"Как организовать эффективное музыкальное занятие?"
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Фадеева Светлана Владимировна

В этой статье говорится о том, как организовать эффективное музыкальное занятие, и что влияет на его эффективность. Рассмотрены и описаны виды и типы музыкальных занятий, даны их характеристики. Так же здесь найдете ответ на вопрос, каким требованиям должно отвечать музыкальное занятие. Здесь же дана структура типового занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_zanyatiya_tipy_vidy.docx 18.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Как организовать эффективное музыкальное занятие?

Обучение ребенка музыке будет успешным, если педагогом был выбран правильный подход к построению музыкальных занятий. Если говорить коротко, то для дошкольников эффективными считаются занятия, в которых используются разные виды деятельности, применяется игровая методика.

Прежде чем начать занятия музыкой, педагог должен определить вид этого занятия, что поможет подобрать дальнейшую структуру и последовательность работы.

Виды музыкальных занятий

Характеристика

Индивидуальная работа и работа с подгруппами

Чаще применяется в занятиях с младшими дошкольниками, которым сложно работать большими группами. Длительность таких занятий - 5-10 минут, частота – 2 раза в неделю. Для эффективности индивидуальных занятий объединяют разные виды деятельности, используют игровые приемы, яркие наглядные атрибуты. Индивидуальные занятия могут понадобиться не только детям, которые отстают от своих сверстников: часто подобная работа направлена на развитие и совершенствование конкретных музыкальных способностей, на обучение игры на музыкальных инструментах. Работа с подгруппами уместна, когда несколько детей проявляют интерес к одному музыкальному виду деятельности.

Фронтальные занятия

Охватывают все виды музыкальной деятельности, проводятся с детьми всей группы.

Доминантные занятия

Доминантное занятие актуально для развития конкретной музыкальной способности, и заключается в доминировании одного из видов музыкальной деятельности: 

восприятия музыки;

пения;

музыкально-ритмических движений;

игры на музыкальных инструментах;

детского музыкального творчества.

Тематические занятия

Тематические занятия предусматривают использование всех видов музыкальной деятельности, объединенных общей темой. Различают 3 вида таких занятий: собственно тематическое (может проводиться вместо утренника), музыкально-тематическое, где тема занятия связана непосредственно с музыкой (например, «Динамика», «Тембр в музыке» и т.д.), и сюжетное, которое объединено единой темой и имеет общую сюжетную линию.

Комплексные занятия

Содержат различные виды искусства и художественной деятельности, чаще бывают фронтальными, проводятся с группой детей. Целью комплексных занятий является: 

познакомить детей со спецификой различных видов искусства;

акцентировать внимание на особенностях художественных средств разных видов искусства;

научить передавать свои мысли и настроения за счет разных видов деятельности.

 Рекомендуемая частота таких занятий – раз в месяц.

Типовые занятия

Как правило, на типовых занятиях используются различные виды музыкальной деятельности. На практике же выясняется, что во время занятий не используется какой-то один вид деятельности, например, игра на музыкальных инструментах. Если это явление имеет непостоянный характер, то нарушений в организации типового занятия нет – это норма.

Каким требованиям должно отвечать музыкальное занятие?

Нужно учитывать следующие требования:

  • физическую, умственную и эмоциональную нагрузку ребенка
  • последовательность видов музыкальной деятельности и репертуара
  • возрастные особенности учеников, наличие и специфику отклонения в развитии
  • соответствие занятий учебным задачам музыкально развития

В большей степени эффективность музыкальных занятий зависит от учебного материала, его качества и содержания; поставленных целей и задач; особенностей ребенка (возрастных и индивидуальных); методов и приемов обучения; профессионализма педагога и его умения контактировать с ребенком.

Структура стандартного музыкального занятия.

Стандартное занятие включает 4 основных направления:

  • слушание музыки
  • ритмика
  • развитие слуха
  • развитие способностей к музицированию

С каждым новым занятием материал должен усложняться и обогащаться новой информацией. однако не стоит забывать о повторении уже пройденного материала. В каждом занятии должна присутствовать новизна, сюрприз, элемент неожиданности. в музыкальных занятиях приветствуется импровизация - она позволяет творчески подходить к решению поставленных задач, что очень полезно для развития познавательных процессов ребенка.

В целом структура занятия может выглядеть так:

I. Вводная часть занятия: музыкально-ритмические упражнения

Задача: настроить ребенка на занятие, развитие танцевальных навыков, разучивание простых танцевальных движений.

II. Основная часть занятия:

1. Слушание музыки

Задача: воспитывать в ребенке умение вслушиваться в мелодию, аккомпанемент, учить эмоционально реагировать на прослушиваемые произведения.

2. Пение и подпевание

Задача: развивать певческие способности ребенка, способствовать развитию музыкального слуха, учить петь чисто, не напрягая голос, правильно распределять дыхание во время пения.

3. Музыкально-дидактические игры

Задача: познакомить ребенка с музыкальными инструментами, развивать познавательные процессы ребенка и музыкально-сенсорные способности.

III. Заключительная часть занятия:

Игра или пляска (хоровод)

Задача: вызывать у детей интерес к занятиям, желание заниматься музыкой, доставлять эмоциональное наслаждение, вызывать чувство радости.

Любое музыкальное занятие можно и нужно корректировать, учитывая степень усвоения детьми изучаемого материала и их психоэмоционального состояния. И главное помнить, что музыкальное занятие должно обучать и развивать способности ребенка.

Что влияет на эффективность музыкального занятия?

Существует несколько правил, влияющих на успешность и эффективность музыкальных занятий:

  • педагог должен заранее продумать занятие, тщательно изучить его
  • материал должен отвечать возрасту ребенка, быть последовательным
  • занятия должны включать разные виды музыкальной деятельности
  • наличие музыкально-педагогического оборудования на занятиях музыки обязательно (музыкальные игрушки и инструменты, дидактические игры музыкального характера, звуковые и экранные пособия со специальным оборудованием, записи классической музыки, костюмы, атрибуты и др.)
  • важно использовать игровую методику обучения, моменты неожиданности
  • занятия должны быть эмоционально насыщенными, веселыми и интересными
  • занятия должны поводиться регулярно
  • ребенка ничего не должно отвлекать, пока он занимается музыкой, поскольку несосредоточенность негативно влияет на восприятие и запоминание материала, а значит, занятие будет неэффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как быстро организовать оркестр музыкально-шумовых инструментов и активизировать ритмическое чувство.М

Даны принципы, которые я использую в организации детского музыкально-шумового оркестра. ...

Критерии эффективности музыкальной деятельности с детьми с нарушением слуха

Данные критерий эффективности помогут вам объективно оценить качество музыкального развития детей с нарушением слуха...

Статья «Повышение эффективности музыкального образования дошкольников через взаимодействие с родителями»

laquo;Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся...

Как эффективно организовать домашние занятия по рекомендации учителя-логопеда

консультация для родителей дошкольного возраста с нарушенияими речи...

"Как правильно организовать занятия по прикладному творчеству? Эффективные методы и приемы"

Прикладное творчество — это конструирование и моделирование из подручных материалов, умение создавать что-то новое из частей чего-либо. Занятие прикладным творчеством дает ребенку возможность по...