Методическая разработка Программы кружка дополнительного образования "Танцевальная ритмика"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
В Программе представлен материал проведения занятий ритмикой для детей- дошкольников 4-7 лет. Программа реализуется в течение двух лет. На занятиях в игровой форме дети разучивают танцевальные движения, доступные их возрасту,знакомятся с элементами классического, современного и народного танца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_tantsevalnaya_ritmika.docx | 41.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Танцевальная ритмика»
для дошкольников
Составила Щербакова Н.Ю. музыкальный руководитель
высшей категории ГБОУ школа №2101
«Филёвский образовательный центр» площадка № 8
Москва 2016г.
Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста по ритмическому движению «Развивающая ритмика» разработана в соответствии со статьей 2 пункта 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Образовательная программа дополнительного образования «Развивающая ритмика» имеет оздоровительную и развивающую направленность. Реализация данной программы способствует физическому, музыкально- ритмическому, эстетическому и в целом психическому развитию ребенка, а также социализации в обществе. Формирует художественный вкус и творческие способности.
Данная программа разработана на основе программ: « Ритмическая мозаика» - программа по ритмической пластике для детей 3–7 лет А.И.Бурениной , «Коррекционная ритмика» М. А. Касициной, «Топ-хлоп малыши» Т. Сауко, А. Буренина «Танцевальная ритмика для детей» Т.И. Суворова; Программы модифицированы, адаптированы к условиям дополнительного образования детей в дошкольном учреждении.
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года № 06-184 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», а также в соответствии с требованиями СанПин.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что обучение ритмическим движениям рассматривается как базисный этап, закладывающий «школу движений», развивающий психофизические качества, укрепляющий здоровье детей.
Педагогическая значимость освоения данной программы обусловлена тем, что овладение ритмическим и ритмопластическим движением под музыку теснейшим образом связано с речевым, интеллектуальным, физическим, эмоциональным и нравственным развитием личности.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности.
В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных - это танцевально- ритмическая гимнастика.
• Доступность этого вида основывается на простых обще- развивающих упражнениях.
• Эффективность - в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно- сосудистую, дыхательную и нервную систему человека.
• Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ- содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами музыкально-ритмического движения.
Достижение цели предполагает реализацию следующих задач:
1. Укрепление здоровья.
-способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
-содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно- сосудистой и нервной систем организма;
-формирование осанки, мышечного корсета;
-содействовать профилактике плоскостопия.
2. Развитие основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений, музыкальности.
-нормализация мышечного тонуса;
-развитие основных видов движений;
-развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений;
-преодоление двигательного автоматизма движений;
-формирование чувства музыкального темпа, размера, восприятия ритмического рисунка;
-согласование движений с музыкой, словом;
-изменение характера движения в соответствии с изменением контрастов звучания (громко-тихо, быстро-медленно, высоко-низко);
3. Развитие психических функций, совершенствование психомоторики.
-развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых качеств;
-формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности танцевальных движений и танцев;
-развитие мелкой моторики;
-развитие быстроты и точности реакции на звуковые и вербальные сигналы;
-развитие разных видов внимания, памяти, мышления;
-развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движения (слово управляет движением);
-развитие умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.
4. Развитие способности ориентироваться в пространстве.
-развитие пространственной организации собственных движений, оптико-пространственной ориентировки в пределах зала через движение;
-развитие пространственных представлений: понимание вербальных инструкций, отражающих пространственные отношения и выполнение действий на основе вербальной инструкции; способности к словесному выражению пространственных отношений (движение влево, вправо, назад, вперед, руки вверх, вниз и т. п.)
5. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся.
-развитие имитационно-подражательных выразительных движений под музыку;
-формирование навыков самостоятельного выражения движений под музыку.
6. Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.
-формирование способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов (мимика, пластика и т. д.)
-развитие произвольности при выполнении движений и действий;
-развитие коммуникативных навыков посредством выполнения совместных действий и движений, танцев.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Возраст детей и срок реализации программы.
Программа по ритмике рассчитана на три года обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.
В программе представлены различные разделы. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Программа рассчитана на 72 учебных часа в год, всего 216 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей.
Структура занятия по ритмике –общепринятая. Каждое состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждое занятие –это единое целое, где все элементы взаимосвязаны между собой.
