Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений и основ танцевального искусства «Если хочешь танцевать».
методическая разработка по музыке

Баландина Наталья Михайловна

Ещё в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство  для успешного художественного и нравственного воспитания. Он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит  радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и  любовь  к  прекрасному. Танец – это всегда выражение того или иного эмоционального состояния. Каждое движение, жест и характер их исполнения имеют определённое значение. И с этими значениями необходимо знакомить ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_hochesh_tantsevat._2-_kopiya.doc264.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад  № 67 «Виктория»

                                                      Г. Смоленск

                 

                            

                                       УТВЕРЖДАЮ

Заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №67 «Виктория» города Смоленска

_______________Н.В. Сафонова

приказ от 31.08.2021 № 327од

ПРИНЯТО

на педагогическом совете муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №67 «Виктория» города Смоленска

протокол от 31.08.2021 № 1

ПРОГРАММА

развития  творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам музыкально-ритмических движений  и основ  танцевального искусства

«ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ТАНЦЕВАТЬ».

                                         

                                                             Содержание:

                 Актуальность

    Танец играет не маловажную роль в развитии и воспитании детей. Это связано с его многогранностью, которая сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, эстетического и художественно-эстетического развития и образования.  Ещё в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство  для успешного художественного и нравственного воспитания. Он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит  радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и  любовь  к  прекрасному. 

      Танец – это всегда выражение того или иного эмоционального состояния. Каждое движение, жест и характер их исполнения имеют определённое значение. И с этими значениями необходимо знакомить ребят.

     В процессе обучения все эти средства взаимосвязаны. В наше время детские танцы очень многогранны и разнообразны, дети любят танцевать. Задача взрослых – воспитать эстетический вкус, понятие «модно и красиво», «зрелищно  и эстетично», чтобы некоторые современные танцевальные направления не оказывали обратное влияние на эстетическое развитие детей.. Систематические занятия танцами развивают фигуру, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека собранность и элегантность. Танец – одно из средств эстетического воспитания и должен доставлять удовольствие, как зрителям, так и танцорам.

  • Цель программы: развитие творческих способностей дошкольников посредством танцевального искусства, способности к самовыражению в танце.
  • Задачи программы:
  1. Обучающие:

  формировать музыкально-ритмические навыки;

 обучить умениям и навыкам танцевального мастерства;

  обучить простейшим элементам классического и народного танца;

 сформировать умения и навыки выступления перед зрителями

.  

  1. Развивающие:

 Сформировать правильную красивую осанку;

 Способствовать снятию мышечного и психологического торможения посредством танцевального движения;

 Развить координацию движений, гибкость и пластику;

 Развить чувство ритма;

 Развить память и внимание;

 Развить артистизм и эмоциональность;

 Развить творческие танцевальные способности;

  Развить спортивные качества: силу, выносливость, скорость.

  1. Воспитывающие

  Привить трудолюбие;

  Воспитать собранность и дисциплину;

 Воспитать стремление к саморазвитию;

  Воспитать культуру поведения и общения;

 Воспитать умение ребенка работать в коллективе;

 Воспитывать чувство ответственности, трудолюбия.

Новизна программы состоит в новых подходах к критериям оценки результативности обучения начинающих танцоров. Программа создана с учетом специфики образовательного процесса в детском саду и ставит перед собой задачи достичь правильности танцевального исполнения, раскрыть пластическую выразительность у воспитанников.

Глава I

Организация внедрения системы по развитию музыкально – ритмических движений средствами ритмопластики

        На первом этапе исследовательской работы проводилось теоретическое изучение предмета исследования, постановка цели и задач, планирование исследования, сбор предварительных сведений об объекте изучения, формирование гипотезы и подбор методического материала.

     Работа  была организована с сентября 2021г. по май 2023 г. Для внедрения системы работы были взяты дети старшего дошкольного возраста.

        Основная задача констатирующего этапа работы – выявление первоначального уровня сформированных музыкально-ритмических способностей при помощи таких методов исследования как наблюдение, беседа с детьми (определение предпочтения музыкально - ритмической        деятельности), диагностика        сформированной музыкально-ритмической деятельности.

     В процессе системной работы был проведена диагностика на начальном этапе, которая позволила выявить уровень освоения музыкально - ритмическими и танцевальными движениями, которыми владеют дети старшего дошкольного возраста. В диагностике, проходившей по трем критериям: музыкальность, двигательные навыки, творческие проявления и артистизм,  приняли участие 23 ребенка.

Получены следующие результаты:

уровень

Музыкальность

Двигательные навыки

Творческие проявления,

артистизм

оптимальный

22%

12%

20,5%

допустимый

47%

39%

48,5%

критический

31%

49%

31%

Результаты исследования свидетельствуют о том, что уровень музыкально-ритмической деятельности на констатирующем этапе соответствует критическому, вследствие чего была начата работа по разработанной системе

   

 Внедрение системы проводилось по следующим критериям:

  1. По уровню овладения музыкально-ритмическими движениями.
  2. По уровню овладения двигательными навыками и танцевальными движениями.
  3. По степени развития технических умений.

        Соответственно этим критериям в процессе музыкально - ритмической         деятельности была взята группа из 23 детей, имеющих достаточный творческий потенциал для работы.

       Тематическое занятие по данному проекту проводилось  с данной группой 1 раз в месяц.  Занятие включает  хорошо ранее изученный,   находящийся в стадии разучивания и новый для освоения  материал. Продолжительность 25-30 мин. каждое, а так же индивидуально в свободное от занятий время.

Одним из главных условий развития у

дошкольников творчества являются:

  1. желание заниматься музыкально-ритмической деятельностью;
  2. желание овладеть языком танцевальных движений;
  3. сочетание в процессе обучения  игровых и творческих моментов.

       В работу по развитию творческих способностей через музыкально - ритмические и танцевальные движения были включены следующие направления обучения:

1. развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений,

    куда входили задания направленные на овладение детьми

    следующими действиями:

    - выразительность

    - индивидуальная манера исполнения

    - умение осмыслить и сориентироваться в соответствии с музыкой

  1. Развитие творческих способностей, овладение языком танцевальных движений.
  2. Совершенствование музыкально - ритмических и танцевальных навыков.

  В данную работу вошли следующие материалы:

1. Система развития музыкально-творческих способностей детей

2. Календарно-тематический план работы.

3. Последовательность формирования творчества  у детей танцевальной    деятельности.

