Наличие собственного инновационного опыта
статья по теме
Проблемой развивающего обучения математикой занимались педагоги-практики Р.А. Березина, З.А. Михайлова, Р.П. Непомнящая, Т.И. Ерофеева и другие, которые разработали методику формирования математических представлений детей дошкольников. Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, проникновением ее в разные области знаний.
Сегодня, а тем более завтра, математика в той или иной мере нужна будет огромному числу людей различных профессий, и отнюдь не только математикам.
Осознание вышеуказанных факторов побудило меня проводить целенаправленную работу по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
Дошкольный возраст – это возраст чувственного познания окружающего. Наиболее продуктивно ребенком усваивается то, что затрагивает его эмоции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_i_perspektivnost_opyta.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность и перспективность опыта.
В период дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребенка, значимость которого состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и для успешного обучения в школе. Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами, одним из которых являются – развитие математических представлений и ознакомление с окружающим.
Д. И. Писарев, почти полтора века назад, утверждал: «Математика всегда остается для детей работой». С тех пор восприятие математики мало изменилось. В школе – это наиболее трудоемкий учебный предмет. Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.
Проблемой развивающего обучения математикой занимались педагоги-практики Р.А. Березина, З.А. Михайлова, Р.П. Непомнящая, Т.И. Ерофеева и другие, которые разработали методику формирования математических представлений детей дошкольников. Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, проникновением ее в разные области знаний.
Сегодня, а тем более завтра, математика в той или иной мере нужна будет огромному числу людей различных профессий, и отнюдь не только математикам.
Осознание вышеуказанных факторов побудило меня проводить целенаправленную работу по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
Дошкольный возраст – это возраст чувственного познания окружающего. Наиболее продуктивно ребенком усваивается то, что затрагивает его эмоции, интересно ему, поэтому главная задача – вызвать речевую и общую инициативу ребенка через чувственное познание, включение дошкольника в значимую для него деятельность. Я считаю, что формирование элементарных математических представлений у дошкольников неразрывно связанно с обогащением знаний детей о природе. Именно при ознакомлении с природой дети учатся наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы, то есть у них формируются предпосылки для становления элементарных математических представлений.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта)
Согласно федеральным государственным требованиям к структуре образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности, как такового раздела «Математическое развитие» в программе не существует. Но в образовательной области «Познание» одна из задач звучит как «Формирование элементарных математических представлений». Кроме того, если мы обратимся к компетентностям ребенка, которые согласно ФГТ должны быть сформированы к выпуску из детского сада, так называемые итоговые результаты, то среди них можно выделить следующие:
· «Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели»
· «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, … может преобразовывать способы решения задач (проблем)»
· «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции».
Понятно, что ни одну из этих компетентностей мы не сможем сформировать в должной степени, уделяя мало внимания развитию у ребенка логики, мышления, внимания, умения действовать в определенной последовательности (алгоритмы), не научив его считать, различать геометрические фигуры, решать простейшие задачи.
Свою работу, по формированию элементарных математических представлений дошкольников строю, основываясь на следующих педагогических принципы:
- создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
- формирование мыслительных операций;
- развитие образного вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
- введение новых знаний через самостоятельное «открытие» его детьми;
- широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку и его всестороннее развитие;
- целостность и единство разнообразных видов деятельности.
Наличие теоретической базы
Для обеспечения теоретической базы использую следующие программы, технологии и другие источники:
1.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогобиридзе и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011г.
2. «Математика в детском саду» Л.С. Метлина – М.1984г.
3. «Математика в детском саду» В.П. Новикова – М. 2010г.
4. «Цвет, форма, количество» Д. Альтхауз – М. 1984г.
5. «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста» В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова.- Воронеж 2011г.
6. «Знакомим дошкольников с миром животных» Е.И.Золотова М. – 1986г.
7. «Окружающий мир» Л.В. Артемова М. – 1992г.
8. «Познавательное развитие» В.Н. Волчкова М. – 2005г.
9. «Формирование пространственных представлений»/ жур. «Реб. в д./саду”, №6,2006г.
10. «В гостях у дедушки Корнея»/Жур. «Дошкольное воспитание», №3, 2007г.
Ведущая педагогическая идея.
Ведущей педагогической идеей считаю необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у детей интереса к математике, формирования логических структур мышления, развитию креативных способностей, связи математического развития детей с их духовной жизнью и практическим опытом.
Оптимальность и эффективность средств.
Оптимальным и эффективным средством в работе считаю проведенные мною следующие мероприятия:
1.Занятия по формированию элементарных математических представлений при ознакомление с природой;
2.Беседы с использованием наглядно – иллюстрированного материала;
3. Создание:
- комплектов наглядного дидактического материала для занятий;
-дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений;
4. Работа с родителями (беседы, консультации, папки – передвижки, папки – раскладушки, выступления на родительских собраниях).
Проведенная работа стала предпосылкой формирования у детей элементарных математических представлений, развитию личности.
Результативность опыта.
Результативность инновационного опыта заключается в том, что ознакомление ребенка с природой, окружающем поможет развить у него логическое мышление, внимание, умение действовать, соблюдая алгоритм, делать простейшие выводы и умозаключения, решать простейшие задачи, считать, умение классифицировать.
Возможность тиражирования.
Опыт моей работы бал размещен на сайтах:
nsportal.ru :
2. Консультация для родителей на тему: "Развитие математических способностей у дошкольников".
Maam.ru:
1.Консультация для педагогов на тему « Благоприятные условия математического развития дошкольников».
Делилась опытом на педагогических советах в ДОУ, районных методических объединениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ учебников «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой на наличие музыкальной терминологии
В данном материале представлен анализ учебников "Литературное чтение" на наличие музыкальной терминологии....
Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия
Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНАКоррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука...
"Наличие возможных навыков у детей при поступлении в детский сад"
Какими навыками может обладать маленький ребёнок при поступлении в детский сад? Самостоятельно кушать? Одеваться? Может ответить на вопросы "Где?", "Куда?"....
Наличие собственного инновационного педагогического опыта
В данном материале представлен опыт работы МДОУ "Детский сад №5 комбинированного вида" по проблеме:" Формирование ценностных ориентиров в социально-правовом воспитании детей дошкольного возраста"....
Памятка родителям.Наличие навыков у детей при поступлении в детский сад.
Памятка родителям.Наличие навыков у детей при поступлении в детский сад....
Наличие методической системы педагога, апробированной в профессиональном сообществе Тема: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через взаимодействие с семьями воспитанников»
тема"Нравственное воспитание дошкольников через взаимодействие с семьями воспитаников"...
Развитие личности ребенка при наличии внутрисемейного триангулирования.
В данной статье описываются проблемы в развитии личности триангулированных детей, их влияние на психическое состояние ребенка и межличностных отношений со сверстниками в детском саду. Путем проведения...