Дополнительная общеразвивающая программа «Солнечные зайчики» для музыкально-ритмического развития детей 4 – 7 лет
рабочая программа по музыке
В дополнительной общеразвивающей программе «Солнечные зайчики» определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, навыков в процессе обучения.
Модифицированная программа дополнительного образования «Солнечные зайчики» разработана на основе программы Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика» и Фирилёвой Ж.Е., Сайкиной Е.Г. «Танцевально-игровая гимнастика для детей «Са-фи-дансе» и направлена на:
- Музыкально-ритмическое развитие и развитие творческих способностей детей (изучение основ танцевальной культуры, развитие умения красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки);
- Организацию детей в совместной деятельности с педагогом;
- К стимулированию творческой активности, самостоятельности;
- Повышению общего уровня образования и культуры детей.
Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей и предназначена для работы с детьми 4 – 7 лет в условиях конкретного ДОУ – «Детский сад «Радуга». Программа рассчитана на 3 учебных года. Набор обучающихся носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_shlyahovoy_2022.docx | 79.01 КБ |
titulnyy_list_programmy.pdf | 215.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»
Микрорайон Геолог, д.15, п.Тазовский, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350
тел. 8(34940) 2-09-50, raduga@tazovsky.yanao.ru
Рассмотрено и принято На педагогическом совете Протокол № 1 от «06»сентября2022 г. Приказ № 253 | УТВЕРЖДАЮ: Заместитель заведующего МБДОУдетский сад «Радуга» _____________С.В. Мегеря «06»сентября 2022 г. |
_
Дополнительная общеразвивающая программа
«Солнечные зайчики»
для музыкально-ритмического развития детей 4 – 7 лет
Срок реализации: 3 года
Художественная направленность
Разработчик:
Шляховая Нина Сергеевна
педагог дополнительного образования
п. Тазовский
2022 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Пояснительная записка…………………………………………………….. | 3 |
1.1. Направленность программы.............................................................................................. | 3 |
1.2. Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность…………………………. | 3 |
1.3. Цель, задачии принципы реализации Программы........................................................ | 4 |
1.4. Структура занятий и основные формы контроля............................................................. | 5 |
1.5.Ожидаемые результаты освоения программы и способы определения их результативности............................................................................................. | 6 |
2. Учебно-тематический план программы……………………………………….. | 8 |
3. Содержание программы…………………………………………………… | 11 |
3.1. Средний дошкольный возраст 4 -5 лет............................................................................. | 11 |
3.2 .Старший дошкольный возраст 5-6 лет.............................................................................. | 12 |
3.3 Подготовительная к школе группа 6-7 лет........................................................................ | 13 |
4. Методическое обеспечение программы………………………………… | 16 |
4.1. Программно-методическое обеспечение.......................................................................... | 16 |
4.2. Перечень средств обучения, оборудования....................................................................... | 17 |
5. Список использованной литературы……………………………………. | 19 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Направленность программы
Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, так как органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Таким образом, можно без преувеличения утверждать, что занятия хореографией развивают детей всесторонне.
В дополнительной общеразвивающей программе «Солнечные зайчики» (далее – Программа) определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, навыков в процессе обучения.
Настоящая дополнительная программа «Солнечные зайчики» разработана с учётом Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся"; СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в дошкольных организациях".
Модифицированнаяпрограмма дополнительного образования«Солнечные зайчики»разработана на основе программы Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика» и Фирилёвой Ж.Е., Сайкиной Е.Г. «Танцевально-игровая гимнастика для детей «Са-фи-дансе» и направлена на:
- Музыкально-ритмическое развитие и развитие творческих способностей детей (изучение основ танцевальной культуры, развитие умения красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки);
- Организацию детей в совместной деятельности с педагогом;
- К стимулированию творческой активности, самостоятельности;
- Повышению общего уровня образования и культуры детей.
Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей и предназначена для работы с детьми 4 – 7 лет в условиях конкретного ДОУ – «Детский сад «Радуга». Программа рассчитана на 3 учебных года. Набор обучающихся носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
1.2. Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность
Актуальность программы определяется социальным заказом современного общества на личность, обладающую определенным уровнем художественно-эстетического воспитания. Умственное и физическое развитие тесно связаны между собой. Без активных движений, без физических упражнений невозможен нормальный рост развитие растущего организма, и в первую очередь мозга. Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризует целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания. Задачи эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребенка - дошкольника. Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Танец - это искусство, его специфика состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека он передает без помощи речи, средствами движений и мимики.
