Представление собственного инновационного опыта учителя-логопеда Бояркиной Елены Тихоновны
методическая разработка по логопедии на тему
Представление собственного инновационного опыта «Формирование фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt.docx | 36.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного опыта учителя-логопеда МДОУ «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида»
Бояркиной Елены Тихоновны
«Формирование фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. В фонетико-фонематическом недоразвитии речи детей выявляется несколько состояний: трудности в анализе нарушенных в произношении звуков при сформированной артикуляции; не различение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Характер нарушенного звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия выражается в нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи, неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза и затруднениях при анализе звукового состава речи.
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.
В ходе специальных коррекционных занятий закрепляется должное произношение и различение звуков в свободной речевой деятельности, формируется умение производить звуко-слоговой анализ слова, что помогает ребенку в дальнейшем избежать стойких ошибок при овладении письменной речью.
Таким образом, развитие фонематического слуха, навыков фонематического анализа и синтеза у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи должно осуществляться в определенной последовательности с учетом сложности дефекта.
Поэтому учитывая тот факт, что формирование фонематического слуха имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном, мной было выбрано именно это направление работы.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта,
условия возникновения, становления опыта.
Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребёнка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия. Для детей с недоразвитием фонематического слуха также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. Кроме того, без достаточно сформированного фонематического слуха невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом. Дети с нарушением фонематического восприятия плохо справляются в школе со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуски, перестановка, замена букв) и является причиной их неуспеваемости. Работа по развитию фонематического слуха имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Она подводит ребёнка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте. Ребёнок с хорошим фонематическим слухом даже при наличии нарушения звукопроизношения, то есть при неумении правильно произносить какой-нибудь звук, в чужой речи правильно его узнаёт, связывает с соответствующей буквой, и ошибок в письме не делает.
Данный педагогический опыт обусловлен возрастающим количеством детей, имеющих нарушение фонематического слуха и поиском новых путей преодоления стоящих перед детьми трудностей.
Дети, у которых нарушения произношения (смешение и замена фонем) сочетаются с недостаточностью фонематического слуха, составляют 20 – 25% от общего числа детей, зачисляемых в логопедические группы. Формирование фонематического слуха является сложным процессом. Преодоление нарушений его развития требует огромных усилий от всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и их родителей, которые активно участвуют в коррекционно-воспитательном процессе. В то же время специфической трудностью в работе с данной категорией детей является то, что их трудно заинтересовать процессом обучения, т.к. они не «слышат» ошибки в своей речи и считают, что им не нужно заниматься с логопедом. Учитывая, что время, отводимое на преодоление речевых нарушений у данной группы детей, ограничено, необходимо максимально эффективно использовать каждый момент на всех видах логопедических занятий.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра, поэтому я использую игровые приёмы для наиболее эффективного построения процесса обучения детей с ФФН и развития у них фонематического слуха на всех этапах логопедических занятий. В то же время подбор и использование игр должны проводиться с учетом принципов коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями и учитывать онтогенез развития фонематических процессов и особенности развития фонематического слуха у детей с ФФН.
Нарушение фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, звуковой и слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ФФН. Речевое развитие данной категории детей будет успешным, если коррекционно-логопедическая работа будет строиться с учетом фонематического недоразвития. При этом преодоление несформированности фонематического слуха у дошкольников с ФФН может быть достигнуто, если:
– будет разработана система игровых приемов работы по развитию фонематического в слуха, построенная с учетом развития фонематического слуха в онтогенезе и особенностей его развития у детей с ФФН;
– предложены пути использования системы игровых приемов по развитию фонематического слуха у данной категории детей во всех формах и во всех этапах коррекционно-логопедических занятий.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) познакомиться с современными подходами к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФН;
2) провести экспериментальное исследование состояния фонематического слуха у детей с ФФН старшего дошкольного возраста, зачисленных в группу;
3) на основе полученных данных создать систему игровых приёмов коррекции, включённых в систему логопедических занятий для преодоления выявленных нарушений и развития фонематического слуха у детей с ФФН.
