ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ техническое направление /направление/ «LEGO-МАСТЕРИЛКА» /название программы/ (базовый уровень)
рабочая программа по конструированию, ручному труду
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать его руки. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Дополнительная общеразвивающая программа по техническому «LEGO-МАСТЕРИЛКА», разработана на основе основной общеобразовательной Программы дошкольного образования «От рождения до школы» научные редакторы Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, издательство Мозаика-Синтез Москва, 2014 г.
Актуальность программы в том, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «LEGO-МАСТЕРИЛКА» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Задачи, обеспечивающие реализацию данной цели:
- Личностные
- Повысить мотивацию обучающихся к изобретательству, стремлению достижения цели;
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность и внимательность в работе.
- Метапредметные
- С помощью «LEGO» конструктора развивать у обучающихся творческие и технические способности;
- Развивать мелкую моторику, изобретательность;
- Развивать психические познавательные процессы: память, внимание, зрительное восприятие, воображение.
- Образовательные
- Познакомить обучающихся с историей возникновения конструктора «LEGO», названиями основных деталей конструктора «LEGO»;
- Обучить основным приемам, принципам конструирования и моделирования;
- Учить обучающихся созданию моделей двух основных видов конструирования: по схемам и замыслу.
Возраст детей: программа предназначена для учащихся желающих, заниматься lego-конструированием с 5 до 7 лет с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и практических занятий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей г. Истры
РАССМОТРЕНО на заседании научно-методического совета от «___» ____________20____ г. протокол № ___ | УТВЕРЖДЕНА Директор МОУ Лицей г. Истры Приказ № _____ от «__» _______ 20 ___г. |
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
техническое направление
/направление/
«LEGO-МАСТЕРИЛКА»
/название программы/
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор – составитель: Ерофеева Елена Николаевна воспитатель МОУ Лицей г. Истры |
Истра, 2020 года.
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать его руки. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ,
- Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. №1726-р,
- Приказом Министерства просвещения РФ «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018г. №196,
- Письмом Минобрнауки России «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от 11.12.2006г №06-1844;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,
- Уставом МДОУ ЦРР №47 и локальными актами, регламентирующих образовательную деятельность.
Дополнительная общеразвивающая программа по техническому «LEGO-МАСТЕРИЛКА», разработана на основе основной общеобразовательной Программы дошкольного образования «От рождения до школы» научные редакторы Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, издательство Мозаика-Синтез Москва, 2014 г.
Актуальность программы в том, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «LEGO-МАСТЕРИЛКА» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Задачи, обеспечивающие реализацию данной цели:
- Личностные
- Повысить мотивацию обучающихся к изобретательству, стремлению достижения цели;
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность и внимательность в работе.
- Метапредметные
- С помощью «LEGO» конструктора развивать у обучающихся творческие и технические способности;
- Развивать мелкую моторику, изобретательность;
- Развивать психические познавательные процессы: память, внимание, зрительное восприятие, воображение.
- Образовательные
- Познакомить обучающихся с историей возникновения конструктора «LEGO», названиями основных деталей конструктора «LEGO»;
- Обучить основным приемам, принципам конструирования и моделирования;
- Учить обучающихся созданию моделей двух основных видов конструирования: по схемам и замыслу.
Возраст детей: программа предназначена для учащихся желающих, заниматься lego-конструированием с 5 до 7 лет с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и практических занятий.
Адресат программы: Занятия проводятся на базе МДОУ ЦРР №47
№ | Уровень | Год обучения | Уровень освоения |
1. | Стартовый | 1 год | вводный |
2 | Базовый | 1 год | начальный |
Сроки реализации:
Программа рассчитана на 2 года. Предусматривается 2 этапа работы:
1-й этап – с детьми 5-6 лет;
2-й этап - с детьми 6-7 лет. Продолжительность учебного года — 35 недель.
Срок реализации программы с 1 сентября года по 31 мая года.
В летний период учащиеся занимаются индивидуальной (самостоятельной) работой.
Формы организации образовательного процесса:
- учебные занятия (фронтальный, подгрупповые).
Формы теоретических занятий: беседа, педагогическое тестирование.
Занятия могут проходить в очной форме. Группы формируются на основе возрастных особенностей детей или постоянства состава группы.
Режим занятий: Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет для детей для детей 5 – 6 лет (25-30 мин), для детей 6 – 7 лет (30-35 мин). В соответствии с учебным планом МДОУ ЦРР №47 занятия кружка проводятся 1 раз в неделю (4 раза в месяц, 32 занятия в год) по подгруппам, число обучающихся в подгруппе 8-10 человек.