Подготовительная часть занятия занимает 5-15 % общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика (строевые, разминочные упражнения, ритмические упражнения и задания.
Основная часть занятия занимает 70-85% общего времени. В этой части решаются основные задачи, идет работа над развитием двигательных способностей. В этой части дается большой объем знаний, развивающих творческие способности детей. В нее входят: ритмические композиции, танцевальные шаги, танцы, этюды психогимнастики.
Заключительная часть занятия длится от 3 до7% общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные, на растягивание мышц, пассивная релаксация, музыкально- подвижные игры.
Занятия составлены согласно педагогическим принципам и по своему содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям детей, которые позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, ритма и движения, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.
Обязательная одежда и обувь на занятии:
Для девочек: юбочка шифоновая, чешки, белые носки.
Для мальчиков: футболка, спортивные шорты, чешки, белые носки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО РИТМИКЕ
1 год обучения (средняя группа)
После первого года обучения занимающиеся дети знают о назначении отдельных упражнений ритмики. Желают двигаться, танцевать под музыку, передавать в движениях, пластике характер музыки, игровой образ. Умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок; ставить ногу на носок, пятку. Умеют выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах, неавтоматизированный подскок. Умеют выполнять простейшие двигательные задания (творческие игры, используют разнообразные движения в импровизации под музыку этого года обучения.)
2 год обучения (старшая группа)
По окончании второго года обучения занимающиеся дети выразительно самостоятельно двигаются под музыку. Умеют передавать несложный ритмический рисунок хлопками и притопами. Умеют точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности. Владеют навыками передвижения по залу. Приобретают «базу движений» в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Выполняют танцевальные движения и шаги: реверанс и поклон, перенос веса тела с одной ноги на другую, «ковырялочка», «самоварчик», распашонка». хороводный шаг, боковой галоп.
3 год обучения (подготовительная группа)
После третьего года обучения занимающиеся дети умеют выполнять самостоятельно специальные упражнения для согласования движения с музыкой, владеют основами танцевального движения. Умеют самостоятельно исполнять ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку. Выполняют танцевальные движения: шаг с носка, шаг с притопом, поскоки, присядка, «козлик», «гармошечка», «менялочки», русский народный поклон, элементы движений современных и классических танцев. Выразительно и ритмично исполняют движения с предметами, атрибутами. Способны к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений, могут самостоятельно организовать музыкально-подвижные игры.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в программу, возможно лишь при условии правильной методики обучения.
Основной метод, используемый на занятиях – игровой. Использование игровых упражнений, имитационных движений, сюжетно-творческие зарисовки усиливают эмоциональное восприятие музыки детьми и помогают полнее и всесторонне решать поставленные задачи.
Пособия: нотный материал, иллюстрации, фонограммы.
Музыкальные инструменты и игрушки: ложки, колокольчики, бубен, погремушки, самодельные и шумовые инструменты,
Атрибуты: платочки цветные, ленты (по две на каждого ребёнка), флажки, палочки - «шумелки», обручи, мячи, «новогодний дождик», мишура, листочки…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
1. «Музыка и движение» С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина–М «Просвещение», 1984г.
2. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» И. П. Раевская –М «Просвещение» 1991г.
3. «Ритмическая мозайка» А. И. Буренина –С. Пб. ,2000г.
4. «Танцы в детском саду» Н. Зарецкая, З. Роот, -М «Айрис Пресс», 2003г.
5. «Коррекционная ритмика» М. А. Касицина, И. Г. Бородина,- М, «Гном и Д» 2005г.
6. «Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика» - Т. Т. Ротерс–М «Просвещение» 1989 г.
7. «Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет» Е. В. Михеева, -Волгоград, «Учитель», 2014г.
8. «Топ-хлоп малыши» Т. Сауко, А. Буренина- СПб. 2001г. 9. «Танцевальная ритмика для детей» Т.И. Суворова –аудио диски.
