"Музыкальное восприятие и его развитие у детей дошкольного возраста"
статья по музыке
В данной статье рассматриваются особенности музыкального восприятия и его развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 357
«ОЛИМПИЙСКИЕ НАДЕЖДЫ» С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Статья
«Музыкальное восприятие и его развитие у детей дошкольного возраста»
Автор статьи:
муз.руководитель Балакина Ю.П.
Санкт Петербург
2019 г.
Музыкальное восприятие и его развитие у детей дошкольного возраста.
Музыкальное восприятие – способность к сопереживанию и пониманию эмоционального содержания музыки.
1. Музыкальное восприятие – сложный перцептивный акт, направленный на постижение эмоционального содержания музыки – музыкального образа. Психологи характеризуют его как аффективно-познавательный акт, подчеркивая единство эмоций и интеллекта в процессе постижения смысла музыкального высказывания. Несмотря на то, что в акте восприятия музыки задействованы мышление, воображение, память, ассоциации и др., доминируют и направляют весь процесс музыкального восприятия эмоции, переживание.
Музыкальный образ как носитель эмоционального содержания музыки складывается в сознании слушателя в процессе восприятия музыкального произведения. Он не является лишь результатом перцептивного акта, но раскрывается для каждого воспринимающего в силу его музыкального и жизненного опыта, общего и культурного уровня, возраста, то есть является индивидуально-вариативным.
Для полноценного восприятия музыки важно «слышание» компонентов музыкального языка (средств музыкальной выразительности) – темпа, ритма, мелодии, регистра, динамики и др., из своеобразного сочетания которых и складывается музыкальный образ.
Характеризуя особенности музыкального восприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста, педагоги-исследователи и психологи (Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Белобородова В.К., Тарасова К.В. и др.) отмечают поверхностность и неосознанность эмоциональных переживаний, которые не позволяют детям глубоко прочувствовать музыкальный образ.
Развитие музыкального восприятия у детей от эмоционально-интуитивного ко все более осмысленному связано с накоплением ими музыкального опыта, развитием целостно-дифференцированного восприятия музыки (умением различать средства музыкальной выразительности, связать их с характером музыки), умением детей осмыслить воспринимаемое, облечь свои впечатления, переживания в словесную форму.
Исследованиями Тарасовой К.В. и др. было установлено, что ведущими компонентами при восприятии музыки детьми раннего и младшего дошкольного возраста в большинстве случаев является темп. Он зачастую диктует не только общее настроение, но и характер возникающих у детей образов: «веселая – праздник, елка». Изменение быстрого темпа на медленный вызывает противоположный образ – «колыбельная». Изменение регистра также изменяет музыку до полной неузнаваемости – «другая музыка», т.е. у 3-5 лет детей отсутствует ориентация на мелодию и ритм. В то же время у отдельных детей уже на 4-м году жизни отмечается «слышание» всего комплекса средств музыкальной выразительности.
Итак, ведущим компонентом при восприятии музыки у маленьких детей является темп, в меньшей степени тембр и динамика.
Резкий скачок в развитии музыкального восприятия происходит в возрасте 5-7 лет. Образы, возникающие у детей в процессе восприятия музыки, приобретают большую развернутость и абстрактность, отличаются своеобразием. Значение темпа, как ведущего средства муз выразительности снижается, одновременно возрастает роль комплекса средств музыкальной выразительности (сначала регистра и динамики, затем появляется ориентация на мелодию - на 5-м году жизни ребенка). Самым последним из компонентов, которые дети начинают различать в муз звучании, является ритм. Структура чувства ритма формируется не как целостная система, а покомпонентно. Сначала появляется способность к различению темпа (быстрого – среднего – медленного), затем – акцентированных и неакцентированных звуков (метра), и только потом – ритмического рисунка.
На основании одновременного различения 2-3-4-х компонентов музыки, дети начинают более точно определять настроение пьесы, улавливать, кроме контрастных, и промежуточные градации (например, усиление динамики и др.), а также начинают различать жанры музыки: марш, песня, танец.
Эмоциональная отзывчивость на музыку наблюдается на всех этапах дошкольного детства и остается высокой.
2. Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста требует целенаправленного педагогического руководства.
Педагогическая работа по развитию муз восприятия детей дошкольного возраста ведется по 2-м направлениям: 1). У детей формируется представление о музыке как об особом музыкальном языке, аналогичным речи, о том, что музыка связана с жизнью, что музыка выражает чувства и настроения человека. Эти представления формируются на основе программной музыки, где есть изобразительные моменты, звукоподражания, (Собачка, Петушок и курочки, Болезнь куклы и др.).
2-е направление - развитие дифференцированного восприятия музыки, т.е. способности к различению средств муз выразительности (компонентов муз языка): темпа, регистра, тембра, динамики, характера мелодического изложения, ритма. Дифференцированное восприятие музыки развивается постепенно (см выше). Здесь важное значение имеет правильно подобранный репертуар: пьесы с контрастными частями, с рельефными муз образами (ежик – интонации «колючие» и др.), с развитием муз образа («Папа и мама разговаривают»), с соответствующими пояснениями, разъяснениями муз руководителя.
