Конспект непрерывно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Образовательная область: художественно эстетическое развитие. Тема: « Березка – русская душа».
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Цель: Ознакомление старших дошкольников с березой, как символом и душой России.

 Задачи:

Обучающая:

  • Учить рисовать зимнюю березу.
  • Совершенствовать приемы рисования кистью (широкие линии всем ворсом кисти, тонкие – концом кисти), упражнять в передаче своего отношения к изображаемому).
  • Побуждать детей к выбору цвета фона (голубой, синий) осознанно. Учить детей пользоваться палитрой для получения нового цвета.
 
  • Побуждать осознанно, располагать рисунок в соответствии с формой предмета (вертикально).

Развивающая:

  • Развивать творческое воображение через создание образа зимней березы.
  •  Развивать сенсорные способности (восприятие  цвета, формы, величины)  в процессе обследовательских действий.
  • Развивать любознательность, инициативность посредством создания ситуаций выбора материалов.
  • Расширять представления детей о символе России – березе посредством беседы, использования демонстрационного материала.

Воспитательная:

  • Воспитывать бережное отношение к символу России - березе.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативность посредством решения интеллектуальных затруднений.
  • Воспитывать интерес к произведениям искусства посредством стимулирования занимательным содержанием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berezka_-_russkaya_dusha_.docx40.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                         детский сад №27 Красногвардейского района города  Санкт – Петербурга.

Конспект  непрерывно образовательной  деятельности  с детьми  старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: художественно эстетическое развитие.

Тема:   « Березка – русская душа».

Автор составитель

 Воспитатель

                                                                  Поминова Елена Николаевна.

 

 Используемые технологии:

  • Проблемно-игровое обучение.
  • Здоровье сберегающие технологии.
  • Технология деятельностного подхода;

                                             

                                      Санкт – Петербург

                                             2020

Цель: Ознакомление старших дошкольников с березой, как символом и душой России.

 Задачи:

Обучающая:

  • Учить рисовать зимнюю березу.
  • Совершенствовать приемы рисования кистью (широкие линии всем ворсом кисти, тонкие – концом кисти), упражнять в передаче своего отношения к изображаемому).
  • Побуждать детей к выбору цвета фона (голубой, синий) осознанно. Учить детей пользоваться палитрой для получения нового цвета.
  • Побуждать осознанно, располагать рисунок в соответствии с формой предмета (вертикально).

Развивающая:

  • Развивать творческое воображение через создание образа зимней березы.
  •  Развивать сенсорные способности (восприятие  цвета, формы, величины)  в процессе обследовательских действий.
  • Развивать любознательность, инициативность посредством создания ситуаций выбора материалов.
  • Расширять представления детей о символе России – березе посредством беседы, использования демонстрационного материала.

Воспитательная:

  • Воспитывать бережное отношение к символу России - березе.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативность посредством решения интеллектуальных затруднений.
  • Воспитывать интерес к произведениям искусства посредством стимулирования занимательным содержанием.

Интеграция областей: художественно эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Вид деятельности : изобразительная деятельность, игровая деятельность, двигательная деятельность.

Принципы НОД:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    принцип личностно – ориентированного подхода,

принцип развивающего образования,                                                                                                                                                                                                                                               принцип деятельностного обучения,

принцип тематичности. 

Формы образовательной деятельности: подгрупповая.

Метод: словесный, практический, игровой, наглядный.

Планируемые результаты:

Закрепить умение рисовать зимнюю березу.                                                            Научить рисовать ветви концом кисти, снег на ветках приемом  набивание.                                   Развить умение в выборе  необходимых материалов для рисования, приемов рисования.                                                                                                                Сформировать навыки осознанно выбирать цвет фона и располагать рисунок в соответствии с формой предмета (вертикально).                                                              Развить  творческое воображение в процессе создания зимней березы. Воспитать бережное отношение к символу России – березе,

 Предварительная работа. Наблюдения природы зимой. Чтение художественной литературы. Заучивание стихотворения С.Есенина «Белая береза».  Рассматривание репродукции картины  художника И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», иллюстраций с изображением зимней природы.   Беседа на тему «Деревья зимой». Просмотр презентации: «Зимний пейзаж в картинах русских художников».  Прослушивание аудиозаписи: «Скрип шагов по снегу», «Вьюга», «Времена года» А. Вивальди  и П. И. Чайковского. Дидактическая игра «Собери дерево и угадай, какими красками художник рисовал картину».

Материалы НОД: тонированная бумага, гуашь, кисточки, репродукции картин русских художников, схемы рисования березы.

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности. 

Структурные компоненты деятельности.