4.Конспект занятия в старшей группе по развитию танцевального музыкально-

на тему «Колобок – румяный бок».

5.Диагностика

     Работа была организована с детьми всей группы, чтобы дети не теряли интерес к изучаемому материалу. Над каждым упражнением или этюдом не работала дольше 2-4 занятий подряд. Даже если за это время выполнены не все поставленные задачи, считаю, что лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.

    В процессе обучения использовались различные атрибуты и яркий, эстетически-выразительный игровой материал.                                        

    На занятиях поддерживала  доброжелательную обстановку, искренний и чуткий интерес к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников; но обращается внимание ребенка на несоответствие его движений заданному образному содержанию, характеру музыки.

    Считаю, что очень важно воспитывать такое же внимательное отношение детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям  своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей.

    Все это создает действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества.

    В процессе работы содержание занятий по овладению детьми музыкально - ритмическими и танцевальными движениями. были отобраны достаточно простые и доступные детям 5-6 лет движения танца, многие из которых рекомендованы программой «Ритмическая мозаика» - А.И. Бурениной.

Все подобранные движения составляют некоторую систему выразительных средств, позволяющую создавать разнообразные музыкально-ритмические и танцевальные композиции.

     На основе специально подобранного музыкального репертуара и  литературного материала  была разработана система музыкально - ритмических и танцевальных движений.

      Работа над выразительностью исполнения музыкально - ритмических и танцевальных движений начинается не после, а до того, как дети овладеют двигательными навыками. В процессе развития танцевальной выразительности дети учатся с помощью языка движений общаться друг с другом в танце, передавать в пластике различные эмоциональные состояния, близкие им по собственному жизненному опыту. Освоив этот материал, дети успешнее овладевают приемами перевоплощения.

    Вся  работа проходила поэтапно.

    I  Этап работы направлен на развитие детского музыкального

        воображения.

    II  Этап работы подчинен активному и самостоятельному

         исполнению музыкально - ритмических  движений на основе

         накопительного опыта детей.

         В процессе  внедрения системы, диагностика проводилась трижды:

         начальный этап – сентябрь 2021г,

         середина этапа       -   май  2022

         конечный этап     -      май 2023г

На итоговом этапе работы был сделан повторный срез уровня сформированных музыкально - ритмических и танцевальных движений, который позволил выявить следующие результаты:

по результатам заключительного среза были зафиксированы положительные изменения в показателях по всем диагностируемым линиям музыкально  - ритмической  и  танцевальной  деятельности.

      Таким образом, опираясь на полученные результаты, можно сделать следующий вывод: уровень сформированных музыкально - ритмических и танцевальных движений достиг максимального подъема и соответствует поставленным целям и задачам системной работы.

Сравнительная диагностика развития        танцевального

 творчества средствами ритмопластики

                                            за период 09. 2021г. по 05. 2023г.

уровень        

Музыкальность

нач.       сер.   кон.

Двигательные навыки

нач.       сер.   кон.        

Творческие проявления, артистизм

нач.       сер.   кон.

оптимальный

25%

46%

78%

10,5%

39%

76,5%

21,5%

37,5%

81%

допустимый

47%

43%

22%

48,5%

43%

23,5%

49%

54,5%

19%

низкий

28%

11%

0%

41%

18%

0%

29,5%

8%

0%

           Что показатели оптимального уровня выросли: музыкальности на  53%, двигательные навыки на 66%, творческие навыки и артистизм на 59,5%.

Допустимый уровень  по всем критериям значительно снизился: музыкальность на 25%, двигательные навыки на 25%, творческие проявления и артистизм –  на 30%.

Критерии низкого уровня снизились: музыкальность на 17%, двигательные навыки на 23%, творческие проявления и артистизм –  на 21,5%.

 Освоение детьми старшего дошкольного возраста музыкально-ритмическими и танцевальными движениями своевременно позволяет  перейти к более развернутым и сложным танцевальным композициям, используя которые можно продолжать развитие детского творчества в танце (исполнительского и «композиционного»).

                         

     Заключение

1.  Развитие творческих способностей детей возрастает и приводит к       положительным результатам, если педагогическая

     деятельность в музыкально - ритмическом и танцевальном

     направлении  реализуется в соответствии с их  подготовленностью.

2.  Данный подход к обучению музыкально - ритмической и

     танцевальной деятельности оказался эффективным, что

     выразилось в достоверно высоких показателях при оценке

     уровня овладения и продвижения в освоении программного

     материала.

3.  Критерии оценки диагностики существенно помогают в

     уточнении направления и характера работы с детьми по

     развитию музыкально - ритмического и танцевального

     творчества.

                                                    Литература.

1.    О.Н. Арсеневская « Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду». Изд. « учитель» 2009г. Волгоград.

2.    Н.И.Безлатная «Ритмика и хореография в ДОУ» Щелково 2009г.

3.    С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина « Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет». Москва. « Просвещение»1983г

4..   С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина « Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски детей 6-7 лет. Москва. «Просвещение»1983г.

5. А.И.Буренина « Коммуникативные танцы-игры для детей». « Ритмическая пластика для  дошкольников».

6. Е.В.Горшкова « От жеста к танцу». 1кн. « Методика и конспекты занятий по развитию у детей     5 -7 лет творчества в танце». Москва, изд. « Гном» 2002г.

7.    Н.Зарецкая, З.Роот « Танцы в детском саду». Москва, изд. Айрис ПРЕСС 2003г.

8.    И.Каплунова, И.Новоскольцева « Потанцуй со мной, дружок». Санкт-Петербург 2010г.

9.    М.Ю.Картушина « Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет». Москва,2010г.

Изд. « Т.Ц.Сфера».

10.  М.Ю.Картушина « Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет». Москва 2010г.  Изд. « Т.Ц.Сфера».

11.  Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей:

Избранные статьи о музыкальном просвещении и

Образовании. – Л. – М., 1986.

12.  Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова « Театрализованные игры в детском саду».

Москва. Изд. « Школьная пресса» 2000г.

13.  О.В.Усова « Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр танца».  Екатеринбург 2001г.