Дошкольный период общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и всесторонней любознательности. Изучение детьми хореографии, вводит их в мир волнующих перевоплощений, радостных переживаний, открывает путь эстетического восприятия и освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитиечувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии, ритмике движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Таким образом, занятия хореографией способны оказать разностороннее комплексное влияние на развитие ребёнка и формирование его как эстетически и духовно развитой личности. Оказывая активное влияние на развитие эмоционально-образной сферы мышления, постоянно побуждая к творчеству, давая примеры нравственного поведения, тренируя волю и тело, хореография может дать детям то, чего не хватает в современном процессе обучения и воспитании детей - попытаться уравновесить, гармонизировать интеллектуальное развитие ребёнка с физическим, нравственным, духовным и эмоциональным.
Новизна данной программы в том, что в процессе её реализации большое внимание уделяется проблеме развития творческих способностей у детей. Для её решения необходимо планомерно и целенаправленно развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой. И только правильная организация и проведение педагогом занятий по хореографии помогут ребенку раскрыть свои творческие способности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть разнообразными танцевальными движениями, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к самовыражению и творчеству через танец.
1.3. Цель, задачи и принципы реализации Программы
Цель программы- содействие гармоничному развитию личности дошкольника через приобщение к искусству хореографии.
Задачи программы:
Образовательные:
- обретение знаний и навыков выполнения различных вариаций движений (по форме, структуре и последовательности) в соответствии со средствами музыкальной выразительности;
- усваивание комбинаций, рисунков, перестроений, хореографических композиций на базе проученных движений;
- приобретение навыков эмоционального и образного исполнения хореографических композиций (танцев);
- расширение музыкального кругозора, пополнение словарного запаса.
Развивающие:
- всестороннее гармоничное развитие форм тела и функций организма ребёнка, направленное на совершенствование физических способностей, оптимизации роста, укрепление здоровья (развитие координации, точности и гибкости, пластичности, выразительности движений; укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки);
- развитие музыкальной памяти, слуха, чувства ритма (музыка, подобранная к движениям, помогает занимающимся закреплять мышечное чувство, а слуховым анализаторам запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков);
- развитие творческого воображения и фантазии, эмоциональной отзывчивости,способности к импровизации в движении;
- развитие различных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воли).
Воспитательные:
- воспитание моральных и эстетических качеств;
- воспитание общей культуры поведения (умение работать в паре, в коллективе);
- воспитание у детей интереса к занятиям ритмикой путём создания положительного эмоционального настроя.
Музыкально-ритмические занятия имеют и большое оздоровительно-гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение детей. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.
Основные дидактические принципы реализации программы:
- доступность и наглядность;
- последовательность и систематичность обучения;
- путь от простого к сложному;
- принцип тематических циклов;
- интеграция различных видов детской деятельности;
- индивидуального подхода.
1.4. Структура занятий и основные формы контроля
Программа «Солнечные зайчики» рассчитана на детей 4-7 лет, продолжительность обучения - 3 года. Программа реализуется с 1 сентября по 31 мая, по 2 занятия в неделю, всего 72 занятия в год.
Долгосрочность освоения программы определяется:
- постепенным характером формирования физического аппарата ребёнка;
- процессами психического развития ребёнка;
- большим объёмом учебного материала (многопредметностью);
- групповым характером освоения программы и предъявления образовательного результата.
Продолжительность занятий:
1. Первый год обучения, дети 4-5 лет (средняя группа) - 20 мин.
2. Второй год обучения, дети 5-6 лет (старшая группа) - 25 мин.
3. Третий год обучения, дети 6-7 лет (подготовительная группа) - 30 мин.
Группы формируются в течение первых двух недель сентября из расчета не более 10 человек в группе из детей одной возрастной категории сугубо по интересам воспитанников и их родителей в количестве не менее 52 человек. Форма занятий – групповая, по подгруппам, индивидуальная на основе интересов и потребностей ребёнка. Занятия проводятся в специализированном хореографическом зале во второй половине дня.
Музыкально- ритмическое занятие состоит из вводной, основной и заключительной частей.Вводная часть начинается с поклона, занимает 5 – 15% общего времени и зависит от решения основных задач. Задачи этой части – подготовить организм ребёнка (центральную нервную систему, различные функции) к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический настрой на работу, сосредоточить внимание. В этой части проводится динамическая разминка по/против линии танца, по диагонали (виды ходьбы, бега, прыжки, притопы в сочетании с различным положением рук) или упражнения классического экзерсиса.
Основная часть длится от 70 до 85% общего времени. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, разучиваются танцевальные элементы, комплексы общеразвивающих движений, проводится репетиционно – постановочная работа.