Календарно – тематическое планирование
№ занятий | Наименование разделов и тем | Кол-во часов, Календарные сроки изучения тем | Репертуар |
Раздел 1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 | Азбука музыкального движения. Элементы русской пляски. | 18 | |
Тема 1.1. Ориентировка в пространстве. Исходные положения. Основные движения под музыку: разные виды шага (бодрый, высокий, хороводный, шаг на носочках, мягкий, пружинящий) Музыкальные размеры 2/4, 4/4. Понятие о такте и затакте. | 3 сентябрь | «Марш» А.Петров, «Этюд» Т. Ломова, Ритмические упражнения с шумовыми инструментами. | |
Тема 1.2. Основные движения под музыку: виды бега (лёгкий, на носочках, энергичный, стремительный). Определение музыкального размера. Восприятие сильной и слабой доли на слух, выполнение акцента в движениях: пружинки, пяточки, гармошка, распашонка. | 2 сентябрь - октябрь | «Нетерпеливые бегуны» С.Руднева, игра «В лесу», «Море волнуется», «Хлопай, топай», прохлопывание ритмических рисунков знакомых песен. | |
Тема 1.3. Элементы русской пляски Ритм, ритмический рисунок. Ритмические упражнения с музыкальным заданием: (построение в круг (хоровод, хороводные перестроения) 2/4, в линию (шеренга), в колонну 4/4, квадрат 2/4, клин 4/4. | 2 октябрь | Игра «Угадай мелодию», «Поезд» Филиппенко, «Игра с бубном», «Наигрыши с ложками» Филиппенко, р.н.м. «Ритмический танец» (Долли) | |
Тема 1.4. Контрастные темпы. Происхождение и особенности русского хоровода. Положение рук в русской пляске. Построения и перестроения, орнаментальные хороводы. Хороводные шаги: переменный, тройной шаг.
| 3 ноябрь | «Вейся, вейся, капуста» р.н.п. игра «Плетень», Хороводная игра «Здравствуй, Осень» Витлин, | |
Тема 1.5. Хороводные шаги: топающий (топотушки, перетопы), дробный шаг. Движение по линии танца, против хода, в колонне по диагонали, в шеренге взявшись за руки. Движение с ускорением, замедлением темп | 3 ноябрь | «Карусель», «Новогодние хороводы», «Певучий хоровод» Т.Ломова, «Танцуем сидя». «Мы пойдём налево, мы пойдём направо» | |
Тема 1.6. Хороводные шаги: приставной шаг, шаг с притопом. Перепляс, Танцевальные комбинации русских танцев. | 3 декабрь | Упр: «Ручеёк», «Вертушка», «Волна», перепляс «Стенка на стенку», Пляска «Бубенцы» | |
Тема 1.7. Танцевальные импровизации. Выступление на Новогоднем утреннике. | 2 декабрь | «Как у наших у ворот» р.н.м., «Затейники» (пляска-импровизация) «Мы повесим шарики», «Научим танцевать Деда Мороза» | |
Раздел 2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 | Элементы ритмической гимнастики. Танцевальные движения. | 18 | |
Тема 2.1 Выставление ноги на носок, на пятку с полуприседанием. Полуприсядка, «ковырялочка». Движение приставными шагами с носка, ходьба на полупальцах в колонне. | 3 февраль | «Калинка», «Ах, вы, сени», «Из-под дуба», «Полянка» р.н.п. Пляска парами «Брови», Тенец «Елочки» | |
Тема 2.2. Виды хлопков. Гимнастика для развития мышц и суставов плеч, рук, кистей, головы. Прыжки на 180* и обратно. | 2 март | Упр. «Твёрдые и мягкие руки», «Мельница», «Поющие руки» П.Чайковский «Шарманщик поёт» | |
Тема 2.3. Образные движения. Развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног. | 3 март | Упр. «Кошка», «Собака», «Лебедь», «Пружина», «Скобка», «Ветер», «Лошадки» С.Руднева. | |
Тема 2.4. Характерные движения. Упражнения на координацию движений: повороты головы с шагами, движение рук и головы с шагами и др. | 3 апрель | Игра «Отгадайте-ка ребята, кто пришёл к нам поиграть?», танец «Котов и кошечек», танец «Кукол и солдатиков» | |
Тема 2.5. Парные пляски. Положения а парах. Кадрили. Упражнения на равновесие. | 2 апрель | «Русская пляска» (парами), игра «Смени пару», кадриль «Цветики-лютики», упр. «Ласточка», «Журавль», «Попрыгунчики» анг.н.п. | |