Система развития  творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам музыкально-ритмических движений  и основ  танцевального искусства

                                 I этап

  1. Подготовка необходимой документации

  1. Определение программы работы с детьми по видам

  музыкальной деятельности

3.Составление календарных планов

                                II этап

  1. Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей
  2. Выступление на мероприятиях ДОУ

                              III этап

  1. Реализация учебно-воспитательного процесса и

индивидуальной работы с детьми

  1. Работа по формированию у детей творческих действий с

использованием творческих заданий

                            IV этап

  1. Диагностика
  2. Показ открытых мероприятий

Причины, побудившие к изменению своей педагогической практики

  • Недостаточно развиты умения импровизировать под музыку;
  • Недостаточно развиты навыки фантазирования и воображения старших дошкольников;
  • Недостаточно развиты слуховые представления дошкольников;
  • Неумение выражать музыкальные впечатления в движении;
  • Недостаточно сформированы навыки художественного исполнения различных образов в танцах, театральных постановок,  инсценировки песен.

Методы деятельности:

1.  Словесные (беседы, показ, пояснение, художественное слово)

2.  Наглядные (наблюдения, демонстрация видеозаписей)

3.Практические (упражнения подражательного исполнительства и творческого, показ)

4.  Игровые

Концепция изменений

Использование новых форм, средств, методов и элементов здоровьесберегающих технологий (ритмопластики)  в музыкальном развитии детей. Дошкольники учатся владеть своим телом, как выразительным инструментом. Использование ритмопластики в организации музыкальной деятельности способствует  гармоничному   развитию  ребенка, становлению его личности.

Описание инновационной деятельности

             По своей природе ребенок очень активен, подвижен, деятелен, простоват, трогателен и  естественен  в своих музыкальных выражениях.

          Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально – ритмических  движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, рассматриваю их, как  начало его будущей творческой деятельности. Творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности.

           Творческая активность детей в ходе освоения проекта, развивалась постепенно путём целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активации чувств, воображения и мышления. Она открыла путь к восприятию разнообразных музыкальных образов, дала возможность осуществлять перенос сформированных черт личности на другие области деятельности.

         Во взаимодействии музыки и движения главная роль принадлежит музыке. А движение – это средство для передачи того, что в музыке выражено.

 Движение помогает ребёнку полнее и глубже понять музыкальное произведение, а музыка, в свою очередь, придаёт движениям ребёнка особую выразительность.

Основные задачи обучения детей музыкально-ритмическим движениям:

 развитие музыкальности:

 развитие способности воспринимать музыку, т.е. чувствовать её настроение и характер,  понимать её содержание

развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма

 развитие музыкальной памяти

развитие двигательных качеств и умений:  координации движений, гибкости, пластичности

воспитание выносливости

формирование правильной осанки, красивой походки

обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений

 развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку

развитие навыка импровизации

 развитие и тренировка психических процессов:

 - развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике

 - развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления

Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности:

-  воспитание умения сопереживать другим людям и животным

- воспитание умения вести себя в группе во время движения

- формирование чувства, такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и

 взрослыми.

            Что бы   дети проявляли  большой интерес к искусству танца, проводила  беседы: что же такое танец? Как он появился? Что такое мимика? Какие бывают танцы? Что такое балет? В чем заключается язык танца?

         Ещё в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство  для успешного художественного и нравственного воспитания. Он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит  радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и  любовь  к  прекрасному.

         Танец – это всегда выражение того или иного эмоционального состояния. Каждое движение, жест и характер их исполнения имеют определённое значение. И с этими значениями необходимо знакомить ребят.

Например:

поклон – приглашение к  совместной деятельности или к танцу

 раскрытые ладони рук – открытость, доброжелательность;

хлопки –  приветствие и радость;

притопы – вызов, утверждение, подзадоривание;

«каблучки»  -  вызов,  задор,  усмешка.

         Дети учатся общению в танце, умению выразить своё настроение; используют освоенные движения в танцевальном творчестве.

         Дети 5 -7 лет имеют достаточно разнообразный арсенал  выразительных средств, хорошо ориентируются в музыкальных жанрах, имеют хорошую координацию движений, владеют навыками пространственной ориентации.

         В процессе занятий формируются способность воспринимать  музыкально-танцевальный материал по словесному образу (описанию), повышается технический уровень исполнения танцевальных движений, создаются танцы с сюжетно-ролевой основой с активным привлечением самих детей к творческому процессу.

         В танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно.

         Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) – трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества и воображения. Воздействие музыки на развитие воображения происходит, прежде всего, в процессе её восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.

         Специфика танца в том, что художественные образы воплощаются с помощью  выразительных движений исполнителей, без каких либо словесных пояснений. Занятия музыкально - ритмическими движениями и ритмопластикой помогают сделать впоследствии движения танца более доступными, легкими, выразительными, эмоциональными. Кроме того, у детей с помощью этих двух составных вырабатывается координация, красивая осанка, танцевальный этикет. В танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах музыкальной деятельности.

         Как уже упоминалось, танцу  присущи  образность,  сюжетность.  Это придаёт ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, которая,  благоприятна  для развития у дошкольников творческих способностей.

         Всё сказанное показывает, что ритмопластика, танцевальный этюд, танец  - виды художественной деятельности, оптимальные для формирования и развития детского творчества.

         Детским исполнительным творчеством в танце называется выразительность, индивидуальная манера исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов.

         Показателями творчества здесь могут быть: удачный подбор движений, способствующий воплощению музыкально-пластического, танцевального образа, комбинирование известных движений.  Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец.

         Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями образным        перевоплощением        исполнителей,        разнохарактерность персонажей и их общением между собой. Благодаря этим особенностям в нём создаётся разнообразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству и, следовательно, способствующая его развитию.

         Разнохарактерность персонажей устраняет в этом виде танца возможность подражания детей друг другу. Это побуждает каждого участника самостоятельно искать  выразительные движения.

         Обучение языку движений с целью формирования у дошкольников творчества в танце может быть эффектным только на основе полноценного музыкального материала. Музыка должна активизировать фантазию ребёнка, направлять её, побуждать к творчеству использованию выразительных движений.

         В процессе обучения я использую несколько методов.

         Выразительный показ движений, танцевальных композиций задаёт наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений.

         Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать своё исполнение.

      Образный рассказ побуждает детей представить какую либо ситуацию, что бы воссоздать её в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии и воображения.

         Вслушивание в музыку и простейший анализ её выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения и на этой основе развивать воображение, побуждать к поиску дополнительных, выразительных танцевальных средств.

        Система работы направлена на развитие танцевального творчества. Разработан комплекс занятий, направленные на навык создания МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА, развитие ТАНЦЕВАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.

