Методика игры на музыкальных инструментах для детей раннего возраста
учебно-методический материал по музыке (младшая группа) на тему

Борисевич Наталья Николаевна

Об использовании музыкальных инструментов на занятиях в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borisevich_n.n.docx79.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное

Дошкольное учреждение "Детский сад Шиханского гарнизона"

Министерства обороны Российской Федерации"

Методическая разработка " Методика  игры на музыкальных инструментах для детей раннего возраста"

Музыкальный руководитель - Н.Борисевич


Методика  игры на музыкальных инструментах

 для детей раннего возраста

   У русского народа неповторимая сокровищница знаний ,умений ,обычаев  и традиций игры на музыкальных инструментах. Именно для того ,чтобы донести до наших детей и познакомить их хотя бы с маленькой частью  народного наследия ,мы знакомим детей с игрой на музыкальных инструментах.

     Для детей раннего возраста особенно важно использование музыкальных инструментов, так как  им еще  в полной мере недоступно песенное испол-нительство. Игра на музыкальных инструментах и музыкально- ритмические движения компенсируют  возрастные особенности детей раннего возраста.    

       Так же игра на музыкальных инструментах затрагивает многие сферы развития  и  одновременно охватывает применение здоровьесберегающих  технологий - сенсорное восприятие ,мелкую моторику  пальцев , чувство ритма, коммуникативное чувство. Музицирование  сочетает в себе положительное влияние на зоны головного мозга, стимулирующие координацию движений и музыкальный слух.   Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивают мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребенка, такие личностные качества, как общительность, подражательность, самостоятельность, дисциплинированность,  формирует готовность и умение действовать в коллективе .

       Анализ  работы показывает, что, методика интеграции и вариативности применения инновационных программ и  сдоровьесберегающих технологий позволяет повысить уровень музыкального развития детей. Например ,  методика Карла Орфа  открывает для детей удивительный мир звуков: музыку дождя, солнца, ветра, сосульки, снежинки,  которые можно так просто изобразить любым предметом – кубиком, бумагой, посудой, деревянными палочками и т.д. У детей воспитываются навыки импровизации, фантазии, интерес к окружающему миру, самостоятельному творчеству.

     Шумовой оркестр – одна из самых доступных  и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют довольно быстро, без особой индивидуальной работы, приобщить детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей. 

     Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивают мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребенка, такие личностные качества, как общительность, подражательность, самостоятельность, дисциплинированность,  формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики. 

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=490x10000:format=jpg/path/s80c3546b72d85819/image/i82b8be35e595e3a2/version/1364482488/image.jpg

Металлофон, ксилофон
Ксилофон- ударный, звуковысотный инструмент. Состоит из набора хроматически настроенных деревянных брусочков. Звук извлекается путём лёгкого прикосновения палочкой по брусочку. Во время игры пластинки инструмента должны находиться на уровне колен, если ребёнок сидит, или на уровне пояса, если стоит; ребенку должно быть удобно, руки должны двигаться свободно.

    Основные навыки игры на металлофоне и ксилофоне формируются следуя таким этапам:

• знакомство и работа с буквенными обозначениями звуков на пластинках инструментов

• умение правильно держать палочки (не зажимать палочки всей ладонью, не класть указательный палец на палочку, не прижимать головку палочки к пластинке во время удара)

• овладение различными приемами игры двумя руками (совместное движение, поочередное движение, параллельное движение, сходящееся и расходящееся движение, перекрещивание рук, тремоло, глиссандо)
Бубенцы (браслет на руку)

