Инновационные технологии в системе дополнительного образования
статья (старшая группа)
В статье «Продуктивнее виды деятельности как условие развития цветового восприятия у детей дошкольного возраста» обосновано влияние цветового восприятия на умение ребенка полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развитие наблюдательности, мышления, обогащение речи. Для развития цветового восприятия впервые предложено использовать не только занятия рисованием, но также и другие продуктивные виды деятельности (лепка и аппликация).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 14.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Стремительное изменение современного мира призывает дошкольное образование не только соответствовать приоритетам времени, но и опережать требования сегодняшнего дня. Новые приоритеты в дошкольном образовании диктуют необходимость развития творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Психологические законы развития человека таковы, что его линейное мышление начинает формироваться только с 10 лет, а бурное развитие цветоощущения идет до 8-9 лет, поэтому очень важно целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета. В условиях севера, где световой день короткий, дети могут видеть в тысячи раз меньше оттенков, чем есть на самом деле. Без специально организованных занятий ребенку понять особенности цвета сложно. Поэтому им необходимо предоставлять возможность восприятия цвета искусственно. В этом хорошо может помочь специально организованная продуктивная деятельность, способствующая активному познанию окружающего мира. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей человека, но и способ отражения окружающего мира. Одно из наиболее ярких выразительных средств художественного развития детей - это цвет. Выбор цвета ребенком во время рисования - показатель его психического состояния и творческого самовыражения. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей человека, но и способность отражения им окружающего мира. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке, аппликации. Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того, как они взрослеют. Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом. Цвет как свойство предмета и явления познается детьми через восприятие. Проблема формирования чувства цвета у детей в настоящее время становится одной из актуальных в психолого-педагогических исследованиях (Л.А. Венгер, Н. Д. Ветлугина, Т.И. Доронова, Е.И. Игнатьева, Т.С. Комарова, Э.И. Кубышкина, Г.П. Новикова, А.А. Мелик - Пашаев, Л.В. Пантелеева, Е.Г. Приходько, Н.П. Сакулина и др.). Исследования показали, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве; умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Тем не менее, до настоящего времени отсутствует целостная система работы с детьми по развитию цветового восприятия и на этой основе формирования у детей чувства цвета, а также не определена последовательность занятий в ознакомлении детей с цветом, недостаточно раскрыты особенности восприятия цвета детьми и передачи его при создании художественных образов. Задача развития у детей чувства цвета предусматривается программой воспитания в детском саду, но она сформулирована в виде общих указаний. В большинстве случаев цвет рассматривается как признак предмета. Однако этого недостаточно, чтобы осуществить развитие эмоционально-художественного цветовосприятия мира ребенком. Хорошую возможность для такого развития могут дать продуктивные виды детской деятельности (рисование, аппликация, конструирование). Продуктивная деятельность детей формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков. Маленьких детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности, однако, под влиянием обучения и воспитания постепенно формируется направленность на получение результата в ходе овладения собственной деятельностью. Продукты детской деятельности в значительной мере отражают представления ребенка об окружающем и его эмоциональное отношение к миру. Кроме того, главной особенностью организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе является уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Включение в учебный процесс эффективных форм работы с детьми (ИКТ, проектной деятельности, игровых проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей) пока еще недостаточно освоено. Очевидно, что в рамках ДОУ необходим системный подход в развитии цветового восприятия, предусматривающего систематизацию имеющихся знаний детей, активизацию и обогащение их умений через продуктивные виды деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Презентация об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе Цветковой И.А....
ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
Конспект для педагогов...
Лего-технология в системе дополнительного образования в ДОУ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующих специфике дошкольного возраста,...
Лего-технология в системе дополнительного образования в ДОУ.
Лего-технология в системе дополнительного образования в ДОУ.Цель: знакомство с Лего-технологией в системе дополнительного образования в дошкольном учреждении.Программа дополнительного образования...
«Инновационные технологии в системе дошкольного образования. Речевое развитие детей дошкольного возраста» Круглый стол
Материал адресован начинающим воспитателям для использования в работе с дошкольниками по развитию речи....
Семинар для педагогов "Лего технологии в системе дополнительного образования"
Семинар для педагогов ДОУ...
Выступление "ЛЕГО-технологии в системе дополнительного образования"
Конструирование из LEGO – очень востребованный и популярный вид деятельности у детей, потому как большинство детей любят играть в LEGO и делают это ежедневно.А также очень хороший помощник...