Важное значение в развитии дифференцированного восприятия музыки у детей имеет наглядность, проясняющая эмоциональное содержание музыки (игрушки для малышей, иллюстрации, стихи, инсценировки песен), музыкально-дидактические игры (зайчики пляшут, зайчики спят – на различение жанра; гармошка большая и гармошка маленькая – на различение динамики, запись мелодии цветочками, запись ритма палочками, запись контрастных частей значками и др.), а также использование методов моделирования музыки: графическое, пластическое модулирование.
Важное значение в развитии музыкального восприятия детей имеют вопросы, которые задает муз руководитель после прослушивания музыкального произведения: О чем музыка? Какой характер музыки? Почему веселый? Что изменилось в музыке? Как можно назвать эту музыку?... Эти вопросы способствуют тому, что внимание детей обращается то на общий характер, то на средства муз выразительности, а также стимулируют выражение детьми в словесной форме своих впечатлений о музыке. Таким образом, мы развиваем не только целостное (восприятие общего характера музыки), дифференцированное восприятие, но и музыкальное мышление ребенка – способность размышлять, сравнивать, анализировать музыку.
Музыкальное восприятие развивается во всех видах муз деятельности дошкольников (в муз-ритмической деятельности, например, дети знакомятся с разнообразными жанрами: танцевальная музыка, марши, хороводы, каждый из которых имеет свои особенности и т.д.), но особенно интенсивно - в деятельности слушания музыки. Здесь, кроме задачи развития музыкального восприятия, решаются задачи формирования навыков культуры слушания музыки (слушать внимательно, дослушивать музыку до конца). Детей знакомят с некоторыми терминами: темп, ритм, мелодия и др., с жанрами народной, оркестровой музыки, сценическими жанрами (опера, балет).
В подготовительной к школе группе дети способны к восприятию достаточно сложных муз произведений: пьесы из альбома «Детская музыка» С. Прокофьева, «Ноктюрн, Вальс, Мазурка» П. Чайковского, «Первая утрата» Р. Шумана, «Музыкальный момент» Ф. Шуберта, Симфония № 40 (фрагмент) Моцарта, «Танец эльфов», «В пещере горного короля» Э. Грига и др.
Ребенок 6-7-лет имеет представление о жанрах музыки, 1-2-3-х частной форме, при восприятии музыки различает комплекс средств муз выразительности, умеет давать оценку прослушанным произведениям, высказывать свое мнение, моделирует (пластическое движение, графическая запись и др) форму, характер, содержание прослушанной музыки. Т.е. к моменту окончания детского сада у детей активно развивается целостно-дифференцированное восприятие музыки, они имеют представление о жанрах, эмоционально-образном содержании музыки в рамках данного возраста.
+ В процессе исследований было установлено, что содержательная сторона музыкального восприятия (характер эмоциональных переживаний, ассоциаций, возникающих у детей в ситуации восприятия музыки) непосредственно связана с уровнем развития музыкального восприятия. В начале обучения образы, возникающие у детей под воздействием музыки, в большинстве случаев одноплановые и связаны с «эмоционально-подобной реакцией» детей на музыку: музыка моторная – «весело», музыка в медленном темпе – «грустно». Ассоциации возникают в единичных случаях. С развитием музыкального восприятия диапазон эмоциональных переживаний, ассоциаций, возникающих у детей в процессе восприятия музыки, значительно расширяется. Словесные высказывания детей, рисунки, пластические образы свидетельствуют о возникновении у детей многочисленных образов и ассоциаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие у детей дошкольного возраста фонематического восприятия
Материал предназначен для воспитателей и логопедов детских садов. Описывается поэтапная работа по формированию фонематического слуха у детей. Приведены примеры игр....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/03/picture-289861-1378228850.jpg)
Формирование фонематического восприятия и пути его развития у детей дошкольного возраста
Значительное количество речевых нарушений оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их пр...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/01/picture-460233-1648839591.jpg)
Презентация "Развитие музыкального восприятия как составляющая художественно-эстетического развития у детей дошкольного возраста"
"....задача открыть перед ребенком мир музыкального искусства,основы музыки, возможности музыкального восприятия" Л.Выготский...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/23/picture-440849-1398247099.jpg)
Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 2. Методика развития музыкального восприятия как основы творческой деятельности детей дошкольного возраста
Тема 1Тема 2Тема 3Практическая работа....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/20/picture-192257-1361367144.jpg)
Русский музыкальный фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Детство – то время, когда возможно подлинное погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе нар...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/04/picture-888673-1486219719.jpg)
Консультация для воспитателей на тему: «Использование речевых игр с музыкальными инструментами как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Речевые игры - одна из форм творческой работы с детьми, как в речевом, так и в музыкальном развитии. Впервые идея использовать речевые игры в музыкальном воспитании появилась в середине 20 века и прин...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/13/picture-708315-1447416174.jpg)
Музыкальный фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в ...