Конспект тематического занятия для детей подготовительных групп по циклу «Времена года».
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Это занятие по слушанию музыки на примере цикла П. И. Чайковского "Времена года".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_vremena_goda.doc | 42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект тематического занятия для детей подготовительных групп по циклу «Времена года».
Цель: развивать эстетические чувства детей.
Задачи:
- Знакомить детей с циклом «Времена года» П. И. Чайковского,
учить чувствовать настроения, выраженные в музыке, в поэтическом слове; различать средства музыкальной выразительности.
- Развивать музыкальные способности детей в процессе музыкального исполнительства.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Ход занятия.
Звучит «Марш оловянного солдатика» Чайковского .
Дети входят в зал под музыку и проходят несколько кругов по залу разными видами ходьбы. После этого занимают свои места на стульчиках.
Педагог. Весна . . . Как прекрасна природа в это время года! Сколько радости приносит она людям! Сколько надежд, устремлений оживает в людях весной!
Весна, весна! Как воздух чист, Весна, весна! Как высоко
Как ясен небосклон! На крыльях ветерка,
Своей лазурию живой Ласкаясь к солнечным лучам,
Слепит мне очи он. Летают облака!
Ребята, я прочла отрывок из стихотворения Е. Баратынского. Каким настроением оно проникнуто? (радостным, светлым, ласковым, тёплым,
праздничным, весенним).
Послушайте строки из стихотворения Ивана Бунина:
Солнце белый снег растопит, И придёт апрель – царевич
И пойдут бурлить потоки Из заморских стран далёких
По долинам и оврагам. На заре, когда в долинах
Налетят лесные птицы, Тают синие туманы,
Зашумят грачи, а с ними – На заре, когда от солнца
Зацветут, зазеленеют, Пахнет лес зелёной хвоей,
Оживут леса и рощи. Пахнет тёплою землёю
И апрельскими цветами . . .
Ребята, что вы скажете об этом стихотворении? (ответы детей).
Педагог. Стихотворение проникнуто настроением оживающей природы,
пробуждения чего-то нового. Оно более динамичное. Мы слышим восторженное отношение автора к природе, нежное и радостное; слышим как
поэтическим словом поэт умеет создать весеннее настроение.
Дети, сейчас мы послушаем музыкальное произведение – пьесу
«Подснежник» П. И. Чайковского (показать портрет композитора) из цикла « Времена года». В этом цикле 12 пьес - столько, сколько месяцев в году. Каждому месяцу соответствует своё произведение. Перед каждой пьесой есть стихотворение, но сами пьесы не поются, они написаны для фортепиано. Это инструментальная музыка.
Перед пьесой «Апрель. Подснежник » есть стихотворение Аполлона Николаевича Майкова:
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слёзы
О горе былом
И первые грёзы
О счастье ином . . .
Звучит «Апрель. Подснежник» П. И. Чайковского.
(в исполнении ф-но.)
Педагог. Скажите пожалуйста, что услышали вы в этой музыке?
Какая она?
(ответы детей – нежная, иногда взволнованная).
Педагог. Да, эта пьеса трепетная, по- весеннему взволнованная.
Хотя в этой музыке нет слов, она очень выразительно рассказывает
нам о весне, об апрельском нежном подснежнике. Прислушайтесь, робкая, несмелая, ласковая мелодия устремляется вверх. Подснежник тянется к
солнцу, и мелодия поднимается всё выше. (Исполняются 1 – 8 такты.)
Мелодия в пьесе П. И. Чайковского звучит то светло, в высоком регистре,
то более тревожно, в среднем и низком. Музыка рассказывает, что солнышко
ещё светит не всегда, что ещё бывает холодно, темно и ненастно. (9- 24 т.)
В этой пьесе есть и другая мелодия – очень красивая, трепетная, лёгкая,
как дуновение ветерка (25- 32 т.) Мелодия нежная, полётная, будто цветок подснежника раскачивается на ветру. На какой танец она похожа?
Дети: На вальс!
Педагог. Правильно, здесь ярко чувствуется вальсовость. Давайте подирижируем, передавая характер музыки движениями рук. (2 часть)
А теперь подвигаемся, выражая настроение взволнованное, немного грустное, беспокойное, ласковое. В танце изобразим, как поднимаются навстречу солнцу головки цветов, как они покачиваются на ветру, покружимся на весенней полянке.
После танца дети садятся на стульчики у стены.
Педагог. Дети, а помните мы с вами слушали «Бабу Ягу» из «Детского альбома» П. И. Чайковского? Вы почувствовали разницу между стремительностью «Бабы Яги» и «Подснежником»?
(ответы детей).
Педагог. Хорошо, а теперь, садимся удобно, прямо держим спину и готовимся петь.
Несколько упражнений для артикуляционного аппарата.
1. Вдох – выдох.
2. Губы трубочкой – улыбка.
3. Надуть щёчки.
4. Потрогать языком нёбо (настроить на «округлый звук»).
Распевка.
- Ми мажор – слог «ма»(1, 2, 3, 2, 1 ст.). По полутонам вверх до соль мажора.
- Гамма до мажор вверх и вниз.
- Попевка «Веники» для развития чёткости дикции.
Исполняется песня «Пришла весна», муз. 3. Левиной, ел. Л. Некрасовой;
Поработать над эмоциональным наполнением, над выразительностью,
над вокально-хоровым ансамблем.
Педагог предлагает потанцевать. Исполняется танец «Кадриль» муз. Косенко. Обратить внимание на выразительность и ритмичность движений детей.
Игра « Зеркало». Задачи игры – развивать внимательность, учить чётко повторять показанные движения.
Дети повторяют движения за водящим, который танцует в центре круга. Далее водящий идёт по кругу и выбирает следующего участника.
В конце занятия педагог беседует с детьми о том, что им запомнилось, что понравилось на занятии, что получилось, и что – нет.
Предлагает дома и в группе слушать произведения П. И Чайковского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект тематического занятия для детей подготовительной группы « В гостях у королевы музыки»
Занятие-путешествие...
Конспект тематического занятия для детей подготовительной группы «Бородино. Почему о нём помнит вся Россия?»
Задачи:1) Развивающие: познакомить детей с историей России Отечественной войной 1812 года; героизме русских воинов, познакомить со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Бородино»...
Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы «В гости к временам года»
Цель: Уточнить характерные признаки времен года, выявлять простейшие причинно-следственные связи, с использованием дидактических игр....
Занятие педагога-психолога с использованием сингапурских технологий, способствующим развитию современных компетенций у детей подготовительной группы по теме «Времена года».
Занятие на закрепление знаний по теме "Времена года", построенное на использовании новых современных технологий....
Конспект нод по математике для детей подготовительной группы на тему «времена года».
Окрытое занятие для педагогов детского сада....
Конспект итоговой образовательной деятельности в подготовительной группе по теме"Времена года"
Конспект итоговой образовательной деятельности в подготовительной группе по теме"Времена года"...
Конспект тематического занятия для детей подготовительной группы «Март на дворе, отворяй дверь весне»
Конспект тематического занятия для детей подготовительной группы«Март на дворе, отворяй дверь весне»Цель:Расширять кругозор детей;познакомить детей с изменениями в природе весн...