Деятельность педагога

Деятельность детей

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Воспитатель обращает внимание детей на красивый сундучок и предлагает подумать, что там может быть?
 В сундучке находится записка-загадка, послушайте и постарайтесь догадаться, о чем в ней говорится:

Эта модница лесная 
Часто свой наряд меняет: 
В шубке белой зимой, 
Вся в серёжках весной, 
Сарафан зелёный летом, 
В день осенний в плащ одета. 
Если ветер налетит, 
Золотистый плащ шуршит.

Кто догадался, о чем идет речь? 

Как?

Почему?

Дети обнаруживают новый предмет, собираются вокруг него, обращаются к взрослому с вопросами.

Дети отгадывают загадку.

Предположения детей.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Создание проблемной  ситуации (мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия.

2. Актуализация знаний  необходимых для предстоящей деятельности

2.1. Восприятие

Задача: 

представления о форме, цвете предмета.

2.2.Совместное планирование способов действий.

3. Смена видов деятельности

Физкультминутка

4. Словесное воспроизведение способов действий

(вопросы на уточнение)

5. Практическое применение способов действий.

Дети, а вы знаете, что берёза является символом России?

Эти деревья очень распространенные и растут только на территории нашей Родины.

Многие поэты в своем творчестве прибегали к образу березы.

Послушайте стихотворение Сергея Есенина:

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво, обходя кругом,
обсыпает ветки новым серебром.

Вам понравилось стихотворение?

Какими словами автор рассказывает о березе?

Как вы думаете, почему автор сравнивает снег с серебром?

Да, зимой все деревья стоят в снегу, как вы думаете, для чего им снег?

 Но сегодня подул очень сильный ветер и сдул с березок весь снег. Теперь им очень холодно.

Ребята, вы бы хотели помочь березкам согреться? А как мы можем им помочь?

Да, сегодня мы нарисуем березы и укроем их снегом.

А хотелось бы вам посмотреть, как художники изображали зимние березы?

Воспитатель  предлагает детям сесть на стулья и организует диалог с детьми, показывает на репродукциях строение березы.

Показ репродукции картин с изображением берез. Картины русских художников Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь», и «Первый снег»  Аркадия Александровича Пластова.

 Воспитатель раскладывает перед детьми схемы рисования березы (кроме последней схемы) в случайном порядке.

Подумайте и развесьте на доске схемы в правильной последовательности.

С чего вы начнете рисовать березу? (Побуждаю детей к обсуждению приемов рисования).

Какого цвета ствол у березы?

Что вы можете сказать о ветках?

Как нарисовать такие тонкие ветки?

Да, сначала мы будем рисовать ствол. Ствол у березы белый, поэтому я набираю белую гуашь на кисть. Сначала сверху я провожу линию концом кисти, затем книзу всем ворсом.

Теперь я беру черную гуашь и рисую пятнышки на стволе.

Теперь я рисую тонкие ветви.

Ребята, а как нам нарисовать тонкие веточки?

Каким цветом рисовать ветки у березы?

Что  нужно сделать, чтобы получить серую краску?

Хорошо. Сначала я беру белую краску, наношу ее на палитру, смываю кисточку, беру черную краску и добавляю ее к белой краске.

Аккуратно смешиваю их кисточкой между собой и у меня получился вот такой серый цвет.

Теперь я могу рисовать ветви.

Ветви у березы находятся примерно до середины ствола.

Я рисую ветки концом кисти к стволу, чтобы они получились тонкими.

Сначала они тянутся вверх, а затем плавно опускаются вниз. Соединяю их со стволом.

Что нужно нарисовать теперь?

К каждой ветке я добавляю несколько придаточных ветвей.

Теперь, пока у нас сохнут ветки, можно нарисовать сугробы.

А чем их можно нарисовать?

Вы можете выбрать любой материал.

Воспитатель прорисовывает сугробы.

Сейчас нужно нарисовать снег на ветвях березы.

Я набираю на кисточку белую гуашь и примакиваю кисточку к каждой веточке – набиваю снег на каждую веточку.

Показывает движения, корректирует действия детей

Сейчас мы немного разомнемся.

«Весёлая берёза».

Берёзка в белом сарафане (шаги на месте)

Весною водит хоровод (руки на поясе),

Звенит серёжками тихонько (повороты в правую и левую сторону)

И птичек в гости всё зовёт (ритмичные взмахи руками к себе).

Раскроет свои ветки, (руки в стороны),

Опустит ветки  вниз (сводят руки к центру вниз).

Подставит солнышку листочки (ритмичное покачивание рук над головой).

Чтоб лучик на ветвях повис.

Прежде чем мы тоже станем художниками, предлагаю вам повторить способы нашей деятельности.

