Интергированное занятие "Зима-волшебница"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Гущина Анжелика Леонидовна

НОД "Зима-волшебница"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx34.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Хабаровска

«Детский сад № 23»

Тема НОД: «Зима-волшебница»

Автор – Гущина Анжелика Леонидовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Музыкальный руководитель – Гущина Анжелика Леонидовна

Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие «Музыка»

Возрастная группа: Подготовительная

Тема НОД: «Зима-волшебница»

Цель: Интеграция разнообразных знаний детей, их эмоционального потенциала, способности к невербальному общению.

Задачи:

1. Привлечь внимание детей к особой красоте зимних звуков природы;

2.Формировать способность к образным и свободным импровизациям, воображение, ассоциативное мышление, умение экспериментировать со звуком; тембровый слух, чувство ритма;

3. Прививать интерес к русскому народному творчеству;

4. Способствовать развитию  художественного  творчества через использование  нетрадиционного  метода - рисование песком.

Оборудование:

Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, металлофоны, треугольники, колокольчики, хохломские ложки, трещётка; хрустальные стаканчики; ритмическая схема; пластмассовые  расчёски  с разной частотой зубьев; деревянные палочки; снежинки большие и маленькие; шуршащие фантики;  костюм Зимушки-зимы; «снег» из новогодней мишуры; безликие  куклы-обереги  кувадки; магнитная доска; фонозапись музыкальных произведений; мультимедиа.

Ход занятия

«Вход» в ситуацию музицирования

Музыкальный руководитель.  Делайте вместе со мной, делайте, как я!

Музыкально-ритмическая игра на одновременные имитации

 Давайте, ребята, познакомимся (цель: формировать способность к импровизации). Сейчас будет играть барабан, как только он закончит играть нужно будет замереть в какой-нибудь позе и назвать своё имя.

Дети выбирают позу и называют своё имя.

Ваши имена такие необыкновенные красивые.  Обычно все дети с такими красивыми  именами любят сказки. А вы любите сказки?  (Дети)

А какие сказки вы знаете?  (Дети)

Вот бы нам тоже стать героями волшебной сказки и  может кому-нибудь  прийти на помощь. Ведь когда мы делаем добрые дела,  что с нами происходит?  (Дети)

 Правильно мы становимся добрее, внимательнее друг к другу. Тогда нам пора открыть дверь  в сказку. Только как это сделать?  (Дети)  

Да, нам нужен ключик! Где же он может  лежать? ( Дети)

Но ключик может потеряться или мышка-норушка унесёт в свою норку.

Значит, нужен такой ключ, который  будет доступен не каждому, а только тому, кто умеет им пользоваться. А что если это будет  наше пианино?  (Дети)

А «код»  замка – мелодия!

Вот-вот должно случиться какое-то волшебство  и нам это нужно  увидеть, услышать, почувствовать и понять. Присаживайтесь на ковёр и внимательно смотрите и слушайте.

 (Исполняю)     В. Ребикова «Вальс из оперы - сказки «Ёлка» 

Загорается экран «Песочного шоу» (снег, снежинки)

Музыкальный руководитель  (подхожу к детям и сажусь с ними на ковёр).

Как  красиво в нашей сказке! Так волшебно, что мне  хочется прочитать вам   стихотворение,  его я сочинила, когда  была маленькой девочкой.

Ложится снег легко и плавно,

Как лебедь белая плывет,

И вот ступая осторожно

За ним метелица идёт,

Вот ветер нехотя подует,

Раздует снег  - видна тропа,

Иди метелица – старушка,

Иди и заметай следа,

А дочки  - лёгкие пушинки

Так крутят, вертят всё вокруг,

Что видно, не унять старушки

Их пылкий нрав сей рукавом.

А утром  - вот чудо сорока сказала,

Что будто деревня из виду пропала:

На славу трудились друзья января

Не видно ни пня, ни куста, кола!

Музыкальный руководитель. Смотрите, ребята, снег пошёл! (подбрасываю вверх лёгкую фольгу, дети ловят снежинки  и дуют  на них  так, чтобы они порхали в воздухе).  