Заключительная часть составляет от 3 до 7% общего времени. В этой части происходит постепенный переход от возбуждённого к относительно спокойному состоянию детей посредством снижения физической нагрузки.В заключительной части используются упражнения на расслабление, комплексы игропластики, упражнения дыхательной гимнастики, игровой самомассаж.
Таким образом, упражнения распределяются с учётом возрастания физиологической нагрузки: в вводной части объединяются упражнения простые по координации, малые по амплитуде; затем происходит постепенное увеличение темпа, что соответственно приводит к усилению нагрузки в основной части; в заключении нагрузка постепенно снижается.
Формы и методы контроля:
Диагностика проводится 2 раза в год: в начале года и в конце, по результатам которой, корректируется индивидуальная работа с детьми на следующий год обучения (Приложение 1);
Формы аттестации:
- повседневное систематическое наблюдение;
- участие в культурно-массовых, спортивных мероприятиях и праздниках;
- участие в танцевальных конкурсах различного уровня.
1.5. Ожидаемые результаты освоения программыи способы определения их результативности
В результате освоения дополнительной образовательной программы дети должны знать:
- настроение и характер музыки;
- жанровые особенности музыки;
- основные движения, упражнения, используемые в музыкально-ритмической деятельности;
- элементы национальных и бальных танцев;
- основные танцевальные позиции рук и ног, упражнения классического экзерсиса.
В результате освоения дополнительной образовательной программы дети должны уметь:
- ориентироваться в пространстве (самостоятельно находить место в зале, знать различные перестроения и выполнять их);
- самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки;
- выполнять изучаемые в течение года танцевальные комбинации, комплексы общеразвивающих упражнений, элементы национальных и бальных танцев, упражнения классического экзерсиса;
- исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях и под другую музыку;
- передавать в пластике разнообразный характер музыки, используя общеразвивающие и танцевальные виды движений;
- сочувствовать и сопереживать, воспринимая музыкальный образ.
Для определения результативности ожидаемых результатов освоения дополнительной образовательной программы проводится педагогической диагностика освоения программы каждым воспитанником. В диагностике используются специальные задания, с помощью которых можно отследить изменения и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по реализации программы
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
Учебный планна 1 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Кол - во часов всего | Кол - во часов теория | Кол - во часов практика | Формы аттестации, контроля |
1 | Вводное занятие | 2 | 1.5 | 0.5 | Беседа |
2 | Общеразвивающие движения | 10 | 1 | 9 | Наблюдение |
3 | Упражнения классического экзерсиса | 6 | 1 | 5 | Наблюдение |
4 | Элементы народного танца | 9 | 1 | 8 | Наблюдение |
5 | Элементы бального танца | 12 | 2 | 10 | Наблюдение |
6 | Строения и перестроения | 5 | 1 | 4 | Наблюдение |
7 | Репетиционно-постановочная работа | 19 | 2 | 17 | Участие детей в культурно-массовых мероприятиях, в конкурсах различного уровня |
8 | Музыкально-подвижные игры, игропластика | 5 | 0.5 | 4.5 | Наблюдение |
9 | Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребёнка | 4 | 1 | 3 | Мониторинг |
Итого: | 72 | 11 | 61 |
Учебный план на 2 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Кол - во часов всего | Кол - во часов теория | Кол - во часов практика | Формы аттестации, контроля |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 | Беседа |
2 | Общеразвивающие движения | 8 | 1 | 7 | Наблюдение |
3 | Упражнения классического экзерсиса | 8 | 1 | 7 | Наблюдение |
4 | Элементы народного танца | 8 | 1 | 7 | Наблюдение |
5 | Элементы бального танца | 8 | 1 | 7 | Наблюдение |
6 | Строения и перестроения | 4 | 0.5 | 3.5 | Наблюдение |
7 | Репетиционно-постановочная работа | 27 | 2 | 25 | Участие детей в культурно-массовых мероприятиях, в конкурсах различного уровня |
8 | Музыкально-подвижные игры, игропластика | 4 | 0.5 | 3.5 | Наблюдение |
9 | Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребёнка | 4 | 1 | 3 | Мониторинг |
Итого: | 72 | 9 | 63 |
Учебный план на 3 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Кол - во часов всего | Кол - во часов теория | Кол - во часов практика | Формы аттестации, контроля |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 | Беседа |
2 | Общеразвивающие движения | 6 | 1 | 5 | Наблюдение |
3 | Упражнения классического экзерсиса | 8 | 1 | 7 | Наблюдение |
4 | Элементы народного танца | 8 | 1 | 7 | Наблюдение |
5 | Элементы бального танца | 8 | 1 | 7 | Наблюдение |
6 | Строения и перестроения | 4 | 0.5 | 3.5 | Наблюдение |
7 | Репетиционно-постановочная работа | 29 | 2 | 27 | Участие детей в культурно-массовых мероприятиях, в конкурсах различного уровня |
8 | Музыкально-подвижные игры, игропластика | 4 | 0.5 | 3.5 | Наблюдение |
9 | Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребёнка | 4 | 1 | 3 | Мониторинг |
Итого: | 72 | 9 | 63 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. 1-й год обучения (4-5 лет)
Раздел 1: Вводное занятие.
