Методическая разработка кружка «Бим-бам-бом» (игра на детских музыкальных инструментах) для детей младшего возраста
учебно-методическое пособие по теме
Методическая разработка кружка «Бим-бам-бом» (игра на детских музыкальных инструментах) рекомендуется для проявления и развития творческих способностей у детей младшего возраста с ОВЗ через музицирование. Предлагаемый материал познакомит детей с простейшими музыкальными инструментами и способами игры на них, разовьет все компоненты музыкального слуха: тембровый, динамический, ритмический, мелодический, мелкую мускулатуру пальцев рук, разовьет творческое музыкальное мышление, слуховую фантазию, память, внимание.
Подобранный музыкальный репертуар воспитает у детей коммуникативные качества, потребность в музыкальном общении, а также выдержку, целеустремленность, настойчивость.
Данная разработка будет полезна музыкальным руководителям и педагогам, работающим с детьми младшего возраста, на занятиях ритмикой в коррекционно-образовательных учреждениях, частично включены в музыкальные занятия, индивидуальную работу.
Дання методическая разработка заняло призовое место на международном конкурсе методических разработок "Ме Ра - 2013"
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка кружка «Бим-бам-бом» (игра на детских музыкальных инструментах) для детей младшего возраста
Разработала:
Музыкальный руководитель Семенова Т.П.
Аннотация
Методическая разработка кружка «Бим-бам-бом» (игра на детских музыкальных инструментах) рекомендуется для проявления и развития творческих способностей у детей младшего возраста с ОВЗ через музицирование. Предлагаемый материал познакомит детей с простейшими музыкальными инструментами и способами игры на них, разовьет все компоненты музыкального слуха: тембровый, динамический, ритмический, мелодический, мелкую мускулатуру пальцев рук, разовьет творческое музыкальное мышление, слуховую фантазию, память, внимание.
Подобранный музыкальный репертуар воспитает у детей коммуникативные качества, потребность в музыкальном общении, а также выдержку, целеустремленность, настойчивость.
Данная разработка будет полезна музыкальным руководителям и педагогам, работающим с детьми младшего возраста, на занятиях ритмикой в коррекционно-образовательных учреждениях, частично включены в музыкальные занятия, индивидуальную работу.
Содержание
- Введение.
- Основная часть.
- Заключение.
- Список литературы.
Приложение.
Календарно-тематическое планирование кружка «Бим-бам-бом»
Введение
Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов как средству музыкального воспитания всегда был очень большим. Выдающиеся музыканты-просветители Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, австрийский композитор и педагог К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основы элементарного музицирования в развитии музыкальности у детей.
Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели отечественной системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Еще в 20-е годы Н.А. Мет-лов и Л.И. Михайлова говорили о необходимости организации детского оркестра как действенного средства развития музыкального восприятия и слуха у детей. В 30-40-х годах Метло-вым были организованы оркестры в детском саду, намечены подходы к методике работы с ними, созданы новые звуковы-сотные детские музыкальные инструменты.
В действовавшей многие годы программе музыкального воспитания дошкольников игра на детских инструментах занимала значительное место. Однако обучение детей игре на звуковысотных инструментах строилось на основе обозначения клавишей с помощью букв, слогов, цифр или цвета, то есть, фактически, на искусственных «костылях», не имеющих отношения к музыке. Дети, многократно повторяя, заучивали последовательность этих ориентиров и каждый раз при переходе к новой мелодии начинали с нуля.
Настоящее время характеризуется переосмыслением детского музыкального воспитания.
Гуманистический подход к образованию требует от педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка. Дети с нарушением развития являются особой категорией, в работе с которыми музыка, искусство используется не только как средство их художественного развития и формирования у них художественной культуры, но и как средство лечения.
Результаты мониторинга показывают, что дети с расстройством речи отстают от своих сверстников по многим показателям психомоторного и эмоционально-волевого развития, не владеет в большинстве случаев положенными по возрасту двигательными навыками, имеет ряд личностных особенностей, обусловленными речевыми нарушениями.
В настоящее время благодаря детальным исследованиям А.С. Брусиловского, И.М. Гриневой, Н.Д. Масловой, Е.Ю. Рау, Ж. Дремор, доказано, что коррекционные возможности музыкального искусства в различных его сочетаниях по отношению к ребенку с проблемами проявляются прежде всего в том, что они выступают источником позитивных переживаний ребенка, рождают новые креативные потребности, способы их удовлетворения, обеспечивают формирование музыкальной культуры и осуществление коррекции отклонений в познавательной и эмоционально-волевой сферах.