     Инструмент состоит из тканевого браслета и закрепленных на нем четырех бубенчиках. Надев браслеты на руки, легко потряхивая ими, чередуйте быстрые, и медленные движения, меняя силу звука, вы сможете создать особый колорит, придать разнообразие привычному звучанию различных мелодий песен и танцев. С помощью браслетов, можно создать музыкальную картину зимнего леса, тройки с бубенцами, или перенестись в жаркую Индию и превратиться в исполнителя индийских танцев. Играть на музыкальных браслетах достаточно легко, для этого предложите ребенку встряхивать кистями рук в медленном или быстром темпе. Музыкальные браслеты можно использовать и при исполнении различных танцев. С ними могут танцевать озорные петрушки, сказочные зайчики, куклы и другие персонажи Новогоднего карнавала, участники сказочного представления и т.д. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, моторику. Инструмент позволяет создавать свой ритмический рисунок или стать участником музыкального ансамбля, или исполнителем театрализованного действия.

     Бубен

     Ударный музыкальный инструмент. Представляет собою обруч в несколько дюймов ширины с натянутой на него натуральной кожей . Для извлечения звука проводят по плоскости пальцем или ударяют по ней кистью руки или палочкой. Бубен может использоваться как сопровождающий инструмент при передаче народных песен, а также в оркестре при исполнении характерных танцев. Развивает слух, чувство ритма.
    Колокольчики на деревянной  ручке (погремушки)

Музыкальный инструмент вроде погремушки с приятным многоголосым звучанием. Можно использовать как для народных танцев, так и для украшения мелодий и отбивания тактов. Развивает слух, координацию, чувство ритма, фантазию.
      Маракасы

       Представляет собой круглую или яйцеобразную деревянную погремушку на деревянной ручке наполненную пластиковыми горошинами. Маракасы очень популярны в оркестрах танцевальной музыки. Простота игры на маракасах, размеры, вес, позволяет использовать их в работе с детьми от 3 до 7 лет. Правильно держать маракас - одной рукой и только за ручку. От силы встряхивания инструмент меняет силу звука. Движение инструментом может быть вертикальным и горизонтальным. Вертикальное - дает более громкий, сильный звук, горизонтальное движение дает тихое шуршащие звучание. Маракасы парный инструмент, играют на них, потряхивая поочередно каждой рукой, либо выполняя движение одновременно двумя руками, при этом руки находятся на высоте плеч. Для большей выразительности, акцентируя какой то звук, можно "выбрасывать" руку вперед или совершать вращательные движения в одну и другую стороны. Используя фонограмму, предложите ребенку вместе с вами сыграть плясовую, равномерно потряхивая маракасом в одном темпе, а в конце спрятать маракас за спину, с началом звучания музыки игру повторить. Или спойте песню "Петушок", передавая ритмический рисунок песенки, а в конце "пошуршите" маракасом, будто горошек рассыпался. Такие игры учат ребенка вслушиваться в музыку, будят его фантазию, учат передавать ритм. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, координацию движений рук, моторику руки. Инструмент используется для ритмического сопровождения народных танцев, песен и игр, применяется в оркестрах.
   Тамбурин

     Детский ударный музыкальный инструмент. Инструмент состоит из деревянного обруча, на одну сторону которого натянута тканевая перепонка, в прорези обруча вставлены металлические пластинки. Музыкальный инструмент употребляется для ритмического сопровождения танцев, плясок, игр, а так же используется в оркестрах и ансамблях. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, моторику руки. Инструмент позволяет: - участвовать в музыкально-ансамблевой деятельности, сопровождать игрой на инструменте разнообразные игры, песни, пляски, создавать собственные ритмические рисунки, вызвать музыкально-эмоциональный отклик детей. Знакомя ребенка с инструментом, дайте ему возможность изучить инструмент самостоятельно. Предложите дошкольнику поиграть на тамбурине, ударяя по нему ладонью, перебирая пальцами, чередуя удары основанием ладони и пальцев: впереди себя, позади себя, над головой, ударяя инструментом о ладонь, локоть, колено, плечо, потрясти инструмент. Когда ребенок овладеет различными приемами игры, можно научить его исполнять ритм с использованием различных приёмов. Покажите ребенку, как громко может звенеть тамбурин и каким тихим, как журчание ручейка, может быть его звук. В дальнейшем ребенок сможет самостоятельно сопровождать игрой на тамбурине танец или песню, а смена ритма в разных музыкальных частях сделает исполнение ярким и интересным. Можно устроить соревнование, придумывая различные ритмические рисунки в импровизационно-ансамблевом звучании. Такие игры хорошо усваиваются детьми от 5 - 7 лет.
    Трещотка

