Цикл музыкальных занятий по слушанию музыки в старшей группе
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Ильина Марина Викторовна

Конспекты интегрированных музыкальных НОД по слушанию музыки для детей старшей группы

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цикл интегрированных музыкальных занятий по слушанию музыки в старшей группе «Встречи в музыкальной гостиной»

(из опыта работы музыкального руководителя Ильиной М.В.)

Занятие 1: «Музыка цветов»

Цель: Создать условия на занятии для развития  эмоционально-чувственной  сферы ребенка, средствами музыки, живописи, поэзии, рассказывающие о цветах.

Задачи: 

  • Развитие  образного мышления, фантазии ребенка.
  • Активизировать у детей  интерес и эмоциональную отзывчивость на живописные картины, музыку, образное слово.
  • Развитие  способности понимать и чувствовать «язык» музыки и живописи через   комплекс выразительных средств и ощущений  непрерывной  связи  с эмоциональным содержанием образа.
  • Развитие пластики формообразующих движений, необходимых для передачи художественных образов через динамические и регистровые изменения в музыке.

Дети входят в зал под музыку А. Аренского «Незабудка», садятся перед «картинной галереей»,  рассматривают репродукции картин, изображающие цветы.

М.р. Ребята, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (о цветах).

  Как вы думаете, почему люди дарят друг другу цветы? (ответы детей)

 М.Р. Цветы всегда были любимы людьми. Даря, друг другу цветы, они выражали свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.

   Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите на них.  О чем вы думаете, глядя на эти цветы?   (Дети отвечают.)

Цветы, как люди, на добро щедры.
     И, щедро нежность,  людям отдавая,
     Они цветут, сердца обогревая,
     Как маленькие теплые костры.     (
К. Жанэ)

Цветы всегда вдохновляли художников, поэтов, музыкантов. Посмотрите на картины. Здесь есть и  натюрморты   изображающие цветы, и их фоторепродукции.  Все цветы наполнены жизненной силой самой земли.

Художник А. Кончаловский  очень любил писать сирень. Посмотрите, как прекрасен этот букет белой и лиловой   сирени в простой вазе на открытом окне. Картина пронизана свежестью и спокойствием.

Художники использовали цветы и для характеристики своих героев. Вот портрет кисти О. Кипренского. На нем прелестная девочка с цветочным венком на голове.  Проникновенно писали о цветах и поэты. Послушайте стихотворение Р. Гамзатова.

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою,

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они   глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.

Кто не верит, всех зову я в сад –

Видите, моргая еле-еле,

На людей доверчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели.

М.р. Давайте и мы ближе познакомимся с цветами.  

О цветах у разных народов сложено  много красивых легенд. Послушаем  некоторые из них. Скажите, какой из цветов зацветает самым первым? (Одним из первых цветов весной зацветает подснежник).

Выходят дети, рассказывают легенды и читают  стихи о цветах (приготовленные заранее)

У занесенных снегом кочек

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы синенький цветочек

Полузамерзший, чуть живой.

Наверно, жарко припекало

Сегодня солнышко с утра,

Цветку под снегом душно стало

И он подумал, что пора.

И вылез… А кругом все тихо

Соседей нет, он первый здесь

Его увидела зайчиха

Понюхала, хотела съесть

Потом, наверно, пожалела:

«Уж больно тонок, ты дружок»

И вдруг пошел пушистый, белый,

Холодный, мартовский снежок.

Он падал, заносил дорожки,

Опять зима, а не весна

И от цветка на тонкой ножке

Лишь только шапочка видна.

А он, от  холода синея,

Головку слабую клоня

Сказал: «Ну что ж, я не жалею,

Ведь началась весна с меня!»

Ребенок 1:   Древняя легенда рассказывает: когда  первые люди на земле Адам и Ева были изгнаны из рая, шел снег, и Ева замерзла. Тогда несколько снежинок, желая утешить ее, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда на лучшие времена. Отсюда и символ подснежника – надежда.

Ребенок 2. А русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своим спутником Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

М.р. Сейчас мы послушаем отрывок из пьесы  «Подснежник» П.И. Чайковского.

Слушание «Подснежник» П.И. Чайковского

М.р. Какое впечатление произвела на вас музыка?

(Дети высказываются о музыке).

 М.р. Хотя в этом произведении нет слов, она очень выразительно рассказывает нам о весне, об апрельском, нежном подснежнике. Мелодия звучит то светло, то более тревожно. Музыка рассказывает,  что солнышко еще светит не всегда, что бывает холодно, темно и ненастно.  На какой танец похожа эта пьеса?   (Вальс).