Теория:Понятие танец, виды танца(показ видеоматериала),правила поведения на занятиях, техника безопасности.
Практика: Разучить реверанс для девочек, поклон для мальчиков по 6й (1й) позиции ног.
Раздел 2: Общеразвивающие движения.
Теория: Виды ходьбы, бега, пружинные движения,волнообразные движения, наклоны, повороты.
Практика:Освоить виды ходьбы: мягкий шаг, высокий шаг, марш, ходьба на носках, на пятках. Освоить обычный бег, танцевальный бег. Освоитьпружинные движения руками: воображаемые нажимы, отталкивания, подъёмы, подтягивания.Освоить пружинные движения ногами: «качели» на месте, полуприсед на всей ступне.Освоить волнообразные движения руками, плечами: «паровозик», «незнайка». Освоить наклоны головы и туловища в разные стороны. Освоить простые повороты. Освоить детские комплексы общеразвивающих упражнений: «Улыбка», «Обезьянки», «Весёлый слонёнок», «Стирка», «Кузнечик».
Раздел 3: Упражнения классического экзерсиса.
Теория: Назначение гимнастического станка. Понятия позиции рук, ног в классическом танце, корпус.
Практика: Освоить позиции рук (подготовительная, 1, 2, 3), положение кисти. Освоить- позиции ног (выворотные 1,2). Освоить:demiplie (по 1, 2 позиции), battementtendu (по 1 позиции),releve ( по 1, 6 позиции).
Раздел 4: Элементы народного танца.
Теория:Истоки и особенности русского народного танца.
Практика:Освоить простой поклон в русском танце.Освоить основные положения рук в русском танце (кулачки на пояс, работа с платком, «полочка»). Освоить дробный шаг, «пружинку», «ковырялочку»,полуприсядку с хлопками по голени. Освоить основные положения в паре («под ручки», сзади за талию). Освоить основные перестроения в русском танце: «звёздочка», «карусель».
Раздел 5: Элементы бального танца.
Теория: Разновидности бального танца.
Практика:Разучитьосновные элементы танца Вальс:«лодочка», «окошко». Разучитьосновные элементы танцаПолька: боковой галоп в сочетании с прыжками, положения рук в парной польке («лодочка», мальчик держит девочку за талию, девочка кладет руки на его плечи).
Раздел 6: Строения и перестроения.
Теория: Понятие интервал, движение по/против линии танца.
Практика:Освоить простейшие построения: шеренга, колонна, шахматный порядок, круг (сужение и расширение круга), повороты вправо, влево.
Раздел 7: Репетиционно-постановочная работа.
Теория: Характер изучаемого танца, его особенности.
Практика: Разучить разнообразные танцевальные композиции.
Раздел 8: Музыкально-подвижные игры, игропластика.
Теория: Правила игры, техника безопасности.
Практика: Освоить комплексыигропластики: «Кошечка», «Цыплёнок», «Мышка», «Рыбка».Освоить музыкально – подвижные игры: «Иголочка и ниточка», «Передай платочек», «Жуки и пчёлы», «Давай поздороваемся», «День – ночь», «Воробышки»,
Раздел 9: Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребёнка.
Практика: проведение специальных упражнений на координацию и гибкость, на творческие проявления, эмоциональность, музыкальность.
3.2. 2-й год обучения (5-6 лет)
Раздел 1: Вводное занятие.
Теория:Беседа «Танец, виды танца»,просмотр видео материалов, повторение правил поведения на занятиях, техники безопасности.
Практика: Разучить реверанс для девочек, поклон для мальчиков по 3йпозиции ног.
Раздел 2: Общеразвивающие движения.
Теория: Виды ходьбы, бега, пружинные движения, волнообразные движения, наклоны, повороты, подскоки.
