"Как организовать эффективное музыкальное занятие?"
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В этой статье говорится о том, как организовать эффективное музыкальное занятие, и что влияет на его эффективность. Рассмотрены и описаны виды и типы музыкальных занятий, даны их характеристики. Так же здесь найдете ответ на вопрос, каким требованиям должно отвечать музыкальное занятие. Здесь же дана структура типового занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_zanyatiya_tipy_vidy.docx | 18.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Как организовать эффективное музыкальное занятие?
Обучение ребенка музыке будет успешным, если педагогом был выбран правильный подход к построению музыкальных занятий. Если говорить коротко, то для дошкольников эффективными считаются занятия, в которых используются разные виды деятельности, применяется игровая методика.
Прежде чем начать занятия музыкой, педагог должен определить вид этого занятия, что поможет подобрать дальнейшую структуру и последовательность работы.
Виды музыкальных занятий | Характеристика |
Индивидуальная работа и работа с подгруппами | Чаще применяется в занятиях с младшими дошкольниками, которым сложно работать большими группами. Длительность таких занятий - 5-10 минут, частота – 2 раза в неделю. Для эффективности индивидуальных занятий объединяют разные виды деятельности, используют игровые приемы, яркие наглядные атрибуты. Индивидуальные занятия могут понадобиться не только детям, которые отстают от своих сверстников: часто подобная работа направлена на развитие и совершенствование конкретных музыкальных способностей, на обучение игры на музыкальных инструментах. Работа с подгруппами уместна, когда несколько детей проявляют интерес к одному музыкальному виду деятельности. |
Фронтальные занятия | Охватывают все виды музыкальной деятельности, проводятся с детьми всей группы. |
Доминантные занятия | Доминантное занятие актуально для развития конкретной музыкальной способности, и заключается в доминировании одного из видов музыкальной деятельности: восприятия музыки; пения; музыкально-ритмических движений; игры на музыкальных инструментах; детского музыкального творчества. |
Тематические занятия | Тематические занятия предусматривают использование всех видов музыкальной деятельности, объединенных общей темой. Различают 3 вида таких занятий: собственно тематическое (может проводиться вместо утренника), музыкально-тематическое, где тема занятия связана непосредственно с музыкой (например, «Динамика», «Тембр в музыке» и т.д.), и сюжетное, которое объединено единой темой и имеет общую сюжетную линию. |
Комплексные занятия | Содержат различные виды искусства и художественной деятельности, чаще бывают фронтальными, проводятся с группой детей. Целью комплексных занятий является: познакомить детей со спецификой различных видов искусства; акцентировать внимание на особенностях художественных средств разных видов искусства; научить передавать свои мысли и настроения за счет разных видов деятельности. Рекомендуемая частота таких занятий – раз в месяц. |
Типовые занятия | Как правило, на типовых занятиях используются различные виды музыкальной деятельности. На практике же выясняется, что во время занятий не используется какой-то один вид деятельности, например, игра на музыкальных инструментах. Если это явление имеет непостоянный характер, то нарушений в организации типового занятия нет – это норма. |
Каким требованиям должно отвечать музыкальное занятие?
Нужно учитывать следующие требования:
- физическую, умственную и эмоциональную нагрузку ребенка
- последовательность видов музыкальной деятельности и репертуара
- возрастные особенности учеников, наличие и специфику отклонения в развитии
- соответствие занятий учебным задачам музыкально развития
В большей степени эффективность музыкальных занятий зависит от учебного материала, его качества и содержания; поставленных целей и задач; особенностей ребенка (возрастных и индивидуальных); методов и приемов обучения; профессионализма педагога и его умения контактировать с ребенком.
Структура стандартного музыкального занятия.
Стандартное занятие включает 4 основных направления:
- слушание музыки
- ритмика
- развитие слуха
- развитие способностей к музицированию
С каждым новым занятием материал должен усложняться и обогащаться новой информацией. однако не стоит забывать о повторении уже пройденного материала. В каждом занятии должна присутствовать новизна, сюрприз, элемент неожиданности. в музыкальных занятиях приветствуется импровизация - она позволяет творчески подходить к решению поставленных задач, что очень полезно для развития познавательных процессов ребенка.
В целом структура занятия может выглядеть так:
I. Вводная часть занятия: музыкально-ритмические упражнения
Задача: настроить ребенка на занятие, развитие танцевальных навыков, разучивание простых танцевальных движений.
II. Основная часть занятия:
1. Слушание музыки
Задача: воспитывать в ребенке умение вслушиваться в мелодию, аккомпанемент, учить эмоционально реагировать на прослушиваемые произведения.
2. Пение и подпевание
Задача: развивать певческие способности ребенка, способствовать развитию музыкального слуха, учить петь чисто, не напрягая голос, правильно распределять дыхание во время пения.
3. Музыкально-дидактические игры
Задача: познакомить ребенка с музыкальными инструментами, развивать познавательные процессы ребенка и музыкально-сенсорные способности.
III. Заключительная часть занятия:
Игра или пляска (хоровод)
Задача: вызывать у детей интерес к занятиям, желание заниматься музыкой, доставлять эмоциональное наслаждение, вызывать чувство радости.
Любое музыкальное занятие можно и нужно корректировать, учитывая степень усвоения детьми изучаемого материала и их психоэмоционального состояния. И главное помнить, что музыкальное занятие должно обучать и развивать способности ребенка.
Что влияет на эффективность музыкального занятия?
Существует несколько правил, влияющих на успешность и эффективность музыкальных занятий:
- педагог должен заранее продумать занятие, тщательно изучить его
- материал должен отвечать возрасту ребенка, быть последовательным
- занятия должны включать разные виды музыкальной деятельности
- наличие музыкально-педагогического оборудования на занятиях музыки обязательно (музыкальные игрушки и инструменты, дидактические игры музыкального характера, звуковые и экранные пособия со специальным оборудованием, записи классической музыки, костюмы, атрибуты и др.)
- важно использовать игровую методику обучения, моменты неожиданности
- занятия должны быть эмоционально насыщенными, веселыми и интересными
- занятия должны поводиться регулярно
- ребенка ничего не должно отвлекать, пока он занимается музыкой, поскольку несосредоточенность негативно влияет на восприятие и запоминание материала, а значит, занятие будет неэффективным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Как организовать дома музыкальный уголок"
"Как организовать дома музыкальный уголок"...
Как быстро организовать оркестр музыкально-шумовых инструментов и активизировать ритмическое чувство.М
Даны принципы, которые я использую в организации детского музыкально-шумового оркестра. ...
Критерии эффективности музыкальной деятельности с детьми с нарушением слуха
Данные критерий эффективности помогут вам объективно оценить качество музыкального развития детей с нарушением слуха...
Мониторинг эффективности музыкального развития дошкольников
Мониторинг 2015-2016 уч.год...
Статья «Повышение эффективности музыкального образования дошкольников через взаимодействие с родителями»
laquo;Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся...
Как эффективно организовать домашние занятия по рекомендации учителя-логопеда
консультация для родителей дошкольного возраста с нарушенияими речи...
"Как правильно организовать занятия по прикладному творчеству? Эффективные методы и приемы"
Прикладное творчество — это конструирование и моделирование из подручных материалов, умение создавать что-то новое из частей чего-либо. Занятие прикладным творчеством дает ребенку возможность по...