Цикл музыкальных занятий по слушанию музыки в средней группе
план-конспект занятия по музыке (средняя группа) по теме
Конспекты музыкальных занятий по слушанию музыки в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_nod_v_sredney_gruppe_po_slushaniyu_muzyki_s_elementami_igrovogo_tvorchestva.doc | 74.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цикл занятий по слушанию музыки с элементами игрового творчества для детей средней группы
Из опыта работы музыкального руководителя МКДОУ «Ручеёк» г.Бородино, Ильиной М.В.
Занятие 1: «Осень в гости к нам пришла»
Программное содержание:
- Развивать слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, познавательный интерес,
- Различать вокальную и инструментальную музыку;
- Развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыкальных произведений;
- Учить передавать в движениях выразительные средства музыки;
- Закреплять знания об осенних явлениях природы.
Под музыку песни «Скворушка прощается» дети входят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель здоровается с детьми и загадывает загадку:
Одетая в туман,
Она дожди приносит.
Идет из дальних стран
К нам золотая … Осень!
Осень бывает такой разной: то теплой, как летом, то золотой, когда листья окрашиваются в разные цвета, то сумрачной, хмурой, когда наступает поздняя осень и становится холодно. Хотите отправиться к такой разной осени? (ответы детей)
М.Р.: В эту пору осени в деревнях, селах, на дачах собирают урожай. Послушайте песню «Урожайная».
Песня «Урожайная» А.Филиппенко
М.Р.: А сейчас вы все будете собирать урожай на нашем огороде.
Дети обыгрывают песню А.Филиппенко «Урожайная».
М.Р.: Какой урожай большой собрали. Молодцы! Только не забудьте сохранить его зимой. В какие только цвета не раскрасила Осень деревья, и кустарники! Давайте, и мы превратимся в осенние листочки. Листочком с какого дерева каждый из вас хотел бы стать? Какого цвета ваш листочек?
Воспитатель раздает детям листочки разного цвета.
М.Р. А теперь, представьте, что каждый из вас висит на дереве. Подул ветер, листочки закачались, затрепетали. Ветер оторвал их и понес. Я буду читать стихотворение, а вы под музыку, кто как хочет, изображайте полет листочков.
Фоном для музыкальной импровизации детей используется пьеса С.Майкапара «Осенью».
Мы – листочки осенние
На деревьях висели.
Дунул ветер – полетели
И на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Давайте потопаем по опавшим листьям, пошуршим: шур-шур-шур.
Теперь надо листочки собрать. Но собирать мы их будем по цвету.
Игра «Собери листочки по цвету»
Дети делятся на команды. Первая – собирает красные, вторая – желтые, третья – оранжевые листья.
М.Р. Какие красивые осенние букеты вы собрали! Присаживайтесь на стульчики, послушаем музыку. Сейчас я вам сыграю песню композитора Ц.Кюи «Осень».
Звучит песня Ц.Кюи «Осень»
Проводится беседа.
Музыка вначале песни тихая, печальная, потом звучит громче, с волнением. В песне два куплета. Ее слова очень тесно связаны с музыкой, мелодия откликается на каждое слово. В стихах и музыке чувствуется уныние, грусть:
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
А теперь, давайте, рассмотрим картины об осени и найдем те, которые рассказывают нам о золотой и о поздней осени.
Дети проходят в «картинную галерею» и выбирают репродукции картин, выражающие разное состояние осеннего времени года.
Занятие 2: «Зимушка-зима»
Программное содержание:
- Создать положительный настрой на восприятие музыкально-художественных произведений, условий для совместной музыкально-творческой деятельности.
- Развивать умение различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии.
- Доставить детям радость от прослушанной музыки.
М.Р.: Вот и кончилась Осень, наступила зима.
Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце.
А теперь пора настала –
В поле вьюга загуляла.
Педагог исполняет пьесу Д.Кабалевского «Метелица».
С помощью вопросов, дети определяют характер музыкального произведения, высказывают свои впечатления.
М.Р.: Чем вам нравится зима? Какие зимние забавы вы любите? Послушайте песню о зимних забавах.
Исполняется песня Е.Тиличеевой – Л.Некрасовой «Что нам нравится зимой?»