Практика:Закрепить виды ходьбы: мягкий шаг, высокий шаг, марш, ходьба на носках, на пятках. Закрепитьобычный бег, танцевальный бег. Закрепитьпружинные движения руками: воображаемые нажимы, отталкивания, подъёмы, подтягивания.Закрепитьпружинные движения ногами: «качели» на месте, полуприсед на всей ступне. Закрепитьволнообразные движения руками, плечами: «паровозик», «незнайка».Закрепитьнаклоны головы и туловища в разные стороны.Закрепить простые повороты.Усложнить детские комплексы общеразвивающих упражнений: «Улыбка», «Обезьянки», «Весёлый слонёнок», «Стирка», «Кузнечик».
Освоить виды ходьбы: острый шаг, приставной шаг, шаг притоп. Освоить бег с высоким подниманием бедра, лёгкий бег с поочерёдным выносом прямых ног вперёд.Освоить пружинные движения ногами: «качели» с продвижением. Освоить подскоки.Разучить детский комплекс общеразвивающих упражнений с предметом «Колобок».
Раздел 3: Упражнения классического экзерсиса.
Теория: Назначение гимнастического станка. Понятия позиции рук, ног в классическом танце, корпус.
Практика: Закрепить позиции рук (подготовительная, 1, 2, 3), положение кисти. Закрепить позиции ног (выворотные 1,2). Закрепить:demiplie (по 1, 2 позиции), battementtendu (по 1 позиции),releve ( по 1, 6 позиции).
Освоить3 позицию ног. Освоить:demiplie (по 3позиции), releve( по 2,3позиции).
Освоить qrandplie (по 1, 2, 3 позиции), battementtendujete(по 1 позиции).
Раздел 4: Элементы народного танца.
Теория: Истоки и особенности русского народного танца.
Практика:Закрепить простой поклон в русском танце.Закрепить основные положения рук в русском танце (кулачки на пояс, работа с платком, «полочка»).Закрепить дробный шаг, «пружинку», «ковырялочку», полуприсядку с хлопками по голени. Закрепить основные положения в паре («под ручки», сзади за талию). Закрепить основные перестроения в русском танце: «звёздочка», «карусель».
Усложнить поклон в русском танце. Освоить каблучный шаг, приставной шаг, «гармошку», «ёлочку». Освоить основные перестроения в русском танце: «ручеёк», «воротца».
Раздел 5: Элементы бального танца.
Теория: Разновидности бального танца.
Практика:Закрепить основные элементы танца Вальс:«лодочка», «окошко».Закрепить основные элементы танца Полька: боковой галоп в сочетании с прыжками, положения рук в парной польке («лодочка», мальчик держит девочку за талию, девочка кладет руки на его плечи).
Разучить вальсовый шаг.Разучитьосновные элементы танца Полька:шаг польки, шаг польки в сочетании с подскоками, положения рук в парной польке крест-накрест.Разучитьпростые элементы танца Танго и положения рук в паре.Разучитьпростые элементы танца Рок-н-ролл и положения рук в паре.
Раздел 6: Строения и перестроения.
Теория: Понятие интервал, движение по/против линии танца.
Практика:Закрепить простейшие построения: шеренга, колонна, шахматный порядок, круг (сужение и расширение круга), повороты вправо, влево.
Освоить диагональ.
Раздел 7: Репетиционно-постановочная работа.
Теория: Характер изучаемого танца, его особенности.
Практика: Разучить разнообразные танцевальные композиции.
Раздел 8: Музыкально-подвижные игры, игропластика.
Теория: Правила игры, техника безопасности.
Практика: Закрепить комплексы игропластики: «Кошечка», «Мышка», «Рыбка».Усложнить музыкально – подвижные игры: «Иголочка и ниточка», «Передай платочек», «Жуки и пчёлы», «Давай поздороваемся», «День – ночь», «Воробышки»,
Освоить комплексыигропластики: «Цыплёнок», «Морские фигуры». Освоить музыкально – подвижные игры: «Рыбки», «Цапля и лягушки», «Отгадай чей голосок», «Слушай команду».
Раздел 9: Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребёнка.
Практика: проведение специальных упражнений на координацию и гибкость, на творческие проявления, эмоциональность, музыкальность.
3.3.3-й год обучения (6-7 лет)
Раздел 1: Вводное занятие.
Теория:Беседа: «Какие танцы вы знаете, в чём ихособенности?», просмотр видео материалов, повтор правил поведения на занятиях, техники безопасности.
Практика:Творческое задание: «Придумай свой поклон».
Раздел 2: Общеразвивающие движения.
Теория: Виды ходьбы, бега, пружинные движения, волнообразные движения, наклоны, повороты, подскоки.