3. Теоретическая база опыта.
Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый фонематический слух.
Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Дети с ФФН - это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Выделяют следующие его уровни:
1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.
2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие - важнейший механизм развития произношения.
4. Технология опыта.
Система конкретных педагогических действий:
- осуществить формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи через игровую деятельность;
- организовать длительное взаимодействие ребенка с дидактическим материалом по формированию фонематического слуха;
- использовать методы, побуждающие детей к эмоциональному процессу развития речи и формированию фонематического слуха;
- создать специальную среду, побуждающую ребенка к активной речи и формированию фонематического слуха;
- формировать навыки устной речи;
- пропагандировать логопедические знания среди воспитателей и родителей.
Содержание, методы, приемы воспитания и обучения:
Перед непосредственной работой над фонематическим восприятием необходимо провести подготовительные упражнения на развитие слухового внимания, развитие речевого слуха. Поэтому целесообразно выделить два этапа по формированию фонематического слуха.
1. Подготовительный этап.
Цель: формирование базы для развития фонематического слуха.
В этот этап входит работа по развитию слухового восприятия, внимания, памяти и по развитию речевого слуха.
Работа по развитию слухового восприятия проводится по направлениям:
– восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, действий
– дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы...)
– дифференциация по темпу (быстро – медленно)
– дифференциация по ритму (ритмические рисунки)
– дифференциация по силе звучания (громко – тихо).
Работа по развитию речевого слуха проводится на материале одинаковых звуков, звукосочетаний, слов, фраз по направлениям:
– дифференциация по тембру, силе голоса, интонации, высоте.
Параллельно должна проводиться работа по развитию речевого внимания, памяти.
2. Основной этап.
Цель: развитие фонематического восприятия.
Работа по формированию фонематического восприятия проводится в такой последовательности:
– дифференциация слов, близких по звуковому составу
– дифференциация слогов
– дифференциация фонем.
Сначала проводится дифференциация гласных, затем согласных звуков.
Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН
I. Подготовительный этап
Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия.
1. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы с картинками, игрушками и их действиями:
Игра «В мире звуков»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Описание игры: логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.
Этой игрой можно закончить занятие на тему «Формирование представления о звуках». Подводя итог занятия, логопед может предложить детям эту игру, а затем спросить, как можно назвать одним словом, все, что они слышали (это звуки).
Дифференциация звучания по темпу:
Игра «Угадай, кто идёт».
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.
Оборудование: картинки с изображением цапли и воробья, бубен.
Описание игры: логопед показывает картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда взрослый быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи.
Эту игру можно предложить детям во время динамической паузы на фронтальном занятии на тему «Слова – действия».
Дифференциация по силе звучания:
Игра «Тихо - громко!»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: музыкальные инструменты.
Логопед играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Логопед может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.
Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии.
2. Развитие речевого слуха.
Дифференциация голосов по тембру:
Игра «Угадай, чей голос?»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.
Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.
Дифференциация голоса по интонации:
Игра «Хорошо»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по интонации.
Оборудование: картинка с изображением мальчика, картинки-схемы, изображающие эмоции.
Описание игры: логопед показывает картинку с изображением мальчика и говорит, что этот малыш произносит только одно слово – хорошо. Логопед просит ребенка определить по голосу, когда мальчик радуется, когда грустит, когда удивляется, и показать соответствующую картинку.
Развитие речевого внимания:
Игра «Будь внимателен»
Цель: развитие речевого внимания.
Логопед выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.
Это задание можно предложить в основной части индивидуального занятия на тему «Слова-действия».
II. Основной этап работы
Цель: развитие фонематического восприятия.
Дифференциация слов, близких по звучанию:
Игра «Запомни слова».
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.
Оборудование: картинки, названия которых близки по звучанию (рак, мак, дом, дым, ком, кот, сок).