М.Р.: Я предлагаю вам зимние забавы, но не на улице, и не простые, а музыкальные.
Скажите, ребята, как люди одеваются зимой, когда идут гулять?
Игра «Зимняя прогулка»
Очень холодно зимой, Но мы пойдем гулять с тобой. Я надену шубку, Я надену шапку, Я надену шарфик И еще платок. А потом красивые, Теплые, пушистые Крошки-рукавички На ручки натяну. И хотя мы маленькие, У нас у всех есть валенки. | Дети скрещивают руки на груди и легко притопывают ладонями по плечам. «Пробегают» указательными и средними пальцами по бедрам. Проводят ладонями от плеч по груди вниз. Двумя руками поглаживают голову. Поглаживают шею одной ладонью, другой ладонью. Поглаживают по очереди руки, как бы надевая рукавицы. Выставляют на пятку сначала одну ногу, затем другую |
М.Р.: Вот мы и оделись. Пойдемте гулять. Поиграем в снежки.
Упражнение «Снег-снежок»
Снег-снежок, снег-снежок По дорожке стелется. Снег-снежок, снег-снежок, Белая метелица. Снег-снежок, снег-снежок, Замело дорожки. Снег-снежок, снег-снежок, Тает на ладошке. Мы налепим снежков, Вместе поиграем И друг друга в снежки Весело бросаем. Но тепло во дворе, Не замерзли ушки. Накатаем мы снег В белый ком большущий | Дети постепенно опускают руки. Плавно качают руками вправо-влево. Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку. «Лепят снежки» «Бросают снежок» Хлопают в ладоши. Потирают ладонями уши. Сжимают пальцы в кулачки и вращают ими перед грудью. Разводят руки в стороны. |
М.Р.: Быстрокрылы и легки
Сказочной зимою,
Что за чудо мотыльки
Кружат над тобою? (Снежинки)
Давайте, сядем и послушаем зимнюю сказку о снежинках.
«Жила-была бабушка Вьюга. У нее была красивая, пуховая шаль, украшенная снежинками. Ночью снежинки отдыхали у бабушки-вьюги на шали».
Звучит пьеса «Сказочка» С.Прокофьева.
Дети определяют характер пьесы: ласковый, спокойный, мягкий, «колыбельный»
М.Р. продолжает: «Когда Бабушка-вьюга просыпалась, она встряхивала свою шаль, и тогда снежинки разлетались по зимней поляне в танце».
Звучит «Вальс снежинок» А. Жилина
Дети определяют характер музыки: легкая, нежная, воздушная.
М.Р.: Давайте, и мы превратимся в легкие, пушистые снежинки, потанцуем под звуки музыки.
Воспитатель читает стихотворение:
У меня перинка есть,
Перьев в ней не перечесть,
Есть в периночке снежинки –
Непоседы и смешинки.
Ну-ка, милые снежинки,
Вылетайте из перинки.
Заметелит, завьюжит.
Дружно в танце закружит.
Повторно звучит «Вальс» А. Жилина, дети танцуют, придумывая и импровизируя движения под музыку.
В конце танца воспитатель читает стихотворение:
Снежиночки-пушиночки
Устали на лету,
Кружиться перестали,
Присели отдохнуть.
М.Р.: Хотите еще поиграть? Предлагаю вам еще одно зимнее развлечение, а с кем – вы узнаете по загадке:
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей (Снеговик)
М.Р.: Сейчас мы поиграем в игру «Снеговики и Снежинки». Мальчики будут у нас Снеговиками, а девочки – Снежинками.
Музыкально-дидактическая игра «Снеговик и Снежинки»
Музыкально-дидактический материал:
«Вальс» А. Жилина, «Полька» П.И. Чайковского («Детский альбом»).
Снеговики и Снежинки сидят на стульях у противоположных стен зала. При звучании польки по залу двигаются мальчики-Снеговики, во время звучания вальса бегают и плавно кружатся девочки-Снежинки. С окончанием звучания музыки Снеговики ловят Снежинок.
Занятие заканчивается. Под музыку песни «Что нам нравится зимой», дети выходят из зала.