        Каждое занятие объединено одним сюжетом и состоит из нескольких заданий, несущих в себе определенную цель, подбор соответствующих движений, словесного и музыкального репертуара: оздоровительную или пальчиковую гимнастику, музыкально – ритмические, плясовые и  танцевальные движения, творческое задание в виде танцевальных этюдов (иногда для девочек и мальчиков отдельно), танцевальную композицию  (с предметом или без ), разучивание нового материала.

В ходе занятия осуществляются:

 - показ иллюстраций, прослушивание фрагментов музыки данного танцевального направления

 - разучивание  основных движений, составных элементов основного движения, перестроений

-  разучивание двигательных упражнений и этюдов по ритмопластике

 - обсуждение сюжета, разучивание рисунка танца

 - повторение и закрепление ранее пройденного материала

 

 - упражнения на развитие творческого воображения (танцевальные импровизации)

 - музыкальная игра, коммуникативные танцы-игры

В разделе "Музыкальный образ" я опираюсь на способность детей к подражанию,  дети  осваивают разнообразные виды движений и постепенно у них развивается умение самостоятельно исполнять выученные ранее музыкально – ритмические упражнения, упражнения в играх, танцевальных композициях.

Этот раздел помогает развитию у детей наблюдательности, памяти,

Воображения, фантазии. Выразительнее становятся координация,  мимика  и жесты, умение «оживить»  любой персонаж.

Данный раздел состоит из двух этапов: 

  1. Подготовительный.                                                                                            Освоение детьми разнообразных образно - игровых движений, раскрывающих понятный  детям образ, настроение, ощущение.

  1. Творческое  задание,  направленное на создание детьми  игрового

      этюда.

Танцевальная фантазия - основной задачей раздела является подведение детей к творчеству; умению выражать свои чувства, вызванные музыкой в свободной пляске. Вначале освоения материала третьего раздела проводиться беседа на основании прослушанных музыкальных произведений. В процессе беседы детям задают вопросы: что услышали, что почувствовали, как это можно отобразить в движениях. После повторного прослушивания музыкального произведения детям предлагают на основе знакомых им плясовых и танцевальных  движений придумать и исполнить пляску.

Танцевальные композиции - позволяют решить задачу сформировать умение импровизировать под музыку композиции свободной пляски индивидуально, в паре, коллективно, с предметами и без них.

Сотрудничество с родителями и воспитателями направлено на приобщение к проблеме детского игрового творчества. Все это осуществляется в разнообразных формах: лекции, консультации, оформление информационных стендов, памятки. Также активно используется привлечение родителей в совместную организацию музыкальных досугов.

Контроль   за  самочувствием  детей

Постоянно  следила  за  состоянием  здоровья   детей  (прислушивалась  к жалобам  детей, не заставляла  ребёнка  заниматься, если  он  этого  не  хотел)

Следила   за  чистотой  зала, его  проветриванием; удобством  одежды  и  обуви  детей (чешки)

Следила  за  охраной  и  безопасностью   здоровья  детей (отсутствие    травмоопасных     предметов  и   ситуаций)

  Не забывала  о  том, что  -  тёплая, дружественная  атмосфера  

игрового  общения  ребёнка  и    педагога  -  одно  из  главных  условий  полноценного  развития  детей

Главное -     не  столько    результат   деятельности,  сколько  сам  процесс движения, доставляющий  удовольствие,  как  ребёнку, так  и  мне.

Календарно-тематический план, первый год обучения

2021 г. – 2022 г.

Месяц, тема занятия

       Репертуар

Содержание

СЕНТЯБРЬ

Путешествие по стране «Танцеград».

Доброе утро

Веселые путешественники, муз. М. Старокадамского.

«Марш» муз. Ф. Надененко

Облака

На мосту. «Полянка» р.н.м.

Собираем камушки.

«Великаны и гномы».

 Музыка Д. Львова – Компанейца

Внимательный танцор р.н.м.

Оздоровительная гимнастика. Развитие памяти, воображения, координации. Создать доброжелательную обстановку.

Развитие  координации движений  рук  и ног   в  процессе  ходьбы,  быстроты  реакции, умения  сочетать  движения  с музыкой  и словом.

 Учить быстро и чётко реагировать на смену звучания музыки,

начинать и заканчивать движение вместе с началом и окончанием музыки,

развивать внимание, наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве.

Пальчиковая гимнастика. Развитие ритмичности, моторики рук, игровых навыков.

Обучение ходьбе боковым шагом.

Имитационные движения

Развитие ловкости, прыжков на двух ногах.

Передача музыкального образа.

учить реагировать на смену регистров в музыке и соответственно им изменять движения, соотносить движения с музыкой.

Подражание. Движения по показу.

Выразительная передача музыкальных образов, развитие творческих способностей и воображения

ОКТЯБРЬ

Путешествие в лес

 В лес за грибами

Осенний лес

Ветерок и ветер», муз. «Порыв» Шумана

Танец с зонтиком

(аудиозапись)

«Белочка», А. Буренина

Стихи с движениями

Развитие памяти, и речи, формирование правильного звукопроизношения, навыка быстро и чисто говорить, согласуя движения с текстом. создать приподнятое настроение.

Образно – тематический этюд

Развитие координации рук, ритмичного движения с амплитудой, в зависимости от звучания музыки

Тренировать в координированном, ритмичном, выразительном движении с предметом

Выразительная  передача музыкального образа, развитие творческих способностей и воображения

НОЯБРЬ

Нам сегодня весело

Осень

Упражнения с осенними листьями. Вальс А. Петрова

Озорники

Танец с прыжками (Швеция)

Игра с бубном. укр.н.м.

Пальчиковая гимнастика. Тренировать в памяти, четком произношении, согласованности движений рук с текстом. Создать доброжелательную атмосферу.

Пластический этюд с листьями

Танцевальный этюд

 

Развитие навыков ориентировки в пространстве, развитие чувства ритма, формирование коммуникативных навыков, развитие способности к импровизации движений.

Совершенствование легкого бега на носках по кругу, ритмичности, ориентировки в пространстве.

ДЕКАБРЬ

В магазине  игрушек

Лестница

Радость

Три поросенка, муз. М. Ефремова

«Начинаем перепляс» муз.М.Соснина

Мячик, муз. М.Минкова

«Чебурашка», муз. В. Шаинского

Оздоровительная гимнастика. Развитие памяти, мышления, выразительности движений под текст.

Мимический этюд

Развитие ритмичности, выразительности движений, развитие творческого воображения

Развитие творческих способностей, умения передавать музыкальные образы, коммуникативных навыков.

