Сообщение на тему: "Интеграция музыкальной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС"
материал по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Сообщение на тему
«Интеграция музыкальной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС»
Подготовила:
Музыкальный руководитель 1 категории
Кондратова Екатерина Анатольевна
Энгельс, 2019
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.
Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.
Содержание дошкольного образования предусматривает:
-формирование основ социальной адаптации и жизненной компетентности ребенка;
-воспитание элементов научного мировоззрения, развитие позитивного отношения к окружающей среде;
-утверждение позитивного эмоционально-ценностного отношения к практической и духовной деятельности человека;
-развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей. Он обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей.
Что же такое интеграция?
Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса, она должна охватывать все виды деятельности.
Решая задачу художественно-творческого развития детей в интегрированном образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения мы рассматриваем интеграцию как способ приобщения детей к законам искусства и формирования целостной картины мира.
Музыка – интегрированный вид деятельности, известно давно. О взаимосвязи литературы и музыки написано и сказано очень много, порой музыка вдохновляла поэтов, а порой литературные произведения рождали у композиторов интересные музыкальные идеи. Поэтому форма проведения музыкальных интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
Ребенок на занятиях не должен просто сидеть, слушать и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие педагога и ребенка (педагогика сотрудничества) уводит детей с позиции пассивного усвоения знаний на позицию творческой активности, инициативы, самостоятельности. Только такой принцип в педагогике поможет развить творческое начало в каждом ребенке. Без механического заучивания, стимулируя самостоятельность и инициативность, педагог уточняет знания каждого ребенка, дополняет знания детей новой информацией, знакомит со средствами художественной выразительности в музыке и других видах искусства, изыскивает приемы, выводящие детей к творческой позиции в практической деятельности.
Интеграция образовательной области «Музыка» с другими областями происходит за счет применения различных методов и приемов работы.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- за счет развития игровой деятельности детей (подвижные, театрализованные, дидактические);
- приобщения к элементарным общепринятым нормам (музыкальной культуре) и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Образовательная область «Познавательное развитие»
-за счет сенсорного развития;
-формирования элементарных математических представлений;
-формирования целостной картины мира, расширение кругозора детей (музыкальными произведениями, знакомство с театром, драматизацией, ознакомление с временами года) .
Образовательная область «Речевое развитие»
- за счет развития свободного общения со взрослыми и детьми (культура общения) ;
- расширения словарного запас детей, умения вести диалог, отвечать на вопросы.
- за счет формирования интереса к художественному слову (потешки, стихи, сказки) .
- приобщения к словесному искусству, развития художественного восприятия и эстетического вкуса (чтение наизусть стихов, потешек)
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- приобщение к народному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектурному) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства;
- формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средства выразительности в различных видах искусства.
- воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства (показ репродукций с музыкальным сопровождением)
Образовательная область «Физическое развитие»
- воспитания культурно-гигиенических навыков (опрятность);
- формирования начальных представлений о здоровом образе жизни (знание частей тела, бережное отношение к здоровью).
- накопления и обогащения двигательного опыта детей под музыку (овладение основными движениями) ;
- формирования у воспитанников потребности в двигательной активности.
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность – это творческое дело педагога, ее можно организовать по-разному интересно, она эффективно и всесторонне развивает личность ребёнка, а сочетание различных видов деятельности способствует более лёгкому и быстрому запоминанию данного материала.
Форма проведения НОД нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.
Выбор определенной темы проекта определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.
Например, тематическая неделя «Природа вокруг нас», которая объединила в себе такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие». Для проведения итоговых тематических развлечений: «Путешествие по лесной тропинке» (младший возраст), «Как Незнайка познакомился с насекомыми» (средний возраст), Викторина «В мире насекомых» (старший возраст) велась большая предварительная работа:
- чтение стихов и сказок о насекомых («Стишки про божью коровку», «Бабочка» С. Антонюк, «Сказка про девочку Юлю и божью коровку Машу» Д. Земнухов, «Сороконожка» Е. Потапова, «Муха-Цокотуха» К. Чуковский, «Кузнечики» В. Сибирцев, «Муравьишка» С. Козлов, «О муравьях» Л. Толстой, «Паучок» Ю. Любимцева);
- разгадывание загадок;
- рисование и аппликация «Жуки»;
- собирание пазлов «Насекомые»;
- разучивание стихотворений про Божью коровку, сороконожку, кузнечика, бабочку и т.д.;
- слушание песен « В траве сидел кузнечик» (муз. В. Шаинского), «Лесная песенка» (муз. С. Суэтова), звуков природы (леса, ручья, жужжание пчелы)
Задачей данной тематической недели было расширять представления детей о насекомых, закреплять умение узнавать их по внешнему виду. Развивать любознательность, зрительное и слуховое внимание, речь. Воспитывать бережное отношение к живой природе, культуру общения и эмоциональную отзывчивость.
