Мюзикл как средство развития творческих способностей у дошкольников
проект по музыке на тему
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №15»
Итоговая практико — значимая работа
Тема «Мюзикл как средство развития творческих способностей у дошкольников».
по программе «Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»
Выполнила: слушательница КПК
Ишимбаева В.Н.
Музыкальный руководитель
ГБОУ Школа №933
СП «Солнышко» г.Москва
Научный руководитель:
к.п.к. Крылова О.Ю.
Москва, 2015
Содержание
- Введение
- Основная часть.
- Теоретическое обоснование мюзикла, как средства для развития творческих способностей у дошкольников
- Практическая часть
- НОД по образовательной области «Речевое развитие», «Художественно — эстетическое развитие»
- Заключение
- Список литературы
- Приложения
- Презентация
Введение
Актуальность.
Развитие творческих способностей у детей напрямую влияет на умение приобретать необходимые умения, знания и навыки в будущем. Не секрет, что люди, обладающие музыкальным слухом, быстрее изучают иностранные языки. Чтение стихов и обучение вокалу способствует развитию памяти. Танец дает общее физическое развитие ребенка, заставляет думать, развивает навыки взаимодействия с другими детьми.
Человек не рождается с готовыми способностями, у каждого имеются разные задатки.
И для развития способностей необходимо предоставить возможность проявлять себя в разных видах деятельности: танцах, пении, играх и т.д.
Мюзикл как жанр уникален и многообразен, а это значит, что в мире мюзикла смогут развиться творческие способности ребенка к танцам, пению, актерской игре. Кроме того важно, что погружение ребенка в атмосферу репетиций и исполнения различных ролей оказывает положительное воздействие на развитие личностных качеств, таких как терпение, отзывчивость, взаимопомощь и внимание, щедрость и т.д.
Цель: Создание среды для выявления и развития творческих способностей у дошкольников по средством мюзикла.
Задачи:
- Изучение и анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы по ФГОС ДО.
- Создание среды, способствующей развитию творческих способностей у дошкольников.
- Тематическое планирование.
- Постановка мюзикла.
Продукт проекта:
- Разработка перспективного плана мероприятий
- Обновление эстетического пространства группы
- Организация открытого просмотра мюзикла с участием детей, для родителей и воспитанников в ДОУ
Ожидаемые результаты:
- Развитие ребёнка по всем направлениям творческих способностей.
- Значительное расширение представлений детей о театральной культуре.
- Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.
Основные этапы реализации проекта:
1 этап. Предварительная работа
- Изучение методической литературы.
- Приобретение дидактического материала для организации предметно-развивающей среды.
2 этап. Основная работа
- Составление программы мероприятий по реализации задач проекта.
- Постановка номеров
- Изготовление костюмов и декораций
3 этап. Заключительная работа
- Постановка отчетного мюзикла «Волшебник Изумрудного города»
Теоретическое обоснование мюзикла, как средства (способа) для выявления и развития творческих способностей у дошкольников.
Мюзикл – ставший очень модным в наше время жанр музыкального театра.
Мюзикл (англ. музыкальный, сокр. от musical comedy или musical play) – в современном понимании – драматическое произведение, в котором содержание передается с помощью слитых в единое целое доступных широкому зрителю музыки, песни и танца [5].
Кроме того, мюзикл – это шоу (только спектакль или фильм), в котором преобладающая роль музыки как выразительного средства сочетается с яркой и интересной драматургией [4, с. 6].
Ярким явлением современного музыкального театра является увеличение количества мюзиклов, в которых артистами являются дети и подростки. В этой связи возникла необходимость рассмотрения мюзикла не только как формы организации культурно-досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования детей, но и как уникальной среды, способствующей раскрытию и приумножению детских творческих способностей.
В чем же особенность мюзикла? Почему так растет его популярность как жанра и почему можно говорить о том, что мюзикл способствует выявлению и раскрытию творческих способностей детей-исполнителей?
Мюзикл многогранен, ему можно все. Нельзя не согласиться со словами автора книги « Великие мюзиклы мира» Ириной Емельяновой: « Он (мюзикл) может притвориться легкой комедией с подтанцовками или неожиданно предстать в облике романтической трагедии; может рассказывать о личной жизни двух-трех людей или развернуть на сцене эпическое историческое действо; может ограничиться десятком музыкальных номеров или вообще отказаться от разговорных сцен; может существовать в классических традициях» [Там же, с. 5].
Мюзикл имеет две неотъемлемых составляющих: музыкальную ткань, насыщенную инструментальным сопровождением всех разговорных сцен, ариями главных героев, хоровыми сценами, музыкальным оформлением танцевальных номеров, и либретто (литературная основа мюзикла). Либретто может быть написано как оригинальная пьеса, по мотивам литературного произведения. Однако, возможны варианты, когда основой становятся классические литературные произведения, пьесы современных авторов, фильмы, биографии, научно-фантастические статьи… Что касается детских мюзиклов, то здесь в качестве литературной основы могут быть выбраны сюжеты детских рассказов, сказок, мультфильмов. Интересен также вариант, сочетающий в себе фрагменты нескольких сказок.
В силу того, что мюзикл сочетает в себе и музыку, и танец, и драматическую « игру», артист мюзикла – универсальный исполнитель. Необходимо сочетать два вида деятельности (умение петь и исполнять роли), а то и все три (танцевать, петь и быть актером). © Гетманенко А. О., 2015 54 Издательство «Грамота» www.gramota.net
А теперь подробнее остановимся на том, что такое творческие способности? Каковы условия их развития?
Каждого ребенка характеризует индивидуальный комплекс способностей. К примеру, способным к рисованию мы называем того, кто может с легкостью изобразить какой-либо предмет, музыкально способным – того кто быстро и легко запоминает и воспроизводит мелодию, способным к танцам – того, кто проявляет фантазию при пластическом изображении характера и образа музыки, кто быстро запоминает музыкальные движения, чьи движения соответствуют музыкально-ритмической ткани музыки.
Доктор педагогических наук, профессор В. И. Петрушин дает такое определение способностям:
« Под способностями понимаются психологические особенности человека, помогающие ему успешно приобретать требуемые знания, умения, навыки и использовать их на практике» [6, с. 227].
Человек не рождается с готовыми способностями, у каждого имеются разные задатки. Для развития способностей необходимо предоставить возможность проявлять себя в разных видах деятельности: танцах, пении, играх и т.д. Вот какую характеристику развитию способностей дает В. И. Петрушин:
«Способности развиваются только в деятельности и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере» [Там же, с. 229].
Общеизвестно значение раннего развития способностей, а, следовательно, и раннего развития детей. В детском возрасте нервная система очень чутка, организм еще формируется, целенаправленная тренировка вызывает не только образование новых связей и совершенствование процессов в коре головного мозга, но и анатомо-физиологические изменения в организме, благоприятствующие данному виду деятельности [3, с. 135]. « Указателем способностей», которые могут проявиться в будущем, являются интересы ребенка к тому или иному виду деятельности: « Наши желания – предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить».
Мюзикл как среда развития творческих способностей
Говоря о роли мюзикла как среды развития творческих способностей, в первую очередь необходимо отметить атмосферу, которая сопровождает как репетиции к мюзиклам, так и момент выступления. Важна в этом случае роль декораций. Ведь именно то, что окружает ребенка, способствует раскрытию его потенциала.
Декорации к мюзиклам, где дети предстают в роли артистов, являются важной составляющей наряду с музыкальной тканью, литературным сюжетом, танцевальным оформлением. Желательно, чтобы декорации описывали те места и ситуации, в которые попадают герои мюзикла, чтобы дети, исполняющие роли, были полностью погружены в атмосферу творчества. Повышению эффективности способствует техническое оснащение зала, позволяющее использовать игру света, смену декораций и т.д.
В случае если сюжет мюзикла подразумевает быструю смену мест и окружения героя, а менять декорации возможности нет, то можно разделить пространство на несколько частей, каждая из которых будет сегментом существования какого-то конкретного героя.
Этапы проекта
На первом этапе работы над мюзиклом важно было определиться с его литературной основой. Материалом для написания сценария была выбрана книга А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» и мультфильм «Волшебник изумрудного города», 1974г. Музыкальную ткань составили песни и музыка из мюзикла «Волшебник Изумрудного города», автор А.Морсин, а также известные детские и современные композиции. Для того, чтобы пробудить интерес у детей интерес к предстоящей работе, первая встреча детей с мюзиклом была эмоционально насыщена: чтение воспитателями сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» в группах, просмотр мультфильма «Волшебник изумрудного города», прослушивание музыкальных произведений, используемых в будущем мюзикле. Все это помогло почувствовать атмосферу сказочных событий, расширить кругозор детей, активизировать познавательный интерес.
Важную роль в организации соответствующей атмосферы играют декорации и костюмы. Ведь именно то, что окружает ребенка, способствует раскрытию его потенциала. Декорации и костюмы к мюзиклу, где дети предстают в роли артистов, являются важной составляющей наряду с музыкальной тканью, литературным сюжетом, танцевальным оформлением. Важно было добиться того, чтобы декорации и костюмы описывали те места и ситуации, в которые попадают герои мюзикла, чтобы дети, исполняющие роли, были полностью погружены в атмосферу творчества. Здесь огромную роль сыграли родители детей-исполнителей. С целью вовлечения родителей в процесс было проведено собрание, на котором была презентована идея мюзикла. Идея получила положительный отклик у всех родителей и была поддержана с огромным энтузиазмом. В результате декорации и костюмы персонажей оказались настолько реалистичными, что детям не составило большого труда перевоплотиться в героев мюзикла.
Второй этап — работа над отдельными ролями и номерами. В сценарии были использованы как индивидуальные номера (песня или танец): песня Элли, «Танец Страшилы», «Танец Дровосека», «Танец Смелого льва», «Танец Гингемы», «Танец Бастинды», «Танец Гудвина», так и групповые: «Танец голубых человечков», «Танец летучих обезьян», «Танец цветов». «Танец гусениц»... Всего в мюзикле было использовано 12 сольных номеров, 8 групповых и 32 разговорных сцены. Репетиция индивидуальных номеров проводилась воспитателями в группах и родителями дома, групповые и разговорные сцены отрабатывались на музыкальных занятиях.
На данном этапе особые сложности возникли в работе над ролью. Ребенок, в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно было добиться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение. И потому огромное значение в работе над ролью сыграло создание необходимой, сказочной атмосферы. Слушая сказку в группе, работая с родителями над выбором и созданием костюма, ребенок постепенно погружался в роль своего персонажа.
В ходе работы над словом и над избавлением от зажимов использовался в основном эмпирический метод (то есть, метод показа педагогом), как наиболее эффективный.
Третий этап — репетиция всего мюзикла целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогали созданию образов. На этом этапе закреплялись обязанности детей и воспитателей в подготовке реквизита и смене декораций.
Четвертый этап — премьера мюзикла.
Перспективно-тематическое планирование
Тема: «Мюзикл как средство развитие творческих способностей у дошкольников»
Этапы | Взаимодействие взрослого с детьми | Цель | Исполнители |
Организационный | 1. Родительское собрание «Мюзикл — среда для развития творческих способностей детей». | Вовлечение родителей в совместное творчество взрослых и детей. | Музыкальный руководитель |
2. Чтение книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города, подбор музыки, песен, постановка танцев. | Знакомство с сюжетом сказки, музыкальными произведениями, которые будут звучать в мюзикле. | Воспитатели, родители, музыкальный руководитель | |
Содержательный | 3. Работа над материалом, к сценарию мюзикла, подбор ролей для детей. | Пробудить интерес детей к предстоящей работе. | Воспитатели, музыкальный руководитель |
4. Подготовка декораций и костюмов. | Воспитатели, родители, музыкальный руководитель | ||
5. Репетиция отдельных номеров мюзикла. | Музыкальный руководитель | ||
6. Генеральная репетиция. | Музыкальный руководитель | ||
Результативный | 7. Премьера мюзикла. | Музыкальный руководитель |
Результаты, которые принес мюзикл:
1) Дети стали более раскрепощенными, перевоплощение в роли и работа над словом стали занимать значительно меньше времени. Они могут заниматься работой над текстом самостоятельно дома, приходится меньше времени тратить на беседы об особенностях характера каждого персонажа, о том, какой образ нужно создать;
2) было быстро понято общее настроение мюзикла – ощущение сказки и волшебства. Возможно, именно благодаря такой атмосфере подготовка к мюзиклу стала возможна в столь короткие сроки;
3) возросла ответственность в работе над ролями. Возникавший эмоциональный барьер стеснения был преодолен благодаря погружению в роли. Стеснение отходило на второй план, и контакт становился свободным и непринужденным;
4) в ходе репетиций у детей начали развиваться такие качества как взаимопомощь и взаимоподдержка.
Они терпимее стали относиться к необходимости повторять одни и те же номера, сцены, песни, выверять моменты-связки между сценами. Более активные дети старались помогать менее активным в работе над ролями, во время перерывов отмечались самостоятельно организованные детьми репетиции;
5) важно также, что дети стали лучше ориентироваться в пространстве сцены, свободнее себя чувствовать. Сцена перестала вызывать стеснение и зажимы.
Список литературы
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / - М.: Центр педагогического образования-2014.
- Дронь А.В. / Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников./ А.В. Дронь — Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012
- Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2000
- Емельянова И. Великие мюзиклы мира. М.: Олма-Пресс, 2002
- Мюзикл [Электронный ресурс]. URL: http://www.musicals.ru/about_genre/dictionary/musical (дата обращения: 20.01.2015).ъ
- Петрушин В. И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая рекомендация. «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников" (область «Художественно – эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО)
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретая жизненный опыт, – все это помогает ос...
«Народная игрушка, как средство развития творческих способностей у дошкольников»
Народная игрушка как средство развития художественного творчества старших дошкольников. ... - развивающие (развитие мелкой моторики рук...
«Народная игрушка, как средство развития творческих способностей у дошкольников»
Народная игрушка как средство развития художественного творчества старших дошкольников. ... - развивающие (развитие мелкой моторики рук...
Методический семинар на тему: «Нетрадиционные виды изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей у дошкольников с ОВЗ»
В настоящее время общество нуждается в инициативных людях, способных творчески подходить к решению проблем, оригинально мыслить. Поэтому перед системой образования стоит важная задача развития...
Презентация к вебинару "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников".
Материал к вебинару "Развитие творческих способностей у дошкольников"...
Программа саморазвития по теме: "Художественно- эстетическое конструирование из бумаги, как средство развития творческих способностей старших дошкольников»
Программа саморазвития с целями, задачами и планом на год....
"Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников"
Театральная деятельность является одной из самых важных видов детского творчества. Свою выдумку и впечатление из окружающей жизни ребёнку необходимо воплощать в живые образы и действия. Входя в о...