Ребята, я поймала снежинку. У меня снежинка нежная, узорчатая.

А ну-ка, подставляйте ладошки! А у вас, какие снежинки? (Дети)

Музыкальный руководитель.

Какие вы внимательные, как вы всё тонко подмечаете.

Снежинки  очень хрупкие и нежные, узорчатые и пушистые.  А на солнышке  они  переливаются, как  драгоценные камни - бриллианты.

А замечали вы, ребята,  когда идёт снег, снежинки никогда не задевают друг друга. Даже вовремя  сильного ветра,  они движутся в каком-то своём, красивом ритме, и если обгоняют друг друга, то делают это плавно, огибая соседок. (Дети)

Если  бы вы играли в настоящем оркестре  и вам предложили озвучить партию снежинок, то какие бы  инструменты  вы бы  выбрали? Деревянные  или металлические и стеклянные? (Дети)

Музыкальный руководитель.  А почему вы выбрали бы стеклянные и металлические инструменты? (Дети)

Музыкальный руководитель.  Верно, звук у них звонкий, лёгкий, хрустальный. Как извлекать  будем звук  - резко, громко или нежно, легко? ( Дети)

Музыкальный руководитель.  Правильно нежно и легко, чтобы не испугать нежных, хрупких снежинок.

Кто хочет танцевать  -  берёт лёгкий белый шарфик и превращается в снежинку.  А кто хочет украсить музыку  игрой на музыкальных инструментах -  выбирает себе музыкальный инструмент. Но будьте внимательны, нужно такой инструмент выбрать, чтобы не испугать снежинку.

Дети берут музыкальные  инструменты: колокольчики, треугольники, хрустальные стаканчики…

С окончанием музыки  - снежинки замирают.  Все готовы к снегопаду? Начинаем!

Театрализованная игра «Снежинки»,

муз. П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»

(цель: воспитание интереса и любви к танцевальной импровизации и музицированию).

Музыкальный руководитель.  Молодцы. Ребята, когда начитает солнышко пригревать, что происходит со снежинками? Дети

Выглянуло солнышко и растопило снежинки (Глиссандо на  металлофоне). Снежинки тают и превращаются в капельки, которые постепенно стекаются в ручеёк.  Кладите инструменты и шарфики и мы посмотрим, что будет дальше.

Дети кладут инструменты на место.

Игра звуками-фонемами: изображаем ручеёк; сосульки выросли  на крыше; лужица маленькая и большая; но стало прохладно, и  лужица покрылась льдом (шуршащие пакетики); с неба посыпались снежинки, дети взяли санки и пошли на горку, звуки метели.

(цель: формировать навыки  свободной  импровизации звуками)

Музыкальный руководитель. Ой, опять холодно стало.

Зимушка. Не бойтесь, это я с вами говорю - сама Зимушка-зима. Вижу, что по нраву вам зимние игры, весёлые вы ребята, затейливые. Мне такие помощники нужны.

Музыкальный руководитель. Ребята,  Мы всегда готовы прийти на помощь.

Зимушка.  Кружева мне нужны, много кружева. Кружевом нужно окна в домах разукрасить.

Музыкальный руководитель. Не переживай, Зимушка, сплетём мы тебе кружево.

Ребята, из чего можно кружево зимнее сплести?  (Дети )

 Ребята, давайте поможем Зимушке. Снежинки у нас есть. Они одинаковые?

Дети рассматривают снежинки и говорят: «Одни большие, а другие маленькие».

Но чтобы сплести кружево надо составить  орнамент – узор. Давайте посмотрим на схему. Эта схема поможет нам составить орнамент – узор. Схема на магнитной доске.

Игра «Звучащие узоры»

(цель: формировать  навыки чтения ритмических схем,  чувство метроритма)

 Что изображено  на схеме? (Дети)

Они  одинаковые  или отличаются друг от друга? (Дети)

Это не просто палочки, это звуки. Длинная палочка –  это долгий звук ТА, а  маленькая – короткий звук ТИ. Добавим звучащие жесты. Долгий звук  покажем хлопком, а короткие звуки  - кулачками.

