Игра как условие развития образовательной среды в системе дополнительного образования
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме
В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества. Необходимым условием эффективного решения проблемы современного качественного дополнительного образования, является реализация комплексных мер. Один из важных аспектов - это создание развивающей среды в учреждениях дополнительного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игра как условие развития образовательной среды в системе дополнительного образования
В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества. Необходимым условием эффективного решения проблемы современного качественного дополнительного образования, является реализация комплексных мер. Один из важных аспектов - это создание развивающей среды в учреждениях дополнительного образования.
Центр детского творчества (далее ЦДТ) Ленинского района г. Саратова ориентируется на гуманистические идеалы и ценности, обеспечивает условия для формирования развивающей среды учащихся, для удовлетворения творческих и образовательных потребностей растущей личности через создание развивающего образовательного пространства.
В ЦДТ создана прекрасная развивающая среда для различных видов детской деятельности. И главным условием организации образовательного процесса является педагогическая поддержка различных видов детской деятельности.
В объединении «Знайка», созданном в ЦДТ, занимаются дети шестилетнего возраста. Отличительной чертой шестилетнего ребёнка является активная познавательная деятельность. На протяжении 15 лет на занятиях в объединении используются разные игровые формы, методы и приёмы для выработки у детей интеллектуальных способностей. Обучение должно быть интересным, радостным, но в то же время обеспечивающим глубокие знания. Вот почему особенностью организации занятия является его насыщенность разными видами деятельности. Это отражает и образовательная авторская программа «Подготовка к школе детей шестилетнего возраста», на основе которой строится работа объединения «Знайка».
Большое влияние на развитие познавательной деятельности детей оказывает дидактическая игра. Игра – универсальный способ воспитания и обучения ребёнка. Играя, ребёнок познаёт мир и взаимоотношения между людьми, реализует творческие способности и интересы, у него развивается подвижность и гибкость ума, формируются такие процессы мышления, как сравнение, анализ, умозаключение, игра развивает чувства детей, укрепляет их волю. Поэтому на каждом занятии систематически применяются по 3-4 дидактические игры для лучшего освоения учебного материала.
Дидактические игры могут решать разные учебные задачи. Одни игры помогают формировать и отрабатывать навыки контроля и самоконтроля (например «Математическое домино»). Другие дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.
Вот некоторые из игр, которые адаптированы в условиях учреждения дополнительного образования детей и апробированы на занятиях объединения «Знайка»:
«Незадачливый математик»
на доске записываются примеры с пропущенными знаками и цифрами:
2+6= * 1 * 8=9 8+1= *
* -2=8 7- * = 5 9 * 3=6
чуть в стороне прикалываются вырезанные из цветной бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками (2, 8, 10, 9, +, - ) и фигурка медвежонка. Ситуация: медвежонок решил примеры, и ответы записал на кленовых листьях. Подул ветер – и листочки разлетелись. Очень расстроился медвежонок: как же теперь ему быть? Надо помочь ему вернуть листочки на свои места. Дети по вызову учителя выходят к доске, ищут листики с ответами и заполняют ими пропуски.
Вкус и запах.
Задание 1. Представьте лимон.
- Каков он на вкус?
- Как пахнет лимон? Расскажите об этом.
- Представьте, что вы держите лимон в руке, что вы чувствуете?
И то же самое с апельсином.
- нарисуй лимон.
- чем отличается лимон и апельсин, чем похожи?
Наглядность у шестилеток – это как бы образное решение и оформление игры. Например: по теме «Знакомство с понятиями: впереди, позади, между, за» используется такой приём:
- Заранее прячутся картинки с изображением героев сказки «Репка» в тетрадки к некоторым ученикам и начинается занятие с объяснения того, что сегодня ребята сами будут показывать мне сказку. Учащиеся выходят к доске, находят место своему герою, доказывают, что он должен стоять именно здесь.
Игровым материалом на занятии могут являться весёлые логические задачки – шутки:
- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)
- Если курица стоит на одной ноге, то весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг)
- В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? (девять)
- У животного 2 правые лапы, 2 левые лапы, 2 лапы спереди и 2 лапы сзади. Сколько лап у животного? (четыре)
- Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки?
Хорошим наглядным пособием являются КУБИКИ . Это большие демонстрационные кубики (10×10). Уголки на их гранях, подобные уголкам фотоальбома, позволяют сделать материал, помещённый на кубе, съёмным, подвижным. Таких кубов всего шесть.
Очень интересны для детей сюжетные игры. Они не требуют какой-то особой подготовки. Сюжетные игры можно проводить в течение всего занятия. Тематика игр может быть разнообразной:
- «Путешествие в город Угадайск».