Описание игры: логопед называет несколько слов (ком, кот, сок). Ребенок должен выставить названные картинки в заданной последовательности.
Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия. Например, при изучении темы «Знакомство с предложением», можно предложить картинки: лиса, свекла, лук, дуб, слива, роза, сук. В конце игры можно попросить ребят разделить картинки на три группы: что можно увидеть в лесу, в саду, в огороде.
Игра «Телефон»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.
Описание игры: логопед говорит на ухо ребенку слог, ребенок повторяет вслух. Логопед называет тот же или оппозиционный слог. Дети должны определить, правильно ли повторил логопед. Глухие и звонкие согласные в этой игре не дифференцируются.
Эту игру можно использовать в основной части фронтального занятия, меняя ряды слогов в соответствии со звуками, изучаемыми на данном занятии.
Дифференциация фонем:
Различение изолированных звуков, связанных с конкретными образами.
Игра «Медведица и медвежонок»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Оборудование: ширма, игрушки (большой и маленький медведи).
Ход: логопед говорит ребенку, что к нему пришли гости. Из-за ширмы появляется медведица и здоровается: «Ы-Ы-Ы», потом медвежонок: «И-И-И». Потом они уходят за ширму. Ребенок должен догадаться, кто его зовет. (Логопед за ширмой произносит звуки «и», «ы».)
Эту игру можно провести в организационном моменте индивидуального занятия после изучения темы «Звук [ы], буква “Ы”». Затем можно провести психогимнастику, предложив изобразить маленького медвежонка па прогулке в лесу.
В целом, реализация данных направлений должна идти на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях, проводимых в соответствии с календарным планом логопедической работы в виде различных игровых заданий, органично входящих в этапы занятий.
5. Анализ результативности.
Формирование фонематического слуха является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Нормальное развитие фонематического слуха имеет большое значение для процесса становления и развития речи: на его основе дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями.
На основе проведенного количественного и качественного анализа результатов исследования были сделаны выводы о низком уровне развития фонематического восприятия у детей логопедической группы и выявлены его основные особенности.
Полученные результаты исследования нашли свое применение при построении коррекционной работы в определении этапов и направлений коррекционной работы, в подборе содержания и определении последовательности предъявления игр.
Для преодоления выявленных нарушений были разработаны направления коррекционной работы и создана система игр для развития фонематического восприятия.
Применение предложенных игровых приёмов работы позволит детям с первых дней пребывания в логопедической группе включиться в работу, значительно повысит интерес к логопедическим занятиям в детском саду и дома, при закреплении изученного материала. Всё это положительно повлияет на процесс формирования фонематического слуха у детей с ФФН.
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Значимость этой проблемы требует постоянной корректировки методик формирования фонематического восприятия у детей.
Формирование звуковой стороны речи при нормальном её развитии происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, нужных для произношения) и усвоение системы признаков звуков, необходимых для их различения.
Дифференциация звуков речи, как при восприятии, так и при произношении происходит на основе выделения сигнальных признаков и отвлечения их от несущественных, не имеющих фонематического значения.
Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей чаще всего проявляются в замене при произношении одного звука другим и смешении звуков.
Признаками нарушения фонематического восприятия являются:
- нарушение дифференциации звуков на слух;
- нарушения звукопроизношения (смешения и замены звуков);
- нарушения звуковой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков);
- нарушения слоговой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение слогов).
У детей c фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определённая зависимость между уровнем фонематического слуха и количеством дефектных звуков, то есть, чем больше количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. Несформированность фонематического слуха встречается и при правильном произнесении звуков. У детей с относительно сохранным звукопроизношением недоразвитие фонематического восприятия диагностируется только при обучении в школе.
В таких случаях только применение специализированных заданий помогает выявить патологию.
