Русский музыкальный фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.
статья (младшая группа)

Мутовкина Раиса Васильевна

Детство – то время, когда возможно подлинное  погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно важно в усвоении речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_folklor.docx439.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Колокольчик».

Русский музыкальный  фольклор  как средство  развития речи детей дошкольного возраста.    

C:\Users\я\Desktop\IMG_1849.JPG 

     

Выполнила: Воспитатель 1 кв. категории

Мутовкина Раиса Васильевна

Сосновское

2018год

Детство – то время, когда возможно подлинное  погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно важно в усвоении речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости, допускают факт того, что ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Не говоря уже о том, что  такие жанры русского народного творчества  как колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки практически  отсутствуют  в семейном воспитательном процессе. По данным Д.Б. Эльконина рост словарного запаса ребенка, как и усвоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания.

       Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник  образовательных возможностей.

           Ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста  является игра.  Богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр, которые не обходятся без песен. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава «Ладушки — хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями.

В доречевом периоде детства народные пестушки, песенки-прибаутки являются первыми речевыми упражнениями, которые используют родители для формирования речевых впечатлений: кто в детстве не слышал «ладушки», «петушок-петушок», «прыг-скок, прыг-скок», «сорока-сорока…», «по кочкам – по кочкам»? Преимущества народных пестушек, говорушек в том, что они  одновременно  развлекают, учат  говорить в игровой форме, помогают усваивать народную мелодику, так как часто произносятся нараспев. При формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый.  

             С   помощью коротеньких попевок, прибауток  можно развивать фонематический слух, так как в них используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий, например, попевка «Динь-дон, динь-дон, загорелся кошкин дом».    Пение  песенок - попевок позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщает именно к такой форме изложения собственных мыслей, которая способствует формированию образности речи дошкольников,  словесному творчеству детей.

      Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения можно использовать прибаутки на звукоподражание. Воспитатель читает текст, дети включаются и произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания. Учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности, детям предлагаются различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи, более ярко выразить вопросительную или восклицательную интонацию, передать какое-либо намерение. Например: «Наши уточки с утра: Кря – кря – кря!…». Следует обратить внимание детей на различную силу звучания их голосов: петушок поет громко, громче всех, гуси тоже гогочут громко, утки крякают отрывисто, как и гуси, но не столь громко и т.д. Таким образом, можно использовать все возможности устного народного творчества для развития звуковой культуры речи ребенка.  

       Овладение родной речью должно происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку. Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Фольклор значительно расширяет владение русским языком (вербальные способности, мышление), речью. Детские песни поддерживают интерес к поэтическому слову, не дают угаснуть чувству юмора.    Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни (сто и более стихов), которые доступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом, полускандироваться в хороводе, в сопровождении народных инструментов Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких,  и всегда служат развитию речи. Преимущества  развития речи  на основе фольклора заключается в синтезе основных форм художественной деятельности — музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.

         Духовно-нравственное возрождение невозможно осуществить, не осваивая  культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства. Видный педагог В.Н.Сорока – Росинский подчеркивал, что народ, утративший свои корни, становится потерянным для общества и ничто так не способствует  формированию и развитию личности как  обращение к народным  традициям, творчеству, поскольку находясь в естественной речевой обстановке, он легко, интуитивно осваивает его.  

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

педагогический совет - традиционная форма методической работы. изменение структуры педагогического совета, отказ от привычной формы требует дополнительной подготовки. Вашему вниманию предлагается ...

"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...

"Использование элементов русского фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста" (отчет по самообразованию)

Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в си...

Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с русским народным фольклором.

Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с русским народным фольклором. Из личного опыта работы....

"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Влияние русского народного фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста".

Главная задача в области развития речи детей младшего дошкольного возраста  -  помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Источником развития выразительности детской речи являются...