Сборник статей: "Деятельность педагога-хореографа в системе дополнительного образования ДОУ"
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Плотникова Ирина Дмитриевна

Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Плотникова И.Д., педагог

дополнительного образования хореограф

ГБДОУ центр эстетического развития ребенка детский сад №7

Колпинского района Санкт-Петербурга

Деятельность педагога дополнительного образования в контексте требований ФГОС: хореография

Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В контексте требований ФГОС Концепция модернизации российского образования отводит важнейшую роль системе дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов детей. Специфика системы дополнительного образования заключается в возможности добровольного выбора ребёнком, его семьей направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных программ, времени и темпа их освоения. Под дополнительным понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, профессионально, личностно.

Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы:

-гуманизация;

-демократизация образовательного процесса;

-индивидуализация; педагогика сотрудничества.

Занятия в системе дополнительного образования дают ребёнку не только поддерживающую информацию; главное – это включают его в практическую деятельность, способствуют переживанию ребёнком собственного чувственного опыта.

Ещё один аспект системы дополнительного образования который хочется затронуть – создание и реализация инновационных образовательных программ, где «инновация» заключается в новизне и содержания, и методов образовательной деятельности, подобная новизна является, как правило, результатом творческого поиска педагога или творческой группы педагогов, работающих в интеграции.

Любая деятельность человека связана с проявлением эмоций и чувств. Познавая мир предметов, явлений, жизнь человека и животных, ребёнок испытывает разные чувства, выражает своё отношение к ним. Это отношение имеет эмоционально положительный или отрицательный характер, связано с чувствами человека: чувством радости, грусти, восхищения, любви, ненависти и другими.

Золушки и принцы живут среди нас… Детство особенно восприимчиво к прекрасному, дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Это создает возможность для проявления специальных способностей, в том числе музыкальных и танцевальных. Возможность выразить свои чувства в танце, в огромной степени способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию ребенка. Совершенствование навыка выражать в движении характер музыки, ее настроение, передавая ее контрасты и нюансы: изящество, тревожность, грусть, безмятежность, восторг, способствует развитию творческих способностей и эмоциональной раскрепощенности.

Мой личный опыт работы в качестве педагога дополнительного образования с детьми по обучению танцу показала, что в каждом ребенке заложен огромный эмоциональный, творческий, физический потенциал. Своей задачей, как педагога дополнительного образования, хореографа, я считаю создание условий для раскрытия и развития этого потенциала, формирование у дошкольников навыков танцевальной техники, превышающие базовую образовательную программу, а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе, расширение кругозора в процессе знакомства с различными видами танца.

Основными особенностями воспитательно–образовательного процесса классически считаются: целенаправленность, многофакторность, вариативность, целостность. А также - динамичность, диалектичность, субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и ребенка.

Создавая свою – общеразвивающую, образовательную программу по хореографии, я руководствовалась именно этими критериями. В непосредственной работе с детьми, для меня, одним из самых важных положений является – взаимодействие с ребёнком, индивидуальный подход к каждому ребенку, чтобы ребенок занимался танцем с удовольствием и ждал следующей встречи с волшебным миром танца. На занятии для достижения хороших результатов использую прием постепенного вхождения в тот или иной образ природы, животного, игрушки, состояния человека по методу Д. И. Воробьевой:

- «увидеть»: узнавать в иллюстрации образ животного, природы и состояния человека;

- «услышать»: в музыке, поэзии, прозе, фольклоре услышать различные проявления образа, узнавать по тональности, ритму шаги медведя, прыжки зайца; наделять чувствами, переживаниями музыкальные и поэтические образы природы;

- «воплотить в танце»: развивать способности творчески воспроизвести позы, жесты, движения различных образов и передавать состояния через поиск внешних характеристик.

Для активизации танцевально-игровой импровизации предлагаю творческие задания. Для подобных заданий подбирается яркая музыка, привлекается фольклорный, песенно-игровой материал. Чтобы приобщить детей к искусству танца недостаточно лишь заниматься практически. Нашими помощниками становятся книги, фото, видео. На своих занятиях я приглашаю ребят в увлекательное путешествие в Страну искусства танца. Использую на занятиях различные формы работы: комплексные занятия по мотивам балетов-сказок «Щелкунчик» Чайковского, «Золушка» Прокофьева, народных праздников Рождество, Масленица, мотивирующие образовательные  беседы с использованием ИКТ -  «Путешествие в страну Балет», посвященную классическому танцу, балетному спектаклю; «Собираемся на бал», во время которой знакомимся с бальными танцами, бальными играми, этикетом и готовимся к традиционным в нашем ДОУ балам, «Пляши от души» - о детском музыкальном фольклоре,  русской народной культурной традиции.