 Прочитаем схему.

Читаем ритмическую схему.

У нас получился ритм.

 А если мы будем делать зимний узор, то длинной палочке, будет соответствовать,  какая снежинка – большая или маленькая? (Дети)

 Возьмите по одной снежинке и составим узор.

Дети составляют узор.

Петя, как ты думаешь, какую снежинку нужно сюда поставить?

Молодцы, все справились. Теперь давайте проговорим узор.

Большая,  маленькая, маленькая, большая, маленькая, маленькая…

Споём долгими и короткими звуками.

Поём: ТА-ТИ-ТИ-ТА-ТИ-ТИ…

А  теперь вместо звучащих  жестов  добавим музыкальные инструменты.

Выберите два инструмента. Какие возьмёте?

Бубен будет играть долгий звук, а маракас – короткий.  Встаньте, как в оркестре – бубны с бубнами, а маракасы с маракасами.

Дети распределяются на две группы.

Давайте сыграем  узор.

Играем.

А теперь  сыграем  под музыку. Будем играть,  и петь  звуки.

Дети играют  по ритмической схеме укр.нар.музыка

Зимушка. Молодцы, ребята, справились с заданием и не просто составили узор, а ещё его и сыграли. Посмотрите, какие морозные узоры получились!

Музыкальный руководитель. Чем ещё мы можем помочь тебе Зимушка?

Зимушка. От помощи вашей не откажусь.     Не успеваю обойти весь лес, заглянуть в чащу, узнать, как  деревья себя чувствуют? Не холодно ли им?  

Музыкальный руководитель.  Вот бы нам посмотреть на зимний лес.

Зимушка. Я исполню ваше желание и  поведу вас в лес.  Внимательно смотрите и слушайте.

Голос за экраном:

«Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит. Заглянула зима в лес. «Уж его-то я разукрашу: солнышко, как глянет, так и залюбуется!»

«Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

«Раздвинуло солнышко сизую тучку… А под его  ласковым взглядом лес ещё краше становится. Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на деревьях, на кустах. А подул ветерок…в воздухе  заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь!»

Музыкальный руководитель.  Ребята, что происходит в лесу? Что вы чувствуете? Давайте воображать.

Что вы видите? Что вы слышите?  (Дети)

Я слышу, как мороз трещит, ветер воет, снег в сугробы наметает, холодно, уныло, зябко.

Музыкальный руководитель. А я слышу, кто-то тихонько плачет.  Это маленькая ёлочка, она  не может уснуть, так как ей холодно.

Ребята, как ёлочку согреть? (Дети)

 Правильно, снежком присыпать, а чтобы уснула, нужно колыбельную песенку спеть.

Музыкальный руководитель. Давайте, ребята, вспомним и сочиним баюкашные -  колыбельные песенки, а руками будем снежок подгребать и укачивать ёлочку.

Исполнение колыбельной песни

Музыкальный руководитель. А теперь  вы ёлочке песенку спойте.  

Дети импровизируют

(цель: формировать представление детей о жанре русского народного творчества – колыбельной песни, навыки песенной импровизации).

Музыкальный руководитель. Слышите, ребята, тишина – то какая в лесу. Какие мягкие, певучие напевы были и ёлочку согрели и ёлочка уснула.

Пусть ёлочка  спит до самой весны, а я хочу подарить вам кувадки . Это такие тряпочные куклы – обереги. Мамы деткам своим в колыбельку ложили, чтобы хорошие сны им снились, и добрые люди на пути встречались.

Дарю кувадки детям.

Музыкальный руководитель.  Что-то  опять холодно стало. Надо согреться, поиграть в весёлую игру. Становитесь в кружок. Повторяйте все за мной.

Игра со звучащими жестами

(цель: научить ритмическому музицированию со звучащими жестами)

Мороз, мороз, (шлепки по рукам и по ногам)

Бабу Снежную принёс! (кружимся)

Баба, баба,

Нос крючком, (показать носик)

Получай-ка снега ком! (хлопки ладошками вверх и выполняем прыжок и хлопок над головой)

Зимушка.  Весело играете и просьбу мою выполнили. Какие  ласковые баюкашные песни услышал мой лес. Доброе вы дело сделали,  и я хочу сделать вам тоже сюрприз.  Но сначала разгадайте загадку: «Почему у моих волшебных  колокольчиков  разные голоса?»

