"Эти удивительные животные"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Фукало Алла Ивановна

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_starshaya_eti_udivitelnye_zhivotnye.docx717.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  автономное учреждение

детский сад  общеразвивающего вида «Белочка»

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

воспитанников старшего дошкольного возраста по теме

«Эти удивительные животные»

                                                                       

                                                                                                               

Музыкальный руководитель:

Фукало А.И.

г. Пыть-Ях

2016 г.

Хронометраж

Этапы

  1. Огранизационный момент                                             2 мин.
  2. Актуализация                                                                  2 мин.
  3. Восприятие и усвоение нового материала                   8 мин.
  4. Динамическая пауза                                                       2 мин.
  5. Практическая часть                                                        9 мин.
  6. Заключительная часть. Рефлексия.                               2 мин.                                                      

Итого:                                                                                         25 мин.

Тема: « Эти удивительные животные»

Тип: доминантный.

Форма: подгрупповая.

Цель: формирование обще-музыкальных и вокальных умений и навыков, развитие чувства ритма и музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыки;
  • формирование музыкально-ритмических двигательных представлений;
  • совершенствование чувства ритма, вокальных навыков: четкая дикция, правильное интонирование отдельных фраз, слаженность пения;
  • расширение представлений о музыкальном жанре – марш;
  • формирование навыков игры на ударных музыкальных инструментах.

 Воспитательные:

  • воспитание доброжелательного отношения друг к другу;
  • привитие навыков правильного восприятия и исполнения музыкальных произведений;  
  • привитие навыков сценического поведения.

   Развивающие:

  • развитие музыкально-эстетического вкуса;
  • развитие музыкального слуха, чувства ритма, координации слуха и голоса;
  • развитие музыкальных способностей детей;
  • совершенствование художественно-ассоциативного мышления путем сравнивания музыки с речью и рисунком;
  • развитие потребности в восприятии музыкальных жанров.

Виды детской деятельности: музыкальная, игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Формы и методы: беседа, наглядно - слуховой, наглядно - зрительный, репродуктивный.

Развивающая среда: портрет композитора К. Сен-Санса, картинки животных, ударные музыкальные инструменты - барабаны, фортепиано, мультимедийное оборудование: музыкальный центр, ноутбук, видео -  материал (ИКТ): «Королевский марш Льва» из сюиты «Карнавал животных»  К.Сен-Санс, видео-занятия «Веселые нотки» серия «Барабан», слайдовая презентация, музыкальные произведения: «Королевский марш Льва» из сюиты «Карнавал животных»  К.Сен-Санс, «Облака» слова С. Козлов, музыка В. Шаинский, конверт с билетом.

Материал и оборудование: музыкальное оформление зала, стульчики-пенёчки, игрушки зверей, расписные столики, мажореточные палочки, барабаны, облака, расскраски.

Предварительная работа: беседа на тему «Этот веселый ритм»; разучивание вокального упражнения; песни «Облака» слова С. Козлов, музыка В. Шаинский; ознакомление с азами игры на ударных музыкальных инструментах.

Целевые ориентиры: 

- ребенок сможет эмоционально отзываться на произведения профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.);

- ребенок сможет освоить основные обще-музыкальные, певческие, культурные навыки, способы деятельности, будет проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – пении, выполнении музыкально-ритмических движений, игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; выбрать себе род занятий, участников по совместной деятельности и использовать полученные знания в повседневной жизни.

Последующая работа: продолжение ознакомления с музыкальным жанром -  марш в творчестве известных русских и зарубежных композиторов классиков, освоение музыкально-ритмических движений, развитие чувства ритма, певческих навыков и азов игры на музыкальных инструментах, развития художественно-эстетического вкуса.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

  1. Этап. Вводно – организационный (2 мин.).

Под музыку дети заходят в зал и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель: 

Что за гости в зал спешат?

Много маленьких ребят!

Проходите вот сюда.

Все на месте?

Дети. Да! Да! Да!

Дети садятся на стульчики

Музыкальный руководитель: Ребята, вы уже, наверное, заметили, что к нам гости пришли?

Дети: (отвечают)

Музыкальный руководитель: Давайте мы с гостями музыкально поприветствуем наших гостей. (поет(в терции)) Здравствуйте, гости дорогие.

Дети: (отвечают(в Б 5.3)) Здравствуйте.

Музыкальный руководитель: А теперь я музыкально приветствую девочек. (поет(в терции)) Здравствуйте, девочки.

Дети: (отвечают(в Б 5.3)) Здравствуйте.

Музыкальный руководитель: А теперь также музыкально здороваюсь с мальчиками. (поет(в терции)) Здравствуйте, мальчики.

