Технология И. Каплуновой, И. Новоскольцевой
учебно-методический материал по музыке на тему

shemchuklv

Технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kaplunova_novoskoltseva.doc61.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Применение новой технологии всестороннего музыкального воспитания и образования детей дошкольного возраста "Ладушки". Авторы И. Каплунова и И. Новоскольцева

Цель: воспитание у детей   чуткости, восприимчивости к прекрасному, дружеского отношения к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости.

Задачи: обучать детей восприятию музыкальных образов;  

Познакомить с многообразием музыкальных форм и жанров;

Развивать коммуникативные способности, умение общаться друг с другом;

Воспитывать у детей интерес к русской народно-традиционной и мировой культуре

Пояснительная записка

Программа представляет собой план работы по музыкальному воспитанию детей 3-7 лет и   подразумевает всестороннее музыкальное воспитание   и образование   без углубления в какой-нибудь раздел.

Предлагаемый  материал  спланирован  так, что  позволяет  музыкальному  руководителю  проводить  занятия  в  интересной, увлекательной  форме. Принцип   построения  занятий  традиционный, но  с введением  необычных  игровых  моментов  и вариантов. 

Основной  задачей   для  всех  возрастных  групп   является  введение  в  мир  музыки  с  радостью  и улыбкой, что не  позволит  ребёнку  чувствовать  себя  некомпетентным  в  том  или  ином виде  деятельности

Задачи  программы:

  • Подготовить  детей  к восприятию музыкальных  образов   и  представлений;
  • Заложить  основы  гармоничного  развития  (музыкальный  слух,  внимание,   чувство  ритма   и  красоты  мелодии, движение и  индивидуальных  музыкальных  способностей);
  • Приобщить  к  русской  народно-традиционной  мировой  музыкальной  культуре;
  • Подготовить  к  освоению  приёмов   и  навыков  в  различных  видах  музыкальной  деятельности   в  соответствии  с  индивидуальными  способностями;
  • развивать   коммуникативные   способности  (общение  детей  друг  с другом,  творческое  использование  музыкальных    впечатлений     в  повседневной  жизни)
  • познакомить  с  многообразием  музыкальных  форм  и  жанров  в  доступной  форме

Программа   предусматривает  использование  на  занятиях   интересного  и   яркого  наглядного   материала:  иллюстрации  и  репродукции, дидактический  материал,  игровые  атрибуты, музыкальные  инструменты, аудио  и  видеоматериалы, «живые  игрушки» - дети  и воспитатели, одетые  в  костюмы

Использование  наглядного  материала  заинтересовывает   детей, активизирует  и   вызывает  желание  принять  участие  в  том  или  ином   виде  деятельности. В  результате   -  эмоциональная  отзывчивость  детей, прекрасное  настроение, хорошее  усвоение  музыкального  материала   и  высокая  активность.

Методические  принципы

  1. Создание  непринуждённой  обстановки, в  которой  ребёнок  чувствует   комфорт, не  принуждать  детей  к  действиям (играм, пению), а дать  возможность  захотеть  принять  участие  в  занятии
  2.  Целостный  подход  в  решении  педагогических  задач:  обогащение  детей  музыкальными  впечатлениями  через  пение, слушание, игры,  пляски,  музицирование; претворений  полученных  впечатлений  в  самостоятельной   игровой  деятельности; приобщение  к народной  культуре (слушание  и пение   русских  народных  песен   и  попевок, разучивание  народных  игр  и  хороводов)
  3. Принцип  последовательности  предусматривает  усложнение  поставленных  задач  по  всем  разделам  музыкального  воспитания: в  младшем  возрасте восприятие  музыкального  материала  идёт  на  уровне  эмоций  и  только  с помощью  педагога, то  в подготовительной  группе  дети  способны  осмыслить  и понять  тот  или  иной  материал  и  высказать  своё  впечатление.
  4. Соотношение  музыкального  материала с  календарём -  природным, народным, светским   и   частично  историческим

Дети  не  всегда  могут  осмыслить  значение  того  или иного  календарного  события, поэтому  эта  программа  даёт  возможность принять  в  нём    посильное   участие, проявить  свои  творческие  способности

