КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию «Краски музыки»
занимательные факты по музыке (старшая группа)

Мантурова Инна Вячеславовна

Цель: Обогащение чувственно – эмоциональной сферы детей, развитие ладового слуха, развитие образного мышления, представления о музыке как важной части самой жизни, эмоционально—сенсорное знакомство с понятием мажор и минор, тембр, ритм, динамика, комплексное развитие музыкальности детей.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

        детский сад № 27  «Колосок»

        

                                              КОНСПЕКТ

         непосредственно образовательной деятельности

                                по музыкальному развитию

             «Краски музыки»

                                                                                    Составила:

                                                                             музыкальный руководитель

        Мантурова И.В.

                                                 п. Сатис 2018 год

Цель: Обогащение чувственно – эмоциональной сферы детей, развитие ладового слуха, развитие образного мышления, представления о музыке как важной части самой жизни, эмоционально—сенсорное знакомство с понятием мажор и минор, тембр, ритм, динамика, комплексное развитие музыкальности детей.
Задачи:
- Знакомство детей со средствами музыкальной выразительности. Систематизация представлений о   таких средствах музыкальной выразительности, как тембр, темп, динамика, ритм, мажорный и минорный лад. Координировать речь с движением. Формирование чувства ритма.
Способствовать развитию умения внимательно слушать и понимать музыкальные сюжеты.
Активизировать словарный запас детей новыми понятиями: мажор, минор, темп, тембр, ритм, мелодия.
- Формирование эмоционально - эстетического отношения к музыке.

Дети забегают в зал под песню « Веселые нотки», становятся полукругом.

М. р.
«Здравствуйте!» - ты скажешь человеку.
«Здравствуй!» - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поприветствуем их, пожелаем друг другу доброго утра.

Дети исполняют игру – приветствие «Доброе утро» сл. О. Арсеневской   муз Н. Туварджи

М. р. Гости пришли к нам, чтобы вместе с вами побывать в сказке.
Первая сказка - на экране. Присаживайтесь по удобнее.
(Смотрят иллюстрации к сказке В.Сутеева «Петух и краски» - М.р. читает сказку)

 

М. р. Какой петушок вам больше понравился: в начале сказки или в конце?

Какие краски помогли петушку стать нарядным? (дети называют)

В музыке тоже нужны краски, чтобы она нас удивляла, радовала, придавала силы, воспитывала мужество, заставляла прислушиваться.

Что только есть прекрасного на свете
Всё музыка нам может передать:
И шум волны, и пенье птиц, и ветер.
Про всё она нам может рассказать.

Музыка не всегда звучит одинаково, у нее тоже есть свои краски. Она может звучать высоко и низко, отрывисто и плавно, громко и тихо.«Громко « и «Тихо» - это динамические краски, или динамические оттенки. Вспомните, как обозначают громкую и тихую музыку? (Дети называют: форте и пиано, меццо форте, меццо пиано)

А сейчас я приглашаю вас в другую сказку.

Сейчас вы будете слушать музыку и выполнять задание. Вы должны обозначить цветом краски, динамические оттенки музыки. Помогут вам в этом волшебные цветные веера. Возьмите их в руки, Откроете синий цвет, когда услышите очень тихую музыку, зеленый -когда музыка будет звучать не очень тихо, желтый – умеренно громко, ну а красный цвет - когда музыка будет звучать очень громко!

Звучит пьеса « В пещере горного короля » Э. Грига

Муз. рук. С новым заданием вы справились хорошо. Молодцы!

Следующая сказка про кота. Я расскажу вам, каким он был и что с ним приключилось. А вас я попрошу помочь мне рассказать эту сказку. Слушайте внимательно : я буду менять силу голоса ,а вы мне будете помогать игрой на музыкальных инструмента.

Для тихого кота я предлагаю взять маракасы, для громкого - колокольчики.
Тихие мыши - шекеры, громкие – бубны.
Дети кладут веера на столики, разбирают музыкальные инструменты.

Муз. рук. Подготовились? А теперь слушаем всю сказку.

Жил кот Василий, ленивый был кот
Острые зубы и толстый живот.
Очень p (тихо) он ходил
f (громко) настойчиво кушать просил
mp (не очень тихо) на печке храпел,
Вот и все, что он делать умел
Кот как – то раз видит сон вот такой –
Будто затеял с мышами он спор
f (громко) крича он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой
В страхе тут мыши p (тихо) взмолились
- Ох, пожалей, пощади, сделай милость
mf (не очень тихо) вскликнул кот “Брысь”
И в рассыпную они понеслись.
(А на самом деле в то время, когда наш
Кот спал, происходило вот что)
Мыши p (тихо) вышли из норки,
f (громко)Хрустя, съели хлебные корки,
mp (не очень тихо) cмеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались
До вечера f (громко) над ним потешались (Е.Королева)

Выразительно рассказать сказку нам помогли сила голоса и звучание инструментов. Но каждый инструмент, да и голос человека имеют свою окраску - тембр.

(Дети повторяют - Тембр).
Можно ли узнать человека по голосу? - Дети отвечают.