Практика:Совершенствовать виды ходьбы: мягкий шаг, острый шаг, высокий шаг,приставной шаг, шаг притоп, марш, ходьба на носках, на пятках. Совершенствоватьобычный бег, танцевальный бег, бег с высоким подниманием бедра, лёгкий бег с поочерёдным выносом прямых ног вперёд. Совершенствовать пружинные движения руками: воображаемые нажимы, отталкивания, подъёмы, подтягивания.Совершенствоватьпружинные движения ногами: «качели» на месте и с продвижением, полуприсед на всей ступне.Совершенствовать волнообразные движения руками, плечами: «паровозик», «незнайка». Совершенствовать наклоны головы и туловища в разные стороны. Совершенствовать простые повороты.Совершенствовать подскоки.Совершенствоватьдетские комплексы общеразвивающих упражнений: «Улыбка», «Обезьянки», «Весёлый слонёнок», «Стирка», «Кузнечик», «Колобок».
Раздел 3: Упражнения классического экзерсиса.
Теория: Назначение гимнастического станка. Понятия позиции рук, ног в классическом танце, корпус.
Практика: Совершенствовать позиции рук (подготовительная, 1, 2, 3), положение кисти.Совершенствовать позиции ног (выворотные 1,2,3). Совершенствовать:demiplie (по 1,2,3 позиции),qrandplie (по 1, 2, 3 позиции), battementtendu (по 1позиции),attementtendujete(по1 позиции),releve ( по 1,2,3, 6 позиции).
Раздел 4: Элементы народного танца.
Теория: Истоки и особенности русского народного танца.
Практика:Совершенствовать поклон в русском танце.Совершенствовать основные положения рук в русском танце (кулачки на пояс, работа с платком, «полочка»).Совершенствовать каблучный шаг, дробный шаг, приставной шаг, русский переменный шаг в круг из круга,тройной притоп, «пружинку», «ковырялочку», «ковырялочку» с подскоком, «гармошку», «ёлочку», полуприсядку с хлопками по голени. Совершенствовать основные положения в паре («под ручки», сзади за талию). Совершенствовать основные перестроения в русском танце: «звёздочка», «змейка», «карусель», «ручеёк», «воротца».
Раздел 5: Элементы бального танца.
Теория: Разновидности бального танца.
Практика:Совершенствовать вальсовый шаг и основные элементы танца:«лодочка», «окошко», «звездочка».Совершенствоватьосновные элементы танца Полька:шаг польки, шаг польки в сочетании с подскоками, прямой и боковой галоп в сочетании с прыжками, положения рук в парной польке (крест-накрест, «лодочка», мальчик держит девочку за талию, девочка кладет руки на его плечи).Совершенствовать основные элементы танца Танго и положения рук в паре.Совершенствоватьосновные элементы танца Рок-н-ролл и положения рук в паре.
Раздел 6: Строения и перестроения.
Теория: Понятие интервал, движение по/против линии танца.
Практика:Совершенствовать построения: шеренга, колонна, шахматный порядок, диагональ, круг (сужение и расширение круга), повороты вправо, влево.
Раздел 7: Репетиционно-постановочная работа.
Теория: Характер изучаемого танца, его особенности.
Практика: Разучить разнообразные танцевальные композиции.
Раздел 8: Музыкально-подвижные игры, игропластика.
Теория: Правила игры, техника безопасности.
Практика: Совершенствовать комплексыигропластики: «Кошечка», «Цыплёнок», «Мышка», «Рыбка»«Морские фигуры». Усложнить музыкально – подвижные игры: «Рыбки», «Цапля и лягушки», «Иголочка и ниточка», «Передай платочек», «Отгадай чей голосок», «Жуки и пчёлы», «Давай поздороваемся», «День – ночь», «Воробышки», «Слушай команду».
Раздел 9: Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребёнка.
Практика: проведение специальных упражнений на координацию и гибкость, на творческие проявления, эмоциональность, музыкальность.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
4.1. Программно-методическое обеспечение
Педагогические условия для реализации программы:
Создание развивающей среды в детском саду (хореографический зал, оборудованный зеркалами и хореографическим станком).
- Разработка занятий по музыкально-ритмическому развитию дошкольников;
- Взаимодействие с родителями и педагогами.
Кроме основных занятий (индивидуальных, групповых и открытых), практикуются следующие формы работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум, анкетирование, участие детей в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, конкурсах разного уровня.
Применяется использование элементов педагогических технологий:
- Игровые технологии. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
- Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение. Данная технология позволяет организовать обучение воспитанников в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология обучения в сотрудничестве включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу.