Дети: (отвечают(в Б 5.3)) Здравствуйте.  

  1. Этап. Актуализация (2 мин.).

Звучит фонограмма «стук в дверь» (входит почтальон и передает письмо)

Музыкальный руководитель: Ребята, смотрите, нам принесли вот такой интересный конверт. Я предлагаю открыть этот конверт и посмотреть, что же там. Вы согласны?

Дети: (отвечают)

Музыкальный руководитель открывает конверт, достает билет.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, здесь какой то билет. Ой, это билет в зоопарк, но необычный, а музыкальный зоопарк, там все звери любят музыку. Ребята, вы хотите побывать в таком зоопарке?

Дети: (отвечают)

Музыкальный руководитель: Тогда давайте дружно встанем в круг и на поезде поедем в волшебный зоопарк. Вагончики строятся и в путь.

Звучит музыка «Голубой вагон».

  1. Этап.  Восприятие и усвоение нового материала (8 мин.).

Музыкальный руководитель:

Вот мы и в зоопарке (обращает внимание детей на видео проектор).

Ребята, посмотрите, нас встречает кроль зверей - лев.

Просмотр и прослушивание произведения «Королевский марш льва» из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса

Музыкальный руководитель:  

Ребята, мы сейчас с вами послушали «Королевский марш льва» из цикла «Карнавал животных», а написал этот марш французский композитор Камиль Сен-Санс (на экране портрет композитора). Сейчас, ребята, я вам расскажу, что такое марш. «Марш» - по-французски ходьба, движение. От этого слова и пошло наше «маршировать», то есть ходить особенным, ладным и четким шагом.

Каждый знает, что лучше всего маршировать под музыку. Музыка бодрая, четкая и в то же время не быстрая. Бегать и прыгать под нее не очень удобно. Плавные и медленные движения то же не получаются. Зато ходить - одно удовольствие. И называется такая музыка - марш. Именно такую музыку мы с вами сейчас послушали, а может кто-то запомнил, как произведение называется? Правильно, «Королевский марш льва», а кто может назвать композитора этого произведения?

Ребята, а вы заметили, что произведение состоит из разных частей, одна отличается более спокойной музыкой, а в другой части очень насыщенное звучание, которое передает величественный марш короля зверей.. Я думаю, мы тоже с вами можем научиться так же красиво маршировать, как лев. Давайте попробуем вместе со львом.

Под музыку марша дети выполняют маршевые движения по кругу, музыкальный руководитель следит за правильностью выполнения, корректирует индивидуально.

Музыкальный руководитель:  

Молодцы, ребята. Я думаю, у нас получилось. А еще под маршевую музыку играют на барабане. Ну, что ж, пойдем дальше? Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и пойдем дальше.

Звучит музыка «Мы идем», дети двигаются по кругу.

  1. Этап. Динамическая пауза (2 мин.).

Музыкальный руководитель:

(обращает внимание детей на видео проектор)    

            Ой, ребята, посмотрите, а вот медвежонок и зайчик. Я предлагаю вам поиграть вместе с ними, полетать на волшебных облаках и спеть песню. Давайте встанем на облака. (музыкальный руководитель раскладывает облака, дети встают на них и начинается распевка)  Но перед началом пения нам необходимо настроить свой голос и распеться, давайте начнем наши упражнения. Сначала мы будем петь с медвежонком, у него голос низкий и мы будем петь низко: «Я пою, я пою» (дети поют вокальное упражнение на низкой тесситуре в Т53), а теперь мы споем с кошечкой, она поет по серединке: «Я пою, я пою» (дети поют вокальное упражнение в среднем регистре в Т53), а теперь, с мышкой. Мышка поет высоким, тоненьким голосом: «Я пою, я пою» (дети поют вокальное упражнение в высоком регистре в Т53).Ну, теперь мы готовы к волшебному полету. Вот теперь можно и песенку спеть.

(дети поют песню «Облака», раскачиваясь на облачке,  и смотрят видео)

       Исполнение песни «Облака» слова С. Козлов, музыка В. Шаинский

Музыкальный руководитель:

Молодцы, ребята, мы спели с вами такую веселую и добрую песенку со зверятами и покатались на волшебных облаках. А теперь нам нужно идти дальше, ведь вы хотите побывать еще у других животных музыкального зоопарка?

Дети: (отвечают)

Звучит музыка «Мы идем», дети двигаются по кругу. Остановка.