А вы хотите потанцевать вальс с подснежниками?

Танец с цветами.

Дети садятся снова на стульчики перед картинами.

Есть еще один весенний цветок, который цветет в мае. (Показ фоторепродукции)

Кто-нибудь знает его название? (ландыш)

Ребенок: О появлении ландыша рассказывают так: Когда умер великий сын божий – Иисус Христос, то горючие слезы Богородицы по распятому Иисусу падали на землю, и на их месте вырастали белые ландыши. Ландыш – один из самых красивых и любимых народом цветов. Ему посвящали стихи, легенды, сказания, в его честь устраивались праздники, народные гуляния. Французы с 17 века накануне первого майского воскресенья отмечают праздник ландышей.

Ребенок:     Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется: его задень –

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышал луг,

И птицы, и цветы…

Давай послушаем, а вдруг

Услышим –  я и ты?

М.р. И мы действительно, услышим сейчас песню о ландыше.

Песня «Ландыш» Н. Френкель, М. Красева.

Дети высказываются о песне.

М.р. Давайте, еще раз посмотрим на   репродукцию картины «Сирень».

Ее цветки, как будто свечки,

Благоухают возле речки.

И на пригорке целый день

Приманивает пчел…

М.р. О сирени сложено много преданий и легенд.

Ребенок: В одной из них рассказывается, что сирень появилась весной, когда богиня цветов Флора отправилась будить Солнце, чтобы скорее услышать пение птиц, полюбоваться яркой зеленью трав, деревьев и разукрасить землю цветами. Солнце вместе с богиней радуги Иридой спустилось на землю, и Флора принялась за работу. Она стала смешивать золотые лучи Солнца с разноцветными красками радуги и щедро разбрасывать их по земле. Земля покрылась яркими цветами – синими, красными, желтыми, голубыми. Вдруг заметила Флора, что остались у нее только две краски: лиловая и белая, и этими остатками она окрасила кусты. Получилось удивительно красиво!

А сейчас, закройте глазки, и представьте цветочную поляну. Хотите ли вы быть    цветами  на этой поляне?    Назовите, кто из вас какой цветок?

Кинестетический  этюд «Цветы» (под музыку Э. Грига «Песня Сольвейг»)

Каждый ребенок придумывает название цветка, которым он хочет быть.

Дети стоят врассыпную. Головы опущены вниз: цветочки спят. Потом двигаются в соответствии с текстом.

М.Р. Ранним утром цветок проснулся и посмотрел вокруг. Посмотрел направо, налево, вверх, вниз. Справа он увидел деревья и помахал им своим листиком, как ручкой: «Доброе утро, деревья!».  Слева он заметил кусты и помахал им другим листиком: «Доброе утро, кустики!» потом цветок поднял свою головку вверх, увидел небо, солнышко, облака, летающих птиц и, подняв свои листики вверх, закричал им всем: «Доброе утро, облака! Здравствуй, солнышко! Здравствуй, небо! Здравствуйте, птички!». Затем цветок опустил головку и листочки-ручки вниз и посмотрел на землю. А там по травинке ползет божья коровка. «Здравствуйте, травка и божья коровка!» - поприветствовал их цветок.

Он посмотрел по сторонам и увидел вокруг себя много-много разных цветов. Здесь были ромашки, васильки, колокольчики, тюльпаны. Они все были очень красивые и веселые, и все здоровались друг с другом и со всеми, кого видели вокруг, целый день.

Но вот незаметно наступил вечер, и цветы стали говорить всем «Добрый вечер! Добрый вечер, тюльпанчик! Добрый вечер, колокольчик! Добрый вечер, ромашка! Добрый вечер, василек! Солнце опустилось совсем низко, и цветы, засыпая, шептали: «Спокойной ночи, солнышко! Спокойной ночи, небо и облака! Спокойной ночи, птички! Спокойной ночи всем! Всем… всем… всем…

 Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.

Занятие 2 «Музыка воды»

Цель: Создавать особый эмоциональный настрой у детей для восприятия классической музыки, передающей красоту водных ресурсов интегративными средствами искусства.

Задачи: 

  • Учить детей определению эмоционального содержания музыкальной темы.
  • Учить детей использовать знакомые танцевальные движения в создании образов, и на основе танцевального творчества придумывать новые.
  • Поощрять самостоятельные высказывания о характере, настроении музыки.
  • Дать детям представление о том, что композиторы, поэты и художники могут
    изобразить разное состояние воды и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этому явлению.