Современные преобразовательные процессы в области музыкально-креативной педагогики, поиски путей и методов эстетического воспитания, опыт работы в речевом ДОУ привели к необходимости использования элементарного музыкального музицирования.
Элементарное музицирование представляет для нас большой интерес, так как обладает рядом несомненных достоинств в работе с детьми с ОВЗ. При овладении этой формой деятельности дети, во-первых, продолжают развивать навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), развивается моторика пальцев рук; во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко; в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам; в-четвертых, в ней развиваются и реализуются музыкальные способности и исполнительские возможности всех детей, независимо от степени их одаренности; и самое главное наличие во всех упражнениях элементов творчества.
Основная часть
Детский сад компенсирующего вида № 13 «Буратино» посещают дети, у которых кроме патологии речи, выявлены следующие нарушения психоэмоционального состояния: невысокая самооценка, низкая степень самоприятия, эмоциональная лабильность, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы. Учеными доказана прямая и естественная связь между движениями рук (пальцев, кисти) и произношением слов (работа гортани) благодаря тому, что коре головного мозга речевая зона и двигательная зона кисти расположены рядом. Таким образом развитие моторики влияет на развитие речевой зоны. Поэтому для таких детей требуются дополнительные услуги, которые способствовали бы решению проблемы.
Кружок «Бим-бам-бом» - музицирование на детских музыкальных инструментах. Этот вид деятельности открывает перед детьми новый мир выразительных свойств звука, помогает формировать все компоненты музыкального слуха, познавать окружающую действительность с помощью звуков.
Игра на детских музыкальных инструментах активизирует внимание, волю детей, помогает преодолеть скованность, застенчивость, робость, развивает чувство уверенности в себе, самостоятельность. В совместном музицировании воспитываются коммуникативные качества, потребность в музыкальном общении, а также выдержка, целеустремленность, настойчивость.
Цель: проявление и развитие музыкальных способностей ребенка через музицирование.
Задачи:
- Познакомить детей с шумовыми музыкальными инструментами и способами игры на них.
- Побуждать к самостоятельной деятельности.
- Формировать устойчивое ощущение метроритмической пульсации музыки.
- Развивать все компоненты музыкального слуха: тембровый, динамический, ритмический, мелодический.
- Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.
- Развивать способность детей к организованной работе в ансамбле.
- Развивать творческое музыкальное мышление, слуховую фантазию, память, внимание.
Интеграция с другими образовательными областями
«Физическая культура» | Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. |
«Коммуникация» | развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение воспитанниками нормами речи. |
«Познание» | расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества |
«Социализация» | формирование представлений о музыкальных инструментах; развитие игровой деятельности; |
«Чтение художественной литературы» | использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений |
«Безопасность» | формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе музицирования |
Занятия проводятся 2 раз в неделю в игровой форме, что позволяет детям в доступной форме получать знания и решать задачи, поставленные перед ними педагогом. Помещение проветривается каждый раз перед занятием и после него.
Диагностика элементарного музицирования
Средняя группа
Элементарное музицирование
1. Устойчивый интерес к данному виду деятельности.
2. Передача ритмической пульсации и несложного ритмического рисунка.
3. Чувство ансамбля.
Старшая и подготовительная к школе группы
Элементарное музицирование
1. Устойчивый интерес к музицированию.
2. Владение приемами звукоизвлечения на различных музыкальных инструментах.
3. Передача ритмической пульсации и несложного ритмического рисунка.
4. Чувство ансамбля.
Характеристика уровней
Высокий уровень — творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности).
Средний уровень — эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
Низкий уровень — малоэмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к музыке, к музыкальной деятельности. Не способен к самостоятельности.
Список средств обучения
- ТСО: магнитофон, фортепиано
- оборудование: детские музыкальные инструменты
Заключение
Реализация методической разработки кружок «Бим-бам-бом» для детей младшего возраста позволила достигнуть следующих результатов:
Дети, посещающие кружок:
- Узнали о шумовых (перкуссионных) музыкальных инструментах и способах игры на них (колокольчик, погремушка).
- Познакомились с духовыми и ударными музыкальными инструментами и научились правильным приемам звукоизвлечения.