- Информационные технологии используются для обеспечения материально – технического оснащения. Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям, используются компьютерные технологии.
- Технология здоровье сберегающего обучения по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
- Технология проблемного обучения используется в целях повышения эффективности воспитательной работы. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос.
Для эффективного обучения и достижения положительных результатов используются следующие методы обучения:
- Игровой метод(основной формой общественной жизни и способом физического, психического развития, воспитания нравственно-волевых качеств, творческих способностей в дошкольном возрасте является игра, поэтому обучение музыкально-ритмическим движениям детей станет намного эффективней, если они будут проведены в игровой форме, в которой дети творчески познают возможности своего тела).
- Метод использования слова (раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений, даётся оценка воспитанникам).
- Метод наглядного восприятия (показ упражнений; прослушивание ритма и темпа музыки, что помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков).
- Практические методы основаны на активной деятельности самих детей (многократное повторение конкретного музыкально- ритмического движения) и делятся на метод целостного освоения упражнений, метод обучения посредством их расчленения.
- Метод аналогии широко используется в программе обучения (образ, поза, двигательная имитация какого-либо животного или представителя растительного мира). Педагог, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребёнка, его пространственно-образное мышление, способствует высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
- Метод интеграции является одним из главных методов работы с хореографическим коллективом, так какпозволяет собрать в единое целое различные виды искусств, выбрать большую информативную ёмкость учебного материала.
- Метод поощрения.Для того чтобы ребенок ощущал эмоциональное благополучие, чтобы ему было уютно и комфортно на занятии, должна быть создана нужная атмосфера, важными составляющими которой являются взаимное уважение, искренность и одобрительные слова педагога.
4.2. Перечень средств обучения, оборудования
№п/п | Наименование ТСО | Марка | |
1 | Телевизор с настенным креплением | LQ 26 | |
2 | Музыкальный центр | LQ | |
3 | Ноутбук | hp |
№п/п | Наименование | Имеется в наличии (количество) |
1 | Наглядно-дидактическое пособие - игра «Занимательная хореография» | 1куб |
2 | Наглядно-дидактическое пособие – игра «Позиции рук» | 30 карточек |
3 | Наглядно-дидактическое пособие – игра «Позиции ног» | 30 карточек |
4 | Наглядно-дидактическое пособие – игра «Позиции ног» 2 | 1 |
5 | Наглядно-дидактическое пособие – игра «Весело – грустно!» | 1 кубик |
6 | Наглядно-дидактическое пособие – игра «Учим танцы играя!» | 50 карточек |
7 | Картотека комплексов общеразвивающих движений игровым методом | 1 |
8 | Картотека комплексов игропластики | 1 |
9 | Картотека дыхательных упражнений | 1 |
10 | Картотека музыкально – подвижных игр | 1 |
11 | Гимнастические ленты | 34 шт. |
12 | Резиновые мячики | 15 шт. |
13 | Детские пластиковые тазики | 8 шт. |
14 | Маски «Обезьянка» | 8 шт. |
15 | Маски «Слонёнок» | 8шт. |
16 | Маски «Котёнок» | 8 шт. |
17 | Маска «Мышонок» | 11шт. |
18 | Гимнастические коврики | 11шт. |
19 | Видео архив выступлений воспитанников хореографического объединения | USB флеш - накопитель |
20 | Фото архив по возрастным группам | USB флеш - накопител |
21 | Музыкальный репертуар | USB флеш - накопитель |
Список используемой литературы
- Барышникова Т.К. «Азбука хореографии». – СПб, 1996.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб, 2002. – 220 с.
- Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала».- М., 2004.
- Гусев Г.П. «Этюды».- М., 2004.
- Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
- Звездочкин В.А. «Классический танец». – Ростов н/Д., 2003.
- Иванов В.А. «Детский танец». Методическое пособие. Пермь, 1998.
- Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать». – М., 2003.
- Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1989. – 175с.
- Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:Линка – Пресс, 2006.
- Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. – 352 с.
Приложение 1
Мониторинг
Определение уровня освоения воспитанниками дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
№ | Ф.И. ребенка | Определение характера музыки, темпа, ритмики | Знание основных видов общеразвивающих движений | Умение самостоятельно исполнять танцевальные композиции | Умение эмоционально передавать в движении характер музыкального произведения | Координация и гибкость | Средний показатель |
1 |
Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребёнка
1.Координация – это точность движений рук и ног при выполнении упражнений.
Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот.
Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).
Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.
Результаты: 3 балла - правильное одновременное выполнение движений. 2 балла - неодновременное, но правильное; верное выполнение после повторного показа. 1 балл - неверное выполнение движений.