Формирование навыка кружения на месте на поскоках

Разучивать  с детьми танцы, тренировать в технике танцевальных движений

ЯНВАРЬ

Зимняя фантиазия

Часы муз и сл.Железновой

Зеркало

(любая веселая рус. нар. мел.)

Зимние забавы

Дуем на снежинки

 «Метелица» р.н.м.

«Попрыгунчики».

«Экосез». Музыка Ф. Шуберта 

Танец снежинок. Вальс. Муз. Ф.Шопена

Шли в поход снеговики

(аудиозапись)

Действовать в соответствии с характером музыки

Взаимодействие со взрослым, ритмичное и четкое выполнение движений по показу.

Пальчиковая гимнастика. Тренировать в развитии моторики рук, четкости смены движений в соответствии с текстом.

Дыхательная гимнастика

Тренировка в ведении хоровода, выполнении в хороводе танцевальных движений, согласуя их с текстом.

 Учить выполнять прыжки  под музыку по одному, в паре,

формировать коммуникативные качества, отметить движения, придуманные детьми.

Пластический этюд. Развитие творческих способностей, навыков владения руками и телом. Передать по своему образ легкой снежинки.

Совершенствование творческих способностей через движения, передающие образ снеговика, развитие творческих навыков.

ФЕВРАЛЬ

Мы – смелые, умелые.

Как солдаты.

«Марш», муз. Г. Свиридова

Попрыгаем - побегаем

«Марш». Музыка М. Робера.

На пароходе. Упражнение с флажками

«Морячки  и моряки», муз. О.Газманова

Танец – игра «Найди себе пару», муз. М. Старокадомского

Стихи с движением. Тренировать в выразительной передаче образов через движения и четкой ходьбе.

Развитие координации рук и ног в процессе ходьбы, развитие ритмичности, ловкости и точности движений.

Тренировать в ритмичных прыжках и легком беге друг за другом и врассыпную

Учить детей менять энергичный характер на спокойный в соответствии с различными динамическими оттенкам, продолжать знакомить  с трёхчастной формой, формировать правильную осанку.

Продолжать осваивать ритмичное движение с предметом, развивать внимание и координацию

Оздоровительная гимнастика

Закреплять навык четкой, ритмичной ходьбы под музыку марша друг за другом и врассыпную, со сменой направления.

Развитие чувство ритма, ориентирования в пространстве, внимания, быстроты реакции, коммуникационных навыков.

МАРТ

Весеннее настроение

Проказник ветер

Дует ветерок

Радуемся солнцу.

Ручеек

Веселые птицы

Я и солнышко (аудиозапись)

Флешмоб «Моем» му. А. Кузнецов

Оздоровительная гимнастика. Развитие пластичности и координации рук.

Дыхательная гимнастика.

Мимический этюд.

Развитие слуховой памяти, коммуникативных навыков – выбирать партнера.

Развитие внимания, творческого воображения способности к импровизации.

Действовать по показу взрослого. Закреплять навык водить хоровод, сужать и расширять круг.

Передавать образные движения, согласно тексту песни,  тренировать в ритмичности, синхронности движений.

АПРЕЛЬ

На бабушкином дворе.

«Паровоз», муз. и сл. Железновой

Весенняя  березка

Ходит по двору петух

«Птичий двор». Песня «Ки – ко – ко» Пипо Франко

«Поросята», муз. Дж. Уотта

Упражнение «Сороконожка» муз.Железнова

Упражнение с цветами, муз. Г. Гладкова «Добрая фея»

Парный танец «Детки конфетки» муз. А. Шаханина, сл. Ларисы Мизиной.

Развитие  ритмичности, координации  движения рук в сочетании  их с топающим шагом.

Пальчиковая гимнастика. Развитие воображения, координации, выразительности и ритмичности рук.

Формирование  навыка передачи образа через движения, согласование движений  с текстом, красивой осанки.

Развитие  ритмичности, координации,  творческих способностей детей, воображения.

Побуждать детей действовать в группах синхронно, развивать коммуникативность.

Развитие музыкальности, мягкости, плавности, способности к импровизации с предметом.

Танцевать парные танцы, согласовываядвижения с характером музыки, используя современные  танцевальные движения

МАЙ

Весеннее настроение

Приветствие «Здравствуй»

Греем на солнышке щечки

«Белые кораблики», муз. В. Шаинского

«Кошка и девочка», лит. нар. мел.

Песня «Две капельки росы»

(аудиозапись)

«Сегодня салют» муз. М. Протасов
сл.
В. Степанов

Оздоровительная гимнастика. Создание приподнятого настроения, развитие коммуникативных навыков, доброжелательности

Закрепление  навыка движения пружинки с поворотом, формирование красивой осанки.

Развитие  легкости, плавности движения рук, координации и выразительности.

Развитие творческого воображения, способности к импровизации.

Танцевальное творчество

Тренировать в беге на носках по кругу, ритмичных хлопках, кружении на носках на месте.

Закреплять навык движений с предметом, добиваться четкого, ритмичного  и синхронного исполнения движений.

Календарно-тематический план, второй год обучения

2022 г. – 2023 г.

                   

Месяц, тема занятия

Репертуар

Содержание

СЕНТЯБРЬ

Веселая прогулка

Мы по городу идем

Прогулка

Дощечка.

Веселые лягушата

«Голубая вода». Муз. П. Мориа

Рыбка плавает в пруду.

 Рыбачок. Буренина

Делай как я

Оздоровительная гимнастика. Развитие памяти, артикуляции, координации.

 Ходьба парами в соответствии с характером

музыки.

Обучение ходьбе боковым шагом, формирование красивой осанки.

Имитационные движения

Развитие ловкости, прыжков на двух ногах.

Развитие плавности, музыкальности и мягкости рук, гибкости и пластичности тела.

Расскажи стихи руками

Танцевальный этюд

Подражание. Движения по показу. Взаимодействовать со взрослыми танцорами, движения выполнять ритмично, точно под музыку.

Октябрь

До свиданья, лето!

НА ЛУЖАЙКЕ

 «Лесная зверобика» (игра – превращение)

Мотыльки

Солнышко (мое)

После дождя

«Волшебный цветок», муз. Ю. Чичкова

Оранжевое лето.

Парная полька

Оздоровительная гимнастика.

Развитие памяти и речи, наблюдательности и фантазии, формирование правильного звукопроизношения, навыка быстро и чисто говорить, согласуя движения с текстом. создать приподнятое настроение.

Развитие выразительности подражательных движений.

Передача  музыкального образа, развитие ориентирования в пространстве.