Дети под музыку Н.Римского-Корсакова «Море» из оперы «Океан-море синее» проходят в зал и садятся на стульчики.

М.Р. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами снова встреча в нашей «Музыкальной
гостиной».

- У меня на ладони капелька воды. Когда я смотрю на нее, мне кажется, что она
живая. Я пошевелю рукой, капелька тоже пошевелится. Капелька маленькая, легкая,
прозрачная. Сколько всего повидала эта малышка, скольких напоила, скольким помогла.
Если бы она умела говорить, она бы нам многое рассказала..., но, к сожалению, говорящих капелек не бывает, но вот о воде, которая состоит из таких вот многочисленных капелек нам может рассказать музыка, живопись и поэзия.

Взгляните на глобус, который в точности повторяет Землю, где мы с вами живем.
Больше всего на нем голубой краски, а голубым цветом на картах изображают воду. Вода и жизнь всегда рядом. Там где есть вода, там есть и жизнь. Как вы думаете, почему?
(Потому, что без воды погибло бы все живое).

- Скажите, а в каких состояниях бывает вода? (В твердом, жидком, газообразном, в виде осадков).  Как вы думаете, можем ли мы услышать звуки, издаваемые водой?

- Сегодня, мы поговорим о тех музыкальных произведениях, которые передают движение и характер воды. Ведь водный мир такой необычный, и музыка может передавать все ее изменения. А где мы можем увидеть воду? (В морях, океанах, реке, ручейке, и т.д.)

- Мы с вами говорили о том, что вода бывает и в виде осадков. А какие это осадки?
(Снег, дождь, град). А всегда ли дождь бывает одинаковым? Да, в жизни дождь бывает разным. Иногда он бывает бесконечным, грустным, серым. Его капельки-слезки целый день стучат в окно, навевая печаль. А бывает дождик и совсем другим. Давайте послушаем произведение Г.Свиридова «Дождик».

Слушание: «Дождик» Г.Свиридова

М.Р. Каким, показался вам дождик? (ответы детей).

- Да, в музыке слышно, как весело искрится, брызжет и сверкает дождик. Его капельки переливаются и быстро несутся, стекая прозрачными струйками с листьев, травинок, цветов. Вы слышали, как в середине произведения этот дождик нарастал, потом стал стихать и внезапно прекратился совсем. Слышали, какую волшебную картину нарисовала музыка: дождик порезвился, поозорничал, посмеялся, обрызгал все вокруг, умыл каждый листик прозрачной водичкой и умчался. Как вы думаете, в какое время года шел такой дождик? (Летом).  В народе такой дождь называют «слепым».

Послушайте стихотворение С.Попова о дождике.

Кто выдумал, что дождик плачет?
Нет, он не плачет, он поёт!
Смеясь, поёт о том, что начат
Весенних дел круговорот.
Что лес надумал пробуждаться,
Что влагою полны снега
И что хотят освобождаться
От льдов речные берега...
Кто выдумал, что дождик плачет?
Нет, он не плачет, к нам придя.
Кто это выдумал - тот, значит,
Не понял сущности дождя.
Но тот, кто чутко разумеет
Язык природы, - тот поймёт,
Что дождик плакать не умеет -
Что он поёт, всегда поёт!

Закройте на секунду глаза ладонями, и представьте, как бежит по камешкам ручеек или
маленькая, веселая речка. Представили? Тогда ответьте мне, какой будет музыка,
рассказывающая о такой воде? (Звонкая, негромкая).

Давайте, послушаем пьесу «Лесной ручей» А.Аренского.

Слушание: «Лесной ручей» А.Аренского

В этой музыке слышатся милые, приветливые, журчащие, искрящиеся звуки ручейка. Можно сказать, что он спел свою песенку? А о чем эта песенка?

Давайте, рассмотрим репродукции картин в нашей картинной галерее. Где тот ручеек, о котором только что рассказала нам музыка? (Дети выбирают репродукции).

Возможно, этот ручеек взял свое начало с маленького родничка. Послушайте
стихотворение И.Бунина о роднике.

В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге, под горой
Бьет из камней родник студёный.
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.

А вот еще пример: наверное, все вы видели когда-нибудь море. А возможно, кто-то из вас отдыхал на море. Скажите, какое оно, это море? Всегда ли море бывает спокойным или нет? Послушайте стихотворение:

Есть у моря свои законы.
Есть у моря свои повадки...
Море может быть то зеленым
С белым гребнем на резкой складке.
То задумчивым - светло-синим
Просто светлым и просто синим.
Море может быть в час заката,
То лиловым, то красноватым
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривою в час прилива.