Педагог предлагает детям воспроизвести приемы рисования, предлагает выполнить упражнения по рисованию ствола, веток, снега приемом «Рисование в воздухе», «Рисование сухой кистью»

Педагог контролирует правильность выполнения упражнений, корректирует действия детей

Ребята, что мы будем рисовать?

С чего мы начнем рисовать?

Как мы будем рисовать ствол?

Что там нужно нарисовать после ствола?

Как мы будем рисовать ветви?

А почему мы будем рисовать ветви концом кисти?  

Сейчас мы попробуем нарисовать ветви в воздухе. Берем кисть и проводим плавную линию снизу, поднимаемся вверх и соединяем нашу веточку со стволом.

Что мы будем рисовать после ветвей?

Как мы будем рисовать сугробы?

А как мы будем рисовать снег на ветках?

 Теперь выбирайте фон, на котором хотите рисовать и приступайте к рисованию.

Наблюдаю за деятельностью детей и корректирую в случае необходимости:

Ребята, садитесь за столы правильно, спина прямо, ноги вместе.

Берем в руки кисточку, держим за юбочку, держим ее между средним и большим пальцами, и придерживаем указательным пальцем.

Если необходима помощь, можете позвать меня.

Педагог наблюдает за детьми во время выполнения задания,  напоминает,

Концентрируют внимание, проявляют интерес,

выражают собственные мысли.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Сотрудничают с воспитателем, вступают в диалог, отвечают.

Рассматривают, сравнивают, устанавливают последовательность.

Дети обсуждают приемы рисования.

Выражают свои мысли

Владеют монологической и диалогической речью

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей

Ответы детей

Повторяют за воспитателем

Слушают, отвечают, запоминают,  выстраивают порядок и последовательность действий,  рассказывают, объясняют, повторяют.

Ответы детей

Ответы детей.

Ответы детей

Ответы детей

Дети самостоятельно рисуют.

Осуществляют самоконтроль, самоанализ  деятельности,  выполняют задание в соответствии с установленными требованиями.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний Рефлексия

Воспитатель благодарит, поощряет детей, которые вносят в рисунки интересные дополнения, выражает искреннее восхищение

Заканчивается занятие обсуждением и демонстрацией рисунков, из которых впоследствии организуется выставка. Молодцы ребята. Давайте разложим все ваши рисунки на стол и посмотрим, какие  березки получились у ребят.

 Вы все постарались и, у нас получилась настоящая березовая роща, в которой хочется прогуляться, прислониться к прохладному стволу, полюбоваться

чудом сотворённой матушкой природой. Я думаю, что наши работы займут достойное место на выставке.

 Чей рисунок  больше всего понравился?

 почему?

Как вы думаете, у кого самая стройная береза?

У кого получилась самая заснеженная работа?

У кого самая высокая береза?

А кого самая аккуратная работа?

Да очень красиво мы молодцы.

Воспитатель уделяет внимание результату каждого ребенка, побуждает к "продолжению" деятельности.

Кому вы можете рассказать об этом чудесном символе России?

А вы сможете научить их рисовать березу?

Во всех нарядах хороша

Берёзка - русская душа!

Дети слушают, вступают в диалог, совместно с воспитателем подводят итог.

 Анализируют рисунки, объясняют выбор,

высказывают свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Матрёшка».

2015г.Задачи:Обучающие:Учить детей украшать изображение в нетрадиционной технике «горошек» (рисование пальчиком).Учить пользоваться изобразительными материалами.Учить составлять узор, заполняя к...

Перспективный план развития группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Рисование»

Перспективный план  развития группы среднего дошкольного возрастаОбразовательная область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Художественное творчество&ra...

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Аппликация»

Перспективный план группы среднего дошкольного возрастаОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество»Непосредственно обр...

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Лепка»

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество»Непосредственно об...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Лепка «Дерево»

- Учить детей создавать выразительный образ осенней березы, творчески применяя разные техники лепки (раскатывания, прищипывания, сглаживания).- Выразительные возможности. Развивать чувство ф...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рисование "Веселый снеговик"

Цель:Вызывать у детей интерес к созданию изображения красками.Задачи:- Закреплять у детей представления о снеговике, полученные, в результате собственных наблюдений на прогулке, на занятиях лепкой и а...

Рабочая программа по освоению детьми дошкольного возраста образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Рисование для детей от 5 до 7 лет (соответствует ФГОС ДО и ФОП ДО)

Рабочая программапо освоению детьми дошкольного возраста образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Рисование для детей от 5 до 7 лет (соответствует ФГОС ДО и ФОП Д...