      Русский шумовой музыкальный инструмент. В Курской, Тульской и Калужской областях представляет собой комплект из дубовых, кленовых или ореховых планок, нанизанных на два ремешка или шнурка. Планки соприкасаются неплотно благодаря вставленным между ними в верхней части деревянным прокладкам. Концы ремешков трещотки беру в обе руки (как гармошку), резким (или плавным) движение ударяют планки свободными концами одну о другую и получают щёлкающие звуки. На территории северо-западных областей России трещотка-деревянная прямоугольная рамка с зубчатым валом, переходящим в рукоятку. В пазы между зубцами вала, служащего осью вращения, входят 1-4 упругие планки, противоположными концами прикреплённые к рамке. При вращении планки с силой перескакивают с одного ребра на другое, издавая оглушительный звук, напоминающий пулемётную пальбу. В прошлом выполняли ритуально-магические функции.
   Треугольник

      Представляет собой стальной прут диаметром 8-10 мм, согнутый в фрме равнобедренного треугольника, не замкнутого в одном из углов. При игре исполнитель держит треугольник на жильной струне в левой руке, ударяет по различным частям треугольника(для получения звука различной степени громкости характера) специальной стальной палочкой без рукоятки. Звук треугольника без определённой высоты, чистый и прозрачный, с мелодичным отзвуком, который может  заглушаться прикосновением свободной.


 Формы работы с шумовыми инструментами

1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам Подобрав фонограмму любой детской песенки можно придумать ритмический аккомпанемент и выстукивать «в такт» используя ударно-шумовые инструменты, такие как бубен, кастаньеты, треугольник и другие.

 1. Вставка партитуры.

2. Импровизация звуковых картин на заданную тему

3. Звуковая иллюстрация стихов.

4. Сказки- шумелки.

Увлекательной формой музыкально – ритмических игр для детей является звукоподражание и элементарное музицирование на детских шумовых музыкальных инструментах. С 4 – 5 лет дети с огромным удовольствием играют под танцевальную музыку, аккомпанируют детским песенкам, импровизируют звуковые картины на заданную тему или иллюстрируют шумами подходящие стихи. 

Такой совместный игровой досуг для ребёнка может организовать любые родители без специальной методической или музыкальной подготовки. Для малышей 2-4 лет можно использовать более простой вариант для музицирования – сказочки- шумелки.

В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку есть возможность что-либо изобразить шумом. Реализация малышом своих представлений в звуках и шумах – занятие творческое и эмоциональное. Совместная игра малыша с взрослым или другими детьми даёт навыки взаимодействия и коллективизма. Копирование «чужих» ритмов развивает слуховое восприятие и память. Различение громких и тихих звуков, отрывистых и протяжных, высоких и низких развивает слух ребёнка, а копирование шумов способствует развитию мелкой моторики. Благодаря шумовому оформлению сказочек, у ребёнка развивается и умение сосредоточенно слушать, и хорошая реакция и память.
Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте. 
Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Учитывайте, какими приёмами ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии. 
Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть. Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой. 

     Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект. Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы. Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом. Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры .Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.

     Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов. 

   Описание работы: предлагаю вашему вниманию методическую разработку по работе с народным оркестром в детском саду. Данная разработка может быть использована музыкальными руководителями и воспитателями ДОУ. 