Ожидаемые результаты:
После прохождения программного материала учащиеся приобретут:
Предметные:
- Обучающиеся узнают историю возникновения конструктора «LEGO», освоят терминологию деталей конструктора «LEGO»;
- Освоят основные приемы и принципы конструирования;
- Научатся создавать модели по образцу, условиям, замыслу.
Метапредметные:
- Обучающиеся проявят интерес к занятиям с «LEGO» – конструктором;
- Сформированы творческие способности через занятия с конструктором «LEGO»;
- Способны работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Личностные:
- Обучающиеся научатся доводить начатое дело до конца;
- Получат опыт коллективного общения при конструировании моделей;
- Примут участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня.
Предметные результаты
К концу освоения первого этапа обучающиеся овладеют знаниями:
- анализировать конструктивную и графическую модель;
- создавать более сложные постройки, сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых предназначается;
- правильно называть детали лего-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесиками);
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;
- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием.
- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;
- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;
- анализировать образец постройки;
-планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;
- создавать постройки по рисунку, схеме;
- работать коллективно;
- соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- создавать различные конструкции одного и того же объекта;
- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
К концу освоения второго этапа обучающиеся овладеют знаниями:
- различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям заданным взрослым;
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке.
У детей сформируются:
- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения;
Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность, эстетический вкус.
Формы контроля:
Оценивание результатов обучения осуществляется через практическую деятельность (готовая работа, журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования) и через организацию мониторинга результатов обучения и личностного развития обучающихся в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы. Организуется входная диагностика (в начале учебного года и в конце года). После проведения диагностики оформляется протокол, что позволит проследить достижения учащихся в динамике в течение прохождения всего курса.
Учебный план:
Первый год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Мониторинг навыков и умений воспитанников на начало и конец года. | 2 | 2 | наблюдение | ||
Конструктор LEGO - знакомство. Техника безопасности. | 2 | 1 | - | опрос | |
3. | Конструирование по схемам | 16 | - | 16 | Оценка составленной модели |
4. | Конструирование по замыслу | 12 | - | 12 | творческая работа, презентация построек |
ИТОГО | 32 | 1 | 31 |
Второй год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество занятий | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Мониторинг навыков и умений воспитанников на начало и конец года. | 2 | 2 | наблюдение | ||
Техника безопасности. | 1 | 1 | - | опрос | |
3. | Конструирование по схеме | 9 | - | 9 | Оценка составленной модели |
4. | Конструирование по замыслу | 20 | - | 20 | творческая работа, презентация построек |
ИТОГО | 32 | 1 | 31 |
Содержание учебного плана
Первый год обучения
1.Тема: «Мониторинг навыков и умений на начало и конец учебного года» (2 занятия)
Наблюдение за детьми (называет детали конструктора, работает по схемам, строит сложные постройки, строит по творческому замыслу, строит по образцу, строит по инструкции, умение рассказать о постройке). Изучение продуктов их деятельности (построек).
2.Тема «Техника безопасности» (2 занятие)
Правила безопасного поведения во время работы с конструктором. Выявить навыки и умения работать с конструктором. Познакомить с деталями конструктора и способами их крепления. Закреплять знания цвета и формы. Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Формировать навыки сотрудничества при работе в коллективе. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других.
3. Тема: «Конструирование по схемам» (16 занятий) 3.1. Тема «Учимся читать схемы. Домики» (2 занятия) Научить строить дома одноэтажные и многоэтажные и различные конструкции по схемам. Учить самостоятельно изготавливать дома по схеме, и преобразовывать по собственному воображению. Развивать умение видеть конструкцию конкретного объект, анализировать ее основные части. Познакомить с формами элементов, особенностью скрепления, способами их применения.
3.2. Тема «Песочница и качели. Перекидные качели» (1 занятие) Учить строить по схемам. Развивать фантазию и воображение детей, закреплять навыки построения устойчивых и симметричных моделей, обучать создавать сюжетную композицию. Формировать коммуникативные способности и навыки общения. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других. Познакомить с моделью перекидные качели, дать понятие о равновесии, точке опоры. Формировать первичные представления о конструкциях и механизмах, простейших основах механики.
3.3. Тема «Горка для ребят. Лесенка – башенка» (1 занятие) Учить строить по схемам. Продолжить знакомить с детской площадкой, развивать память и наблюдательность.
