Конспект НОД по музыкальному развитию «Путешествие в Конфитюренбург»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Горбулева Лилия Владимировна

Конспект разработан для детей подготовительной к школе группы, возраст детей 6-7 лет, количество детей в группе – 22 человека. Место проведения  - музыкальный зал, оборудованный проектором, ноутбуком, музыкальным центром. Чтобы полностью реализовать данный вид деятельности используется следующий демонстрационный материал: диски, мультимедийная презентация, костюмы солдатиков, детские музыкальные инструменты, портреты П.И. Чайковского, Т.А. Гофмана, карточки, сабли, колпаки гномов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД с презентацией 28.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по музыкальному развитию «Путешествие в Конфитюренбург».

Цель:

Прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского

Задачи:

Образовательные:

  • формировать эстетическую потребность ребенка дошкольного возраста в ознакомлении с прекрасными образцами классической музыки,    литературы. 
  • формировать умение воспринимать, чувствовать выразительность музыки.

Развивающие: 

  • Развивать творческое воображение;
  • Развивать у детей чувство уверенности в себе;
  • побуждать к творческой самореализации, выразительности в исполнении танцев, художественной деятельности

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей сопереживание образу.
  • Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

Предварительная работа с детьми в ходе режимных моментов:

Чтение сказки Т.А. Гофмана «Щелкунчик»

Взаимодействие с родителями: рекомендовать родителям посетить с детьми театр оперы и балета, просмотреть м/ф «Щелкунчик»

Планируемые результаты:

-дети проявляют любознательность, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действий;
-активно участвуют в выполнении творческих заданий;  
-выразительно и ритмично двигаются в соответствии с разнообразным характером музыки;
-чисто интонируют знакомую мелодию, чётко артикулируя при пении;
- точно передают несложный музыкально – ритмический рисунок, прохлопывая его в ладоши,  проигрывая на музыкальных инструментах;
-эмоционально откликаются на музыку различного характера, дают характеристику характера музыки, рассказывают о своих впечатлениях;
-доброжелательно относятся к своим товарищам

Конспект составлен на основе интеграции образовательных областей, что способствует переключению внимания с одного вида деятельности на другой, снятию напряжения, реализации творческих сил, раскрепощению.

Содержание непосредственно образовательной деятельности

1. Включение в образовательную деятельность:

Музыкальный руководитель приветствует детей.  Предлагает воспитанникам поздороваться с гостями. Исполняют попевку «Доброе утро!»

М. Р. : Придумано кем-то  просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро».
«Здравствуйте» и «Добрый день» нам пропеть совсем не лень.
Ребята, поприветствуем гостей!

Исполняется попевка «Доброе утро».

2. Беседа о Новогодних праздниках и Рождестве.

М. Р. : Ребята, совсем недавно мы встречали самый весёлый и волшебный праздник Новый год! Назовите, пожалуйста. символы этого праздника. (Дед Мороз, Снегурочка, подарки, ёлка). (Слайд1) Но есть ещё один удивительный праздник, символом которого также является ёлка. Какой же это праздник? Правильно, Рождество.(Слайд 2) Ребята, а знаете ли вы, что в волшебную рождественскую ночь игрушки оживают и ведут увлекательные беседы? Только их никто не слышит. Как вы думаете, почему? (дети высказывают предположения). Вы считаете, что игрушки разговаривают на особом языке, таком тихом, что их никто не слышит. Но я думаю, что они вообще могут общаться без слов. А можно ли общаться без слов?(предположения детей) В этом нашим игрушкам поможет волшебное искусство балета. Кто знает, что такое балет?(ответы детей) Правильно, это такой музыкальный спектакль, в котором герои общаются при помощи танца, жестов, мимики. (Слайд3)  Сегодня мы встретимся с волшебной музыкой из балета «Щелкунчик». В основе балета лежит сказка  В. Гофмана « Щелкунчик и мышиный король»(слайд 4), а музыку написал всеми любимый композитор…( внимание детей обращают на экран) узнали, кто это? Конечно, это П. И. Чайковский.(слайд 5). А теперь представьте волшебную новогоднюю ночь, в комнате полумрак, на ёлке горят огоньки…(слайд 6) Главной героине, Маше, снится сон – оживают её игрушки. (слайд 7) Щелкунчик рассказывает Маше, что он не всегда был таким некрасивым, в куклу для щёлканья орехов его превратил злой Мышиный Король.  И после того, как герои победили Мышиного Короля, Щелкунчик превратился  в принца, а Маша – в  принцессу. И вот они попадают в   сказочную страну сладостей и игрушек, где в их честь был устроен замечательный праздник. Они были так счастливы!
Ребята, а вам бы хотелось заглянуть  в эту страну мечты? Только ворота этой страны закрыты перед нами. (Слайд 8). Видите, ворота закрыты на три замка. А замки с секретом: нужно пройти три испытания, и тогда ворота распахнутся перед нами. Итак, готовы? Тогда начинаем!