  К инновационным методикам, используемым в работе, я отнесу разработанную мною, в соавторстве с музыкальным руководителем Анахасян С.В. и преподавателем изодеятельности Васильевой Н.А., инновационную технологию «Семь шагов к сказке», включающую в себя алгоритм по созданию музыкально-хореографической сказки. Данная технология направлена на приобретение ребенком интегративных качеств, определяющих его общий культурный уровень, личностное и интеллектуальное развитие, способствует формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность детей, и может выполнять функцию «социального лифта».

Используя в ГБДОУ ЦЭРР детский сад №7 инновационную технологию «Семь шагов к сказке», включающую в себя алгоритм по созданию музыкально-хореографической сказки, были осуществлены постановки таких музыкально-хореографических сказок как «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» на музыку П.И. Чайковского, «Три апельсина», «12 Месяцев», «Бал сказок», «Цирк, цирк, цирк». Работа в созданном алгоритме натолкнула нас на мысль о проведении Цикла балов: Пушкинский бал, Петербургский бал, Штраус-Бал, Майский бал Победы.

В заключении хочется сказать, что система дополнительного образования имеет возможность расширять и углублять предметные знания, добавляя новые компоненты, увеличивает «вооружённость» личности оснащая человека новыми средствами познания, труда и общения. Оно способно усиливать мотивацию образовательной деятельности, вызывая необходимость полнее и сильнее проявить себя любой личности, что и делает его весьма привлекательным дополнением к основному образованию.



Предварительный просмотр:

Плотникова И.Д., педагог

дополнительного образования хореограф

ГБДОУ центр эстетического развития ребенка детский сад №7

Колпинского района Санкт-Петербурга

Дополнительное образование в детском саду: вопросы взаимодействия с родителями

Одним из важных и необходимых направлений в деятельности ДОУ является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, СМИ. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Произошло снижение статуса семьи как воспитательного института, даже во внешне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями. Причины семейных проблем – неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, психолого-педагогическая неграмотность, что наносит значительный вред развитию личности ребёнка. По мнению известного американского психофизиолога Нила Миллера «дефицит родительского тепла ведет к снижению интеллекта, аномалиям социального поведения, сильному нервному напряжению, уязвимости и даже агрессивности».

Аудио- и видеопродукция, социальные сети вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяют детям родительское общение, подрывают авторитет семьи, школы, образовательных учреждений.

Система дополнительного образования – одна из составляющих сферы образования, которая играет существенную роль в воспитании подрастающего поколения, так как способна создавать творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – родитель.

Взаимодействие с родителями строится на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.

Педагог дополнительного образования может и должен стать авторитетом, который оказывает влияние на становление и развитие ребенка.

Цель: формированием системы взаимодействия родителей с педагогами для создания условий свободного и творческого развития детей.

Задачи: эффективной социализация детей, самопознание и реализация своих способностей и возможностей; активное вовлечение родителей в разные сферы деятельности; стимулирование проявления в семьях здорового образа жизни; педагогическая поддержка семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.); организация и проведение совместных мероприятий: праздников,  творческих досугов, мастер-классов.

 Взаимодействие означает сотрудничество педагогов, родителей, детей, направленное на создание в ДОУ территории ТВОРЧЕСТВА. Такие, казалось бы, обычные мероприятия в детском саду, как праздники, досуги могу стать совместным ожидаемым радостным событием, творческим проектом к которому готовятся, в котором проживают, обогащаясь интеллектуально, духовно, культурно все участники образовательного процесса. Родители перестают быть просто зрителями, которые смотря на детей через объектив фотокамеры или телефона, они становятся действующими лицами совместного праздника: будь то фольклорный праздник «Русское раздолье», осенний «Царско-Сельский бал» или «Штраус-Бал» к Международному женскому дню. 

Творческий досуг - развлечение с участием родителей в подготовительной группе

«Собираемся на бал»

В рамках работы в творческом проекте

«Осенний Царско-Сельский бал».

Цель: Включение детей в систему социальных отношений, развитие социально - коммуникативных навыков. Гармонизация детско-родительских отношений в процессе совместного творчества.