2.Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед.
Упражнение 1. «Отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела вперед). Детям предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра, ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени не сгибать, ноги должны оставаться прямыми.
Результаты: оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами. 3см и меньше – низкий уровень (1 балл), 4-7см – средний уровень (2 балла), 8-11см – высокий уровень (3 балла).
Упражнение 2 «Кольцо» (проверка гибкости тела назад). Исходное положение, лёжа на животе, поднимаем спину, отводим назад (руки упираются в пол), одновременно сгибая ноги в коленях, стараемся достать пальцами ног до макушки.
Результаты: 3 балл – максимальная подвижность позвоночника вперед и назад. 2 балл – средняя подвижность позвоночника. 1 балл - упражнения на гибкость вызывают затруднения.
3.Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений.
Упражнение 1. Детям предлагается под музыку (после предварительного прослушивания) изобразить различных персонажей.
Результаты: 3 балл - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова характеризующие музыку и пластический образ. 2 балл - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. 1 балл - ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации.
4. Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, восторг, тревогу и др.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове.
Упражнение 1. Детям предлагается изобразить «усталую старушку»; «хитрую лису»; «девочку, которая удивляется»; сердитого волка» и т.д..
Результаты: 3 балла - эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то проговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. 2 балла - менее эмоциональные дети с более простой мимикой. 1 балл – неэмоциональные дети с бедной мимикой и невыразительными движениями.
5. Музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом.
Упражнение 1. «Заведи мотор». Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под медленную музыку - медленно, под быструю – быстро (переключение с одного темпа на другой).
Результаты: Оценивается по 3х бальной системе соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения - без показа педагога.)
6. Чувство ритма. Ритмические упражнения – передача в движении ритма прослушанного музыкального произведения. Эти задания требуют от детей постоянного сосредоточения внимания. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; ребенок говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.
Упражнение 1. «Ладошки» Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки.
Результаты: 1 балл - с ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. 2 балла – выполняет лишь отдельные упражнения, с несложным ритмическим рисунком. 3 балла – точно передает ритмический рисунок.
Критерии показателей:
Оцениваются показатели по внешним проявлениям по 3х бальной системе:
- высокий уровень: 3 балла;
- средний уровень: 2 балла;
- низкий уровень: 1 балл.
Высокий уровень: Ребёнок гибок и пластичен; умеет чётко выполнять танцевальные движения;способен запоминать и воспроизводить хореографические комбинации, перестроения по рисункам. Правильно определяет характер музыки, темп, ритм; умеет передавать в пластике движений музыкальный образ, импровизировать.
Средний уровень: Ребёнок достаточно пластичен; определяет темп, ритм, характер музыки; умеет передать в пластике музыкальный образ; выполняет не сложные танцевальные движения. С помощью взрослого определяет вид танца.
Низкий уровень: Ребёнок допускает ошибки при выполнении танцевальных движений и перестроений в зале; не способен самостоятельно определить темп, ритм, характер музыки; не умеет передавать музыкальный образ в пластике.
Диагностика основана на современных диагностиках:
- А.И. Буренина «Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка».
- С.Л. Слуцкая «Тесты для определения хореографических данных».
- Н.В. Полтавцева «Обследование уровня развития физических качеств».
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Солнечные лучики"
Дполнительная общеразвивающая программа "Солнечные лучики", направленность программы спортивно-танцевальная....
Дополнительная общеразвивающая программа "Солнечные лучики"
Дополнительная общеобразовательная программа "Солнечные лучики"...
"Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду с примерами ритмических игр.
Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду.Памятка для родителей с примерами ритмических игр....
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного дошкольного образования по развитию личности ребенка средствами хореографии и музыкально-ритмических движений для детей дошкольного возраста 4-7 лет «Каблучок»
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы...
Рецензия на дополнительную общеразвивающую программу "Солнечные зайчики"
В рецензируемой дополнительной общеразвивающей программе "Солнечные зайчики" выделено направление работы по музыкально- ритмическому развитию детей от 4 до 7 лет...
Рецензия № 2 на дополнительную общеразвивающую программу "Солнечные зайчики"
В рецензируемой дополнительной общеразвивающей программе "Солнечные зайчики" выделено направление работы по музыкально- ритмическому развитию детей от 4 до 7 лет...
Консультация для родителей "Развитие ритмических способностей у детей" и памятки для родителей "Особенности развития музыкально-ритмических движений у детей (по возрастам от 3 до 7 лет)
Консультация и памятки для родителей по особенностям развития ритмических движений...