3. (Слайд 9) Первое испытание-исполнение песни «Зимушка»

  • Музыкальный руководитель предлагает воспитанникам подготовиться к пению, выполнить упражнение для активной работы диафрагмы,


М.Р. : Чтобы хорошо исполнить песню, следует сначала подготовить свой певческий аппарат к работе. Для этого я предлагаю вам выполнить упражнение для активизации  диафрагмы (коротко произносить согласные «к», «с» по три раза ). Следующее упражнение направлено на развитие музыкально – слуховых представлений –упражнение «Эхо» 

После того, как ребята исполнят песню «Зимушка», испытание оказывается пройденным и первый замок на воротах исчезает. (Слайд 10)

4. Музыкально – дидактическая игра «Угадай настроение гномов» (Слайд 11).
Музыкальный руководитель обращает внимание воспитанников на карточки. Предлагает прослушать музыкальные фрагменты и различить лады музыки, подняв, соответствующую картинку.

М. Р.: Молодцы, и это испытание позади! Вот и второй замок открыт (Слайд 12).

5. Ритмика и танцы «Гномы»

М. Р.: А сейчас я предлагаю немного развлечься. Помните, как на новогоднем празднике вы исполняли задорный танец гномов? Вы хотели бы его сейчас исполнить?(дети исполняют танец «Гномы»).

6. Игровая ситуация «Соедини цифры» (Слайд 13)

Музыкальный руководитель обращает внимание воспитанников на листы бумаги, маркеры. Предлагает воспитанникам соединить точки (с нумерацией от 1 до 10)

М. Р. : А вот и третье испытание. Если мы правильно выполним следующее здание, то узнаем, с кем ещё мы встретимся в этой сказке. Нужно соединить точки с цифрами  по порядку.  (дети соединяют пронумерованные точки и получают контур мыши).Смотрите, да это же целое полчище мышей! В то время, как часы пробили полночь, из  всех  углов комнаты, где беседовали Маша и Щелкунчик, вдруг стали появляться мыши. Их становилось всё больше и больше. Игрушечные солдатики под предводительством Щелкунчика стали сражаться с ними.

7. Просмотр сцены из балета «Битва с мышами»  (Видео 14)

8. Беседа по фрагменту из балета «Битва с мышами»

  • Как Чайковский изобразил напряжение схватки? (Эту музыку трудно назвать танцем, это, скорее, музыкальная зарисовка игрушечной войны)
  • Как звучала музыка? (тревожно, напряжённо)
  • А что ещё вы услышали? (мышиный писк, военные, хотя и игрушечные фанфары, барабанный бой)
  • Почему Щелкунчику удалось одержать победу, ведь силы были неравны? (он проявил смелость и мужество)

М. Р. Правильно, я предлагаю нашим мальчикам представить  себя в роли отважных игрушечных солдатиков и исполнить танец.