- Получили начальные знания и умения игры на металлофоне.
- Вместе с родителями научились изготавливать музыкальные инструменты из подручных материалов.
Прошли выступления оркестра на утренниках и развлечениях:
- «Малыши в осеннем лесу» - «Ореховый оркестр» Детский краковяк мух. Слонова;
- «Новогодний теремок» - игра в оркестре на деревянных ложках, погремушках «Во саду ли в огороде» муз. Агафонникова;
- «Паровозик из Ромашково» (II младшая группа) – «Веселая кухня» муз. Вихаревой (самодельные шумовые инструменты, деревянные ложки, «тарелки»);
- «Колобок наоборот» (средняя группа) – «Полька» муз. Филиппенко (металлофоны, бубны, деревянные ложки, трещотка).
- Выступление в экологическом развлечении «В гостях у гномика» во II мл. группе.
- «Танец медвежат с ложками» муз. Котышевой.
- Озвучивание стихотворения С. Маршака «Апрель» шумовыми инструментами;
- Песня «Дождик» муз. Нероновой
Выступление на развлечение в ср. группе «Весеннее настроение», где использовались:
- сказочки-шумелки: «Пришла весна», «Чей голос лучше»;
- музыкальная зарисовка «Лягушонок», «Дятел», «Медведь»;
- песня «Веселая дудочка» муз. Красева с игрой на инструменте.
У детей, посещающих кружок «Бим-бам-бом» на конец года определились следующие результаты: активизировалось внимание, воля. Самостоятельность. Совместное музицирование помогло стать детям более раскрепощёнными, почти совсем избавило от стеснения и скованности. Участники кружка стали более открытыми, легкими в общении, обрели уверенность в себе, стали более музыкальными.
Список литературы
- Куприянова Т.М. Музыка для малышей. Игры, песни, танцы, шумовой оркестр. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 80 с.
- Играй, наш оркестр для детей младшего возраста. Составитель А. Певная. – Москва. 1983 г.
- Бублей С.. Детский оркестр. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – Ленинград «Музыка». 1989 г.
- Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения Карла Орфа Родничок 2001 год.
- Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. — М., 1999.
- Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах.- М., 1999
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор–Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»
Приложение. Календарно-тематическое планирование кружка «Бим-бам-бом»
Октябрь | ||||
Неделя | Тема месяца | Цели занятия | Музыкальный репертуар | Обеспечение педпроцесса |
1-я неделя | «Музыкальный магазин» (деревянные звуки) |
| «Моя лошадка» муз. Гречанинова | Деревянные палочки, деревянные ложки, деревянные кубики |
2-я неделя | ||||
3-я неделя | 3. Формировать умение подыгрывать на деревянных ударных инструментах | Песня «Барабан» муз. С. Коротаева | Деревянные палочки, деревянные ложки, барабан | |
4-я неделя | ||||
Ноябрь | ||||
Неделя | Тема месяца | Цели занятия | Музыкальный репертуар | Обеспечение педпроцесса |
1-я неделя | «Музыкальный магазин» (перкуссионные инструменты) |
| Попевка «Колокольчик», «Погремушки» р.н.м. Музыкально-дидактическая игра «Угадай на чем играю» Музыкальная игра «Оркестр» ук. н.м. | Погремушки, бубен, колокольчик |
2-я неделя | ||||
3-я неделя | «Музыкальная мастерская» | 1. Создать условия, чтобы каждый ребенок мог сделать с помощью взрослого какой-нибудь музыкальный инструмент 2. Создать условия для экспериментирования детей со звуком, цель которого - установление зависимости качеств звука и свойств, используемых материалов (крупа, пластмассы, бумаги) 3. Организовать импровизированный концерт или спектакль с использованием самодельных инструментов. | Озвучивание сказки | Для изготовления самодельных инструментов необходимы следующие материалы: различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре, разноцветные фантики и пр.); деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки; коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц и др.); леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань; природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них, различная крупа, камешки, ракушки; кусочки пластика, небольшие металлические предметы (пластины, ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и т.д.); металлические банки разных размеров (например, от томатной пасты, газированной воды); пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады. |
4-я неделя | ||||
Декабрь | ||||
Неделя | Тема месяца | Цели занятия | Музыкальный репертуар | Обеспечение педпроцесса |
