"Музыкальное восприятие и его развитие у детей дошкольного возраста"
статья по музыке
В данной статье рассматриваются особенности музыкального восприятия и его развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.doc | 53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 357
«ОЛИМПИЙСКИЕ НАДЕЖДЫ» С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Статья
«Музыкальное восприятие и его развитие у детей дошкольного возраста»
Автор статьи:
муз.руководитель Балакина Ю.П.
Санкт Петербург
2019 г.
Музыкальное восприятие и его развитие у детей дошкольного возраста.
Музыкальное восприятие – способность к сопереживанию и пониманию эмоционального содержания музыки.
1. Музыкальное восприятие – сложный перцептивный акт, направленный на постижение эмоционального содержания музыки – музыкального образа. Психологи характеризуют его как аффективно-познавательный акт, подчеркивая единство эмоций и интеллекта в процессе постижения смысла музыкального высказывания. Несмотря на то, что в акте восприятия музыки задействованы мышление, воображение, память, ассоциации и др., доминируют и направляют весь процесс музыкального восприятия эмоции, переживание.
Музыкальный образ как носитель эмоционального содержания музыки складывается в сознании слушателя в процессе восприятия музыкального произведения. Он не является лишь результатом перцептивного акта, но раскрывается для каждого воспринимающего в силу его музыкального и жизненного опыта, общего и культурного уровня, возраста, то есть является индивидуально-вариативным.
Для полноценного восприятия музыки важно «слышание» компонентов музыкального языка (средств музыкальной выразительности) – темпа, ритма, мелодии, регистра, динамики и др., из своеобразного сочетания которых и складывается музыкальный образ.
Характеризуя особенности музыкального восприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста, педагоги-исследователи и психологи (Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Белобородова В.К., Тарасова К.В. и др.) отмечают поверхностность и неосознанность эмоциональных переживаний, которые не позволяют детям глубоко прочувствовать музыкальный образ.
Развитие музыкального восприятия у детей от эмоционально-интуитивного ко все более осмысленному связано с накоплением ими музыкального опыта, развитием целостно-дифференцированного восприятия музыки (умением различать средства музыкальной выразительности, связать их с характером музыки), умением детей осмыслить воспринимаемое, облечь свои впечатления, переживания в словесную форму.
Исследованиями Тарасовой К.В. и др. было установлено, что ведущими компонентами при восприятии музыки детьми раннего и младшего дошкольного возраста в большинстве случаев является темп. Он зачастую диктует не только общее настроение, но и характер возникающих у детей образов: «веселая – праздник, елка». Изменение быстрого темпа на медленный вызывает противоположный образ – «колыбельная». Изменение регистра также изменяет музыку до полной неузнаваемости – «другая музыка», т.е. у 3-5 лет детей отсутствует ориентация на мелодию и ритм. В то же время у отдельных детей уже на 4-м году жизни отмечается «слышание» всего комплекса средств музыкальной выразительности.
Итак, ведущим компонентом при восприятии музыки у маленьких детей является темп, в меньшей степени тембр и динамика.
Резкий скачок в развитии музыкального восприятия происходит в возрасте 5-7 лет. Образы, возникающие у детей в процессе восприятия музыки, приобретают большую развернутость и абстрактность, отличаются своеобразием. Значение темпа, как ведущего средства муз выразительности снижается, одновременно возрастает роль комплекса средств музыкальной выразительности (сначала регистра и динамики, затем появляется ориентация на мелодию - на 5-м году жизни ребенка). Самым последним из компонентов, которые дети начинают различать в муз звучании, является ритм. Структура чувства ритма формируется не как целостная система, а покомпонентно. Сначала появляется способность к различению темпа (быстрого – среднего – медленного), затем – акцентированных и неакцентированных звуков (метра), и только потом – ритмического рисунка.
На основании одновременного различения 2-3-4-х компонентов музыки, дети начинают более точно определять настроение пьесы, улавливать, кроме контрастных, и промежуточные градации (например, усиление динамики и др.), а также начинают различать жанры музыки: марш, песня, танец.
Эмоциональная отзывчивость на музыку наблюдается на всех этапах дошкольного детства и остается высокой.
2. Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста требует целенаправленного педагогического руководства.
Педагогическая работа по развитию муз восприятия детей дошкольного возраста ведется по 2-м направлениям: 1). У детей формируется представление о музыке как об особом музыкальном языке, аналогичным речи, о том, что музыка связана с жизнью, что музыка выражает чувства и настроения человека. Эти представления формируются на основе программной музыки, где есть изобразительные моменты, звукоподражания, (Собачка, Петушок и курочки, Болезнь куклы и др.).