3.4. Тема «Фрукты» (1 занятие) Учить строить фрукты по схеме, передавая характерные особенности. Развивать творческое воображение и фантазию, навыки конструирования, мелкую моторику рук.
3.5. Тема «Овощи» (1 занятие) Учить строить овощи по схеме, передавая характерные особенности. Развивать творческое воображение и фантазию, навыки конструирования, цветовое решение и речь.
3.6. Тема «Удивительные колеса. Машины» (1 занятие) Познакомить с различными видами колес. Учить строить по схеме простейшие машины. Формировать первичные представления о конструкциях и механизмах, простейших основах механики.
3.7. Тема «Елочка» (1 занятие)
Учить составлять простейшие постройки по схеме. Знакомить со способами соединения деталей. Закрепить пространственную ориентировку.
3.8. Тема «Снеговик» (1 занятие)
Учить анализировать образец. Развивать творческое воображение и фантазию, навыки конструирования.
3.8. Тема «Пожарная машина» (1 занятие)
Продолжать знакомить с профессиями людей. Учить строить пожарную машину по схеме. Развивать фантазию и воображение детей, развивать умения передавать форму объекта средствами конструктора. Закреплять навыки скрепления деталей.
3.9. Тема «Скорая помощь» (1 занятие) Учить детей конструировать по схеме, с использованием различных механизмов закреплять навыки скрепления, учить умению планировать работу по созданию сюжетной композиции; продолжать знакомить с профессиями людей.
3.10. Тема «Полицейская машина» (1 занятие) Учить детей конструировать по схеме, с использованием различных механизмов закреплять навыки скрепления, учить умению планировать работу по созданию сюжетной композиции; продолжать знакомить с профессиями людей.
3.11. Тема «Полезная техника» (2 занятия) Познакомить с моделью подъемного крана, изготовление модели по схеме. Закрепить знания о транспорте и городских постройках, учить умению планировать работу по созданию сюжетной композиции. 3.12. Тема «Военная техника» (2 занятия) Закрепить навыки конструирования. Закреплять навыки следовать инструкции педагога. Учить строить по схеме, сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек.
4. Тема «Конструирование по замыслу» (12 занятий)
4.1. Тема «Детская площадка» (1 занятие)
Учить составлять простейшие постройки. Развивать фантазию и воображение детей. Закрепить навыки построения устойчивых моделей. Учить создавать сюжетные композиции. Воспитывать бережное отношение к труду людей.
4.2. Тема «Моделирование осенних деревьев» (1 занятие) Закрепить детали конструктора. Учить анализировать образец, повторить части дерева. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику рук.
4.3. Тема «Гараж для машин» (1 занятие)
Развивать фантазию и воображение детей, развивать умения передавать форму объектов средствами конструктора. Закреплять навыки скрепления деталей. Учить умению планировать работу по созданию сюжетной композиции. Развивать коммуникативные способности и навыки общения. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других.
4.4. Тема «Автопарк» (1 занятие) Развивать фантазию и воображение детей, развивать умения передавать форму объектов средствами конструктора. Закреплять навыки скрепления деталей. Учить умению планировать работу по созданию сюжетной композиции. Развивать коммуникативные способности и навыки общения. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других.
4.5. Тема «Конструирование по замыслу» (2 занятия) Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть тему и давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
4.6. Тема «Пожарная часть» (1 занятие)
Продолжать знакомить с профессиями людей. Развивать фантазию и воображение детей, развивать умения передавать форму объекта средствами конструктора. Учить умению планировать работу по созданию сюжетной композиции. Развивать коммуникативные способности и навыки общения. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других.
4.7. Тема «Полицейский участок» (1 занятие) Продолжать учить создавать постройки по собственному замыслу, используя разные виды конструктора. Доводить начатое до конца.
4.8. Тема «"Деревья", "Цветы", "Парки, скверы"(1 занятие) Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, рассказать о городе в котором мы живем.
4.9. Тема «Никто не забыт, ничто не забыто!» (2 занятия) Изготовление моделей по теме. Закреплять умения самостоятельно конструировать изученными способами соединения деталей. 4.10. Тема «LEGO- фестиваль "Юные LEGO - техники"(2 занятия) Презентация разнообразных конструкций из конструктора LEGO.
Второй год обучения
1.Тема: «Мониторинг навыков и умений на начало и конец учебного года» (2 занятия)
Наблюдение за детьми (называет детали конструктора, работает по схемам, строит сложные постройки, строит по творческому замыслу, строит по образцу, строит по инструкции, умение рассказать о постройке). Изучение продуктов их деятельности (построек).
