Конспект логоритмического занятия "Путешествие в зимний лес" в средней логопедической группе для детей с ТНР
план-конспект занятия по музыке (средняя группа)

Жураковская Янина Викторовна

Логоритмические занятия, основанные на тесной связи слова, музыки и движения, являются одной из наиболее эффективных коллективных форм работы с детьми по исправлению нарушений звукопроизношения. На занятиях отрабатываются ритмическая структура слов, четкое произношение сформированных и автоматизируемых звуков, происходит активизация словаря детей. Музыка играет роль организующего начала, помогая упорядочить темп и характер движений детей, ритмизировать их, развить мелодико-интонационную сторону речи, сформировать координацию речи и движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmicheskoe_zanyatie_v_sredney_gruppe.docx25.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка логоритмического занятия

«Путешествие в зимний лес»

для детей среднего дошкольного возраста

Жураковская Янина Викторовна,

учитель-логопед ГБОУ Школа № 1494

группы дошкольного образования, г.Москва

Современный мир, с его стремительным ритмом, наполненный потоками информации, предъявляет все более высокие требования к коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. Достаточный уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде. Чистая, правильная речь необходима для формирования навыков общения, выстраивания отношений со сверстниками, познания мира [3]. При нормальном развитии процесс формирования фонетического строя речи у дошкольников завершается к 4-5 годам. Но из-за различных внутренних и внешних факторов этот процесс может затягиваться, и возникают речевые нарушения. Речь таких детей малопонятна для окружающих, многие звуки отсутствуют, искажаются или заменяются другими.

Нарушения звукопроизношения требуют своевременной, специальной логопедической помощи, которая включает в себя целый комплекс коррекционных мероприятий.

Логоритмические занятия, основанные на тесной связи слова, музыки и движения, являются одной из наиболее эффективных коллективных форм работы с детьми по исправлению нарушений звукопроизношения [1]. На занятиях отрабатываются ритмическая структура слов, четкое произношение сформированных и автоматизируемых звуков, происходит активизация словаря детей. Музыка играет роль организующего начала, помогая упорядочить темп и характер движений детей, ритмизировать их, развить мелодико-интонационную сторону речи, сформировать координацию речи и движений.

Логоритмические занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня при участии учителя-логопеда и музыкального руководителя. Логопед выбирает тему занятия, подбирает речевой материал, музыкальный руководитель предлагает музыкальное сопровождение, использует песенный и танцевальный репертуар, разученный на музыкальных занятиях.

Тема: Путешествие в зимний лес

Цель: развитие двигательной сферы детей в сочетании со словом и музыкой

Задачи:

1) активизировать и актуализировать словарь детей по лексической теме «Дикие животные зимой»;

2) формировать координированные движения рук и ног;

3) развивать мелкую и артикуляционную моторику, точность движений;

4) устранять напряженность, скованность действий;

5) развивать выразительность речи, умение изменять силу и высоту голоса;

6) формировать речевое дыхание;

7) учить детей слушать музыку, воспринимать ритмический рисунок и передавать его;

8) воспитывать интерес и любовь к животным.

Оборудование: набор «Следы зверей», игрушки «Дикие животные» (заяц, лиса, ёж, волк), фортепиано, магнитофон, мольберт.

Музыкальное сопровождение: аудиозаписи П.И.Чайковский «Фея Драже», «Мишка косолапый» (муз. Г.Финаровского), «Зайка серенький сидит» (аранжировка А.Гречанинова), мелодия для игры «Следы зверей» (по выбору педагога)

Ноты «В лесу родилась ёлочка» (музыка Л.Бекмана).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети входят в зал под музыку П.И. Чайковского «Фея Драже» из балета «Щелкунчик» и образуют круг.

2. Игра «Снежинка» (расширение семантического поля слова «зима»)

Логопед: Ребята, посмотрите, какая красивая снежинка! Кто её в руки возьмет, пусть любое слово о зиме назовёт.

Словарь: снег, лед, мороз, ледянка, санки, холод, лыжи, коньки, Снегурочка.