2-е направление - развитие дифференцированного восприятия музыки, т.е. способности к различению средств муз выразительности (компонентов муз языка): темпа, регистра, тембра, динамики, характера мелодического изложения, ритма. Дифференцированное восприятие музыки развивается постепенно (см выше). Здесь важное значение имеет правильно подобранный репертуар: пьесы с контрастными частями, с рельефными муз образами (ежик – интонации «колючие» и др.), с развитием муз образа («Папа и мама разговаривают»), с соответствующими пояснениями, разъяснениями муз руководителя.
Важное значение в развитии дифференцированного восприятия музыки у детей имеет наглядность, проясняющая эмоциональное содержание музыки (игрушки для малышей, иллюстрации, стихи, инсценировки песен), музыкально-дидактические игры (зайчики пляшут, зайчики спят – на различение жанра; гармошка большая и гармошка маленькая – на различение динамики, запись мелодии цветочками, запись ритма палочками, запись контрастных частей значками и др.), а также использование методов моделирования музыки: графическое, пластическое модулирование.
Важное значение в развитии музыкального восприятия детей имеют вопросы, которые задает муз руководитель после прослушивания музыкального произведения: О чем музыка? Какой характер музыки? Почему веселый? Что изменилось в музыке? Как можно назвать эту музыку?... Эти вопросы способствуют тому, что внимание детей обращается то на общий характер, то на средства муз выразительности, а также стимулируют выражение детьми в словесной форме своих впечатлений о музыке. Таким образом, мы развиваем не только целостное (восприятие общего характера музыки), дифференцированное восприятие, но и музыкальное мышление ребенка – способность размышлять, сравнивать, анализировать музыку.
Музыкальное восприятие развивается во всех видах муз деятельности дошкольников (в муз-ритмической деятельности, например, дети знакомятся с разнообразными жанрами: танцевальная музыка, марши, хороводы, каждый из которых имеет свои особенности и т.д.), но особенно интенсивно - в деятельности слушания музыки. Здесь, кроме задачи развития музыкального восприятия, решаются задачи формирования навыков культуры слушания музыки (слушать внимательно, дослушивать музыку до конца). Детей знакомят с некоторыми терминами: темп, ритм, мелодия и др., с жанрами народной, оркестровой музыки, сценическими жанрами (опера, балет).
В подготовительной к школе группе дети способны к восприятию достаточно сложных муз произведений: пьесы из альбома «Детская музыка» С. Прокофьева, «Ноктюрн, Вальс, Мазурка» П. Чайковского, «Первая утрата» Р. Шумана, «Музыкальный момент» Ф. Шуберта, Симфония № 40 (фрагмент) Моцарта, «Танец эльфов», «В пещере горного короля» Э. Грига и др.
Ребенок 6-7-лет имеет представление о жанрах музыки, 1-2-3-х частной форме, при восприятии музыки различает комплекс средств муз выразительности, умеет давать оценку прослушанным произведениям, высказывать свое мнение, моделирует (пластическое движение, графическая запись и др) форму, характер, содержание прослушанной музыки. Т.е. к моменту окончания детского сада у детей активно развивается целостно-дифференцированное восприятие музыки, они имеют представление о жанрах, эмоционально-образном содержании музыки в рамках данного возраста.
+ В процессе исследований было установлено, что содержательная сторона музыкального восприятия (характер эмоциональных переживаний, ассоциаций, возникающих у детей в ситуации восприятия музыки) непосредственно связана с уровнем развития музыкального восприятия. В начале обучения образы, возникающие у детей под воздействием музыки, в большинстве случаев одноплановые и связаны с «эмоционально-подобной реакцией» детей на музыку: музыка моторная – «весело», музыка в медленном темпе – «грустно». Ассоциации возникают в единичных случаях. С развитием музыкального восприятия диапазон эмоциональных переживаний, ассоциаций, возникающих у детей в процессе восприятия музыки, значительно расширяется. Словесные высказывания детей, рисунки, пластические образы свидетельствуют о возникновении у детей многочисленных образов и ассоциаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие у детей дошкольного возраста фонематического восприятия
Материал предназначен для воспитателей и логопедов детских садов. Описывается поэтапная работа по формированию фонематического слуха у детей. Приведены примеры игр....
Формирование фонематического восприятия и пути его развития у детей дошкольного возраста
Значительное количество речевых нарушений оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их пр...
Презентация "Развитие музыкального восприятия как составляющая художественно-эстетического развития у детей дошкольного возраста"
"....задача открыть перед ребенком мир музыкального искусства,основы музыки, возможности музыкального восприятия" Л.Выготский...
Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 2. Методика развития музыкального восприятия как основы творческой деятельности детей дошкольного возраста
Тема 1Тема 2Тема 3Практическая работа....
Русский музыкальный фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Детство – то время, когда возможно подлинное погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе нар...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование речевых игр с музыкальными инструментами как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Речевые игры - одна из форм творческой работы с детьми, как в речевом, так и в музыкальном развитии. Впервые идея использовать речевые игры в музыкальном воспитании появилась в середине 20 века и прин...
Музыкальный фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в ...