       V.  Этап. Практическая часть (9 мин.)

Кажется, здесь живет Слон-барабанщик, который дружит с веселыми нотками (на экране картинка слона с барабаном). Давайте присядем на лужайку (дети садятся на коврик, напротив проектора)  и тоже познакомимся с веселыми нотками.

Просмотр видео о музыкальном инструменте - барабан

Музыкальный руководитель:

Ребята, а под какую музыку играют на барабане?

Дети: (отвечают)

Музыкальный руководитель:

Правильно, под маршевую музыку, а давайте мы с вами тоже попробуем поиграть на барабане под марш. Но сначала нам нужно вспомнить, что такое марш и где мы сегодня слышали марш?

Дети: (отвечают)

Музыкальный руководитель:

        Ребята, посмотрите, вот у нас есть мажореточные палочки и барабаны. Они нам нужны для того, чтобы научиться четко отбивать ритм под музыку. (на одном столике лежат мажореточные палочки, на другом- барабаны) Я предлагаю вам выбрать себе либо палочку, либо барабан. Сейчас, те у кого мажореточные палочки выстроится в первый ряд, а тем, у кого барабаны - встать вторым рядом. И попробуем под музыку повторить ритмический рисунок марша. Сначала мы прохлопаем ритм в ладоши, а затем повторим на барабанах и палочках, и еще будем маршировать, шагать на месте, правильно поднимать ноги.

Разучивание ритмического рисунка под марш, затем практический  повтор.

Дети поднимаются с коврика, выбирают себе барабан или мажореточную палочку  и выстраиваются по команде музыкального руководителя в два ряда.

 Под марш дети повторяют ритмический рисунок на барабане и палочках, параллельно выполняя маршевые движения (маршевый шаг).

Музыкальный руководитель:

Ребята, а вам знакома музыка, под которую мы с вами маршировали?

Дети: (отвечают)

VI. Заключительная часть. Рефлексия (2 мин.).

Музыкальный руководитель:

Молодцы, ребята, сейчас нам пора возвращаться в детский сад, но мы обязательно еще вернемся и познакомимся с другими животными, которые тоже любят музыку.

Звучит музыка «Мы идем», дети двигаются по кругу. 

Музыкальный руководитель:

Вот мы с вами и вернулись.  Давайте сядем на стульчики и еще раз вспомним, что же интересного мы видели в музыкальном зоопарке?  Какое слушали произведение?

Как называется произведение?

Какие движения выполняли?

Как зовут композитора, который написал марш?

А песню какую пели?

На каком музыкальном инструменте играли?

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети: (отвечают)

Музыкальный руководитель:

А я для вас приготовила сюрприз - вот такие замечательные раскраски животных с музыкальными инструментами на память о нашем путешествии.

Музыкальный руководитель раздает под музыку раскраски.

Музыкальный руководитель:

А сейчас давайте попрощаемся музыкально с гостями и вернемся в группу. (поет в ч5) До свидания

Дети: (музыкально отвечают)До свидания.

Дети уходят в группу.

Самоанализ

Вам была представлена непосредственно-образовательная деятельность на тему « Эти удивительные животные» по художественно-эстетическому развитию детей (музыкальная деятельность) старшей группы «В»

Цель: формирование обще-музыкальных и вокальных умений и навыков, развитие чувства ритма и музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыки посредством анализа прослушанного произведения;
  • формирование музыкально-ритмических двигательных представлений;
  • совершенствование чувства ритма, вокальных навыков при  исполнении песни «Облака» сл. С. Козлова, муз В. Шаинского;
  • расширение представлений о музыкальном жанре – марш, освоение маршевого шага;
  • формирование навыков игры на ударных музыкальных инструментах барабанах под марш.

 Воспитательные:

  • воспитание доброжелательного отношение друг к другу посредством хорового исполнительства, игровых ситуаций;
  • привитие навыков общения с музыкой,  правильно воспринимать и исполнять ее при знакомстве с музыкальным произведением – «Королевский марш льва» К. Сен-Санс;
  • привитие навыков сценического поведения при исполнении песни «Облака».

   Развивающие:

  • развитие музыкально-эстетического вкуса посредством знакомства с произведением мировой классики – «Королевский марш льва» К. Сен-Санс;
  • развитие музыкального слуха, ритма посредством игры на ударных инструментах - барабанах, выполнения ритмических движений;
  • развитие музыкальных способностей детей посредством пения;
  • совершенствование художественно-ассоциативного мышления путем сравнивания музыки с речью и рисунком посредством разбора прослушанного произведения;
  • развитие потребности в восприятии музыкальных жанров посредством знакомства с жанром - марш.

При проведении НОД реализовались все образовательные области, а именно присутствовала интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие, познавательное развитие. Выстроена НОД была поэтапно.