Занятие 3: «В лесу»
Программное содержание:
- Создать условия для восприятия музыкального образа, характера, настроения, выраженных музыкой;
- Развивать музыкальный слух – слышать и различать средства музыкальной выразительности
Дети заходят в зал под музыку Э.Грига «Утро», садятся перед панно, изображающего лес. На нем изображены деревья, пеньки, цветы, кусты и др. К одной половине пенька, кустика, дерева приклеены кармашки, в которых позже, будут помещаться фигурки животных и птиц. Фигурка девочки, вырезанная из картона, ставится рядом с лесом.
М.Р.: Посмотрите, какой красивый лес! Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла собирать в лес грибы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать, кто там сидит? Послушайте музыку и определите, кого она может характеризовать.
Звучит пьеса Ю.Рожавской «Пляска зайчиков»
Дети говорят, что музыка похожа на зайчика. Педагог помещает в кармашек на панно фигурку Зайчика.
М.Р.: Поздоровалась девочка Таня с зайчиком и пошла дальше. Навстречу ей вышел Медведь. Но Таня его не испугалась. Медведь был добрым. Послушайте музыку Медведя.
Звучит пьеса В.Витлина «Медведи».
Дети характеризуют музыку (звуки низкие, тяжелые).
М.Р.: Мишка этот собирал в лесу шишки. Увидели это белки (педагог помещает в кармашки фигурки двух белочек).
На еловой веточке
Расшалились белочки.
И смеются: - Мишка
Собирает шишки.
Вместо ягод – ха-ха-ха –
Собирает шишки.
М.Р.: А Мишка не просто шишки собирал, он учился считать. Поможем ему, ребята?
Упражнение «Мишка учится считать»
Мишка по лесу гуляет, В корзину шишки собирает. - Шишка раз, шишка два – Положу я их сюда. А какая это шишка? - Я не знаю, - шепчет Мишка. Научим Мишку мы считать: Раз, два, три, четыре, пять! | Дети топают ногами, переваливаясь с боку на бок. Одной рукой «собирают шишки», складывая их в ладонь другой руки. Протягивают ладошки вперед. Пожимают плечами. Дети загибают пальчики и считают их. |
М.Р.: Мишка по лесу гулял,
Мишка шишки собирал.
Бедный Мишенька устал,
На пеньке он задремал.
Пошла Таня дальше. Вдруг она услышала какие-то звуки. Они доносились из чащи леса. «Как красиво поет эта птица. Но кто же она?», - сказала Таня. Давайте, поможем Тане узнать, кто же поет в лесу свою песенку.
Звучит пьеса Р.Речменского «Кукушка».
Дети отгадывают птицу, изображенную в музыке, характеризуют пьесу.
М.Р.: Правильно, ребята, вы слушали пьесу «Кукушка». Как вы догадались? Теперь послушайте песню «Кукушка» со словами.
Исполняется песня «М.Красева «Кукушка».
Проводится беседа о музыке и тексте песни.
М.Р.: Очень понравилась Тане песенка кукушки. Набрала она грибов, ягод, попрощалась с лесом и пошла домой. Настроение у нее было веселое и радостное. В следующий раз, когда Таня придет в лес, она снова кого-нибудь повстречает и услышит новые голоса и звуки, которые живут в лесу.
Занятие 4: «Разноцветное настроение»
Программное содержание:
- Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку разного характера.
- Развивать творческое воображение, создать условия для творческих способностей.
- Учить выражать характер музыки в импровизированных движениях.
М.Р.: Хотите, я вам расскажу сказку? Слушайте.
Жили-были два брата. Одного звали Клёпа. Он был очень веселый, озорной, любил шутить, смеяться. Послушайте, какой он.
М.р. играет пьесу «Резвушка» Д.Кабалевского.
А второго брата звали Дрема. Он был всегда грустный, на всех обижался, лил слезы.
Играет пьесу «Печальная история» Д.Кабалевского.
А вот и сами братья! (показывает пиктограммы грустного и веселого человечков).