В этом стихотворении поэт передает спокойное движение воды. Теперь, послушаем то же самое безмятежное состояние моря в музыке. Сейчас мы послушаем фрагмент произведения П.И.Чайковского из его знаменитого балета «Лебединое озеро».

Слушание: «Сцена» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского

М.Р. Какой была музыка в этом произведении? Что вы услышали? А теперь, посмотрите, как удалось художнику изобразить ночное море. Какими красками насытил он свою картину? (Ответы детей).

Занятие 3 «Вьюжная сказка»

Занятие начинается со стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер»:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет.
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит.

Звучит пьеса П. Чайковского «Зимнее утро»,

Дети высказываются о характере музыки. (Музыка звучит то встревожено, неприветливо, то смятенно, жалобно).

Музыкальный руководитель интересуется у детей, куда могли они попасть? Дети фантазируют, предполагают, что они оказались в лесу или в поле во время вьюги.

- Что-то холодом повеяло, да это же промчалась сама Снежная королева. Хотите полететь вслед за ней? Для этого нужно надеть шапки-невидимки и сказать волшебные слова.

Дети изображают, как они надевают шапки-невидимки, закрывают глаза, говорят волшебные слова и происходит волшебство! Вслед за Снежной королевой дети отправляются в ее снежное, ледяное царство. Педагог читает стихотворение «Песня» И. Никитина.

Зашумела, разгулялась
В поле непогода,
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом Принакрылась,

Не видать и следу.
Поднялася пыль да вьюга,
Не осталось свету.

Дети под музыку «Дед Мороз» Р. Шумана (средняя часть) имитируют движениями рук бурю. Музыка смолкает. «Вот мы и у Снежной королевы: снимите свои шапки-невидимки и ступайте неслышно, потому что здесь снег всегда скрипит от сильного мороза.
Снежная королева заснула... Тише! Тише! Слышите? Откуда-то слышится перезвон.

Звучит пьеса «Колокольчики звенят» В. А. Моцарта.

 У кого в королевстве Снежной королевы мог быть такой голосок?»

Дети описывают услышанный голосок: сказочный, легкий, хрустальный, волшебный, необыкновенный, звонкий, стеклянный, холодный.  Дети догадываются, что это могли быть снежинки — слуги Снежной королевы: снежинки так разговаривают, касаясь, друг друга хрустальными лучиками.

Дидактическое упражнение «Что звучит».

Детям предлагается выбрать из поочередно звучащих различных музыкальных инструментов тот, который похож на голосок хрустальных снежинок; воспитатель предлагается рассмотреть снежинки, расположенные на темном фоне материала. Снежинки разные: округлой формы, лохматые, с острыми лучиками и т. д.

Но вот разлилась вокруг удивительная музыка, снежинки закружились в хороводе.             Звучит «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».

 Дети кружатся в танце, как снежинки. Воспитатель предлагает каждому ребенку нарисовать на зеркале белой гуашью (пальчиковая живопись) отражение разных, непохожих друг на друга снежинок. Затем дети (по желанию) пробуют нарисовать снежинки на тонированной бумаге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл музыкальных занятий по слушанию музыки в средней группе

Конспекты музыкальных занятий по слушанию музыки в  средней группе...

Цикл музыкальных занятий по слушанию музыки во 2 мл.гр.

Конспекты  музыкальных занятий по слушанию музыки во 2 мл.гр....

Конспект занятий по слушанию музыки в старше группе песни "Воробышек" Птичкина.

1-е занятие.Сегодня мы послушаем песню, а о чем в ней поется, вы сами догадаетесь, если отгадаете интересную загадку.Эту птицу каждый знает,В теплый край не улетает.Подбирает быстро крошкиИ спаса...

Конспект занятия по слушанию музыки в старшей группе « Куры и петухи» композитора Камиля Сен-Санса.

Дети: расширят свои представления о жизни домашних птиц и их повадках; познакомятся с биографией композитора К. Сен-Санса; прослушают сюиту "Куры и петухи"; рассмотрят музыкальные инструменты; посмот...

Доминантное музыкальное занятия по слушанию музыки в старшей группе дошкольного учреждения «Мир ребенка в музыке «Детского альбома»

В  музыкальных пьесах «Детского альбома» русского композитора П.И.Чайковского (1840-1893) описан один день из жизни ребенка из семьи того круга, к которому принадлежал сам композ...