Экспериментирование со звуком.

(цель: выявить причину происхождения низких и высоких звуков (частота звука)

 Оборудование: пластмассовые расчёски с разной частотой зубьев.

Музыкальный руководитель. Ребята, скорее подходите  к волшебным колокольчикам.  Веду детей к столу. 

Ребята, давайте возьмём колокольчики и послушаем их (Звоним).

Голоса колокольчиков отличаются или они одинаковые?(Дети)

Да, голоса у колокольчиков разные.

Ой, ребята, ещё какая-то коробочка. Что нам ещё зимушка приготовила?  Открываю коробочку с расчёсками.

Да, здесь расчёски. А я знаю для чего эти расчёски. Нет, мы ими не будем расчёсываться, а будем извлекать звук из расчёсок.  Оставим колокольчики и возьмём  расчёски.  Попробуйте извлечь звук. Одинаковый ли получается звук, если провести  палочкой  по расчёске с частыми зубьями и с редкими зубьями? Послушайте (Дети)

 У расчёски с частыми зубчиками звук тоньше, а с редкими зубчиками звук низкий.

Когда предмет звучит, то от предмета  идёт звуковая волна. У расчёсок с частыми зубчиками звуковая волна, какая будет?  Нарисуй, Маша, пальчиком как ты думаешь? А ты Ваня?

Дети изображают.

И звук у этой волны  высокий. Давайте будем петь,  и показывать звуковую волну.

Поём и изображаем звуковую волну (У-у-у…)

А с редкими зубчиками?

Дети изображают.

И звук у волны низкий.

Значит,  у колокольчиков с высоким звуком,  звуковая волна, какая? (Дети)

Правильно,  частая.

А у колокольчиков с низким звуком, какая звуковая волна? (Дети)

Правильно широкая.

Значит, ребята, высота звука зависит от частоты звуковой волны.

Зимушка. Молодцы, справились с  заданием, как  я и обещала у меня для вас сюрприз –  я приглашаю вас нарисовать зимнюю сказку.

Рисование песком

(цель – развитие мелкой моторики, формирование умения рисования песком)

Музыкальный руководитель. Ребята, у нас с вами получилось стать героями сказки?

Дети.

А  что доброго  мы сделали, чему научились, что интересного узнали?

Дети.

Мне было приятно с вами подружиться, ведь мы вместе делали добрые дела, вместе придумывали, фантазировали.  И даже стали немножко волшебниками.

 Дети.

Вот и закончилась наша встреча. Я думаю, что она никого из вас не оставила равнодушным и вы будете так же продолжать фантазировать, придумывать и делать добрые дела.  Спасибо, ребята. Я играю  мелодию,  и мы возвращаемся  в детский сад, а вы в свою группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интергированное занятие по ознакомлению с окружающим

Конспект интегрированного  занятия в старшей группеПо теме : Как ориентируются муравьи в пространстве? Цели и задачи:Познакомить детей с насекомыми – муравьями,Рассказать...

Конспект интергированного занятия "Гусеничка"

При подготовке интегрированного занятия «Веселая гусеница» я поставила перед собой цель: продолжать развивать у детей творческие способности, фантазию, воображение средствами нетрадиционного рисования...

Конспект НОД "День Земли" (интергированное итоговое занятие)

Интегрированное занятие: музыка, ознакомление с окружающим (экология)для детей подготовительной к школе группы в форме викторины....

Конспект итогового интергированного занятия Тема: «Петушок потерялся»

Закрепить знания детей об основных цветах, о домашних птицах, их птенцах, продуктах питания.Развивать речевой аппарат детей, учиться строит полные предложения, говорить слова чётко и ясно.Учить выполн...

Интергированное занятие "Насекомые вокруг..."

Увлекательное и захватывающее занятие для особенных детей....