2.Тема «Техника безопасности» (1 занятие)
Правила безопасного поведения во время работы с конструктором.
3. Тема: «Конструирование по схемам» (9 занятий) 3.1. Тема «Здания и сооружения» (1 занятие)
Закреплять умения строить здания и различные конструкции по схемам. Учить самостоятельно изготавливать дома по образцу и преобразовывать по собственному воображению Развивать умение видеть конструкцию конкретного объект, анализировать ее основные части. Дать детям основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек. Формировать коммуникативные способности и навыки общения. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других.
3.2.Тема «Домашние животные. Домашние птицы» (2 занятия) Уточнить знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека; Воспитывать любознательность и навыки конструирования по схеме. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
3.3.Тема «Персонажи любимых сказок» (2 занятия)
Учить строить по схеме без предварительного анализа. Учить планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев; учить передавать форму объекта средствами конструктора. Закрепить навыки скрепления. Развивать фантазию, воображение, речь детей.
3.4. Тема «Животные зоопарка» (2 занятия)
Учить строить по схеме из конструктора животных. Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
3.5. Тема «Общественный транспорт» (2 занятия)
Закрепить правила дорожного движения, познакомиться с видами транспорта. Закреплять умение работать по схеме. Продолжать учить умению планировать работу по созданию сюжетной композиции.
4. Тема «Конструирование по замыслу» (20 занятий)
4.1.Тема «Устойчивость LEGO моделей. Постройка пирамид» (1 занятие) Закрепить навыки соединения деталей. Научить детей умению располагать детали в рядах в порядке убывания, строить прочную устойчивую постройку. Учить слушать инструкцию педагога. Познакомить с видами и историей пирамид.
4.2.Тема «Урожай с огорода» (1 занятие)
Развивать фантазию и воображение детей, умение передавать форму объекта средствами конструктора. Закрепить навыки скрепления деталей. Обучить созданию сюжетной композиции.
4.3.Тема «Урожай из сада» (1 занятие) Развивать фантазию и воображение детей. Учить передавать форму объекта средствами конструктора. Закрепить навыки скрепления деталей конструктора.
4.4.Тема «Бытовые и хозяйственные постройки» (2 занятия) Учить строить хозяйственные и бытовые постройки, используя разные виды конструктора. Закреплять полученные навыки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Учить обыгрывать свои постройки.
4.5.Тема «Ферма» (1 занятие) Закреплять умения строить хозяйственные и бытовые постройки, домашних животных и птиц. используя разные виды конструктора. Закреплять полученные навыки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Учить обыгрывать свои постройки.
4.6.Тема «Новогодняя сказка» (1 занятие) Развивать фантазию и воображение детей. Учить передавать форму объекта средствами конструктора. Закрепить навыки скрепления деталей. Расширить знания о традициях устного народного творчества.
4.7.Тема «Конструирование по замыслу» (3 занятие) Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть тему и давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
4.8.Тема «Веселый зоопарк» (1 занятие)
Закреплять у детей умение создавать конструкции по собственному замыслу используя полученный опыт. Развивать навыки сотрудничества: выбирать партнеров по совместной деятельности, распределять между собой работу по составлению схемы постройки, подготовке материала; согласовывать друг с другом действия при воспроизведении постройки по составленным схемам, совместно проверять правильность выполнения постройки.
4.9.Тема «Ракета. Луноход» (2 занятия) Дать общее представление о космосе, познакомить с планетами. Закрепление навыков скрепления деталей, познакомить воспитанников с видами космических кораблей. Строительство простых ракет, самолетов, космического транспорта. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
4.10.Тема «Космодром» (2 занятия) Продолжать учить создавать постройки по собственному замыслу, используя разные виды конструктора. Доводить начатое до конца, проявляя фантазию.
4.11.Тема «Мир детства» (3 занятия) Формировать коммуникативные способности и навыки общения. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать представление о счастливом детстве. Закреплять навыки работы с lego-конструктором.
4.12. Тема «LEGO- фестиваль "Юные LEGO - техники"(2 занятия) Презентация разнообразных конструкций из конструктора LEGO.
Методическое обеспечение программы:
- методы обучения
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе; работа по схеме-инструкции показ, видео-просмотр. |
Информационно-рецептивный | Обследование лего- деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений . |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей; беседа, рассказ. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. Выполнение вариативных заданий |
- формы организации образовательного процесса подгрупповая и индивидуальная
- формы организации образовательного процесса
Совместная деятельность педагога и детей по конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с деталями конструктора учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними.Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.