Тема 2.6. Построения и перестроения группы: «Воротца», «Звёздочки», «Карусели». Упражнения: наклоны к ногам, упражнения на подвижность стопы и эластичность голеностопного сустава. Упражнения для выворотности ног. | 3 май | Хоровод «Змейка с воротцами» С.Руднева, упр. «Бабочка», «Лягушка», «Собака», «Березка», «Мост» «Рыбка», «Кораблик» | |
Тема 2.7. Повторение и подведение итогов. Конкурс танцоров. Выступление на «Дне защиты детей» | 2 май | Упражнения: «Зеркало», «Кто лучше спляшет?», игра «Пляши, да не зевай» Е.Трестман, | |
Раздел 3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Элементы классического танца. | 14 | |
Тема 3.1. Основные позиции ног и рук в классическом танце. | 4 сентябрь | «Мелодия» Т.Ломова, «Полька» Штраус | |
Тема 3.2. Музыкальный размер 3\4. Вальс, кружение «лодочкой». Менуэт, шаг менуэта. Перестроения в танце. Постановка корпуса, осанка. | 4 октябрь | «Вальс» Чайковского «Снежинки» С.Руднева, «Менуэт» П.Мориа | |
Тема 3.3. Полонез. Шаг полонеза. Характерные перестроения. Упражнения для выработки осанки, выворотности, эластичности и крепости коленного и тазобедренного суставов. | 3 ноябрь | «Полонез» Б.Андреев, «Экосез», №5 А.Жилин. | |
Тема 3. 4. Перестроения в колонны по два, по четыре. | 3 ноябрь | «Марш» Шульгина «Пряничные гномики» | |
Раздел 4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 | Танцевальные движения и современные танцы. | 22 | |
Тема 4.1. Первоначальные сведения по историческому танцу, происхождение и особенности эстрадных танцев. Движение в парах. Финский танец. Танго. Выступление на Новогоднем утреннике. | 4 декабрь | «Каждая пара пляшет по своему» Л.Генералова, «Финский танец». «Танго», Самбарита» | |
Тема 4.2. Шаги польки. Галоп (прямой и боковой) в кругу по линии танца, в парах, лицом друг к другу. Поскоки на месте, кружение поскоками. | 4 январь | Полька «Добрый жук» Спаддавекиа, «Всадники и упряжки», «Берлинская полька», «Аннушка», «Галоп» Дунаевского | |
Тема 4.3. Лирические танцы. Построение двух концентрических кругов. | 2 февраль | Лирический танец «Кнопочки боянные» | |
Тема 4.4. Музыкально – пространственные композиции. Сужение и расширение круга. | 4 март | «Флик - фляк», «Буги – вуги» | |
Тема 4.5. Современные танцы. Перестроения группы: из круга врассыпную. | 3 апрель | Тренаж «Раз, два, три», танец «Бабка – Ёжка» | |
Тема 4.6. Эстрадный танец. Танцевальные комбинации и перестроения в эстрадных танцах. | 3 май | «Кадриль» | |
Тема 4.7. Повторение и подведение итогов. Выступление на «Выпускном» утреннике. | 2 май | «Праздничный вход». Кальман Полька «Сладкоежки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Программа деятельности кружка по ручному труду"
Направление моей работы заключается в том, чтобы через продуктивную деятельность поближе познакомить детей с культурой нашего края, нашей Кубани....
Методическая разработка программы кружка "Чудеса фантазий".
Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают...
Методическая разработка. Программа кружка "Сказки бумажной филиграни".
Бумажная филигрань - что это?Цель и задачи кружка.формы и методы занятий.учебно-тематический план....
Публикация методической разработки программы по дополнительному образованию «Легомастера» по направлению "Познавательное развитие"
Развивать научно-технический и творческий потенциал личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Обучение основам конструирован...
методическая разработка программы кружка «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы
Рабочая программакружка по интересам«Юный финансист»для детей подготовительной к школе группы...
Методическая разработка программы кружка Квадратенок
Задачи:vразвивать психические процессы: память, речь, творческое воображение, мышление;vнаучить образу действия, счета и т.п.;vвырабатывать усидчивость, проявлять самостоятельность;vразвивать познават...
Методическая разработка "Программа кружка"
Программа кружка "Музыкальная шкатулка"....