Однажды братьям подарили разноцветные воздушные шары. Братья решили оживить свои воздушные шарики. Клёпа выбрал себе круглые шары и нарисовал на них смешные рожицы, как-будто веселых человечков. Вот таких. (воспитатель из-за ширмы достает шарик, с нарисованной смешной рожицей). А Дрема выбрал шары вытянутые, как-будто обиженные и тоже нарисовал рожицы – и получились они такие же грустные, как он сам. Вот такие. (Воспитатель достает из-за ширмы шарик, с нарисованной грустной рожицей).
Однажды ночью, пока братья спали, шары перепутались и смешались. Никак не могли братья определить, где же шарик Клёпин, а где Дремин. Давайте ребята, поможем братьям найти свои шары (шары по двойному количеству детей разбрасываются по залу).
М.Р.: Я буду играть музыку, а вы, собирать те шары, которые подходят под ее настроение.
Сначала звучит пьеса С.Слонимского «Горькие слезы», затем С.Майкапара «Мотылек».
Дети выполняют задание, отдают шары воспитателю.
М.Р.: Молодцы, ребята, собрали шарики правильно. С вашей помощью каждый брат получит свои шары. Только очень жаль, что Дрема всегда грустный и обиженный. Ведь это же неправильно, когда кому-то плохо и грустно. Чем же нам его развеселить?
Дети предлагают свои варианты, педагог подводит их к тому, что развеселить Дрему поможет один артист, но кто он, дети должны отгадать.
Лишь выйду я – и слышен смех,
Я рассмешить умею всех.
Едва увидишь мой колпак –
Серьезным быть нельзя никак.
Ношу я чудо-башмаки,
Они всем папам велики.
И даже крошки малыши
Хохочут тоже от души.
Никто у старших обо мне
Не спрашивает : «Кто он?»
Понятно всем и так вполне,
Что я – веселый… (Клоун).
Из-за ширмы появляется кукла-клоун, здоровается с детьми.
М.Р: Какой веселый клоун! Послушайте, ребята музыку, которая рассказывает о клоунах. Исполняется пьеса Д.Кабалевского «Клоуны».
Затем проводится беседа о характере музыки. Педагог подводит детей к тому, что музыка шутливая, живая, бойкая, забавная.
М.Р.: Как вы думаете, ребята, сможет ли такой клоун рассмешить нашего Дрему? (Дети отвечают). Давайте, и мы попробуем представить себя клоунами под эту же музыку.
Дети под музыку изображают клоунов, придумывая свои движения.
М.Р.: Ребята, посмотрите, что произошло с Дремой! Он стал таким же веселым, как и его брат Клепа.
(Во время исполнения импровизированного танца детьми воспитатель меняет пиктограмму грустного человечка на веселого).
М.Р.: Ну, а теперь, давайте попрощаемся с нашими новыми друзьями.
Дети выходят из зала.
(Занятие можно закончить заданием нарисовать веселого и грустного клоуна по заранее заготовленным шаблонам).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл музыкальных занятий по слушанию музыки в старшей группе
Конспекты интегрированных музыкальных НОД по слушанию музыки для детей старшей группы...
Конспект занятий по слушанию музыки в старше группе песни "Воробышек" Птичкина.
1-е занятие.Сегодня мы послушаем песню, а о чем в ней поется, вы сами догадаетесь, если отгадаете интересную загадку.Эту птицу каждый знает,В теплый край не улетает.Подбирает быстро крошкиИ спаса...
Слушание музыки в средней группе . "Петрушка" И. Стравинский
Слушание музыки в средней группе детского сада ,проходит всегда интересно. Дети с удовольствием слушают музыку композиторов классиков. Они уже рассуждают о музыке, понимают, что такое...
Конспект музыкальной игры по слушанию музыки в средней группе "Узнай, какой инструмент?"
Конспект по слушанию в средней группе...
Конспект музыкальной игры по слушанию музыки в средней группе «Звук или песня»
Конспект музыкальной игры по слушанию музыки в средней группе «Звук или песня»...
Доминантное музыкальное занятия по слушанию музыки в старшей группе дошкольного учреждения «Мир ребенка в музыке «Детского альбома»
В музыкальных пьесах «Детского альбома» русского композитора П.И.Чайковского (1840-1893) описан один день из жизни ребенка из семьи того круга, к которому принадлежал сам композ...
Конспект слушание музыки в средней группе
Слушание музыки Эдвард Григ "Утро"...