3. Игра «Валенки» (координация речи с движениями)

Логопед: Молодцы, ребята!  Вижу, много вы о зиме знаете. Вы готовы отправиться в путешествие?

Дети: Да!

Логопед: Чтобы в путешествие отправиться, нужно нам тепло одеться. Что мы наденем? (штаны, шубу, шапку, варежки) А на ноги? Давайте покажем, как мы обуваемся.

Валенки, валенки,                        Выставляют вперед на пятку одну ногу и покачивают

Не велики, не маленьки,                 носком из стороны в сторону. То же движение др.ногой

А как раз по ножке                        Топают ногами

Малышу Сережке

Топай по дорожке                        Идут по кругу топающим шагом.

Наш дружок Сережка.

Логопед: Мы готовы отправиться на прогулку. Возьмемся за руки и отправимся в путь. А если песенку знаете, то подпевайте.

4. Хороводная игра «В лесу родилась ёлочка» (муз.Л.Бекмана)

В лесу родилась елочка, в лесу она росла,

 Зимой и летом стройная, зеленая была (2 раза).

 Зимой и летом стройная, зеленая была.

Метель ей пела песенку: "Спи, елочка, бай-бай!"

 Мороз снежком укутывал:  "Смотри, не замерзай!" (2 раза)

5. Игра «Сказочный лес» (профилактика нарушений зрения)

Логопед: Вот мы и пришли в зимний лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Найдите себе пенек и сядьте

Дети садятся на стулья или на пол.

Логопед: За лесными чудесами мы следим глазами.

Головою не крутить, даже с места не сходить!

Справа березка в шубке стоит, (логопед медленно показывает рукой направо, дети следят взглядом по направлению движения)

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся,

На землю красиво ложатся.

Снежинки блестят и искрятся

На ладошки к ребятам ложатся.

6. Дыхательная игра «Ладошки» (парадоксальная гимнастика А. Стрельниковой)

Логопед: В лесу… тепло?

Дети: Нет, холодно!

Логопед: В лесу холодно, и воздух какой? (холодный) Ох, мороз трещит! В мороз воздух какой? (морозный)

Нам мороз не страшен! Будем вместе ловить снежинки и дышать лесным, морозным воздухом.

Содержание упражнения:

Исходное положение (и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и покажите ладони зрителю - «поза экстрасенса». Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгните» 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды - пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.

7. Ритмическая игра «Следы зверей» (с музыкальным сопровождением)

Логопед: Ребята, скажите, кто живёт в нашем лесу?

Дети: в лесу живут волк, лиса, медведь, белка, ежик, заяц.

Логопед: Всех ли этих животных можно увидеть зимой? А почему?

Дети: Медведи и ежи зимой спят.

Логопед выкладывает на мольберт следы зверей.

Логопед: Я вижу следы на снегу. Интересно, чьи они? Эти следы оставили лесные жители. Сейчас они нам расскажут, как встречают зиму.

Появляется игрушка «Заяц»

Заяц: Я, заяц, расскажу, как живется мне в лесу.

К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.

Под кусточком присяду, спрячусь под сосной,

Не увидит, не узнает зверь меня лесной.

Логопед показывает заячьи следы, дети хлопают в ладоши восьмыми под музыку. Появляется игрушка «Лиса»

Лиса: Я зимы не боюсь, в шубку теплую ряжусь.

Хвост красивый какой — мне он нравится самой.

 Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую или живность какую.

Хочу зайца поймать, но мне его не догнать.

Дети равномерно четвертями ударяют ладонями по коленям, показывая неторопливый шаг лисы. Появляется игрушка «Еж»

Ежик: Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору.

 Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас.

Дети стучат пальчиками по коленям шестнадцатыми длительностями. Появляется игрушка «Волк»

Логопед: А вот показались и волки.

 «У-у-у! — сказала, ежась, Зина, — Ну, зимой и холодина!»

Вторят волки ей в лесу,

Они воют громко: «У-у-у!»