Стихи с движениями


Имитационные движения

Развитие чувства ритма, выразительности танцевальных движений, воображения.

Развитие мышления, наблюдательности и фантазии, танцевального творчества.

Закреплять навык танца в паре. Развивать навык синхронности и выразительности движений. Формировать красивую осанку.

Декабрь

Мы - фантазеры

Зимние забавы

Лесные жители.

Снежинки. Муз. В. Шаинского

Чудесное превращение.

«Часы». Муз. Боромыковой О.С.

Танец  месяца и звезд. Муз. П. Мориа

Пальчиковая гимнастика.

Создать эмоциональный настрой, радостное настроение. Тренировать в создании имитационных движений.

Имитационный этюд. Развитие творческих способностей.

Развитие плавности, мягкости, координации рук.

Танцевальный этюд.

Развитие чувства ритма; укрепление боковых мышц. Умение согласовывать текст с выполнением движений.

Разучивание танцевальной композиции. Совершенствование пластичности, выразительности движений, передающих музыкальный образ.

ЯНВАРЬ

Музыкальный остров

Веселые инструменты.

Мы – музыканты

Гармошка

Кто кого перепляшет?

Танец – игра с игрушками

«Аэробика», муз. Ю.Ю.Чичкова

Буги – вуги (аудиозапись)

Пальчиковая гимнастика.

Развитие памяти, выразительности, координации, мелкой моторики пальцев и рук

Пластический этюд. Развитие танцевального творчества.

Осваивать плясовые движения, развивать координацию ног

Развивать танцевальное творчество детей, ритмичность и координацию, коммуникативные навыки.

Развитие музыкального слуха, чувства ритма, воспитание дружелюбных отношений, развитие внимания, быстроты реакции.

Развитие координации, точности движений, выразительности пластики, умения вслушиваться в слова и музыку, точно передавая все нюансы песенки в движениях.

Разучивать танцы с использованием современных танцевальных движений

Февраль

В гостях у сказки

Замочек

Чудесные превращения

Колобок

«Красная Шапочка», муз. А. Рыбникова.

«Буратино», муз. Рыбникова

«Танец  Троллей», муз. Э.Грига

«В пещере горного короля»

«Вместе весело шагать по просторам». Муз.В.Шаинского

Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики пальцев, памяти.

Танцевальный этюд

Тренировать в движении поскока

Развитие координации движений,  чувства ритма, умения переносить вес тела с ноги на ногу, творческого воображения, памяти и внимания, быстроты реакции.

Развитие точности движений, выразительности пластики, умения вслушиваться в слова и музыку, точно передавая все нюансы песни в движениях.

Самостоятельно придумывать танцевальные движения.

Развитие музыкальности, выразительности движений, фантазии, воображения, способности к импровизации, воспитание умения вести себя в группе во время движения.

Формирование навыков ходьбы, исполнения ритмичных поскоков, развития чувства ритма, координации движений.

Март

Делу время, а потехе - час

Кошки – мышки

«Девочки и Кошки», муз. М. Козлова «Расплата»

«Два барана», муз. М.Козлова

«Воздушная кукуруза». Муз. Т. Спенсера

Плетень

«Тень, тень, потетень»

Рус нар мел.

Парный танец «Шалунишки» группа Барбарики

Танцевальный этюд

Развивать воображение, навык выражать в движении содержание песни.

Способствовать развитию выразительности движений, творческих способностей, навык импровизации.

Музыкально – ритмическая композиция. Развитие чувства ритма, координации, точности движений, гибкости и пластичности, чувства ритма, способности к импровизации. Развитие эмоциональной сферы и выражение эмоций в мимике.

Коммуникативная игра.

Развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений, передавать в танце характерные виды движений.

Танцевать веселые современные танцы, согласовывать движения с текстом песни, исполнять движения в паре.

Апрель

Музыкальное настроение

Пришла весна

«Красный сарафан», муз. А. Варламова.

Танцевальная композиция для девочек.

«Под музыку Вивальди», муз. С.Никитина

Игра с перестроением

Козочки и Волк

Музыка  из  к-ф «Звуки  музыки»

Пальчиковая гимнастика

Тренировать в развитии моторики рук, четкости смены движений в соответствии с текстом.

Закрепление примет времени года.

Продолжать  знакомить детей  с народной  культурой, учить  выделять  особенности русского  медленного  хороводного  танца, осваивать  движения  хоровода (круг, «змейка»)

Музыкально – ритмическая композиция. Развитие музыкальности, пластичности, умения согласовывать дыхание с движением рук и характером мелодии

Способствовать развитию умения радоваться и сопереживать, формирование чувства такта.

Формирование навыков перестроения в пространстве зала, навыков координации движений рук и ног при ходьбе, развитие ритмического слуха, воспитание внимания, быстроты реакции, самостоятельности.

Знакомить  со  сказочными  героями, научить  правильно  передать  их  образы  в  движении, жестах  под  звучание  музыки.

Май

Веселье на лугу

На зеленом,  на лугу.

«Весёлая  пастушка»

Французская  народная  песня «Весёлая  пастушка»

Светит месяц

Ручеек с платочком

«Танец цветов и бабочек», муз.Ф. Шуберта, «Весенняя серенада»

Оздоровительная гимнастика. Тренировать в четком, выразительном произношении текста, согласованности с ним движений.

Танцевальный этюд.

Учить детей  умению  создать положительную  эмоциональную  атмосферу; воспитывать нежное  отношение  к животным  и друг  к  другу

Развитие чувства ритма, умения  слышать музыкальные фразы, формирование навыков исполнения приставного шага, воспитание коммуникативных навыков.

развитие слухового внимания, чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, ориентировки в пространстве. Воспитание коммуникативных навыков — умение выбрать партнера.

Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку; развитие творческого воображения и фантазии.

Темы занятий могут  варьироваться, меняться и дополняться. Например:

Месяц, тема занятия

       Репертуар

Содержание

Веселый цирк

Марш. Муз. Г.Свиридова

Цирковые лошадки.

Пластический этюд

«Клоуны», муз. Д.Кабалевского

Этюд с обручами Муз. М. Зацепина

Координировать движения рук и ног в процессе ходьбы, развитие ритмичности,  ловкости и точности движений. Тренировать в четкой ходьбе, формировать красивую осанку.

Тренировать подвижность нервных процессов, умение сочетать движения с музыкой в быстром темпе. Осваивать технику движения «прямой галоп».

Развитие творческих способностей, навыков импровизации.