Процесс обучения делится на три периода. В течение первого периода обучения детей учат чётко, даже утрированно, воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удержанию в памяти ряда, состоящего из 3-4-х гласных звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме. Отработка правильного произношения простых согласных звуков сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги среди других слогов, а также определять наличие данного звука в слове. Сначала дети выделяют начальную позицию звука в слове, затем конечную. Много внимания уделяется запоминанию слоговых рядов, типа та – ат, пу- уп –пу и так далее. Эти слоги произносятся с разной интонацией, силой голоса, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов с этим звуком осуществляется в процессе игр с использованием различного дидактического материала. Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, переходят к определению его места в слове. Умение выделять гласные и согласные звуки позволяет перейти к анализу и синтезу обратных слогов (ат, ап, уп и т.д.).
Во втором периоде новым является усиление направленности на дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципу твёрдости и мягкости, звонкости и глухости. продолжается работа по закреплению навыков звукового анализа и синтеза. На материале изучаемых звуков дети тренируются в выделении согласного в слове, определении его позиции (начало, середина, конец слова), составлении слогов типа ас-са, цу-цо и т.д. в это же время учат определять гласный в положении после согласного (мак, суп, кот) и т.д. в конце второго периода обучения дети самостоятельно в устной форме анализируют слоги типа са-со-су, соединяют отдельные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобразуют их (са-су, цу-цо и т.д.) в то же время на практике усваиваются термины: слог, слово, гласные звуки, согласные звуки (звонкие, глухие, мягкие, твёрдые), предложение.
В третьем периоде обучения на каждом логопедическом занятии даются упражнения на звуковой анализ и синтез. Основной единицей изучения является теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, где длинной полоской обозначено слово, короткими – слоги. Выделяются гласные звуки – красными кружочками, согласные – синими. К концу третьего периода дети самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (рак, шум, лук), слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов типа: стол, стул, шкаф.
В ходе работы, я изучила методическую литературу по данной теме и пришла к выводу, что недостаточно разработана система по формированию фонематического слуха у детей с ФФН игровой деятельности. Поэтому в ходе своего педагогического опыта я решила исследовать эту проблему и разработать ряд игр, и провести занятия с элементами игровой деятельности по формированию фонематического слуха.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт этой работы рекомендую использовать учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп дошкольных образовательных учреждений.
Целенаправленное и систематическое использование игр по формированию фонематического слуха у детей с ФФН создает необходимые основы и помогает овладеть первоначальными навыками правильного звукопроизношения. А также дети намного легче учатся различать разнообразные фонематические элементы речи, их точные слуховые представления, которые становятся регулятором для выработки этих элементов в его собственном произношении.
Осознание различительной функции фонем начинается в дошкольном возрасте. Это проявляется у ребёнка в намеренных упражнениях в усвоении звуков, в стремлении исправить ошибки в произношении других.
В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития; они правильно произносят звуки родного языка. У них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Всё это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом.
От развития фонематического восприятия зависит формирование всей фонематической системы ребёнка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью.
Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает легче усвоить учебный материал, пройти адаптацию, а так же овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление собственного инновационного опыта на тему: "Сказка как средство нравственного воспитания детей"
Данный проект позволит приобщить детей к нравственному уроку сказки, через восприятие сказочной проблемной ситуации....
Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"
Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"...
Представление собственного инновационного опыта « Использование нетрадиционной техники изображения при обучении рисованию дошкольников»
Представление собственного инновационного опыта « Использование нетрадиционной техники изображения при обучении рисованию дошкольников»...
Представление собственного инновационного опыта. Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития этического воспитания дошкольников»
Представление собственного инновационного опыта....
Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"
Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"....
Представление собственного инновационного опыта воспитателя МДОУ «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида» Дегановой Риммы Павловны «Дидактическая игра как средство умственного развития дошкольника»
laquo;Дидактическая игра как средство умственного развития дошкольника»...
Представление собственного инновационного опыта
Представление собственного инновационного опыта Шегуровой Елены Анатольевны, воспитателя МБДОУ "Большеелховский детский сад № 1 комбинированного вида" на тему: "Роль семьи в развитии по...