Оказывается можно. Вот как в стихах об этом рассказал в стихах поэт:

Выхожу я в коридор,
А за дверью разговор.
Слышу: мама говорит.
Слышу: папа говорит.
Без труда могу я сам
Их узнать по голосам:
Мамин – звонкий, серебристый,
Папин - низкий и басистый. Л. Дымова

А композитор сочинил целую музыкальную сценку. Нужно постараться услышать в музыке голоса мамы и папы.

Слушаем пьесу И. Арсеева « Мама и папа разговаривают»

М.р. О чем разговаривали мама и папа?

Каким голосом разговаривали папа и мама? Громким, тихим, сердитым или ласковым?

Кто разговаривал сначала? Кто в конце?

А свои голоса вы можете угадать по тембру?

Давайте поиграем в игру “Чей голос?”
Условия игры: один ребенок садится на стульчик спиной к детям и старается угадать, кто из ребят произнес слово “тембр” (проводится игра с 2-3 водящими).
М.р. Почему никто из водящих ни разу не ошибся?
М.р. Потому что у каждого человека разная “окраска” голоса присущая только ему.
М.р. Да, и это называется “тембром”.
М.р. Послушайте, а в этой музыке какая краска главная?

Звучит «Летка-Енка».
Дети. Ритм.
Дети встают в круг – прохлопывают ритм Летки -Енки, топают ритм, затем танцуют весь танец.
М.р. Без ритма не может существовать ни одна мелодия, даже вся музыка и вообще жизнь.
Отгадайте загадки: Может ли быть мелодия совсем без ритма?
А ритм без мелодии?
Что главное в ритме? – Не громкость ,а четкость.
А сейчас мы с вами поиграем.
  
Самые важные гости в нашем зале это  – мажор и минор!
Послушайте еще одну сказку:
Слайд 15
«Жили-были два брата. Один был всегда веселый и смеялся так: Ха-ха-ха, Хи-хи-хи, Хо-хо-хо, Хе-хе-хе (посмеяться и похохотать вместе с детьми(высоким голосом, низким и др) Как звали этого брата?-Мажор.
Второй брат всегда ходил грустный и плакал. (Жалобным голосом пропеть звуки с высокого до самого низкого и наоборот) – Минор.»
Мажор окрашивает музыку в светлые, яркие, мужественные, радостные тона. Про людей веселых можно сказать ,что у них мажорное настроение.
Минор окрашивает музыку в мягкие, светлые, немного грустные, задумчивые и нежные тона.

Слушая небольшие отрывки из песен дети отгадывают, кто к ним пришел в гости – Мажор или Минор.

Игра  «Стань на нужный цветок»

М.р. Я сейчас прочитаю стих, а вы будьте внимательными , прохлопаем ритм в ладоши.
Стих с движением
Дворник дверь два дня держал - качают руками в ритме стиха
Деревянный дом дрожал- топают ногами
Ветер дергал эту дверь,-шлепки по коленям 3 раза и 1 хлопок в ладоши
Дворник думал – это зверь. –шлепки по коленям и 1 хлопок.

А теперь давайте прохлопаем этот ритм с ускорением.
Когда музыка звучит то медленно, то быстро, такая краска в музыке называется темпом.
Повторите! (Дети повторяют «ТЕМП»)
Темп – родной брат Ритма.
мы обязательно должны выступить и спеть нашу любимую песенку.
Но сначала нам нужно подготовить свои голоса к пению, чтобы мы спели очень красиво.

 Распевка - Ле-ли-лель, « Дружная семья» или любая на поступенное движение мелодии вверх и вниз.

М.р.. Ну, а теперь можно песню спеть хором, становитесь удобно.
 З. Роот «Песенка о хорошем настроении»  
Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие, но знакомство с музыкальными красками мы будем продолжать при каждой встрече с музыкой. А сейчас всем гостям зала мы дарим хорошее настроение!
Психогимнастика « Лучик»
К солнцу потянулись-
Лучик взяли.
К сердцу прижали-
Людям отдали.
И улыбнулись! – Движения по тексту.
Дети дарят гостям шарики.
Награждение детей грамотами и призами.
М.р.: Спасибо большое за активную работу, за то, что вы были очень внимательны, мне было очень приятно с вами заниматься. Музыку тоже нужно учиться понимать. Старайтесь чаще слушать ее, и музыка откроет вам свои тайны, свой волшебный сказочный мир!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Знакомство с красками и бумагой"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшего возраста. Реализация содержания программы в образовательных областях: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное ра...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во 2-ой младшей группе. Тема: Звуковая культура речи. Развивающая игра: «Мама пироги печет» (под музыку).

КонспектНепосредственно образовательной деятельности по развитию речи во 2-ой младшей группе                              ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в группе раннего возраста «Игра-развлечение с музыкальным сопровождением «Чудесный мешочек»

Цель: развивать активную речь у детей ясельной группы. Задачи: 1. Формировать у детей представление об игрушках, их внешнем виде на основе стихотворений А. Барто: «Лошадка», «Зайка», «Мишка». 2. По...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Петух и краски"

Конспект организации НОД по рисованию с использование приема дорисовывания...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию чувства ритма для детей средней группы «В гостях у Феи Музыки»

Цель НОД: формирование ритмических способностей в сфере восприятия и организации движений, развитие слуховых способностей.Задачи: Развивать чувство ритма,  музыкальной памяти  и музыкально -...