В наборах конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. Детали-кирпичики имеют разные размеры и форму. Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.
В совместной деятельности по конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу. Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой. В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
- педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- технология уровневой дифференциации;
- информационные технологии;
- технологии продуктивного обучения;
- технологии игрового обучения.
- структура занятий:
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления.
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
- совершенствование навыков классификации;
-обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа;
- активизация памяти и внимания;
- ознакомление с множествами и принципами симметрии;
- развитие комбинаторных способностей;
- закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – выполнение задания, конструирование, моделирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
- развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
- обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
- стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме;
- формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора;
- развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
Методические рекомендации по организации занятий
При организации занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:
1. Не мешать ребенку творить.
2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его
5. Поддерживать инициативу детей.
6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
- дидактический материал:
доска магнитно-маркерная, мольберт, полка и стенд для выставочного материала, магнитофон, принтер, ноутбук, Конструктор Lego 5+, LEGO –конструктор, сортировочные контейнеры для деталей. Наглядные пособия: картотека по лего-технологиям (схемы; рисунки; инструкции; фотографии моделей)
Список литературы:
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Основная общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы, » научные редакторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева, издательство Мозаика-Синтез Москва, 2014.
2. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО //Дошкольное воспитание. - 2017. - № 2. - С. 48-50.
3.Веракса Н.Е., А.Н.Веракса. Проектная деятельность дошкольников.-М.: Мозаика-Синтез, 2020.
4.Ишмакова М.С.Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов.- М.:Изд.-полиграф.центр «Маска», 2016.
5. Комарова Л.Г.Строим из лего.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2017.
6. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего.- М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2018.
7. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование.-М.: Издательский дом «Карапуз»,2017.
8. Фешина Е. В. Легоконструирование в детском саду.-М.: Сфера, 2019 .
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
- Викторов, Б.Н. Конструирование контрольно-испытательной аппаратуры для ЭВМ / Б.Н. Викторов, Д.Д. Чурабо. - М.: Машиностроение, 2018.
2. Кузнецов, Л.А. Основы теории, конструирования, производства и ремонта электромузыкальных инструментов / Л.А. Кузнецов. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 2016.
3. Мельникова, О.В. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. ФГОС / О.В. Мельникова. - М.: Учитель, 2018.
4. Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду / Е.В. Фешина. - М.: Сфера, 2018.
5. Швайгер, А.М. Машинная графика в конструировании деталей машин и агрегатов: Учебное пособие / А.М. Швайгер. - М.: Челябинск: ЮУрГУ, 2019.
к
Приложение 1
Календарный учебный график
Дополнительной образовательной программы «LEGO-МАСТЕРИЛКА »
(стартовый уровень)
Год обучения: 2 года
Старшая №11 и подготовительная к школе группа №3, №8
Первый год обучения
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
сентябрь | 7.09.20 | 15.45-16.15 | кружок | 2 | «Мониторинг навыков и умений на начало и конец учебного года» | МОУ Лицей г.Истры | Фронтальное занятие, подгрупповые, тесты, выставки работ, мониторинг, участие в конкурсах. | |
14.09.20 | ||||||||
21.09.20 | 2 | «Техника безопасности» | ||||||
22.09.20 | ||||||||
октябрь | 05.10.20 | 2 | «Учимся читать схемы. Домики» | |||||
12.10.20 | ||||||||
19.10.20 | 1 | «Песочница и качели. Перекидные качели» | ||||||
26.10.20 | 1 | «Горка для ребят. Лесенка – башенка» | ||||||
ноябрь | 02.11.20 | 1 | «Фрукты» | |||||
