Формирование фонематического восприятия и пути его развития у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме
Значительное количество речевых нарушений оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение, не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем речи, тормозя, таким образом, развитие связной речи в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
Значительное количество речевых нарушений оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение, не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем речи, тормозя, таким образом, развитие связной речи в целом. Исследование логопедов Р.И. Лалаевой, Д.И. Орловой и В.В. Воронковой доказывают, что без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты. Это означает, что устранение тяжелых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия. Диагностика показала, что на начало учебного года уровень развития, фонематического восприятия (по всем критериям) у детей низкий. Поставив перед собой цель – повысить уровень развития фонематического восприятия у детей, были определены следующие задачи:
Осуществляя коррекционную работу по вопросу формирования фонематического восприятия у детей д/в, пришла к выводу, что лишь в сотрудничестве с воспитателем, педагогом-психологом, муз. руководителем можно достичь высоких результатов. Причем связь с другими педагогами должна осуществляться как на ранних этапах коррекционной работы, так и на всем её протяжении. Работа по развитию у детей способности дифференцировать фонемы условно делится на пять этапов: I этап – узнавание и различение неречевых звуков. II этап – различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру. III этап – различение слов, близких по звуковому составу. IV этап – различение слогов по сходным звукам. V этап – готовность ребенка к звуковому анализу. На I этапе в процессе специальных игр и упражнений развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Детям предлагаются следующие игры: послушать звуки за окном, определить, какой музыкальный инструмент звучит, воспроизведение заданного ритмического рисунка и т. д. На протяжении II этапа детей учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Очень интересным упражнением на этом этапе является изменение характера тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука, звуковых комплексов, что было продемонстрировано вам музыкальным руководителем. На III этапе создаются условия для развития у детей способности различать слова, близкие по звуковому составу. IV этап коррекционной работы направлен на дифференциацию слогов. Это: воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога; воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными, затем с общими гласными и разными согласными звуками; а также воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости, по твердости-мягкости. На V этапе. Работа по формированию у детей навыков элементарного звукового анализа начинается с определения количества слогов в слове, затем проводится анализ гласных, далее согласных звуков. В завершении работы на этом этапе проводятся игры-сказки, подобные той, которую вы сегодня увидели. Ее целью было: формирование у детей навыков звуко-буквенного анализа слов, посредством игровых технологий. Задачи: 1. Формировать навыки фонематического восприятия через систематизацию знаний детей о гласных и согласных звуках 2. Формировать мотивацию учебно-игровой деятельности, опираясь на самоконтроль за поведением и речью. 3. Развивать эмоционально-волевую сферу способность, сосредотачивать внимание на выполнении действий. 4. Воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в коллективе. Диагностика уровня развития фонематического восприятия на конец учебного года по тем же критериям показала, каких результатов мы смогли достичь, используя ранее перечисленные методы и приёмы коррекционной работы. Предложенная система работы, которая включает в себя своевременное выявление недостатков фонематического восприятия и планомерное их устранение, существенно поможет ребёнку овладеть умением контролировать своё произношение и исправлять его, сравнивая речь окружающих с собственной. А это, в свою очередь, позволит ребёнку избежать отклонений в овладении чтением и письмом и предупредить, тем самым, вторичное отставание в умственном развитии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие у детей дошкольного возраста фонематического восприятия
Материал предназначен для воспитателей и логопедов детских садов. Описывается поэтапная работа по формированию фонематического слуха у детей. Приведены примеры игр....
Консультация для родителей "Восприятие музыки, как средство развития музыкальности детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Восприятие музыки, как средство развития музыкальности детей дошкольного возраста"...
Роль фонематического восприятия в развитии речи детей дошкольного возраста
Роль фонематического восприятия в развитии речи детей дошкольного возраста...
2021 год.Инновационный педагогический опыт "Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия,звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста"
Аттестационный материал....
Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.
Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же матери...
Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.
Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же матери...
Фонематическое восприятие и способы его совершенствования у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается понятие фонематического восприятия и этапы его формирования. Кроме этого, приводятся некоторые приемы совершенствования данного умения у детей....