  1. Этап: Организационный момент.
  2. Этап: Актуализация.
  3. Этап: Восприятие и усвоение нового материала.
  4. Этап: Динамическая пауза
  5. Этап: Практическая часть.
  6. Этап: Рефлексия.
  7. Этап: Заключительный.

Структура НОД, методы и приемы работы с детьми подобраны с учетом возрастных особенностей детей и образовательной программы.

Мной был определен тип образовательной деятельности: доминантный, направленный на развитие музыкально-ритмических способностей детей.

Перед НОД была проведена предварительная работа: были использованы формы и методы, такие как  беседа на тему «Удивительный мир животных», что при проведении НОД позволило более образно понять характер музыкального произведения «Королевский марш льва» композитора  Камиля Сен-Санса, разучивание вокальной распевки, песни «Облака» муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова. При освоении нового материала применялись ИКТ технологии через наглядно – зрительный метод, что повлияло на благоприятное восприятие прослушиваемого произведения, репродуктивный метод был направлен на закрепление пройденного материала (повторение материала за педагогом),  ознакомление с азами игры на ударных музыкальных инструментах – барабанах, детям был представлен выбор, в соответствии с программными требованиями ФГОС (выбор барабаны или мажореточные палочки).

Использовала разные виды детской деятельности: игровую, как наиболее эффективный способ работы с детьми дошкольного возраста, используя предметную среду.  Музыкальный вид деятельности прослеживался на всех этапах НОД как основной (музыкальное приветствие, музыкально ритмические движения, распевание, слушание, упражнения в достижении ритмической точности, музыкальное прощание), своевременная смена видов деятельности  позволила избежать переутомления детей. Использование атрибутов и технологий ИКТ активизировало коммуникативную  и  познавательную деятельность детей,  и было направлено на усвоение материала и воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Созданная развивающая среда позволила оптимально реализовать поставленные цели и задачи. ( мультимедийное оборудование, слайдовая презентация, аудиоаппаратура, мп-3 проигрыватель, фортепиано, музыкальные произведения, атрибуты). 

Материал и оборудование: облака, оформление зала в соответствии с содержанием НОД, картинки с изображением животных.

НОД осуществлялась в соответствии с конспектом. Непосредственно-образовательная деятельность была выстроена оптимально: содержание, формы и методы соответствовали  поставленной цели, возрасту детей, требованиям программы. Была выделена главная идея нового материала.

Представленный материал сочетался между собой общей тематикой, что обеспечило эффективное  изучение  темы.

Прослеживалась  логичность и доступность подачи материала и постепенное его усложнение. Разнообразие, сочетание, эффективность методов, приемов и средств в непосредственно-образовательной деятельности - создание игровой ситуации, побуждение детей к ответам на заданные вопросы, занимательность изложения, богатство интонаций -  все это способствовало активизации познавательной деятельности, работоспособности, повышению интереса к образовательной деятельности.

Деятельность детей была осознанной и самостоятельной. Отмечалось включение каждого ребенка в деятельность. Дети с удовольствием отвечали на вопросы, при этом соблюдали культуру общения. По ходу непосредственно-образовательной деятельности я создавала условия для проявления самостоятельных высказываний. Способствовала  развитию таких интегративных качеств, как  «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый».

В разных видах музыкальной деятельности они проявляли  себя по-разному.   Поставленные задачи решались через этапы.

С поставленными задачами воспитанники справились. Психологическая атмосфера была благоприятная, высокая степень доброжелательности, заинтересованность всех участников процесса.

Я считаю, что мне полностью удалось реализовать поставленные цель и задачи. Это можно определить по ответам и поступкам детей, их интересу и желанию выполнять задания.

Спасибо за внимание.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия " Эти удивительные животные"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с животными....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» Тема: «Удивительные животные Африки».

Программные задачи:- систематизация и углубление представлений детей о животном     мире        жарких     стран...

Непосредственная образовательная деятельность "Удивительные животные"

1.Ознакомление детей с происхождением домашних животных от диких. 2. Составление рассказа с помощью схем....

"Удивительные животные Африки"

Непосредственная образовательная деятельность, область "Коммуникация", тема: "Удивительные животные Африки", для детей подготовительной логопедической группы...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа)Тема: «Удивительные животные Африки».

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» Подготовила и провела воспитательГБОУ детский сад с этнокультурным (русск...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста («Познание» и «Коммуникация») Тема: Передача «Удивительные животные».

Занятие давалось в рамках конкурса "Воспитатель года-2013". Планируется как заключительное после изучения темы "Животные"....