1-я неделя | «Музыкальный магазин» (духовой инструмент) | Познакомить детей с музыкальным инструментом дудочкой и научить детей правильным приемам звукоизвлечения | Песня «Веселая дудочка» муз. Красева | Дудочка |
2-я неделя | Знакомство и разучивание песни к игре «Музыканты» | Игра шумовыми инструментами «Музыканты» муз. Вихаревой | ||
3-я неделя | Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах | Деревянные ложки, бубны, дудки | ||
4-я неделя | Выступление на Новогоднем празднике | Воспитывать навык совместного музицирования | Диск «Споем, попляшем, поиграем» | |
Январь | ||||
Неделя | Тема месяца | Цели занятия | Музыкальный репертуар | Обеспечение педпроцесса |
3-я неделя | «Музыкальный магазин» (металлофон) | 1. Продолжать знакомить детей с новыми музыкальными инструментами – металлофоном 2. Развивать сенсорные музыкальные способности | Музыкальная зарисовка «Лягушонок» | Металлофон |
4-я неделя | «Путешествие по звукам» | Воспитывать интерес к музыке, звучанию музыкальных инструментах | Диск «Путешествие по звукам» | |
Февраль | ||||
Неделя | Тема месяца | Цели занятия | Музыкальный репертуар | Обеспечение педпроцесса |
1-я неделя | «Шутка в музыке» | Развивать навык одновременного исполнения на «инструментах» | «Парикмахерская полька» литовская народная мелодия | Расчески с медиатором, ножницы |
2-я неделя | ||||
3-я неделя | «Весенний наш привет» | Учить точно воспроизводить ритмические рисунки, развивать творчество детей | Весенняя зарисовка «Сосулька» Куликова | Металлофоны, колокольчик, бубен |
4-я неделя | ||||
Март | ||||
Неделя | Тема месяца | Цели занятия | Музыкальный репертуар | Обеспечение педпроцесса |
1-я неделя | Выступление на утреннике 8 марта | Вызвать радость, желание играть вместе | «Парикмахерская полька» литовская народная мелодия | Расчески с медиатором, ножницы |
2-я неделя | Сказочки-шумелки «Пришла весна» «Чей голос лучше» | Играть свои партии, сохраняя общий темп, динамику, настроение | Диск Железновых | |
3-я неделя | ||||
4-я неделя | ||||
Апрель | ||||
Неделя | Тема месяца | Цели занятия | Музыкальный репертуар | Обеспечение педпроцесса |
1-я неделя | «Играй, наш оркестр» | 1. Приобщать к коллективной игре в ансамбле 2. Закреплять умение одновременно вступать и заканчивать игру на музыкальных инструментах | «Полька» Филиппенко | Бубен, погремушки, ложки |
2-я неделя | ||||
3-я неделя | ||||
4-я неделя | Озвучивание стихотворений | Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, развитие креативности | Стихи для озвучивания «Апрель» С.Я. Маршак Шумовые инструменты | |
Май | ||||
Неделя | Тема месяца | Цели занятия | Музыкальный репертуар | Обеспечение педпроцесса |
1-я неделя | Презентация оркестра | Накапливать опыт восприятия музыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость на знакомые музыкальные инструменты, появление желания самостоятельно действовать с ними | Выученный репертуар за год | Деревянные палочки, деревянные ложки, деревянные кубики, металлофон, дудочка, бубен, погремушки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»
В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. И...
"Ёжик и его друзья". Музыкальное занятие для детей среднего возраста по обучению игре на детских музыкальных инструментах
Дети по слуху определяют инструменты с которыми познакомились ранее, по ритмическому рисунку узнают попевки, играют на детских шумовых инструментах в оркестре....
Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселый оркестр
Цель : Помочь детям активно войти в мир музыки, под воздействием которой дети способны раскрыть свои музыкально - творческие способности....
Методическая разработка "Игра на детских музыкальных инструментах"
Рабочая программа предусматривает формирование у дошкольников младшего возраста общих умений, навыков и универсальных способов действий, обо...
Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.
Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...
Учебно-методический материал по теме: «Роль взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах.»
В данной консультации расскрыты основные задачи и роль воспитателя в процессе обучения детей игре на ДМИ.Особенное внимание уделено его работе в этом направлении в группе....
методические рекомендации по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
материал будет очень полезен музыкальным руководителям ДОУ, а также всем педагогам , которые занимаются образовательной деятельностью с детьми дошкольного возраста...