5. Один  из  важнейших принципов  музыкального  воспитания -  партнёрство. Группа  детей, музыкальный  руководитель, воспитатель  становятся  единым  целым – вместе  слушать,   петь, рассуждать, играть

6. Принцип  положительной  оценки  деятельности  детей, что  способствует  ещё  более    высокой  активности, эмоциональной  отдаче, хорошему  настроению  и  желанию   дальнейшего  участия  в  творчестве

7.  Принцип   интеграции    всех  других  образовательных  областей (театрализованная  ритмопластика, художественное   творчество, развитие  речи  и  др.)

Результат внедрения   данной     технологии:

  •  Учебный процесс становится   более интересным, разнообразным и эффективным (у детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями, формируется устойчивый интерес к музыкальной деятельности)
  • Обеспечивает всестороннее    развитие личности ребёнка:      эстетическое   (чувство  прекрасного, эмоциональная  отзывчивость, любовь  к  народному  творчеству)

 Умственное (развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление)

нравственное    (формируется  дружелюбие, активность  и  самостоятельность)

Методическое  обеспечение:

1).    Конспекты  непосредственной  образовательной  деятельности  для    старшей, подготовительной  групп  с  нотным  материалом

2).   5 дисков  с  фонограммами

Конспекты музыкальных занятий

Ноябрь занятие 8

Старшая группа

ПРИВЕТСТВИЕ

Игра «Здравствуйте». Датская народная мелодия (Приложение №38)

Выполнить упражнение сначала под фортепиано, затем под фонограмму.

МУЗЫКАЛЬНО -_РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Упражнение «Топотушки». Русская народная мелодия (Приложение, №35)

Дети стоят врассыпную по залу.

Такты 1-4. Мальчики двигаются врассыпную топающим шагом, девочки наблюдают.

Такты 5-8.Девочки идут спокойным шагом, оттягивая носочки, мальчики наблюдают.

При повторении упражнения девочки выполняют топотушки, мальчики идут спокойным шагом.

// Дети должны стоять далеко друг от друга, чтобы танцующие могли проходить между стоящими.

«Аист» (с.44)

-Кто хочет быть аистом?

Ребенок- «аист» встает перед детьми и под стихотворение идет вперед. Дети двигаются за ним.

//Развитие памяти, детской активности.

Упражнение «Кружение», «Вертушки». Укр нар мел (Приложение №36)

Дети стоят парами по кругу.

Музыка А. Хлопают в ладоши.

Музыка Б. Кружатся на носочках, взявшись за руки.

При повторении упражнения:

Музыка А. Легко бегают парами по кругу.

Музыка Б. Кружатся на носочках, взявшись за руки.

  // Подсказать детям, что во время кружения надо вытянуться, стать прямым, натянутым, как «струнка». Напомнить о том, что надо беречь партнера, не кружить его сильно, держаться за пальчики легко.

  Выбрать пару, которая правильно и легко кружится, попросить их выполнить упражнение, как танец для зрителей. Обязательно поаплодировать.

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА, МУЗИЦИРОВАНИЕ

«Тик-тик-так» (с. 41)

   Разделить детей на две команды. Спеть песенку по фразам, прохлопать четвертными длительностями, затем – ритмический рисунок мелодии.

   Без пения: часть детей произносит «Бум!» низким голосом на сильную долю тактов 1-2, другая часть детей произносит «Тик-так» на каждую четверть тактов 3-4.

   Предложить желающим детям сыграть «Бум!» на бубнах, «Тик-так» - на палочках.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Зайка» (с. 42)

«Поросята» (с.4)

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

«Сладкая греза». Музыка П. Чайковского (Приложение, № 32)

«Мышки». Музыка А. Жилинского (Приложение, № 40)

   Педагог предлагает детям послушать два музыкальных произведения и назвать их. Первым звучит «Сладкая греза» в исполнении оркестра. Педагог спрашивает детей:

  - Как вы догадались?