- «В мире сказок».
- «Красный, жёлтый, зелёный».
- «Космическое путешествие» и др.
При игровой организации обучения, соответствующей возрастным особенностям шестилетних детей, можно добиться очень высокой эффективности обучения.
Компьютерные игры помогают детям общаться между собой, а также отвлечься от реальных проблем. Кто-то уходит от проблем, просто погружаясь в мечты, а кто-то садится к экрану компьютера — это ведь гораздо проще. Хорошо, если любимое развлечение ребёнка - «бродилки», исторические игры, стратегии. Хуже если он выбирает игрушки по принципу «пострелять и поубивать»?
Сегодня самые покупаемые игры — именно «стрелялки». Они особенно привлекательны для детей по двум причинам. Во-первых, помогают «спустить пар», сбросить лишнюю агрессию. А во-вторых, в этих играх ребёнок идентифицирует себя с героем игры «Герой — это я!». Существуют много классификаций компьютерных игр, но нельзя категорически заявлять, что одни игры плохи в плане воспитания, а другие хороши. Здесь не всё так просто, многое зависит от конкретной игры. Даже среди 3D-Action, традиционно считающихся кровавыми и жестокими, встречаются такие, которые учат добру, товариществу и взаимовыручке. Самое главное – отношение к игре ребёнка, а для того, чтобы нам с вами не заблудиться в безбрежном море виртуальных развлечений, необходимо иметь т. н. информационную культуру и прививать её нашим детям.
Другой ценный аспект компьютерных программ – это приобщение детей 6 лет к исследовательской работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Компьютерные игры приучают к этому довольно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте непременно даст отдачу в быстром и эффективном освоении прикладных программ в школе. Часы и дни, потраченные на развивающие компьютерные игры, вполне способны сэкономить месяцы работы по освоению сложных программных систем в будущем.
Предлагаю несколько основных правил при работе ребёнка за компьютером:
- При слабом зрении садиться за компьютер можно только в очках.
- Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50-70см).
- Делать перерывы в работе и гимнастику для глаз через каждые 15-25 минут работы перед монитором.
- Соблюдать правильную рабочую позу.
- Не работать на компьютере в темноте.
- Следить за содержательной стороной игр и программ.
- После занятий умыться прохладной водой.
Рекомендации для правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника:
- Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.
- Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.
- Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.
- Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
- Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.
Подводя итоги, хочу сказать, что естественная среда развития ребёнка – игра. Детей не нужно учить или заставлять играть. Они играют спонтанно, с удовольствием, не жалея времени и не преследуя определённых целей.
Поэтому имеет большое значение разнообразие детских игр, в том числе и компьютерных, в которых ребёнок мог бы выдумывать всё новые повороты сюжета и принимать на себя разные роли. Развивая воображение ребёнка, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, и чем больше в его мире разнообразия, тем больше простора для его развития.
P.S. А вот какие замечательные стихи для дошкольников можно найти на просторах Интернета:
Лучик золотистый – солнечный ребёнок,
Ласковый, игривый маленький котёнок,
Жалюзи погладит мягонькою лапкой,
Прыгнет на компьютер, пролистает папки.
По столу пробежку совершит игриво
И вернётся к маме, тёплой и красивой,
Озорно помашет лапкой на прощание…
А компьютер скажет: - Лучик, до свидания!
( Н. Скоморохова)
***
Я знаю, в компьютере каждом живёт
Живой, настоящий компьютерный кот.
Мурлычет, фырчит и когтями скребёт,
Мы это отчётливо слышим.
Не знает покоя компьютерный кот,
Пытаясь добраться все дни напролёт
До вкусной компьютерной мыши.
(Л. Уланова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:«Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях "Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства"
Доклад на тему: «Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях «Педагог в совре...
Реализация индивидуальных образовательных возможностей дошкольников в условиях организации системы дополнительного образования
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительног...
«Система психолого-педагогических условий организации образовательной среды при реализации системно-деятельностного подхода»
Конмультация для воспитателей...
Городской 14 фестиваль детского творчества «Солнечный лучик» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, посвященного году театра («Волшебный мир театра»).
Четырнадцатый раз на сцене ДДТ город Донской проходит детский фестиваль «Солнечный лучик». В этот раз все увидели инсценировку, музыкальной сказки «Дюйм...
Игра в системе дополнительного образования в детском саду.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Т...
Презентация работы Управление системой дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении
Эта работа предназначена для узких специалистов ДОУ, занимающихся кружковой работой или платными образовательными услугами, работа носит исследовательский характер, также поможет магистрантам и студен...
Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования
Особенности организации дополнительных образовательных услугв системе дошкольного образования...