09.11.20 | 1 | «Овощи» | ||||||
16.11.20 | 1 | «Удивительные колеса. Машины» | ||||||
23.11.20 | 1 | «Елочка» | ||||||
декабрь | 07.12.20 | 1 | «Снеговик» | |||||
14.12.20 | 1 | «Пожарная машина» | ||||||
21.12.20 | 1 | «Скорая помощь» | ||||||
28.12.20 | 1 | «Полицейская машина» | ||||||
январь | 11.01.21 | 2 | «Полезная техника» | |||||
18.01.21 | ||||||||
25.01.21 | ||||||||
февраль | 01.02.21 | 2 | «Военная техника» «Домик» (завершение) | |||||
08.02.21 | ||||||||
15.02.21 | 1 | «Детская площадка» | ||||||
22.02.21 | 1 | «Моделирование осенних деревьев» | ||||||
март | 01.03.21 | 1 | «Гараж для машин» | |||||
15.03.21 | 1 | «Автопарк» | ||||||
22.03.21 | 2 | «Конструирование по замыслу» | ||||||
29.03.21 | ||||||||
апрель | 05.04.21 | 1 | «Пожарная часть» | |||||
12.04.21 | 1 | «Полицейский участок» | ||||||
19.04.21 | 1 | «"Деревья", "Цветы", "Парки, скверы" | ||||||
май | 03.05.21 | 2 | «Никто не забыт, ничто не забыто!» | |||||
10.05.21 | ||||||||
17.05.21 | 2 | «LEGO- фестиваль "Юные LEGO - техники" | ||||||
24.05.21 |
Второй год обучения
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
сентябрь | 7.09.20 | 15.45-16.15 | кружок | 2 | «Мониторинг навыков и умений на начало и конец учебного года» | МОУ Лицей г.Истры | Фронтальное занятие, подгрупповые, тесты, выставки работ, мониторинг, участие в конкурсах. | |
14.09.20 | ||||||||
21.09.20 | 2 | «Техника безопасности» | ||||||
22.09.20 | ||||||||
октябрь | 05.10.20 | 1 | «Здания и сооружения» | |||||
12.10.20 | 2 | «Домашние животные. Домашние птицы» | ||||||
19.10.20 | ||||||||
26.10.20 | 2 | «Персонажи любимых сказок» | ||||||
ноябрь | 02.11.20 | |||||||
09.11.20 | 2 | «Животные зоопарка» | ||||||
16.11.20 | ||||||||
23.11.20 | 2 | «Общественный транспорт» | ||||||
декабрь | 07.12.20 | |||||||
14.12.20 | 1 | «Устойчивость LEGO моделей. Постройка пирамид» | ||||||
21.12.20 | 1 | «Урожай с огорода» | ||||||
28.12.20 | 1 | «Урожай из сада» | ||||||
январь | 11.01.21 | 2 | «Бытовые и хозяйственные постройки» | |||||
18.01.21 | ||||||||
25.01.21 | ||||||||
февраль | 01.02.21 | 1 | «Ферма» | |||||
08.02.21 | 1 | «Новогодняя сказка» | ||||||
15.02.21 | 3 | «Конструирование по замыслу» | ||||||
22.02.21 | ||||||||
март | 01.03.21 | |||||||
15.03.21 | 1 | «Веселый зоопарк» | ||||||
22.03.21 | 2 | «Ракета. Луноход» | ||||||
29.03.21 | ||||||||
апрель | 05.04.21 | 2 | «Космодром» | |||||
12.04.21 | ||||||||
19.04.21 | 3 | «Мир детства» | ||||||
май | 03.05.21 | |||||||
10.05.21 | ||||||||
17.05.21 | 2 | «LEGO- фестиваль "Юные LEGO – техники» | ||||||
24.05.21 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Веселый технопарк" в группе дополнительного образования технической направленности
Предлагаю вниманию план -конспект занятия итоговой аттестации воспитанников в группе дополнительного образования технической направленности по программе "Роботенок" -"Веселый зоопарк&qu...
Апробация программы дополнительного образования технической направленности "Начальное техническое моделирование"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» разработано в 2018г. на основе анализа типовой программы Фешиной Е.В. «Лего-констру...
Конспект занятия по программе дополнительного образования технической направленности «Парад мультпрофессий»
Для того, чтобы создать мультфильм, необходима работа многих профессионалов. Конспект разработан для ознакомления детей....
Программа дополнительного образования технической направленности «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ» (стартовый уровень)
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники, физики и архитектуры. Современное конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву ...
Программа дополнительного образования технической направленности для детей 5-7 лет «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
Программа дополнительного образования технической направленности для детей 5-7 лет «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»...
Адаптированная программа дополнительного образования Техническое направление
Техническое моделирование и конструирование«Самоделкин» для группы старшего и подготовительного возрастаУровень реализации программы – обучаемые 5 – 7 Срок реа...
Игры на внимание, как помощники при организации учебных занятий для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности
Учебный процесс в дополнительном образовании требует от дошкольников большой концентрации внимания, что не всегда возможно. Поэтому невнимательность и, как следствие, недисциплинированность в группе п...