Тренировать в умении выразительно передавать музыкальные образы в соответствии с характером музыки.

Формировать навык ритмично, выразительно двигаться с предметом.

К бабушке в деревню

Дети и природа.

Домашние животные

Птичий двор.

Кошки – мышки

Русский танец

«Ручеек» с  платочком

Р.н.м. «Гори, гори ясно»

Обратить внимание детей на красоту творений волшебницы-природы,

Развитие воображения, творческих навыков, имения импровизировать.

Пальчиковая  гимнастика.

Развитие памяти и речи, наблюдательности и фантазии, формирование правильного звукопроизношения, навыка быстро и чисто говорить, согласуя движения с текстом.

Развитие ритмичности, координации, навыка смены движений под музыку.

Действовать по показу взрослого, развитие слухового внимания, чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, ориентировки в пространстве.

Разучивание элементов русской пляски.

Развитие слухового внимания, чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, ориентировки в пространстве.

Воспитание коммуникативных навыков — умение выбрать партнера.

                                  Критерии диагностики

Музыкальность

1.Внимательно слушает

музыку до конца, способен высказаться о характере, содержании произведения самостоятельно.

2. Двигается в соответствии с характером музыки, самостоятельно меняет движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.

3.Самостоятельно определяет на слух танцевальные жанры, изучаемые на занятиях.

4. Ритмично выполняет движения под музыку.        

1. Слушает музыку до конца, отвлекаясь. Высказывается о содержании и характере произведения с помощью наводящих вопросов.

2. Двигается приблизительно в характере музыки, с помощью подсказки педагога меняет движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.

3. Определяет на слух танцевальные жанры, изучаемые на занятиях с помощью подсказки педагога.

4. Не всегда ритмично выполняет движения под музыку.

1.Не может дослушать музыку до конца, отвлекается. Не может высказаться о характере и содержании произведения.

2. Не может передать в движении характер музыки, не слышит музыкальные фразы, движения меняет хаотично.

3. Не может определить на слух танцевальные жанры, изучаемые на занятиях.

4. Движения выполняет под музыку не ритмично.

Двигательные навыки        

1.Уверенно знает части тела. Правильно сочетает движения рук и ног в танцевальных композициях.

2. Свободно и самостоятельно выполняет перестроения, предложенные педагогом, а так же использованные в танце.

3. Точно и ловко выполняет танцевальные движения.

4. Мягко, плавно и музыкально

выполняет движения руками в соответствующем контексте.        

1. Неуверенно знает части тела. Плохо координирует  руки и ноги в танцевальных композициях.

2. Выполняет перестроения с помощью подсказки педагога или детей.

3. Танцевальные движения выполняет приблизительно.

4. Испытывает трудности с выполнением мягких и плавных движений руками в соответствующем контексте.

1. Плохо знает части тела. Путает сочетание рук и ног в танцевальных движениях.

2. Путается в перестроениях, плохо ориентируется в пространстве.

3. Танцевальные движения выполняет с трудом.

4.  Коряво выполняет движения руками в медленных и плавных композициях.

Творческие проявления        

1.С удовольствием импровизирует движения под музыку, придумывает оригинальные композиции.

2. С легкостью придумывает танцевальные движения, раскрывающие образ героя или настроения музыки.        

1.Импровизирует движения под музыку по просьбе педагога и с его помощью. Помогает в составлении танцевальных композиций.

2. Придумывает танцевальные движения по образцу.

1. Не может импровизировать танцевальные движения и придумать композицию движений.

2. Не может придумать танцевальные движения.

Результат

Перспективы развития опыта

1. Конкретное распределение музыкально-ритмических и танцевальных видов деятельности по циклам значительно совершенствует усвоение старшими дошкольникам практических умений и навыков.

2.Предлагаемая система работы позволяет достаточно полно раскрыть индивидуальные творческие способности ребенка.

3.Полученный багаж знаний, умений и навыков в области музыкально - ритмического и танцевального искусства позволил развить творческую инициативу, поддержать интерес ребенка к музыкальной деятельности.

     В процессе введения системы был проведен констатирующий эксперимент, позволяющий выявить уровень сформированных музыкально - ритмических и танцевальных движений, которыми владеют дети старшего дошкольного возраста.

Сравнительная диагностика развития        танцевального

 творчества средствами ритмопластики

                                            за период 09. 2021г. по 05. 2023г.

уровень        

Музыкальность

нач.       сер.   кон.

Двигательные навыки

нач.       сер.   кон.        

Творческие проявления, артистизм

нач.       сер.   кон.

оптимальный

25%

46%

78%

10,5%

39%

76,5%

21,5%

37,5%

81%

допустимый

47%

43%

22%

48,5%

43%

23,5%

49%

54,5%

19%

низкий

28%

11%

0%

41%

18%

0%

29,5%

8%

0%

 

          Дети заметно изменились: движения стали выразительнее, пластичнее, мягче. У большинства детей хорошая осанка, подвижна мимика лица. Появились даже свои лидеры, у которых получается всё лучше всех. Но и в тех, кто пока только начинает улавливать ритм, кто часто ошибается, делает упражнение не в такт и невпопад - даже в них видно огромное желание танцевать, проявлять себя в ведущих ролях, выступать.

         И, конечно же, ни один праздник или развлечение не проходит без  интересных, и разнообразных танцевальных постановок. Они разнообразны по тематике и характеру: «Танец с цветами», «Танец капелек», «Хоровод у березки», «Паучки»,  «Осенний вальс», «Танец Троллей», «Кто то бегал по кружочку», «Танец с  цветами», «Танец со шляпой», «Танец с платками», «Танец с балалайкой», «Замечательный сосед», «Дружба», и т.д.

    Огромное значение имеет музыкальное сопровождение. Стараюсь находить  интересные, красивые по мелодии,  песни и музыкальные композиции. Помимо музыкального репертуара, предложенного программой «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, использую музыку и песни современных российских и зарубежных авторов, музыку в современной аранжировке, как классическую, так же и фольклорную, которую беру из интернета.  Дети чувствуют отношение педагога к музыке, которое передается и им. Когда ребятам нравится музыка, они быстро ее «схватывают», хорошо запоминают и с удовольствием под нее двигаются и самой приятно работать.

      Хочется упомянуть и о том, что родители воспитанников, высказывая свое мнение, отмечают в анкетах и в отзывах об утренниках, разнообразие и качество танцев и танцевальных композиций, что подтверждает небезуспешную систему моей  работы над   движением.