9. Ритмика и танцы «Танец игрушечных солдатиков»

М. Р. : Итак, зло побеждено, Щелкунчик превратился в принца и отправился с Машей в сказочное королевство. В их честь был устроен бал, на котором танцевали игрушки, цветы, человечки из сладостей.  Смотрите,  последний замок исчез, ворота раскрываются перед нами (Слайд 15,  16). Вместе с героями этой удивительной сказки мы попадаем в  Конфитюринбург – весёлый, шумный город. (Слайд 17.)  А вот и сама хозяйка сахарного дворца. Её зовут – фея Драже (Слайд 18.)

10. Слушание фрагмента «Танец Феи Драже»

Музыкальный руководитель предлагает воспитанникам прослушать фрагмент и ответить на вопрос.

  • Что вы можете сказать об этой музыке?

М. Р. : Музыка радостная, волшебная, сказочная, напоминает хрупкий стеклянный  перезвон, как будто рассыпались маленькие бусинки. Знаете, почему музыка Феи получилась такой волшебной? Специально для партии Феи Драже по просьбе Чайковского был привезён удивительный инструмент – челеста (Слайд 19)  Этот инструмент обладает волшебным, холодноватым, серебристым тембром. Когда челеста звучит в музыке Феи Драже, кажется, будто мы слышим мелодичный перезвон разноцветных леденцов, переливы фонтанов сладких напитков и сверкание драгоценностей. Как вы думаете, какими музыкальными инструментами  можно воспроизвести стеклянные звуки?(М. Р.  Предлагает выбрать музыкальные инструменты, схожие по звучанию со стеклянными звуками).

11. Игра на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель предлагает импровизацию. Предлагает воспитанникам подыграть на детских музыкальных инструментах и почувствовать себя настоящими музыкантами.

11.Сюрпризный момент

Музыкальный руководитель обращает внимание на слайд, где дети видят шкатулку - подарок Феи. (Слайд 20)

М. Р.: Смотрите, Фея довольна и хочет сделать вам подарок.

Музыкальный руководитель достает шкатулку, в ней – записка, угощенье (драже) и  диск . Читает записку:

«Милые друзья, я дарю вам  это драже и диск с чудесной музыкой, чтобы вы познакомились и с другими жителями нашего королевства. Заглядывайте к нам чаще. До новых встреч. Фея Драже». 

12. Итог 

  • Смог бы композитор создать балет, если бы не было сказки?
  • Где происходит представление?
  • Необходимо ли для балетного спектакля изобразительное творчество?

М. Р.: Композитор не смог бы сочинить балет, если бы не было удивительной сказки Гофмана. Жанр балета включает в себя многие виды искусства: музыку, танец, художественное творчество, режиссёрское искусство…И мне бы очень хотелось, чтобы наше сегодняшнее путешествие в мир музыкального театра пробудило в вас желание посетить с родителями  спектакль в театре оперы и балета .

Список используемой литературы:

  1. «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.
  2. Справочник музыкального руководителя № 4, апрель 2013
  3. Журнал «Музыкальный руководитель» № 6, 2009
  4. «Праздники для дошкольников» С.Ю. Антропова 2008
  5. Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по музыкальному воспитанию "Путешествие в сказку" с использованием ИКТ

Интересное занятие путешествие с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Конспект НОД по музыкальному воспитанию "Путешествие в сказку"

Образовательная область "Музыка". Конспект НОД "Путешествие в сказку" для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет...

Конспект НОД по музыкальному развитию с элементами музыкотерапии " Путешествие в страну весёлого настроения"

Формировать представления  у дошкольников о благотворном влиянии различных видов музыкальной деятельности на настроение человека, на выработку привычек к зоровому образу жизни....

Конспект занятия по музыкальному развитию "Путешествие по творчеству С.Прокофьева"

Развитие у дошкольников восприимчивости к тембру и характеру музыки, их передачи через подбор музыкальных инструментов и двигательной пластики....

Конспект по музыкальному развитию "Путешествие в лес"

Развитие восприятия музыкального произведения через зрительные образы; развитие воображения, эмоционального и речевого отклика, певческих навыков и чувство ритма....

Конспект ООД по музыкальному развитию для детей старшей группы «Путешествие в мир музыкальных инструментов»

Конспект ООД по музыкальному развитию для детей старшей группы «Путешествие в мир музыкальных инструментов»...