Следующее произведение педагог играет на фортепиано и задает детям вопросы:

 - Как вы догадались, что эта музыка про мышку? Кто хочет прочитать стихотворение о мышках? Кто хочет показать, как бегают мышки?

Напомнить стихотворение про мышек (с. 45). Предложить желающим детям показать (сыграть) на фортепиано, как бегают мышки (ребенок подходит к клавишам верхнего регистра и быстро играет на любых клавишах).

 // Это задание ребенок выполняет самостоятельно. Остальные дети должны сказать, какая была мышка, как она бегала – быстро или медленно и т. д.

РАСПЕВАНИЕ, ПЕНИЕ

«Снежная песенка». Музыка Д. Львова-Компанейца (Приложение, № 42)

Петь в подвижном темпе, без напряжения.

«К нам гости пришли». Музыка  Ан. Александрова (Приложение, № 26)

Спросить у детей, что значит «петь а капелла».

- Кто хочет спеть часть песни а капелла? 

Солист поет: «К нам гости пришли, дорогие пришли», а хор ему отвечает: «Мы не зря кисель варили, пироги пекли» и т. д. Второй солист запевает 2-й куплет, хор подхватывает и т. д.

« От носика до хвостика». Музыка М. Парцхаладзе (Приложение, № 31)

Предложить детям спеть песню под фонограмму, выбрать «щенка», надеть солисту «ушки».

ПЛЯСКА

«Отвернись-повернись». Карельская народная мелодия (Приложение № 33)

Напомнить детям движения танца. Предложить встать парами и станцевать танец под фортепианное сопровождение. Повторить пляску можно под аудиозапись.

- Кто знает, что такое инструментальное исполнение (сопровождение)?

ИГРА

«Плетень». Музыка Калинникова (Приложение, № 15)

Описание см.: Сентябрь, занятие 4. С.10.

Проговаривая стихотворение «Аист», выходить из зала.

// Эта игра очень нравится детям.

Декабрь занятие 3

ПРИВЕТСТВИЕ

   Спеть «Здравствуйте» на одном высоком звуке, затем на другом. Показать рукой высоту каждого. Попросить детей постараться спеть так же.

Игра «Здравствуйте». Датская народная мелодия (Приложение № 38)

Игра проводится под аудиозапись (СД 1, №38).

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Упражнение «Приставной шаг в сторону». Немецкая народная мелодия (Приложение, №41)

Дети стоят в шахматном порядке, педагог – к ним лицом и показывает движение в зеркальном отображении.

Выполнить 4 приставных шага вправо и 4 влево (под счет педагога). Выполнить все упражнение с музыкальным сопровождением. На вторую часть музыки ходить на носочках врассыпную.

//Шаг легкий, слегка пружинящий, корпус не поворачивать в сторону шага. Следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную осанку.

«Побегаем, попрыгаем» Музыка С. Соснина (Приложение, № 43)

Дети стоят врассыпную по залу.

Такт 1.Слушают музыку.

Такт 2.Хлопают в ладоши в ритме: ти-ти-ТА.

Такт3.Слушают музыку.

Такт 4. Выполняют три прыжка на месте в том же ритме, что и хлопки.

Такт 5 Слушают музыку.

Такт 6. Повторяют движения такта 2.

Такт 7. Слушают музыку.

Такт 8. Повторяют движения тата 4 

Повторить упражнение еще раз, изменив движения:

Такты 1, 3, 5, 7. Выполнить легкую пробежку.

Такты 2, 4, 6, 8. Выполнять прыжки в ритме: ти-ти-ТА.

Педагог подсказывает детям: «Прыг-прыг-прыг».

// Наблюдая за детьми, педагог для себя отмечает, у кого из детей прыжки получаются правильно. Следить за тем, чтобы они бегали легко, непринужденно, прыгали мягко, но ритмично. Обязательно похвалить всех детей.

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА, МУЗИЦИРОВАНИЕ

«Колокольчики» (с. 58)

Колокольчики расположить на разном уровне фланелеграфа, пропеть: ти-ти-ТА. Прохлопать ритмический рисунок в ладоши, по коленям, меняя руки на каждый звук.

