Статья: "Представление собственного инновационного опыта работы при постановке сюжетного танца на новогоднюю сказку".
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Сюжетный танец схож с сюжетно- ролевой игрой. Проявляя своё творчество, ребёнок начинает импровизировать, создавая свой собственный неповторимый яркий образ. Сюжетный танец - образец яркого проявления творчества ребёнка и педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_syuzhetnyy_tanets_ns_portal.docx | 38.76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья: «Представление собственного инновационного опыта работы при постановке сюжетного танца на новогоднюю сказку».
Сюжетный танец является очень яркой формой проявления творчества, фантазии. Сочетая музыку, движение, драматизацию, сюжетный танец вызывает неподдельный интерес у детей. Под сюжетом понимается последовательность событий, связанных одной темой, происходящих в определенной ситуации. Иной раз и зачастую дети придумывают или дополняют каким - либо событием или концовкой сюжетный танец. В основе сюжета лежит конфликт, который подталкивает к развертыванию драматического действия и порождается столкновением разнохарактерных персонажей. В любом танце должны четко просматриваться основные этапы драматургии – экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Сюжетный танец более понятен ребёнку, хотя не так прост для исполнения. Он схож с сюжетно-ролевой игрой, которая является основой детского творчества. Проявляя своё творчество, ребёнок начинает импровизировать, создавать свой собственный неповторимый яркий образ. Чтобы исполнить танцевальный образ, в ребёнке надо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, чувство ритма, танцевальные движения (с предметами и без) и понимание передаваемого образа. В сюжетном танце прослеживаются не только поступки персонажей, но и видно выражение внутренних процессов: развитие характеров, переживаний, взаимоотношений действующих лиц. Главная привлекательность такого вида танца заключается в перевоплощении танцоров в своих героев.
Планируя сюжетный танец, стараюсь подобрать яркое музыкальное сопровождение, чтобы детям понравилось и побудило к созданию истории сюжета. Музыка должна содержать очень яркие мотивы, благодаря которым можно будет легко узнать образ главных героев. Прослушав музыку, рассуждаем: характеризуем, рисуем образ, сочиняем: какая история произошла с героями. Потом дети пытаются передать характер главных героев. Для этого можно подключать специальные атрибуты, чтобы ребёнок смог с легкостью ознакомится со своей ролью. Именно в сюжетно-танцевальных зарисовках можно наиболее удачно совместить процесс совершенствования психомоторных способностей детей (включающий развитие опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, гибкости, координации движений и т.д.) с развитием их творческих и созидательных возможностей. Дети выразительно и с удовольствием танцуют, активно двигаются (важно также, что в сюжетных танцах используются все группы мышц), жестикулируют, «включают» мимику. Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, и, если он владеет двигательными навыками.
В возрасте 3,5 - 4 лет дети лучше воспринимают основную информацию через движение, игру, подражание. Из своего опыта - первоначальное освоение пантомимических движений проходит без инструментального сопровождения. Прежде всего, дети выполняют жест, характерный для персонажей, сопровождая его проговариванием определенных слов, которые раскрывают значение этого жеста. Затем движение исполняется с инструментальным сопровождением в заданном ритме. Такая последовательность заданий помогает понять и более ярко раскрыть образ. Наряду с этими методами, конечно же важен выразительный показ движений, который задает наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений. И здесь важно «по-настоящему» воспроизвести эмоцию, чтобы дети почувствовали и сумели ее повторить. Игрушки, атрибуты, декорации побуждают детей к более выразительному исполнению. На занятиях использую игру «Что в корзиночке моей» или «Волшебный мешочек». Дети, отгадывают загадку о зверюшке или стараются узнать на ощупь игрушку. В дальнейшем, подражая, имитируют движения сказочных, птичьих или звериных образов, учатся разным повадкам своих персонажей, к примеру, грациозности лисы, гибкости и мягкости в её походке, трусливости или храбрости зайца, неуклюжести медведей, игривости котят, грозности, хищности волка и т.д. Музыкальные произведения «Мишка косолапый», «Лошадка» сборник «Танцуй, играя» Суворовой, «Вальс» Леви…дополняют музыкальный образ. Так, в новогодней сказке «Лунтик в снежной стране», «Маша и медведь», «Морозко» дети младшего и среднего возраста ярко эмоционально выступили, перевоплощаясь в разных зверей: хитрых маленьких лис - воображулек с зеркалами, демонстрируя свои пышные хвосты, мягкую походку, легкие прыжки; неуклюжих сладкоежек медведей с бочоночками мёда, которые и танцевали, и вкусно ели мед, потом устали и уснули, а в тишине все слышали, как они храпели, в конце танца, дети их разбудили и пригласили на новогоднюю ёлку. Снегурочка, вызывая на танец поочерёдно подружек-снежных бабочек, заводила разные перестроения, а конце, собрав в сугроб, дети раздули его (или следующий персонаж захочет присесть, а снежинки разлетятся). Изящные бабочки легко танцевали со снежными цветочками вокруг снежного большого цветка, демонстрируя легкость в движениях, плавность, гибкость рук. Милые весёлые гномики разыграли поход в пещеру с фонариками, добывали (стучали) драгоценные камни-(кубики), спали и дружно, весело танцевали, милые добрые зайчики хвастаясь морковками, замирали при появлении лисы, которая сначала искала трусливых зайчат, обнюхивала их, щекоча за ушком, а потом догоняла.
