Конспект тематического занятия для детей подготовительных групп по циклу «Времена года».
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Погорелова Инга Николаевна

Это занятие по слушанию музыки на примере цикла П. И. Чайковского "Времена года".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_vremena_goda.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект тематического занятия для детей подготовительных групп по циклу «Времена года».

Цель:  развивать эстетические чувства детей.

Задачи:

  • Знакомить детей с циклом «Времена года» П. И. Чайковского,

учить чувствовать настроения, выраженные в музыке, в поэтическом слове; различать средства музыкальной выразительности.

  • Развивать музыкальные способности детей в процессе музыкального исполнительства.
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Ход занятия.

                  Звучит «Марш оловянного солдатика» Чайковского .

         Дети входят в зал под музыку и проходят несколько кругов по залу разными видами ходьбы. После этого занимают свои места на стульчиках.

    Педагог.        Весна . . . Как прекрасна природа в это время года! Сколько радости приносит она людям! Сколько надежд, устремлений оживает в людях весной!

Весна, весна! Как воздух чист,                      Весна, весна! Как высоко

Как ясен небосклон!                                       На крыльях ветерка,

Своей лазурию живой                                    Ласкаясь к солнечным лучам,

Слепит мне очи он.                                Летают облака!

Ребята, я прочла отрывок из стихотворения Е. Баратынского. Каким настроением  оно проникнуто?  (радостным, светлым, ласковым, тёплым,

праздничным, весенним).

    Послушайте строки из  стихотворения Ивана Бунина:

Солнце белый снег растопит,                           И придёт апрель – царевич

И пойдут бурлить потоки                                 Из заморских стран далёких

По долинам и оврагам.                                      На заре, когда в долинах

Налетят лесные птицы,                                     Тают синие туманы,

Зашумят грачи, а с ними –                                На заре, когда от солнца

Зацветут, зазеленеют,                                        Пахнет лес зелёной хвоей,

Оживут леса и рощи.                                         Пахнет тёплою землёю

                                                    И апрельскими цветами . . .

Ребята, что вы скажете об этом стихотворении?   (ответы детей).

Педагог.     Стихотворение проникнуто настроением оживающей природы,

пробуждения чего-то нового. Оно более динамичное. Мы слышим восторженное отношение автора к природе, нежное и радостное; слышим как

поэтическим словом поэт умеет создать весеннее настроение.

        Дети, сейчас мы послушаем музыкальное произведение – пьесу

«Подснежник»  П. И. Чайковского (показать портрет композитора) из цикла « Времена года». В этом цикле 12 пьес -  столько, сколько месяцев в году. Каждому месяцу соответствует своё произведение. Перед каждой пьесой есть  стихотворение, но сами пьесы не поются, они написаны для фортепиано. Это инструментальная музыка.        

Перед пьесой «Апрель. Подснежник » есть стихотворение Аполлона Николаевича Майкова:

                                Голубенький, чистый

                                Подснежник-цветок,

        А подле сквозистый

        Последний снежок.

        Последние слёзы

        О горе былом

        И первые грёзы

                                О счастье ином . . .

            Звучит   «Апрель. Подснежник»  П. И. Чайковского. 

                                (в исполнении  ф-но.)

Педагог.     Скажите пожалуйста,  что услышали вы в этой музыке?

                    Какая она?

                  (ответы детей – нежная, иногда взволнованная).

Педагог.    Да, эта пьеса трепетная, по- весеннему взволнованная.

          Хотя в этой музыке нет слов, она очень выразительно рассказывает

нам о весне, об апрельском нежном подснежнике. Прислушайтесь, робкая, несмелая, ласковая мелодия устремляется вверх. Подснежник тянется к

солнцу, и мелодия поднимается всё выше. (Исполняются 1 – 8 такты.)

Мелодия в пьесе П. И. Чайковского звучит то светло, в высоком регистре,

то более тревожно, в среднем и низком. Музыка рассказывает, что солнышко

ещё светит не всегда, что ещё бывает холодно, темно и ненастно.  (9- 24 т.)

    В этой пьесе есть и другая мелодия – очень красивая, трепетная, лёгкая,

как дуновение ветерка (25- 32 т.) Мелодия нежная, полётная, будто цветок подснежника раскачивается на ветру. На какой танец она похожа?

Дети:     На вальс!

Педагог.   Правильно, здесь ярко чувствуется вальсовость. Давайте подирижируем, передавая характер музыки движениями рук.  (2 часть)

А теперь подвигаемся, выражая настроение взволнованное, немного грустное, беспокойное, ласковое. В танце изобразим, как поднимаются навстречу солнцу головки цветов, как они покачиваются на ветру, покружимся на весенней полянке.

              После танца дети садятся на стульчики у стены.

Педагог. Дети, а помните мы с вами слушали «Бабу Ягу» из «Детского альбома» П. И. Чайковского? Вы почувствовали разницу между стремительностью «Бабы Яги» и «Подснежником»?

        (ответы детей).

Педагог.  Хорошо, а теперь, садимся удобно, прямо держим спину и готовимся петь.

             Несколько упражнений для артикуляционного аппарата.

1. Вдох – выдох.

2. Губы трубочкой – улыбка.

3. Надуть щёчки.

4. Потрогать языком нёбо (настроить на «округлый звук»).

                 Распевка.

  1. Ми мажор – слог «ма»(1, 2, 3, 2, 1 ст.). По полутонам вверх  до соль мажора.
  2. Гамма до мажор вверх и вниз.
  3. Попевка «Веники» для развития чёткости дикции.

   Исполняется песня «Пришла весна», муз. 3. Левиной, ел. Л. Некрасовой;

      Поработать над эмоциональным наполнением, над выразительностью,

над вокально-хоровым ансамблем.

Педагог предлагает потанцевать. Исполняется танец «Кадриль» муз. Косенко. Обратить внимание на выразительность и ритмичность движений детей.

Игра « Зеркало». Задачи игры – развивать внимательность, учить чётко повторять показанные движения.

Дети повторяют движения за водящим, который танцует в центре круга. Далее водящий идёт по кругу и выбирает следующего участника.

В конце занятия педагог беседует с детьми о том, что им запомнилось, что понравилось на занятии, что получилось, и что – нет.

Предлагает дома и в группе слушать произведения П. И Чайковского.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического занятия для детей подготовительной группы «Бородино. Почему о нём помнит вся Россия?»

Задачи:1) Развивающие: познакомить детей с историей России Отечественной войной 1812 года; героизме русских воинов, познакомить со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Бородино»...

Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы «В гости к временам года»

Цель: Уточнить характерные признаки времен года, выявлять простейшие причинно-следственные связи, с использованием дидактических игр....

Конспект итоговой образовательной деятельности в подготовительной группе по теме"Времена года"

Конспект итоговой образовательной деятельности в подготовительной группе по теме"Времена года"...

Конспект тематического занятия для детей подготовительной группы «Март на дворе, отворяй дверь весне»

Конспект  тематического занятия для детей подготовительной группы«Март на дворе,  отворяй дверь весне»Цель:Расширять кругозор детей;познакомить детей с изменениями в природе весн...