Неделя природы подарила детям немало радостных открытий, прекрасных минут общения, любования окружающим нас удивительным миром природы.
Другой пример. В целях патриотического воспитания и любви к родной стране была проведена неделя, посвященная празднованию Дню России. Итоговым мероприятием стало развлечение «Нет Родины краше России», которое объединило в себе такие образовательные области, как «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
В содержание развлечения было включено все, что дети узнали, выучили, запомнили за эту неделю. Дети пели псени («Моя Россия», муз. Г. Стреву), читали стихи, играли в народные игры, танцевали. Дети старшей группы познакомились с флагом России, гербом и прослушали гимн России.
Нам было важно закрепить у детей: понятие Родина – как страна, в которой они живут, способствовать формированию нравственно-патриотических чувств через любовь к Родине, родному краю, родному городу.
«День знаний»
Данная тема объединила в себе такие образовательные области как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»,«Социально-коммуникативное развитие».
В течении тематической недели дети с удовольствием слушали стихотворения про школу, про 1 сентября например С. Маршака «Первый день календаря», прослушали такие музыкальные произведения как «Вместе весело шагать»,«Учат в школе» Шаинского, с ними были проведены беседы «О школьных принадлежностях», «1 сентября - День Знаний», «Ребята идут в школу».
Были разучены такие песни как «К нам праздник пришел» С. Юдина, Песня "Детский сад - волшебная страна"Сл. и муз. О. Шапоренко, которые были исполнены на итоговом мероприятии, а именно музыкальном развлечение «День знаний».
Главной задачей данной тематической неделей было – создать у детей радостное праздничное настроение, вызвать эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздника, организация). Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качеств; подготовка и сам праздник вызывают у детей радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех участников.
Главное, чтобы дети не были только созерцателями, наблюдателями и слушателями. Дети участвовали в играх, танцах, принимали активное участие на протяжение всего праздника, что обеспечивает социализацию ребенка.
Интеграция – действенное средство духовного развития ребенка. При интегрированном подходе успешно решаются задачи воспитания и образования; определяются духовные ценности, отношение к самому себе и людям, к обществу, в котором он развивается, к природе, формируются особенности поведения и сознания. Такая форма и есть творческое, живое погружение в Культуру, в самом широком понимании этого слова. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме"Слушание музыки – как один из видов музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС (из опыта работы)"
Презентация по теме: "Слушание музыки – как один из видов музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС (из опыта работы)"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Рабочая программа музыкального руководителя Мотовиловой Ларисы Петровны содержит: учебный план; расписание непосредственно образовательной деятельности; модель взаимодействия музыкального воспитательн...
Задачи музыкального воспитания В ДОУ в соответствии с ФГОС
Программа музыкального развития дошкольников в нашем детском саду построена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Основная цель, которую мы, педагоги, ставим перед собой – это непосредственное вовлечение родителей в различные, как традиционные, так и новые, интерактивные формы образовательной и досуговой де...
Доклад «Интеграция музыкальной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС»
Семинар практикум«Интеграция музыкальной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС»...
"Музыкальное развитие в ДОО в соответствии с ФГОС"
Первое, что следует отметить, познакомившись с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее Стандарт), - это ориентация нового документа на социализ...
Проектная деятельность в практике работы музыкального руководителя в ДОУ в соответствии с ФГОС
Данная публикация предназначена для музыкальных руководителуй и воспитателей ДОУ с целью ознакомления их с проектной деятельностью по музыкальному развитию старших дошкольников...