- Давайте представим, что наши ручки – это колокольчики и «позвеним» ими.

Предложить детям поднять руки вверх, кисти рук свободны (пальчики смотрят вниз), и легкими взмахами кистями рук в воздухе показать каждый звук попевки.

// Педагог выполняет упражнение в зеркальном отображении.

«Гусеница»

Придумать гусенице имя. Прохлопать его, выложить кружочками. Приставить два «животика». Проговорить, прохлопать. Проиграть на музыкальных инструментах получившийся ритмический рисунок.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Мы делили апельсин» (с. 59)

«Дружат в нашей группе» (с. 22)

Педагог просит ребенка показать это упражнение без словесного сопровождения. Затем спросить у детей: каким голосом они хотят его проговорить?

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

«Болезнь куклы!» Музыка П. Чайковского (Приложение, № 46)

Напомнить детям о характере произведения. Прослушать пьесу в исполнении оркестра. Учить детей сопереживать: обратить внимание на «стонущий», «плачущий» характер мелодии, на затихающие звуки в конце произведения (кукла засыпает).

Предложить любому ребенку покачать куклу, пожалеть ее, прочитать стихотворение (59).

РАСПЕВАНИЕ, ПЕНИЕ

«Наша елка». Музыка А. Островского (Приложение, №44)

Пропеть встречающиеся в песне интервалы. Напомнить и выразительно прочитать слова. Спеть песню легко, без напряжения, четко проговаривая слова.

«Дед Мороз».  Музыка В. Витлина (Приложение № 45)

Четко и выразительно проговорить текст, спеть встречающиеся интервалы.

Пропеть песню еще раз, предложить детям тихонько подпевать. Петь напевно, мягко заканчивать фразы.

//Учить детей начинать пение после вступления. Припев петь в более подвижном темпе.

ПЛЯСКИ

«Потанцуй со мной, дружок» Английская народная песня (Приложение №47)

Дети выполняют движения под пение и по показу педагога.

«Веселый танец». Еврейская народная мелодия (Приложение №27)

Напомнить детям движения. Предложить станцевать под инструментальное сопровождение.

ИГРЫ

«Догони меня». Любая веселая мелодия (по выбору педагога)

Дети встают в круг и передают друг другу две игрушки. Кто кого догонит?

«Займи место». Русская народная мелодия (Приложение, №38)

Дети садятся на стулья по кругу, с началом музыки – бегают по кругу, в это время педагог на два-три стула сажает игрушки. Оставшиеся без места дети танцуют в центре круга. Педагог убирает два-три стула, игрушки пересаживает на другие места. Оставшиеся без места дети садятся в сторону и наблюдают за игрой. Игра повторяется до тех пор, пока не останется 2-3 ребенка и один стул. Кто его займет? Выигравший ребенок танцует, все ему хлопают.

// Игра очень веселая и должна проводиться в быстром темпе, чтобы дети, сидящие в стороне, не скучали, а переживали и «болели» за друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"УДИВИТЕЛЬНЫЙ РИТМ" ПРОГРАММА "ЛАДУШКИ" - И. КАПЛУНОВА, И. НОВОСКОЛЬЦЕВА

Данные  ритмические игры помогут  музыкальным руоводителям детских дошкольных учреждений и преподавателям детских музыкальных школ развить в ребенке чувство ритма....

Перспективное планирование ООД " Музыка" 2 мл.гр. по программе " Ладушки" И. Каплуновой, И. Новоскольцевой

ПЕрспективное планирование ООД " Музыка" 2 мл.гр. по программе " Ладушки" И Каплуновой, И. Новоскольцевой...

Календарно-тематическое планирования " Музыка" во 2 мл.гр. по программе " Ладушки" И Каплуновой, И. Новоскольцевой.

Пример календарно-тематического  планирования ООД " Музыка"  во 2 мл.гр. на январь...

Перспективное планирование музыкальной деятельности в детском саду по программе "Ладушки" И. Каплуновой, И. Новоскольцевой

Перспективное планирование музыкальной деятельности в детском саду по программе "Ладушки" И. Каплуновой, И. Новоскольцевой...