Задачи: 1. Развитие творческого потенциала семьи 2. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.3. Приобщение к музыкальному искусству, культуре и истории нашей страны.4. Поддержание интереса к танцевальному искусству, развитие танцевальных навыков в области историко-бытового танца.

Участники: дети, родители, воспитатели, педагог дополнительного образования хореограф, музыкальный руководитель.

Материал: CD проигрыватель, аудиозаписи для танцев и котильонов.

                                                    Ход НОД:

Ведущий Бал – слово из прошлого, но имеющее привлекательную силу чего-то радостного, торжественного, почти сказочного. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми историко-бытовыми танцами, бальными играми, проведем время вместе с детьми весело и интересно и подготовимся к «Осеннему Царско-Сельскому балу». Проведение праздника в форме Бала не случайна, мы не стремились в точности воспроизвести все тонкости бального этикета, детали костюмов, историко-бытовой хореографии. Главная задача, наряду с эмоционально-нравственным, коммуникативным развитием и светским воспитанием, на некоторое время перенести ребенка из суетного 21 в. в век галантных манер, красивой музыки, изящных танцев, ведь именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке и танцу. Итак, собираемся на Бал! На балу непременным аксессуаром для дамы был веер, давайте представим, как – будто, мы в первый раз собираемся на бал и нам надо научиться обращаться с этим волшебным предметом. А почему волшебным? Потому что, веер каждую девочку и маму превращает в прекрасную даму. Сегодня на мастер-классе по историко – бытовому танцу девочки покажут нам и научат своих мам, как правильно держать веер, танцевать и даже общаться на языке веера, все вместе будем танцевать старинные танцы и играть в бальные игры!           

Мастер – класс для родителей по историко – бытовому танцу

Дети вместе с родителями выходят на середину зала, хореограф и дети показывают – родители повторяют.

          1.Поклон кавалеров и дам. Разминка.

Постановка корпуса, танцевальная позиция (принятая в историко – бытовом танце)

2.Приглашение на танец дамы кавалером, положение в паре. Полонез из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского.

           3. Менуэт (исполняют девочки и   мамы)

           4. Бальные игры – котильоны

                 - Котильон с цветком

                 - Котильон «Змейка»

                 - Котильон с лентами

           5. Этюд «Язык веера» (исполняют только дамы)

Ведущий: для того, чтобы лучше представить обстановку бала, мы предлагаем вам собрать куклу на бал. Девочкам — даму, а мальчикам — кавалера. Эти куклы потом тоже придут к нам на бал и украсят своим присутствием наш зал, превратят наш зал в бальный! (Проводится мастер-класс по изготовлению плоскостной куклы «Собери куклу на бал»).

 Дети уходят в группу.

С родителями проводится беседа о том, как нарядиться самим и одеть детей на бал.

Мы ждем вас на нашем балу с хорошим настроением и желанием приятного общения!



Предварительный просмотр:

Плотникова И.Д., педагог

дополнительного образования хореограф

ГБДОУ центр эстетического развития ребенка детский сад №7

Колпинского района Санкт-Петербурга

Игры на занятиях в системе дополнительного образования в детском саду (из опыта работы в детском саду педагога дополнительного образования хореографа)

Танец – это совокупность выразительных и организованных движений, подчинённых общему ритму, воплощённых в завершенную художественную форму. Каждое хореографическое произведение требует от ребёнка эмоциональности, творческой активности, мобилизации всех его физических и духовных сил. Для ребенка хореографическое искусство является продолжением и дополнением его реальной жизни, ее обогащением.

Цель работы педагога-хореографа  выявление, раскрытие и развитие специальных (хореографических) способностей каждого воспитанника, эмоциональное раскрепощение и развитие личности дошкольник.

Основным   методом   обучения   хореографии   детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста. ДЕТСКАЯ ИГРА - средство активного обогащения личности, поскольку обеспечивает ребенка деятельностью, развивающей его неограниченные возможности и таланты.

Помимо основных задач:

1.развивающей,

2. обучающей,

3. воспитывающей

в любой игре может быть реализован комплекс функций:

1.диагностическая (раскрывающей скрытые таланты),

2. релаксационная (снижающей излишнее напряжение),

3. компенсаторная (дающей человеку то, чего ему не хватает),

4. коммуникативная (являющейся средством общения),

5. социокультурная (позволяющей в процессе игры осваивать социокультурные нормы и правила поведения), 

Игра тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса. Поэтому, игровые технологии, как современные образовательные технологии, активно применяются и на занятиях по хореографии. 

