Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
статья (средняя группа) на тему
Материалы статьи в своей работе могут использовать музыкальные руководители и воспитатели ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
Проект ФГОС подразумевает развитие детей в четырех образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития. Дети должны приобрести опыт в различных видах деятельности в их перечень входит как игровая, так и музыкальная деятельность. В старшем дошкольном возрасте игра не перестает быть основным видом деятельности, но ее разнообразие и интеграция с другими видами деятельности делает игры привлекательней, а сюжеты разнообразнее, что дает детям среду для развития своих творческих способностей.
Социальный заказ общества ориентирует отечественную педагогику на развитие каждого ребенка как субъекта собственной жизни, человека, способного к самостоятельной творческой деятельности. Педагогика и психология накопили значительный опыт исследования творчества(И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, Л.Н. Столович и др.). Идеи практической психологии и диагностики творчества изложены в работах Л.С. Выготского, P.M. Грановской, Ю.С. Крижанской, Т.Д. Марцинковской, Б.М. Теплова, Дж. Роджерса.
Для полноценного развития творческих способностей детей в игре, ребенку необходима ориентация ребенка на творческого художественного продукта, что не всегда создается педагогами в условиях современного дошкольного образования.
Чтобы развивать у детей творческие способности в музыкально-игровой деятельности, необходимо создать среду, где дети будут постоянно «общаться» с музыкой. Музыка помогает детям понять настроение героев, их эмоциональное состояние, особенно во время театральной или сюжетно-ролевой игры. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность игр с использованием музыки в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Игровое действие должно помочь дошкольнику в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними, стимулировать детей на активную игровую позицию, создание нового образа, персонажей и сюжета.
Именно организация творчески ориентированной среды, которая включает инструментальное обеспечение, творческие продукты детей, варьируемые в разнообразных формах музыкально-игровой деятельности (речевые игры, ритмодекламация, пальчиковые игры, игры со звуком, игры с жестами, игры с ритмом, игры с палочками, игры с инструментами, двигательные игры, коммуникативные игры, элементарный театр, пластическое интонирование, танцевальные миниатюры, элементарные танцы) дают детям полноценное развитие для проявления своего творчества.
Вот некоторые примеры игр, которые совместно с музыкальными приемами будут способствовать развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста:
Пример 1. Игра: «Угадай-ка».
Цель: помочь детям старшего дошкольного возраста в игре войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике.
Игровой материал. Кубик с изображениями на гранях.
Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит несложная, веселая мелодия, дети передают кубик другу. Педагог и дети произносят текст:
Кубик другу отправляем,
Кому кубик попадает,
Ты подумай, не спеши
Спой, сыграй или спляши!
Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол, говорит, кто изображен или что изображено на верхней грани кубика, затем по желанию проводит знакомую игру с детьми, читает стихотворение или исполняет песенку и т. п. Если у ребенка возникают трудности, педагог предлагает детям по желанию выполнить условие игры.
Пример 2. Игра: «Узнай сказку» (Игра на определение характера музыки)
Цель: различать контрастный характер частей в музыке в связи с ее содержанием и развитием музыкального образа.
Игровой материал. Две квадратные карточки спокойного, зеленого цвета, обозначающие первую и третью части музыки, в которых раскрывается нежный лиричный образ Красной Шапочки. А также один квадрат тревожного, красно-оранжевого цвета обозначающий среднюю часть, характеризующую появление Серого Волка.
Методика приведения. Вспомнив сказку о Красной Шапочке, дети слушают трехчастную пьесу, в которой две части одинаковые, а вторая - контрастная по характеру. Внимательно прослушав пьесу, дети высказывают свое мнение, где музыка рассказывает о Красной шапочке и где - о Сером Волке.
Затем взрослый говорит: «В начале произведения музыка звучит весело - это Красная Шапочка радуется, что идет к бабушке. А за кустом притаился Серый Волк. И музыка зазвучала тревожно, даже страшно. Но скоро музыка изменилась снова. Красная Шапочка рада - вот и бабушкин дом.
Послушайте стихи:
Красная Шапочка песенку поет.
Красная Шапочка к бабушке идет.
А в чаще за кустами Серый Волк сидит,
Щелкает зубами, за девочкой следит.
Красная Шапочка песенку поет.
Красная Шапочка к бабушке идет.
А теперь послушайте музыку еще раз и определите, сколько в ней частей и все ли они разные». После повторного исполнения пьесы, дети выкладывают карточки в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки, т. е. менялись музыкальные характеристики сказочных героев.
Музыкальный репертуар. «Красная Шапочка и Серый Волк» И. Арсеев.
Пример 3. Игра: «Кот и мыши» (Игра на различение динамических оттенков.)
Цель: совершенствовать умение детей различать динамические оттенки, развивать творческую фантазию, умение выразительно передавать музыкально-игровой образ.
Ход игры: Взрослый читает стихотворение, сопровождая его музыкальными отрывками, исполняемыми в той динамике, которая озвучена стихотворением, дети выполняют действия, согласно тексту и динамике.
Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот. Очень тихо всегда он ходил. Громко настойчиво кушать просил. Да чуть потише на печке храпел. Вот вам и все что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой, будто затеял с мышами он бой. Громко крича, он их всех исцарапал воими зубами, когтистою лапой. В страхе тут мыши тихо взмолились: Ой, пожалей, пощади, сделай милость! Тут чуть погромче воскликнул кот «Брысь!» и врассыпную они понеслись.
Пока кот спал, происходило вот что:
Мыши тихо вышли из норки, Громко хрустя, съели хлебные корки. Потом чуть потише смеялись над котом, они ему хвост завязили бантом. Василий проснулся и громко чихнул; к стене повернулся и снова заснул. А мыши лентяю на спину забрались, до вечера громко над ним потешались.
Музыкальный репертуар. «Громкая и тихая музыка» Г. Левкодимова.
Вывод: музыка положительно влияет на все сферы развития детей дошкольного возраста. Она не только помогает детям понять многие моменты, связанные с героем, сюжетом и т. п., но помогает настроить детей на положительный лад, дает мотивацию для самостоятельной творческой деятельности детей. Приобщение дошкольников к музыке во время игры - неотъемлемая часть обучения, развития и воспитания будущего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/19/picture-655415-1439964176.jpg)
Презентация: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности
Использование на музыкальных занятиях театрализованной деятельности создает возможность приобретения дошкольниками многообразного опыта в связи с музыкой - опыта движения и речи; слушателя, исполнител...
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театральной деятельности».
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИДанный проект предназначен для воспитателей в работе с детьми старшего дошкольного возраста для развития творческих способностей средствами...
Презентация проекта «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности»
Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Наиболее эффективным средством для развития творческ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/05/picture-1102501-1549356733.jpg)
Из опыта работы: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности
Творчество и ребёнок — две неотъемлемых составляющих процесса развития. Любой ребёнок с удовольствием занимается рисованием, лепит, делает поделки. Творчество — это то, что приносит радост...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-502672-1413820984.jpg)
Перспективный план по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности
Перспективный план по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-502672-1413820984.jpg)
Конспекты образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности
Конспекты образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-128049-1351944241.jpg)
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности
актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволил нам обратиться к театральной деятельности в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художест...