Методическая разработка музыкального занятия
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа) на тему
Методическая разработка музыкального тематического занятия с элементами здоровьесберегающих технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shutka_v_muzyke.doc | 58.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальное тематическое занятие с элементами здоровьесберегающих технологий.
«Шутка в музыке и жизни»
Образовательные области: «Художественно-эстетическое»
«Социально-Коммуникативное»
«Речевое»
Цель: Обогащать музыкальные впечатления дошкольников.
Укреплять и сохранять здоровье детей.
Задачи: Различать оттенки одного настроения в пьесах с похожими названиями: «Шутка», «Скерцо», «Юмореска».
Развивать чувство юмора, эмоциональность
Развивать умение передавать игровые образы и их характеры мимикой, движениями, интонацией.
Соотносить движения с текстом в игровом массаже.
Профилактика заболеваний горла и голосового аппарата.
Воспитывать дружеское отношение к сверстникам, коммуникативность.
Ход
М.р.: Ребята, вам известно, что у человека может быть разное настроение. Иногда грустное, капризное, а иногда наоборот хочется пошутить, посмеяться. Послушайте.
Я не буду убираться! Я не буду кушать!
Целый день я буду ныть, никого не слушать! Какое у меня настроение? Ответ детей
М.р.: Покапризничаем вместе. (Повторяем текст упражнения «Капризка», и движения)
Еще можно поплакать, кричим. «А-а-а», теперь повоем «У-у-у., повизжим «И-и-и»!
(упр. «Хохотушки»). Под березой на опушке хохотали две подружки
Перед ними песни пели две веселые лягушки
Ква-а-а, квэ-э-э, ква-а-а-а (произносим)
Жизнь у кваквы хороша! (показываем)
А подружки хохотали, чуть от смеха не упали. (Смеемся)
А за ними вслед резвились веселые мартышки.
Строили гримасы – вот они глупышки.
Дети, вытягивая губы, двигают ими в разные стороны, строя гримасы.
М.р.: А какое сейчас у вас настроение? Ответ детей
М.р.: Скажите, ребята, с каким настроением вы себе понравились - шутливым или капризным.
Ответ детей
М.р.: Конечно, с шуткой жить гораздо легче. Давайте пошутим. Исполним шутливое эхо.
Распевка - «Любим шутки и смех». Исполнение в форме «эхо» с солистами. Солисты выходят по желанию.
М.р.: А вот еще одна песенка, узнаете? (Дети отгадывают песню по мелодии и называют ее).
Исполнение песни «Смешинки»
М.р.: Шутка может быть разной. Добродушной, безобидной, светлой, или задиристой, ехидной, насмешливой. Может быть и злой. Как и смех. Вы сможете посмеяться зло? А ехидно, задиристо, насмешливо... А приветливо и по - доброму…
(Дети пробуют показать разный по характеру смех)
М.р.: Послушайте произведение немецкого композитора И. С. Баха «Шутка». Какой характер музыки?
Ответы детей:
М.р.: Верно - шутка светлая, озорная, безобидная, приветливая, игривая,
Музыкальный руководитель обращает внимание детей на разложенные перед детьми музыкальные инструменты-молоточки, барабаны, колокольчики, треугольники и др.
М.р.: Ребята, зная звучание каждого инструмента, подумайте, на каких инструментах можно сыграть эту шутку и почему?
Дети выбирают инструменты по тембру и высоте звучания схожие с легким характером произведения - колокольчики, молоточки, треугольники, при этом объясняя свой выбор. Оставляют барабаны, считая их звучание стучащим и грубым.
Исполнение «Шутки» И. Баха в оркестре.
М.Р. А сейчас мы услышим еще одну пьесу. Она называется «Скерцо». Послушайте, как звучит мелодия, какое в ней настроение? (слушают начало)
Слушание «Скерцо» П.И.Чайковского Ответ детей
М.р. В переводе с итальянского языка «Скерцо» означает «шутка». Она как бы переливается разноцветными красками, вначале - добрая, мечтательная, взволнованная, грустная, но вот характер меняется, как начинает звучать музыка? (Слушание)
Ответ детей
М.р. Злые силы разрушают и сметают эту красоту, насмехаются над ней. Они, то надвигаются, постепенно уничтожая доброе и светлое, то отступают. Идет вечный спор между злой, колючей, дразнящей, острой .шуткой и доброй. Какую часть «Скерцо» мы покажем лентами, а какую шуршанием пакетов-мешочков.
Дети отвечают и обосновывают свой ответ, почему они так думают и выбирают атрибуты по своему желанию. Для сердитой части они выбирают шуршащие мешочки, а для мечтательной ленточки.
Исполнение двигательной – игровой импровизации «Спор ленточек и шуршалок».
М.р.: А вот еще одна пьеса, ее название «Юмореска», от какого слова? Ответ детей
М.р. Какой же характер мы услышим?