 

 МЕТОДИКА ТВОРЧЕСКОЙ  РАБОТЫ С НАРОДНЫМ ОРКЕСТРОМ В ДЕТСКОМ САДУ

 
Цель: Развитие природной музыкальности, первоначальных навыков музицирования, индивидуальности; создание предпосылок к формированию творческого мышления; приобретение многообразного опыта самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия, удовлетворение потребностей и интересов каждого ребенка, на основе принципов гуманизации и демократизации педагогического процесса для воспитания человека и гражданина.
В процессе работы с детьми решаются такие задачи, как:
- обеспечение социально-нравственного и эмоционально-личностного развития детей.
- обеспечение своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка;
- воспитание интереса и любви к музицированию
- развитие эмоциональности детей, как важнейшей основы их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку

- формированию качеств, способствующих самоутверждению личности
- индивидуальности восприятия и способности к импровизации
-сохранение и укрепление здоровья детей.

МЕТОДИКА РАБОТЫ С НАРОДНЫМ ОРКЕСТРОМ

Обучение игре на большинстве ударных народных инструментах ( трещотка, хлопушка, колокольчики, бубенцы и др.) не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные ударные инструменты (звонница, дрова и др.), приемы игры на увеличивающемся количестве ложек, а также музыкальные инструменты других групп оркестра.

    В процессе знакомства с ударными инструментами дети узнают об истории его создания, изучают исполнительские возможности, выделяют характеристики, определяющие специфику конкретного инструмента, познают как образовывается звук и его свойства, приобретают знания об особенностях применения народных инструментов.
При игре на ударном инструменте главная роль принадлежит кисти рук, ее мышцы не должны быть напряжены, что поможет при игре избежать скованности и зажатости движений, а также быстрой утомляемости. В этом большую помощь оказывают специальные упражнения для разминки рук без инструмента. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.    Постановка исполнительского аппарата определяется спецификой звукоизвлечения на конкретном ударном инструменте, его конструктивными особенностями и индивидуально- выразительными характеристиками.

    Обучение игре на музыкальных инструментах проходит в форме игры, в которой огромная роль отводится театрализованной деятельности.

Применяются такие средства музыкально- творческого обучения, как:
-театрализованные игры и этюды
-логоритмическая и пальчиковая гимнастика
-пантомимические упражнения
-упражнения с атрибутикой различных видов кукольного театра
-инсценировки произведений музыкального и художественного плана
На занятиях дети получают информацию о театре , об истории создания кукол, костюмов, театральных профессиях, театральной терминологии. В работе над этюдами дети постигают основы актерского мастерства, секреты управления театральными куклами, импровизируют и сочиняют вместе с ними на музыкальных инструментах, выбирая для них свои выразительные средства.

Упражнения с палочками

1.Перебирание пальцев по палочкам вверх и вниз сначала правой рукой, потом- левой, а затем двумя руками одновременно.
2.Взять палочки горизонтально и зажать в кулачках, затем выставление на палочку указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев. И так несколько раз.
3.Держать палочки в горизонтальном положении, зажав большим и указательным пальцами, остальные пальчики «порхают»(бабочки).
4. Держа палочки в горизонтальном положении, зажать их средними, безымянными пальцами и мизинцами, а остальные пальцы «кушают-ам»(собачки).
5.Постучать палочками по полу. над головой, перед собой, слева. справа и так несколько раз убыстряя смену движений.
6.Игровые и шуточные движения: антеннки, сдувание щек, «пряталки» друг от друга, погрозить палочками, погладить себя и т.п.
7.Упражнения-имитации игры на инструменте поочередно левой и правой рукой и одновременно:
- поступенно вверх
- поступенно вниз
- со скачками
- секундовое направление вверх и вниз
- в горизонтальном положении
- в вертикальном положении
- круговые движения(как на трещотке)
- вперед-назад(как на колотушке)

