочки (зайчики, птички) и ветерок. Дети делятся на две команды. 1 часть Белочки - прыгают, резвятся. 2 часть - белочки убегают, боятся ветра, ветер летает. |
«Поиграй-ка, Вова в бубен». Цель: развивать внимательность, ритмичность, умение выступать солистом. Поиграй-ка, Вова (Катя) в бубен, мы в ладоши хлопать будем. поиграй-ка, поиграй-ка, бубен Свете передай. А давайте, чтобы было веселее раздадим всем деткам бубны и у нас получится целый оркестр. Музыкально-ритмическая игра «Оркестр с бубнами» |
«Угадай, кто позвал». Цель: развивать внимание, звуковысотный слух. По считалке выбирает игрок. Дети хором поют: Ну-ка, Денис, не ленись, поскорее отвернись. Глазки быстро закрывай, кто позвал тебя узнай. Выбранный ведущим ребенок пропевает трезвучие (соль ми, до) – «Это я». Игрок называет имя поющего. |
Игры на театрализацию. «Стукалка». Цель: Развивать творческие способность, ритмический слух. Ребята, к нам торопится гость. Давайте послушаем музыку и узнаем, кто к нам спешит? («Мишка идет»). Вот так Мишка, пришел и сразу улегся на бочок спать. Давайте его разбудим. «Заинька, походи». Цель: развивать творческие, танцевальные способности, умение ориентироваться в пространстве. Выбирается «бабушка» (поначалу роль играет воспитатель, далее ребенок). Остальные дети – зайцы. Под музыку дети выполняют танцевальные движения. Подходят к «бабушкиному огороду, кушают морковку, капустку. По окончании музыки, просыпается бабушка и догоняет зайчат. «Волшебные превращения с обручем». Цель: развивать внимание, быстроту, умение реагировать на смену музыки, танцевальные способности. Под музыку дети берутся правой рукой за обруч, идут по кругу. По окончании музыкальной фразы обруч поднимают и опускают на пол. На следующую музыкальную фразу дети выполняют танцевальные движения в соответствии с текстом. |
Интерактивные игры.
Интерактивная игра на развитие музыкально-ритмических движений, согласованности движений и музыки. «Кого встретил колобок». Цель: развивать музыкальную память, умение анализировать, согласовывать движения с музыкой. Дети превращаются в «Колобков». Двигаются по залу в соответствии с музыкой. Останавливаются и слушают музыку прихода сказочного персонажа. Дети отгадывают, и на экране появляется «Медведь». Дети двигаются в соответствии с музыкой. Далее происходит аналогичная встреча с другими героями сказки. |
«Солнышко и тучка». Цель: развивать умение слушать музыку, реагировать на смену музыки, учить бережному взаимодействию друг с другом. |
Вы так весело играли и немножечко устали!
Ну-ка, все встали в круг, за руки все взялись вдруг.
А теперь начнем вращаться, в педагогов превращаться! А теперь, друзья, попрощаться нам пора. Все на ножки становитесь, крепко за руки держитесь. Вместе ручками помашем, до свидания, громко скажем! В заключение нашей встречи, я предлагаю подвести итоги. Написать на бумажной ладошке свой краткий отзыв о данном выступлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Картотека русских народных игр" как средство развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста.
В наше время особо остро стоит задача формирования духовного мира человека, возрождение культурных традиций, поэтому так важно знакомить детей с культурой своего народа, с народной муз...
СТАТЬЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ШУМОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГРУШЕК ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В статье рассказывается о народных музыкальных игрушках, даётся их обзор и применение в качестве наглядного материала на музыкальных занятиях с детьми младшего дошкольного возраста....
СТАТЬЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ШУМОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГРУШЕК ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В статье рассказывается о народных музыкальных игрушках, даётся их обзор и применение в качестве наглядного материала на музыкальных занятиях с детьми младшего дошкольного возраста....
СТАТЬЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ШУМОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГРУШЕК ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В статье рассматриваются разные виды народных детских музыкальных игрушек и возможности их применения на музыкальных занятиях с младшими дошкольниками....
Развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.
Представлены различные музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию музыкальных способностей. Материал ориентирован на детей младшего дошкольного возраста....
Мастер-класс для педагогов Тема: «Применение игровых технологий на музыкальных занятиях для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
Мастер-класс для педагогов Тема: «Применение игровых технологий на музыкальных занятиях для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»....
Методическая разработка «Восприятие как основное средство развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»
Все знания и умения, всё то новое, что открывает детский сад детскому уму, должно приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые ещё ум...