Развитие эмоциональной сферы посредством восприятия классической музыки
статья по музыке (младшая, средняя группа) на тему
В своей работе я столкнулась с проблемой эмоционального развития детей дошкольного возраста. Решение проблемы я нашла в использовании классической музыки. Ведь музыка играет огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка, а именно классическая, поскольку классика считается образцом музыки, она универсальна и подходит для людей любого возраста и социального положения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalnoy_sfery_posredstvom_vospriyatiya_klassicheskoy_muzyki.docx | 19.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие эмоциональной сферы посредством восприятия классической музыки
В своей работе я столкнулась с проблемой эмоционального развития детей дошкольного возраста. Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна.
Актуальность данной темы может быть представлена следующими аспектами:
- кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс;
- наблюдения за детьми дошкольного возраста в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
Решение проблемы я нашла в использовании классической музыки. Ведь музыка играет огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка, а именно классическая, поскольку классика считается образцом музыки, она универсальна и подходит для людей любого возраста и социального положения. Классическая музыка - основа музыкальной культуры.
Чтобы выявить эффективность использования классической музыки, с помощью соответствующих методик, представленных на слайде, был проведен анализ актуального уровня развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста по следующим параметрам:
- уровень развития эмоциональной сферы;
- уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку;
- оценка умения распознавать и сравнивать эмоции.
Анализ результатов выявил ряд проблем, требующих поиска оптимальных путей их решения, а именно:
- у большинства воспитанников преобладает низкий уровень развития эмоциональной сферы;
- дети не умеют сравнивать эмоции;
- музыкальные произведения не вызывают соответствующего эмоционального отклика;
- эмоциональные реакции не всегда адекватны настроению музыкальных произведений;
- интерес к музыке неглубок и неустойчив.
Для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста и приобщения к классической музыке была создана и реализована программа по музыкальному развитию детей «Музыкальные шедевры».
Данная программа составлена с учётом целей и задач парциальной программы музыкального развития детей дошкольного возраста «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой. Программа ориентирована на детей младшего и среднего возраста.
Целью программы является формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Занятия проводились один раз в неделю. Все виды занятий применялись и варьировались в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребенка.
На занятиях применялись следующие методы и приемы музыкальной деятельности:
- метод контрастных сопоставлений произведений позволял заинтересовать детей, активизировал проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения;
- метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Применяются различные виды уподобления звучанию музыки:
- моторно-двигательное уподобление эмоционально-образному содержанию музыки побуждает детей к «экспериментированию», передаче характера музыки в каждый момент ее звучания и является наиболее универсальным и действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения детей;
- тактильное уподобление помогает детям ощутить эмоциональную отзывчивость музыки, прочувствовать ее и связать слуховые впечатления с тактильным;
- словесное уподобление – эмоционально-выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий;
- вокальное уподобление в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведений и подпевания отдельных интонаций;
- мимическое уподобление характеру звучания музыки крайне важно для ребенка, так как служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки;
- темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа;
- интонационное уподобление характеру звучания музыки. Выразительная интонация пояснений, сходня с переданными в музыке настроениями, является для ребенка эмоциональным ориентиром, усиливающим его переживания, способствует пониманию значений слов, осознанию выразительного смысла музыкального языка;
- цветовое уподобление применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявления реакций на изменение настроений, осознания формы, развития «словаря эмоций» детей;
- полихудожественное уподобление позволяет ребенку осознать выразительную роль средств языка искусств – живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета.
Предполагаемая подборка репертуара программы позволяла выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединять их сюжетом, сказкой, игрой и облегчала их варьирование. Например, изучая тему «Весело-грустно» дети узнали, что музыка передает разное настроение людей, получили представления об оттенках чувств, настроений, научились передавать в движениях смену настроений. В теме «Черты характера человека» детям рассказывалось о том, что музыка может передавать не только настроение, но и черты характера человека, также учились различать средства музыкальной выразительности и передавали в движениях характер музыки, учились различать выразительные интонации музыки, сходные с речевыми. Изучались темы «Просьба, радость, печаль», где дети учились различать и определять словесно разные музыкальные настроения, в теме «Смелость-тревога» воспитанники учились различать характер музыкального произведения, изобразительность в музыке, связывать ее с характером пьесы, учились высказываться об эмоционально-образном содержании музыки. В теме «Нежность и забота» учились сравнивать пьесы с одинаковыми или похожими названиями, учились различать оттенки настроений в пьесах с похожими названиями. Также изучались темы: «Разные чувства», «Оттенки грусти», «Оттенки шутливого настроения», «Оттенки настроений в непрограммной музыке».
На занятиях дети переживали эмоциональные состояния, вербализовали собственные переживания, знакомились со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивалась способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.
Использовались классические произведения, таких композиторов как: Бетховен, Кабалевский, Свиридов, Шуман, Чайковский, Гречанинов, Бах, Моцарт, Майкапар.
Об эффективности проведенной работы свидетельствует следующие результаты: воспитанники научились правильно распознавать и сравнивать эмоции, проявляют эмоциональную отзывчивость; у детей расширились знания о музыке. Эмоционально-двигательная активность адекватна характеру произведения, проявляется ярко, выразительно и разнообразно. Дети используют большое количество слов-определений выражающих настроение, характер произведения; у воспитанников присутствует ярко выраженная эмпатия в интонации голоса при перечислении настроений. Дети стали увереннее устанавливать связи между содержанием произведения, средствами выразительности и эмоциональным настроением, что свидетельствует о понимании основных художественных закономерностей.
Таким образом, исходя из полученных результатов, эффективность использования классической музыки дала положительные результаты развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему "Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через восприятие классической музыки"
Данная исследовательская работа является результатом моих многолетних поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей, к музыкальному искусству начиная...
Программно-методическое пособие по развитию эмоциональной сферы посредством сенсорной комнаты
Пособие включает пояснительную записку, теметическое планирование и цикл сеансов в сенсорной комнате. Сеансы направлены на снятие негативных эмоциональных состояний, развитие навыков саморе...
Образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе по развитию музыкальных способностей через восприятие классической музыки под названием «Беседы в музыкальной гостиной»
Образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе по развитию музыкальных способностей через восприятие классической музыки под названием"Беседы в музыкально...
Формирование начал музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия классической музыки
Формирование начал музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия классической музыки...
Эстетическое развитие старших дошкольников через восприятие классической музыки
Для гармонического эстетического развития дошкольников необходима взаимосвязь с литературой и художественным искусством. Восприятие классической музыки может произойти через эмоции, но необходимо чтоб...
"Развитие эмоциональной сферы посредством театральной деятельности"
Презентация совместного с педагогом- психологом проекта в старшей группе...
Конспект занятия по развитию эмоционального интеллекта посредством ИЗО и музыки в подготовительной группе.
Тема: "по морям, по волнам"...