Эти упражнения проводятся перед началом игры на музыкальных инструментах. Каждый раз выбираются те движения на палочках. которые вам понадобятся именно на этом занятии. Они проводятся молча, без комментариев педагога-это делается для того, чтобы дети развивали зрительное внимание и смотрели только на вас, ни на что не отвлекаясь. Если все же кто-то окажется невнимательным, выполните движения с постукиванием. громкий звук сразу привлечет внимание именно к вам. Если кто-то выполняет неправильно, надо повторить ошибки со всеми, а затем

показать правильный вариант. Тем самым без устных указаний на неправильное исполнение и замечаний, вы в игровой форме добиваетесь точного исполнения определенного движения. Между упражнениями надо обязательно включать шуточные движения, чтобы ребята не уставали и подготовительный этап им приносил удовольствие и желание заниматься дальше с еще большим усердием.

Игра на детских музыкальных инструментах.

 Цель: Повышать интерес к музицированию на музыкальных инструментах. Задачи:  Развитие первоначальных навыков игры в ансамбле.

 Предшествующая работа:

- знакомство с группой  музыкальных инструментов   и с их звучанием;  

- разучивание  приемов игры  на   музыкальных инструментах;   

- разучивание мелодии на металлофоне.  

-  разделение детей по группам инструментов на партии.

(партия бубнов, партия ложек, партия металлофонов и т.д.)                    

Необходимые материалы:

Музыкальные инструменты: деревянные ложки 6 - 8 пар, треугольники 2-3 шт., бубны 4-5 шт., трещотка, металлофоны 5-6 шт.

Песня:

Во поле береза стояла  

Во поле кудрявая стояла .

Припев:

 Люли-люли стояла.

и т.д. Припев повторяется после каждой строчки.

 1 этап разучивания (без музыкальных инструментов)

а) дети слушают песню под аккомпанемент аккордеона в исполнении музыкального руководителя;

б) проводится беседа по содержанию песни;

в) дети   разучивают песню;

г) дети исполняют песню «а капелла», прохлопывая ритм ладошками;

2 этап разучивания  (с музыкальными инструментами)

Каждая партия (группа) инструментов разучивает свою партию ритма:

а. Под пение «а капелла» музыкального руководителя.

Б. Под аккомпанемент аккордеона.

Металлофоны разучивают мелодию с аккордеоном. 

3 этап разучивания (с музыкальными инструментами)

Соединение всех партий музыкальных инструментов в один оркестр.

 а) партия металлофонов исполняет первый куплет песни под аккомпанемент аккордеона.

б) второй куплет исполняют вместе: аккордеон +металлофоны +треугольники;

в) третий куплет исполняют вместе: аккордеон +металлофоны+ треугольники +бубны;

г) четвертый куплет исполняют вместе: аккордеон +металлофоны +бубны +треугольники +ложки.

д) пятый куплет исполняют вместе: аккордеон +металлофоны +треугольники +бубны +ложки +трещотка.)  дети хором исполняют песню и по желанию играют на тех же инструментах и теми же приемами игры.

г) дети дают оценку  «концертного» исполнения песни.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Развитие музыкальных способностей у детей раннего возраста с недоразвитием речи средствами логопедической ритмики"

Наряду с нарушением речевого развития,у детей с ОНР имеются и отклонения в формировании различных аспектов музыкальных способностей, для преодоления которых необходимо специальное коррекционно-педагог...

сообщение по теме:"Музыкально-театрализованная деятельность детей раннего возраста "

Организация театрализованной деятельности в группе детей раннего возраста...

Сообщение из опыта работы: "Музыкально-театрализованная деятельность детей раннего возраста"

Организация театрализованной деятельности в группе раннего возраста...

Методическая разработка кружка «Бим-бам-бом» (игра на детских музыкальных инструментах) для детей младшего возраста

Методическая разработка  кружка  «Бим-бам-бом» (игра на детских музыкальных инструментах) рекомендуется для проявления и развития творческих способностей у детей младшего возраста  с ОВ...

Консультация для родителей "Музыкальные инструменты для детей раннего возраста"

Игра на детских музыкальных инструментах с детьми раннего возраста....