«Двигательная импровизация под музыку» (авторское)

Для активизации интереса и внимания в процессе музыкально-двигательной импровизации, а также для более яркого проявления эмоциональной отзывчивости на прослушанное музыкальное произведение рекомендуется родителям и воспитателям:

- прогулки с детьми по осеннему парку или лесу, наблюдение за осенней природой;

- беседы о поэтических образах осени (золотой, пышной, багряной и т.д.)

- чтение стихов об осени (А. Пушкина, Ф. Тютчева, И. Бунина)

Музыкальное сопровождение: Е. Дога Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

 Описание задания. Детям предлагается представить себя осенними листьями, «танцующими» под музыку, выбрав предметы, которые могут украсить танец. На столе педагог заранее раскладывает предметы: различные лоскутки, шарфы, полоски бумаги, небольшие камушки, ракушки, шишки Высокому уровню выполнения задания будет соответствовать выбор ярких, легких лоскутков, шарфов, полосок бумаги. С началом звучания музыки хореограф словесно стимулирует активность детей, обращает внимание, что музыка вальса перенесла нас в осенний парк,  с трепещущими от легкого дуновения ветра золотыми, «звенящими», сверкающими на солнце листьями, помогает нарисовать в воображении ребенка картину золотой осени с ее блистающей красотой.

Во время задания хореограф наблюдает за импровизационной деятельностью детей, затем анализирует и дает положительную оценку.

Диагностический музыкально-ритмический этюд «Ракета» (авторская разработка)

Строим ракету

1И. п.: о. с. на 4 счета поднять руки через стороны вверх и хлопнуть в ладоши над головой.  На 4 счета опустить руки через стороны вниз (4 раза).

2 И. п.: о. с. руки перед собой выполняют перекрестное движение (8 раз).

Заводим двигатели

1. И. п.: о. с. на 4 счета выпад в право руки исполняют движение «моторчик». На 4 счета повторить в левую сторону (4 раза).

2. И. п.: о. с. руки подняты вверх, на 4 счета с наклоном вниз руки исполняют движение «моторчик». На 4 счета вернуться в И. п.

Начинаем отсчет (пальчиковая гимнастика)

1. И. п.: о. с. 5,4,3,2,1-«Пуск!» Дети повторяют слова и поочередно разгибают пальцы, сомкнутые в кулак.

Взлет

 1. И. п.: о. с. прыжки на 2 ногах на месте с вытянутыми носками, руки прижаты к туловищу (16 раз).

Полет

  1. И. п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны – покачивание с переносом веса тела на одну ногу.

Коммуникативные игры

«Зеркало» (для детей с 5 лет)

Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары — зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем дети в паре меняются ролями.

«Морской прибой» (для детей с 6 лет)

Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на «первый и второй». Ведущий — «ветер» — включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки — вторые. Море может быть спокойным — рука на уровне груди.

Волны могут быть мелкими, могут быть большими — когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать, еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.

Замечание: красота «танца морских волн» во многом зависит от «дирижера-ветра».

Этюд «Делай как я!» (для детей с 5 лет)

Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия:

  • пиление дров;
  • греблю в лодке;
  • перемотку ниток;
  • перетягивание каната;
  • передачу хрустального стакана;
  • парный танец.

«Танец огня» (для детей 5 лет)

Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно, в такт бодрой музыке, опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (на цыпочках танцуют), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по двое, трое, четверо вместе. Искорки светятся радостью и добром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников в системе дополнительного образования в детском саду.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой ребёнком. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности от которого во многом зависит последующ...

Игра как условие развития образовательной среды в системе дополнительного образования

В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества. Необходимым условием эффективного решения про...

Проект по организации системы дополнительного образования дошкольников

Представлен проект по организации методического сопровождения деятельности педагогов ДОУ в системе дополнительного образования дошкольников....

«Инновации в системе дополнительного образования».

«Инновации в системе дополнительного образования»....

«Профессиональная деятельность в системе дополнительного образования детей»

Мониторинг интересов в образовательном процессе в системе дополнительного образования детей.Мониторинг удовлетворенности родителей воспитанников работой ДОУ.Исследование удовлетворенности педагогов ор...

Инновационные технологии в системе дополнительного образования

В статье «Продуктивнее виды деятельности как условие развития цветового восприятия у детей дошкольного возраста» обосновано влияние цветового восприятия на умение ребенка полнее и тоньше в...

Реализация индивидуальных образовательных возможностей дошкольников в условиях организации системы дополнительного образования

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительног...