"Город музыкального настроения". Открытое занятие для подготовительной группы
учебно-методический материал по музыке

Якуненко Нинель Анатольевна

Программное содержание:

  • Учить слышать и различать настроение музыки, передавать его в движениях, ассоциировать характер музыки с движениями: шагать, петь, плясать.
  •  Развивать песенную творческую фантазию, умение сочинять свою мелодию для музыкального приветствия. 
  • Совершенствовать умение петь хором, и индивидуально, передавая интонацией образ персонажа песни. 
  • Знать понятия "мажор", "минор». 
  • Закреплять навыки выполнения музыкально - ритмических движений. 
  • Активизировать детей, развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память. 
  • Обучать приемлемым способам умению понимать и передавать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. (2015г.)

 

                                                                                           

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gor._muz_nastr.docx20.9 КБ
Файл gorod_muzykalnogo_nastroeniya.pptx1.19 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программное содержание:

  • Учить слышать и различать настроение музыки, передавать его в движениях, ассоциировать характер музыки с движениями: шагать, петь, плясать.
  •  Развивать песенную творческую фантазию, умение сочинять свою мелодию для музыкального приветствия. 
  • Совершенствовать умение петь хором, и индивидуально, передавая интонацией образ персонажа песни. 
  • Знать понятия "мажор", "минор». 
  • Закреплять навыки выполнения музыкально - ритмических движений. 
  • Активизировать детей, развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память. 
  • Обучать приемлемым способам умению понимать и передавать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. 

                                                                  Ход занятия. 

Под музыку дети входят в зал и встают полукругом вокруг муз. рук.

Песенное творчество: «Музыкальное приветствие»

Муз. рук. пропевает слово «Здравствуйте!» с разной интонацией – дети интонационно повторяют. Затем прохлопывают разные ритмические варианты слова «Здравствуйте!». А теперь давайте пошутим!

                                         Коммуникативная игра "Здравствуйте" слова М. Картушиной.
Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх. 
Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.
Здравствуйте, ножки! - Пружинка. 
Топ-топ-топ! - Топают ногами. 
Здравствуйте, щёчки! - Гладят ладонями щёчки.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Пухленькие щёчки! - Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, губки! - Качают головой вправо-влево.
Чмок-чмок-чмок! - 3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки! - Качают головой вправо-влево.
Щёлк-щёлк-щёлк! - 3 раза щёлкают зубками.
Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип! - Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Привет! - Машут рукой. 

Муз. рук.: Ребята сегодня у нас с вами не простое занятие. Мы пойдем на экскурсию в «Город музыкального настроения».  Но путь туда непростой. Мы будем где-то шагать, где-то бежать, перепрыгивать через большие камни, проходить боком по узенькой тропке, с одной стороны которой скалы, а с другой – глубокая пропасть. Вы готовы отправиться в этот Город? Тогда в путь!

                          «Прыжки и ходьба» Е. Тиличеевой (перепрыгиваем через воображаемые препятствия)

                          «Боковой галоп» Ф. Шуберта (протискиваемся между скалами то правым, то левым боком)

                          «Марш» Ю. Чичкова (парадным щагом входим в Город).

Муз. рук.: Вот мы и пришли! В этом необычном городе, ребята, живут странные люди. Одни веселые, радостные – называются мажоры, потому что у них всегда мажорное настроение,  другие грустные, задумчивые, плаксивые – это миноры, потому что у них всегда минорное настроение. Запомнили названия – мажоры и миноры?

Скажите, ребята, как называется музыка, под которую мы шли как солдаты? (Выслушать ответы детей).

Да, это марш.

- А  какое настроение у марша? (Выслушать ответы детей)

Марш - это музыка, написанная специально под шаг, чтобы солдатам легче было ходить строем, чтобы они не отставали и не забегали вперед. А еще она своим четким и энергичным ритмом придает всем силы и бодрости. Значит, какое настроение у марша? Правильно, мажорное!

- А теперь давайте послушаем другую музыку. Слушайте внимательно!

Звучит песня «Осень» сл. В. Семернина, муз. А. Арутюнова

Муз. рук.: Какое настроение у этой музыки? Как вы думаете, какому времени года подходит такая чуть грустная мелодия?  Молодцы, ребята! Все услышали правильно! Вы слушали песню, которая так и называется «Осень», написал ее композитор А. Арутюнов. А теперь настало время спеть самим. Но прежде послушайте присказку: «Жили-были в городе настроения два брата, два бычка». А в чем их разница вы мне расскажете сами, послушав их песенки.

                    «Ёжик и бычок»

Встретил ёжика бычок,

И лизнул его в бочок,

А лизнув его в бочок,

Уколол он язычок.  (Один укололся и засмеялся – какой колючий! А другой укололся и заплакал – я его просто лизнул, а он колется!)

Утрированный показ-исполнение музыкальным руководителем попевки «Ёжик и бычок», чтобы дети могли уверенно определить мажорность или минорность музыкального настроения. Дети уже при прослушивании усваивают текст попевки, затем сами исполняют ее с разным настроем.

Игра с эмокарточками.

Каждому ребенку раздается у по две карточки – «Солнышко» - мажор и «Дождик» - минор. Даются для прослушивания ярко контрастные произведения. Дети должны определить мажорность-минорность музыкального настроения и поднять соответствующую карточку.

«Скворушка прощается» муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен

                                                    «Ой, лопнул обруч» УНМ.

- Скажите, ребята, бывают грустными плясовые мелодии? Конечно, нет!  Ведь пляшут люди, когда у них хорошее, радостное настроение. Мы сейчас поиграем в оркестр шумовых инструментов. Будем подыгрывать плясовой, чтобы она стала еще веселее и задорнее. (Детям заранее под стульчики положили различные музыкальные инструменты)

 «Как под яблонькой» рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой  

Муз. рук.: Внимание! Сейчас мы пойдем в филармонию, будем слушать классическую музыку Э. Грига «В пещере горного короля». 

     Эдвард Григ родился и жил в Норвегии. Это страна диких скал, густых лесов, узких морских заливов. Норвежский народ создал много песен, сказок, легенд о фантастических существах, добрых и злых гномах, троллях. Пер Гюнт – герой произведения Грига – молодой, красивый, смелый юноша, но неисправимый фантазер и искатель приключений. Однажды он решил отправиться очень далеко от своей родины искать счастья, несмотря на то, что у него была невеста – прекрасная девушка по имени Сольвейг. Долгие годы он скитался, нажил богатство. Но так случилось, что в один день всего лишился. Через много лет он вернулся на родину, в Норвегию, но оказалось, что о нем все уже забыли, никому он уже здесь не нужен и только в лесной избушке ждет его верная Сольвейг, по-прежнему горячо любя. Пер Гюнт во всем раскаялся, он понял, как бессмысленно прожил жизнь.

       В одно из своих путешествий Пер попал в подземное царство троллей (злых гномов). Они хотели женить его на своей принцессе, но наш герой отказался – ведь у него есть невеста! Тогда разъяренные тролли набросились на него, грозя разорвать в клочья…  но вдруг раздался удар колокола, и вся нечисть исчезла. Юноша был спасен.

      Пьеса Грига написана в жанре марша. Марш начинается тихо, в очень низком регистре: как будто таинственные звуки доносятся из-под земли. Но вот музыка становится все громче, стремительнее, кажется, что даже горы пустились в дикий пляс. Постепенно звучание музыки стихает – гномы удаляются…

       Сейчас вы будете слушать музыку и выполнять задание. Вы должны обозначить цветом краски музыки,её динамические оттенки. Помогут вам в этом волшебные светофорики. Возьмите их в руки. Откройте зеленый цвет, когда услышите очень тихую музыку, желтый – когда музыка будет звучать не очень тихо и умеренно громко, ну а красный цвет - когда музыка будет звучать очень громко!

                      Во мгле поднялась средь деревьев гора,

Пещерой под землю уходит она,

Горбатый король в той пещере живет,

Со свитой своею сюда он идет.       (Э. Григ «В пещере горного короля»)

         (Дети слушают музыкальный фрагмент и выполняют задание, определяя динамические изменения музыки)

Муз. рук.: Молодцы! Сейчас мы отдохнем, а работать будут наши пальчики.  (Пальчиковая гимнастика.)

«Мама»

                                                            - Мама, мама!

                                                            - Что, что, что?

                                                            - Гости едут.

                                                            - Ну и что?

         - Здрасьте, здрасьте!

        - Чмок, чмок, чмок!

         - Здрасьте, здрасьте!

        - Чмок, чмок, чмок!

Муз. рук.: Ребята, а мы еще сегодня не танцевали! Я вас всех приглашаю на рус. нар. пляску-игру «Козлик шел по лесу».

Пляска-игра «Козлик шел по лесу» РНМ  

Муз. рук.: Ребята, а сейчас мы все вместе споем песню о дружбе. Называется она «С нами друг», написал ее композитор Г. Струве. Я буду запевать, а вы за мной, как эхо, повторяйте строчки песни.

                   

Исполняется песня «С нами друг» сл. Н. Соловьевой, муз. Г. Струве

Муз. рук.: Молодцы! Замечательно спели песню. Понравилось вам наше занятие?  Что вы узнали о музыкальном настроении, каким оно бывает?  (Ответы детей.)

Песенное творчество: «Музыкальное прощание» 

Муз. рук. исполняет мажорно-минорную версию прощания, дети отвечают. Затем муз. рук. дарит детям на память «Нотку»:

Есть у радуги семь красок,

А у музыки семь нот.

На земле для нашей радости

Повсюду музыка живет!

У каждой нотки жизнь своя,

Вам эту нотку дарю я.

В ней семь волшебных нот живут

И звонко песенки поют.

Желаю с ноткой вам дружить

И дружбой этой дорожить!

Ну, вот и подошла к концу наша экскурсия в «Город музыкального настроения». Мы идем домой в детский сад!

Под «Марш-парад» В. Сорокина дети покидают зал.

                   «С нами друг»

С нами, друг, с нами, друг вместе

Запевай, запевай песню!

И тогда, и тогда солнце

Улыбнется нам с высоты,

И тогда, и тогда ярко

Расцветут на всей Земле цветы.

                       Вместе мы построим дом,

Вместе мы посадим сад,

Вместе запоем эту песню.

Знают все, что вместе нам,

Вместе нам всегда интересней!

Птицы нас   …        звали

За собой      …       в дали,

Но тогда     …       кто же

По траве пройдет босиком?

Но тогда      …       кто же

Сад посадит и построит дом?

                        Припев.

Пусть Земля     …     кружит,

Дети все       …          дружат.

Мы тогда     …          быстро

Под дождем грибным подрастем.

Мы тогда      …         домом

Землю общим домом назовем.

                        Припев.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЁЯХИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ОЛЕНЕНОК» «Город настроения» Открытое музыкальное занятие Музыкальный руководитель: Н. А. Якуненко Февраль 2015г.

Слайд 2

Программное содержание: Учить слышать и различать настроение музыки, передавать его в движениях, ассоциировать характер музыки с движениями: шагать, петь, плясать. Развивать песенную творческую фантазию, умение сочинять свою мелодию для музыкального приветствия. Совершенствовать умение петь хором, и индивидуально, передавая интонацией образ персонажа песни. Закрепить понятия "мажор", "минор». Закреплять навыки выполнения музыкально - ритмических движений. Активизировать детей, развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память. Обучать приемлемым способам умению понимать и передавать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Слайд 3

Музыкальное приветствие Пропеваем слово «Здравствуйте!» с разной интонацией и прохлопываем разные ритмические варианты слова «Здравствуйте!». Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп! Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ! Здравствуйте, щёчки! Плюх-плюх-плюх! Пухленькие щёчки! Плюх-плюх-плюх! Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок! Здравствуйте, зубки! Щёлк-щёлк-щёлк! Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип! Здравствуйте, гости!

Слайд 4

В этом необычном городе живут странные люди. Одни бодрые, веселые, радостные – называются мажоры, потому что у них всегда хорошее – мажорное – настроение.

Слайд 5

Другие жители грустные, задумчивые, плаксивые – это миноры , потому что у них всегда минорное настроение. Запомнили названия – мажоры и миноры ?

Слайд 6

Эдвард Григ родился и жил в Норвегии.

Слайд 7

Это страна диких скал, густых лесов, узких морских заливов. Норвежский народ создал много песен, сказок, легенд о фантастических существах, добрых и злых гномах, троллях.

Слайд 8

В одно из своих путешествий юноша попал в подземное царство троллей (злых гномов). Они хотели женить его на своей принцессе, но наш герой отказался – ведь у него есть невеста! Тогда разъяренные тролли набросились на него, грозя разорвать в клочья… Но вдруг раздался удар колокола, и вся нечисть исчезла. Юноша был спасен.

Слайд 9

Пальчиковая гимнастика. «Мама» - Мама, мама! - Что, что, что? - Гости едут. - Ну и что? - Здрасьте , здрасьте ! - Чмок, чмок, чмок! - Здрасьте , здрасьте ! - Чмок, чмок, чмок!

Слайд 10

«Музыкальное прощание ». Есть у радуги семь красок, А у музыки семь нот. На земле для нашей радости Повсюду музыка живет! У каждой нотки жизнь своя, В ам эту нотку дарю я. В ней семь волшебных нот живут И звонко песенки поют. Желаю с ноткой вам дружить И дружбой этой дорожить ! Под марш дети покидают зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной группе №4 Составитель: воспитатель Шадрина А.А. Тема: «Города моей республики»

Цель: познакомить детей с городами Республики, их расположением на карте, обликом, особенностями, видами деятельности жителей.Оборудование: фотоальбомы, карта Республики Коми.Ход занятия.Воспитатель в...

Открытое занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи " Строим город для игрушек".

Целями данного проекта являются обобщение, дополнение и использование знаний детей ( строительные профессии, строительные материалы, этапы постройки дома, интерьер) и развитие речи по данным тем...

Методическая разработка открытого занятия в подготовительной группе по познавательному развитию "Люби и знай свой город"

Конспект НОД по окружающему миру. Цель: Закрепить и обобщить знания о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях....

Открытое занятие в подготовительной группе "Строим экологический город"

В занятии использованы методы и элементы информационно - коммуникативных технологий....

Открытое занятие в подготовительной группе в подготовительной группе по развитию речи "В поисках сокровища".

Методическая разработка конспекта интегрированного занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «В поисках сокровища» Автор разработки: Семушева Елена Федор...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Интересные открытия в стране Знаний".

Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.Задачи:Обучающие:Закрепить умение выкладывать числовой ряд.Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в предела...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Мой город Санкт-Петербург"

Конспект открытого занятия "Мой город Санкт-Петербург"...