Слушание - «Юмореска» Р. Щедрина. Ответ детей
М.р.: Правильно. В пьесе слышны то осторожные, хитрые, вкрадчивые, шкодливые интонации, то жесткие, сердитые. Жесткие, сердитые шутки как бы отпугивают мягкие, крадущиеся, которые исподтишка затевают какое-то озорство. Подкрадывающиеся звуки назойливо, тихо, но упрямо продолжают кривляться, насмехаться, шалить, пока их как назойливую муху не прихлопнул последний аккорд. Озвучим «Юмореску» звучащими жестами, жесты будем выбирать по характеру звуков.
«Юмореска» Р.Щедрин- - звучащие жесты (игра на пальчиках, кулачках, притоп ногой, хлопки и др.)
Дети по звучанию музыки сами определяют, какими характерными жестами пользоваться.
М.р.: Мы убедились, как по-разному музыка может выразить шутливое настроение. Шутка бывает невинной, легкой, или насмешливой, злой, озорной. Шутка в музыке, как и в жизни, имеет разные оттенки настроения. А нам прибавит настроенья шуточный массаж.
Комплекс игрового массажа «Дружок», дети стоят парами по всему залу.
(музыкальным фоном может звучать «Шутка» И. Баха, или другая схожая по настроению музыка).
У меня такие ручки! По-смо-три! Стоят спиной друг к другу, гладят руки.
Звонко хлопают в ладоши, раз, два, три! Хлопки.
Твои ручки тоже на мои похожи. Лицом друг к другу, гладят по ручкам друг друга.
Хорошо с тобой, дружок, покружись со мной разок. Кружатся лодочкой.
У меня такие щечки! По-смо-три! Стоят спиной друг к другу, гладят свои щечки.
Я пощиплю их немножко, раз, два, три.
Твои щечки тоже на мои похожи. Поворот лицом друг к другу, гладят щечки друг друга.
Хорошо с тобой, дружок, покружись со мной разок. Кружатся лодочкой.
У меня такие ушки! По-смо-три! Стоят спиной друг к другу, массируют мочки ушей.
Разотру их потихоньку, раз, два, три.
Твои ушки тоже на мои похожи. Поворот лицом друг к другу, теребят ушки друг друга.
Хорошо с тобой, дружок, покружись со мной разок. Кружатся лодочкой.
У меня такая спинка! По-смо-три! Стоят спиной друг к другу, гладят себя по плечам.
Я похлопаю по спинке, раз, два, три.
Твоя спинка тоже на мою похожа. Поворот лицом, шлепают по спине друг друга.
Хорошо с тобой, дружок, покружись со мной разок. Кружатся лодочкой.
М.р. Веселье и смех продлевает жизнь, поэтому я дарю вам смайлики, а вы нарисуете им улыбку, научите их смеяться.
Детям раздаются смайлики без улыбки, и каких либо эмоций. Улыбку на смайлике дети могут нарисовать в группе или дома.
Подготовила Тюрина М.А.,
музыкальный руководитель
Музыкальный материал:
«Шутка» И. Бах. «Скерцо» П.И.Чайковский. «Юмореска» Р. Щедрин - аудиозапись:
Песня - «Смешинки» журнал «Музыкальная палитра» №3. 2007, стр.8
«Вот такая чепуха» распевка, музыка и слова И. Рыбкиной
« Спор ленточек и шуршалок» - двигательно-игровая импровизации
Дидактический материал:
Инструменты детского оркестра – молоточки, барабаны, колокольчики, треугольники и др.
Разноцветные ленточки, пищевые мешочки.
Смайлики по числу детей.
Литература:
Пособие О. П. Радыновой Музыкальное развитие детей: В 2ч.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997 Ч. 1. – 608 с.: нот. ISBN 5-691-00037-3
Пособие - Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия игры, упражнения/ авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011.- 204 с.
ISBN 978-5-7057-2473-4:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мишку разбудили" Методическая разработка музыкального занятия для детей младшего дошкольного возраста
Это занятие было разработано ко "Дню открытых дверей" для показа родителям младшей группы смешанного состава. Это итоговое занятие блока "Весеннее настроение", поэтому оно было задумано и проведено в ...
Методическая разработка музыкального занятия.
В данной разработке представлен материал, который можно использовать на музыкальных занятиях в вокально - хоровой работе. Певческая установка, артикуляционные упражнения, вокальное дыхание, скороговор...
Методическая разработка музыкального занятия "Летчики"
Данная методическая разработка предназначена для детей 4-6 лет.Основная идея: дети превращаются в "летчиков", садятся нв воображаемый самолет и путешествуют по свету, попадая в разные уголки мира.Во в...
Методическая разработка музыкального занятия в средней группе «Путешествие в страну народных музыкальных инструментов»
Развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству....
«Методическая разработка музыкального занятия с использованием музыкальных инструментов»
laquo;Методическая разработка музыкального занятия с использованием музыкальных инструментов»Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ «ЗАГАДКИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФЕИ»
Ритм – важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное в комплексе музыкальных способностей.Чувство ритма есть у всех детей, но не у всех оно достаточно развито для того, чтобы в...
Методическая разработка "Музыкальное занятие с презентацией "Путешествие в страну музыкальных инструментов""
Методическая разработка "Музыкальное занятие с презентацией "Путешествие в страну музыкальных инструментов""...