Планируемые результаты:

Реализация программных задач позволит добиться следующих результатов:

-ребенок  с сформированными   навыками  в двигаться в танце  пластично, в соответствии с характером музыки и музыкальными образами

Ребенок с навыками ориентироваться в пространстве

Ребенок с сформированными  исполнительские навыки в танце;

- ребенок с развитым музыкальным слухом,  чувством  ритма, темпа, ребенок с развитой музыкальной  памятью, художественным вкусом;

Ребенок с навыками придумывать варианты образных движений в индивидуальных, парных танцах, плясках и хороводах, а так же с предметами

Ребенок с  сформированными  социальными навыками, умениями  действовать в коллективе;

Интеграция образовательных областей.

Танцевальный репертуар используется:

на музыкальных занятиях

на  утренней  зарядке,  и физкультминутках

в  интегрированной  образовательной  деятельности

в  самостоятельной  игровой  деятельности  на  прогулке.

     Возраст 5-7 лет – самое идеальное время для занятий, надо только постараться сделать так, чтобы каждое из них было для детей настоящим праздником – весёлым, искромётным, радостным!

Конспект занятия

 «Навстречу Солнышку»

в старшей группе

 

Цель:    Развивать способности к образному перевоплощению, находя

              соответствующие жесты.

Задачи: Учить детей разыгрывать сказочный сюжет с участием

              1-4 разнохарактерных персонажей. Выразительно передавать

              игровой образ. Поощрять попытку самим искать характерные

              особенности пластического персонажа и выразительно

              воплощать образ.

Оформление:  весенняя атрибутика: солнышко, пенечки, деревья с листочками, бабочки.

Методы и приемы: Показ, художественное слово, беседа.

                                           Дети под музыку входят  в зал.

    Муз.рук.:    Чтобы вежливыми  быть –

                        Надо «здравствуй» говорить!

    Дети:          «Здравствуйте, ладошки!» хлоп-хлоп…  (хлопают 3 раза)

                        «Здравствуйте, сапожки!» топ-топ…      (топают 3 раза)

                        «Здравствуй, шустрый ветерок!»          (качают поднятыми вверх    

                                                                                        руками)

                        Звонкий детский голосок!                      (кружатся на носках)

                        « Здравствуйте, ребята!» Здравствуйте!

   Муз.рук..:  Ребята, а что такое красивая осанка?

     Дети:          Ровная спина, голова прямо, лопатки сведены,

                         ноги вместе, руки «музыкальные».

                        Расскажите о своей красивой осанке.

     Все выполняют движения по тексту.

Дети:               «У нас славная осанка

                         Мы свели лопатки,

                         Мы походим на носках,

                         А потом на пятках.                       имитация движений по тексту

                         Мы пройдемся как лисята,            движения       по тексту

                         Ну, а если надоест –

                         Мы пройдемся косолапо,

                        Как медведи ходят в лес.

                        И как зайчишка – трусишка,

                        И как серый волк – волчишко.

                        Вот свернулся еж в клубок,           приседая, прячут голову,          

                        Потому, что он продрог.

                        Лучик ежика коснулся,                   присев, гладят руками плечи                      

                        Ежик сладко потянулся!                 встав,  потягиваются

                        И сказал «Доброе утро!»                 кланяются

      Муз.рук.:  А теперь мы снова девочки и мальчики и пойдем на прогулку под музыку.   Старайтесь идти с носочка, спинку держать ровно и идти под музыку  не      торопясь.

                        Ходьба с носка.   «Ах вы, сени» рус. нар. мел.

Муз. рук:Посмотрите, как приветливо светит солнышко! Побежим ему     навстречу!

                         «Навстречу солнышку» ( легкий бег, руки раскрыты, ладошками вверх).

        Муз. рук:    А теперь давайте погреемся на солнышке. Подставляйте попеременно, то одну щечку, то другую.                    

                         «Греем на солнышке щечки» (пружинка с поворотом)

Муз. рук:        С теплом  солнышком появилась и первая паутинка на деревьях. Ее развесил паучок – старичок, а ему помогают маленькие паучата. Они тоже рады теплу и  веселятся.

           «Паучок» муз. Костина  ( аудиозапись ст. «Дельфин» ).

         Муз.рук:  Ой, ребята, послушайте, кто к нам навстречу катится?

                           Звучит «Песенка Колобка»  аудиозапись.

    Муз. рук:  Правильно! Колобок!  Покажите, как он катится (показ с выполнением).

                              Упражнение «Колобок» (поскоки)

Кто захотел колобка? Покажите – показ с выполнением.

Как он просил бабку? Как она отвечала? – показ с выполнением.

Как бабка делала колобка? – показ с выполнением.

Колобок выпекался (дед и бабка радуются, ждут) – показ с

выполнением.

    Колобок – надоело ему на окошке студиться – скатился с окна

    и покатился… Показ с выполнением.

    Кто  повстречался  колобку?

    а)  Заяц (легкие прыжки)

    б)  Волк (ходьба с высоким подниманием колена, подбоченившись)

    в)  Медведь ( вперевалочку, неуклюже, широко расставив ноги,

          руки растопырив)

    г)  Лиса (шаг с носка «лапки – загребают», «воображает»).

Отмечаю детей, наиболее выразительно выполняющих имитационные движения.

      А как же колобок им всем отвечает?

Дети:  Он пел им всем  хвастливую песенку – показ с выполнением.

Ребята, а давайте придумаем нашей сказочке счастливый конец,  чтобы все остались

 живы – здоровы.

Предполагаемые ответы.

            Муз. рук:  На  зелененькой опушке, посмотрите,  две подружки,

                               Собрались две подружки, две капельки росы.

Одеваю детям шапочки: капелек, зайца, медведя, лисы.

                     Инсценировка  песни «Две капельки росы» (аудиозапись).

В общей пляске дети  танцуют, используя любые знакомые танцевальные движения.

Муз. рук:  Вот и закончилась наша прогулка. Пора прощаться и в группу собираться.

Дети:   До свиданья, сапожки! топ-топ…

            До свиданья, ладошки! хлоп-хлоп…

Муз. рук:      До свиданья, дети! До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

из  опыта  работы  музыкального  руководителя  Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...

Тема самообразования «Развитие музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально - ритмической деятельности»

Одним из самых привлекательных видов деятельности для детей старшего  дошкольного возраста является движение под музыку.         На танцевальных занятиях д...

Проект: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения ».

Проект "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения"...

"Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности"

Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение,...