8. Голосовая гимнастика (произнесение гласный с различной силой и высотой голоса)

Содержание игры:

Прибежал волк и завыл громко: у-у-у-у! (громкий голос)

А ему волчонок ответил тихо: у-у-у-у! (тихий голос) – повторить 2-3 раза

Медвежата в берлоге проснулись и удивились: о-о-о? (высокий голос)

А за ними и папа медведь проснулся: о-о-о-о! (низкий голос)

А зайка белый испугался: и-и-и-и! (громкий голос)

Под елочку забрался: и-и-и-и! (тихий голос)

9. Музыкальная игра «Зайцу холодно зимой»

Зайка беленький сидит и ушами шевелит.

Вот так!  Вот так! И ушами шевелит.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Вот так! Вот так! Надо зайке поскакать.

Зайку кто–то напугал, он за елку ускакал. (Прячут зайку под елку).

Л.: Кого испугался зайка? (ответы детей)

10. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Из норы выбралась…

Дети: Лиса!

Логопед: И была она… рыжая, хитрая, пушистая, лесная (дети подбирают слова). Лисичка хочет с вами поиграть.

Упражнения: «Бегемот», «Слон», «Лягушка», чередование «Слон-Лягушка», «Индюк».

Лиса хочет съесть индюка – дети хлопают в ладоши и «прогоняют» лису.

11.Музыкальная игра «Мишка косолапый манит деток лапой»

Логопед: Мы с вами так громко хлопали и стучали,  что разбудили медведя.

Содержание игры:

Звучит песенка. Действиями игрушки руководит взрослый (музыкальный руководитель).

Мишка косолапый

Манит деток лапой.

Приглашает всех гулять,

В догонялки поиграть.

Мишка манит детей лапой, дети медленно подходят к нему, затем по сигналу педагога дети убегают в «домик» (на исходную позицию), а мишка их догоняет.

Педагог следит, чтобы ребята не толкались, ориентировались в пространстве.

12. Итог.

Логопед: Мы поиграли, повеселились, песни спели – пора и домой. Садитесь в саночки!

Дети встают парами. Первый ребенок поворачивается спиной ко второму. Отводит руки назад и берет за обе руки второго ребёнка, образуя санки. Дети парочками бегут  друг за другом на носочках, «уезжают на санках».  

Литература

1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятия с детьми 4-5 лет. – М, Сфера, 2008.

2.Кияшко Н.Г. Музыкальные игры. [Электронный ресурс] / URL: https://cad-14-2016.jimdo.com/%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B2%D0%B0%D1%81-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B/ (дата обращения 04.01.2019).

3.Лобанова Н.Н. Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС в ДОУ  [Электронный ресурс] / URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/11/13/sovremennye-podhody-k-organizatsii-rechevogo-razvitiya (дата обращения 04.01.2019).

4. Скулина Е. Народная игра «Зайка серенький сидит» [Электронный ресурс] / URL: https://www.maam.ru/detskijsad/narodnaja-igra-zaika-serenkii-sidit-dlja-detei-1-mladshei-grupy.html (дата обращения 04.01.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней логопедической группе для детей с ОНР «Теремок»

В предложенном конспекте представлена интеграция коммуникативной, музыкально-художественной, продуктивной областей, а также области здоровья....

Перспективное планирование логоритмических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР

Планирование занятий по логопедической ритмике осуществляется по тематическому принципу,  расчитано на 30 занятий в течение года. Логоритмическое занятие проводится в первой половине дня, его про...

Конспект занятия с применением элементов логоритмики по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди" в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие направлено на развитие слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, у детей с речевыми нарушениями. В ходе занятия ведёт...

Конспект занятия в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи "Предлог НА".

Занятие позволяет в игровой форме познакомить детей с пространственным значение предлога НА и сформировать навык правильного употребления данного предлога во фразовой речи....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС»

Интеграция образовательных областей: «Познание»,  «Коммуникация », «Социализация», «Здоровье»,«Физическая культура», «Музыка». Задачи:образовательные:-  употреблять существительны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Конспект НОД по речевому развитию детей средней логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи «У нас в гостях Незнайка»

Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста. Занятие направлено на формирование фонематического  восприятия, формирование психических процессов с использованием развив...