Ритмопластика как элемент здоровьясберегательной технологии
материал по музыке
Музыкально-ритмическое воспитание относится к технологиям сохранения и стимулирования здоровья.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ритмика как элемент здоровьесберегающих технологий.
подготовила музыкальный руководитель Хусаенова А.Р.
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.
В наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, Интернетом, телевидением и т.д., мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху. Вследствие чего у каждого второго ребенка наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение и слух, а также некоторые психические расстройства. Занятия ритмикой позволяют нам смотреть на музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях как на важный процесс развития детей.
Цель: Психофизическое развитие ребенка, формирование средствами музыки ритмичных движений, разнообразных умений, способностей, коммуникативных качеств.
Наряду с развитием музыкальности и творческих способностей, ритмика решает следующие задачи:
1. Развитие двигательных качеств и умений:
- ловкость, точность, координация движений,
- гибкость и пластичность,
- правильная осанка, красивая походка,
- ориентировка в пространстве.
2. Развитие и тренировка психических процессов:
- умение выражать эмоции в мимике и пантомимике,
- воспитывать внимание, волю память, мышление.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время их общее название «здоровьесберегающие технологии».
К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относится также музыкально-ритмическое воспитание.
Полноценное развитие всех психических процессов у ребёнка происходит в опоре на его телесный опыт. Не случайно психологи говорят о том, что ребёнок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия.
Музыкально-ритмические движения считаются одним из лучших средств профилактики и устранения психоэмоционального напряжения. В древней медицине рекомендовалось даже использовать их при укусах ядовитых змей, чтобы снять состояние ужаса, испытываемого человеком.
Большая двигательная активность на фоне эмоционального подъёма при выполнении музыкально-ритмической гимнастики несёт мощный оздоровительный заряд. В прошлом веке русским физиологом И. Р. Тархановым было доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет выделение пищеварительных соков, ритм дыхания и сердцебиение. Звуковые ритмы воздействуют на ребенка, когда он находится еще в утробе матери. Не случайно, когда мать прижимает ребенка к груди и покачивает его, он быстро засыпает. Ритмы сердца матери, которые слышит ребенок, успокаивают его.
На ритмы сердца ориентируются композиторы. Походные марши пишутся в темпе, который чуть медленнее спокойной работы сердца. Такая музыка снижает усталость. Темп же парадных маршей усиливают до 72 тактов в минуту, что превышает нормальный сердечный ритм. Это поднимает настроение, бодрит, заряжает энергией. Ритмическая гимнастика гармонично соединяет в себе дозируемую двигательную активность свойственную бегу, разнообразие воздействия на мышцы и суставы, присущее спортивной гимнастике, и эмоциональность, диктуемую современными музыкальными ритмами. В этом ее преимущество как средства профилактики психоэмоционального напряжения по сравнению с другими видами физкультурной деятельности.
А, кроме того, при той же нагрузке на сердечно-сосудистую систему, что и при оздоровительном беге, она не утомляет детей, в ней гораздо активнее работают суставы, а значит, она является средством развития гибкости. Ритмика хорошо поднимает тонус и настроение. При занятиях ритмикой быстрее формируется сплоченность детского коллектива. Ограничений для организации ритмики в дошкольном образовательном учреждении практически не существует. Единственное условие - не допускать перегрузки.
Музыкально-ритмические занятия включают в себя проведение музыкальных игр, хороводов, плясок, двигательных упражнений.
С первых минут занятия очень важно заинтересовать детей, вызвать у них интерес и желание заниматься. В этом помогут такие приемы и методы:
• метод показа;
• словесный метод;
• импровизационный метод;
• игровой метод.
Музыкальные занятия в старшей группе я начинаю с ритмических упражнений. Это вызывает большой интерес у детей и оказывает положительное влияние на эмоциональный настрой на занятие. Кроме этого, использование данных упражнений решает следующие задачи:
1) Двигательные:
• обогащать общие и танцевальные движения;
• автоматизировать общие и танцевальные движения;
• развивать чувство ритма.
2) Речевые:
• развивать умение соотносить лексическое значение слов и движение;
• синхронизировать речь и движение;
3) Интеллектуальные:
• развивать слуховое восприятие, память: двигательную и речевую;
• развивать умение выполнять последовательно ряд движений;
• развивать умение действовать по показу.
Все музыкальные ритмические движения выполняются под веселые легкие детские песенки, доступные и понятные детям: «Паровозик», «Дождик», «Шапочка», «Пяточка-носочек», «Разминка» и др.
Ритмика - это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни. Занимаясь ритмикой, дети учатся выражать различные музыкальные образы через пластику своего тела. Ритмика способствует формированию и развитию природных физических данных, таких как правильная осанка, подъём, гибкость, прыжок и даже артистичность, более того, занятия способствуют раскрепощению детей и раскрытию индивидуальности.
Актуальность занятия ритмопластикой с детьми очевидна. Ритмопластика - это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Ритмопластика развивает у ребят музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, творческие способности, нравственно-эстетические качества. Одной из основных направленностей ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка. Занятия ритмопластикой совершенствуют коммуникативные навыки и обогащают эмоциональную сферу ребенка.
Опыт проведения ритмопластики показал её привлекательность и доступность. Основу для ритмических композиций составляют простые движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ритмопластике с элементами пластического этюда и игрового стретчинга в подготовительной группе
Занятие проводится с детьми старшего дошкольного возраста с целью гармоничного развития всех группы мышц, совершенствования сердечно-сосудистой и дыхательной системы, развития интереса к занятия...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (звуковая культура речи) «Прогулка в лес» с детьми подготовительной группы (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий и социально- игровой технологии)
Задачи:Образовательные:- формировать правильное произношение звука «з» (изолировано, в слогах, в словах);- формировать умение долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком...
Сценарий занятия в средней группе с использованием элементов классической хореографии, логоритмики и элементов здоровьесберегающих технологий
Дети совершают путешествие в космос, преодолевая различные препятствия...
Авторская постановка этюда по ритмопластике (с элементами творчества) на классическую музыку для детей дошкольного возраста.
Сочетание классической музыки с ритмопластикой развивает у детей дошкольного возраста не только эмоциональное отношение к музыке и движениям, но и развивает творчество, фантазию, мышление....
Сценарий открытого мероприятия по ритмопластике с элементами театрализации, логоритмики «Приключения Колобка» для младшей группы.
Главной целью данного мероприятия является освоение и закрепление детьми гимнастических упражнений под музыку на хореографической основе путём театрализации.В данном сценарии мною разработан игровой п...
Ритмопластика с элементами танцетерапии как метод оздоровления детей
В статье расматривается ритмопластика с элементами танцетерапии как метод оздоровления детей...
Методические рекомендации для родителей по теме "Ритмопластика как элемент здоровьесберегающих технологий для детей"
Методические рекомендации для родителей...