В таких образно-ритмических играх, как «Пчелки и медведь», «Бабочки и жучки», «Воробышки и кошка», «Курочка Пеструшечка», «Кошка и котята», «Пес Барбос и птички» дети с удовольствием, в игровой форме, а, следовательно, незаметно, исподволь научатся чувствовать и передавать своим телом характер музыки, образ персонажа. В образно-сюжетных танцах «Шоколадные медведи», «Сахарные зайчики», «Би-бика», «Мы куколки», «Бусинки» юные исполнители легко входят в атмосферу знакомого, родного им мира игрушки, праздника, игры, окрашивая постановки проявлением личных эмоций. Так и родился новогодний праздник «Магазин игрушек».
В следующей возрастной группе, куда входят дети 5-7 лет, наиболее удачным следует признать использование не столько образно-сюжетных игр, сколько сюжетно-танцевальных зарисовок. Такие сюжетные танцы и зарисовки, как «Зайцы и волки», «Козлята и волк», «Зоопарк», «Барашки и волк» не оставляют безучастными ни одного ребёнка, способствуют развитию творческого мышления и фантазии детей, раскрытию их природных способностей. Сюжетный танец, с его яркой образностью, наполненностью хорошо знакомыми ситуациями, персонажами, характерами, помогает раскрепостить ребенка, пробудить его фантазию, укрепить желание заниматься.
Следующий этап развития танцевальных творческих способностей ребенка связан с постановкой собственно сюжетных танцев, рассчитанных на исполнение детьми в возрасте 6-7 лет. В этом возрасте дети уже способны не только к подражанию и имитации, но и к образным перевоплощениям, передаче собственных переживаний, придумыванию своих движений. Дети этого возраста способны воплотить определенный характер персонажей, интерпретировать сюжет в соответствии с музыкальным развитием и драматургией номера, воспроизводить в танце знакомые жизненные ситуации.
С неподдельным желанием участвуют юные танцоры в исполнении сюжетных танцев «Сражение крыс», «Поход снеговиков», «Подводный мир». Любимые сказочные персонажи новогодней сказки «Приключения Бременских музыкантов» (смелые, музыкальные, весёлые Бременские музыканты, капризная Принцесса и мягкие изящные фрейлины, заботливый король, смелые разбойницы), их переживания и взаимоотношения воплощаются через выразительные движения, пластику, живую пантомимику, эмоционально окрашенную подачу образа.
В образных танцах «Танец кукол» и «Танец оловянных солдатиков» юные исполнители легко входят в атмосферу знакомого, родного им мира игрушки, праздника, игры, окрашивая постановки проявлением личных эмоций.
Дети любят проявлять самостоятельность, и, если умело ее поощрять, хвалить, они совершают чудеса. Так и рождается индивидуальный, яркий, насыщенный эмоциями, событиями авторский танец. Сюжетный танец – это непростой, но один из наиболее плодотворных и кратчайших путей к развитию танцевальных творческих способностей ребенка.
Успехов коллегам в развитии и создании авторских сюжетных танцев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление собственного инновационного опыта на тему: "Сказка как средство нравственного воспитания детей"
Данный проект позволит приобщить детей к нравственному уроку сказки, через восприятие сказочной проблемной ситуации....
Наличие собственного инновационного опыта
Проблемой развивающего обучения математикой занимались педагоги-практики Р.А. Березина, З.А. Михайлова, Р.П. Непомнящая, Т.И. Ерофеева и другие, которые разработали методику формирования математически...
Наличие собственного инновационного опыта.
Тема: Воспитание культуры внешнего вида и деятельности у детей дошкольного возраста посредством литературных форм...
Инновационный проект (размещение собственного инновационного опыта)
« Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»...
Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"
Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"...
Представление собственного инновационного опыта учителя-логопеда Бояркиной Елены Тихоновны
Представление собственного инновационного опыта «Формирование фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»...
Из опыта работы: «Способы постановки и автоматизации звуков: традиционные и инновационные»
Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь. Причины возникновения этих нарушений...