Развитие чувства ритма дошкольников в процессе разучивания русских народных хороводных игр.
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа) по теме
В статье даны методические рекомендации и русские народные игры с описанием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 27.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие чувства ритма дошкольников в процессе разучивания русских народных хороводных игр.
Хороводные игры - это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму.
Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить. Они:
- Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
- Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).
- Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
- Учат детей действовать вместе, сотрудничать.
- Знакомят детей с древними традициями и обычаями.
Хороводные игры в детском саду можно разделить по тематике. На самом деле, под любую тему можно подобрать игру или придумать ее. Достаточно правильно подобрать музыку, придумать смысл игры, а слова сами лягут на музыку или их подскажут дети.
Немного истории
Веками хороводы являлись частью календарных обрядов. Также они были важным средством обучения молодого поколения танцевальному и поэтическому искусству. Содержание первых хороводных игр раскрывалось в сюжете песни, которую исполняли участники, передвигавшиеся по кругу. Такие песни могли рассказывать о любви парня и девушки, крестьянской работе, злой мачехе, охотнике, который ранил или убил зверя, зайке, воробушке или об оленихе, потерявшей своих детенышей. Движения, как правило, были незамысловатыми и полностью подчинялись ритму песни, которую исполняли участники хоровода. Главные исполнители находились в центре круга. Они вели диалог с участниками, двигающимися по кругу. Иногда содержание песни раскрывалось при помощи пантомимы.
В современном мире хороводные игры утратили своё былое значение и превратились в один из способов развития детей. Хотя до сих пор сохранились народные тексты, сопровождавшие эти игры
Для чего нужны хороводные игры?
В первую очередь хороводные игры помогают развивать у детей выразительность движений, чувство ритма, воображение и фантазию. Мелодическое и ритмическое начало дает возможность выполнять движения в нужном темпе и ритме. В то же время такие игры способствуют усовершенствованию двигательных навыков: прыжков, пружинного и дробного шага, топающего шага, переменного шага, галопа и стремительного бега.
Хороводы всегда сопровождаются музыкой. Это в свою очередь помогает естественному и гармоничному развитию музыкальных способностей. Кроме того, специалисты отмечают, что хороводные игры способствуют формированию доброжелательных отношений между детьми. Данная разновидность игр удовлетворяет много важных потребностей детей. В частности, потребность в общении, физическом контакте и выражении своих эмоций. Также дети учатся согласованным и слаженным совместным действиям.
Опытные воспитатели отмечают, что хороводные игры являются прекрасным помощником в организации детей. Как только начинается такая игра, дети быстро сбегаются, забывая обо всех обидах и ссорах. Хороводные игры дают детям возможность проявлять свои лучшие качества: благородство, доброту, самопожертвование и взаимовыручку. Используя в играх народный фольклор, можно легко познакомить детей с древними обычаями и традициями.
Как проводить хороводные игры?
Тексты для хороводных игр необязательно специально заучивать. Поскольку они довольно легко и быстро запоминаются в процессе самой игры. Во время проведения хороводных игр важно помнить о выразительном, распевном и ритмичном произнесении текста. Необходимый двигательный образ поможет найти музыка. Она же придаст движениям выразительность и пластичность. Участники хоровода держатся за руки, а иногда за пояс, платок или же венок. В некоторых случаях игроки движутся друг за другом, сохраняя строгий интервал.
Чтобы лучше понять все особенности хороводных игр рассмотрим пример.
Им послужит игра «Шапка аиста»:
- До начала игры нужно выбирать аиста и ребенка с шапкой аиста.
- Затем дети становятся в круг, держась за руки. Аист становится в центре круга. Его руки должны быть сложены за спиной. Ребенок с шапкой остается за кругом.
- Дальше дети начинают ходить по кругу. Аист также ходит внутри круга, но в противоположную сторону. Важно, чтобы он высоко поднимал ноги, искал шапочку и пел: «Я над речкою гулял, здесь я шапку потерял, тепленькую шапку, новенькую шапку, красненькую шапку.
- Ребенок, находящийся за кругом и держащий в руках шапку, ходит и поет: «Я на речку пришел, здесь я шапочку нашел, тепленькую шапку, новенькую шапку, красненькую шапку.
- Когда песня заканчивается, все останавливаются. Ребенок с шапкой говорит: «Попробуй, догони, свою шапку отними!». Как только он скажет эти слова, дети поднимают соединенные руки, образуя проход, через который пробегают ребенок и аист. Когда аист догоняет ребенка, то надевает шапку и танцует с пойманным участником внутри круга.
- После этого аист остается в кругу и выбирается другой ребенок с шапкой. Если же аист не сумел поймать ребенка, то водящий становится аистом. Затем игра повторяется.
Существует ещё много примеров хороводных игр, которые пригодятся как родителям дошкольников, так и воспитателям детских садов.
Игры – хороводы для детей младшего возраста.
Дети и петух.
Цели: Обучение детей умению безоговорочно и точно выполнять правила игры.
Развитие ловкости движений. Формирование радостных эмоций.
Содержание: Дети стоят в кругу. Один из детей стоит в центре круга, изображая петуха, идут по кругу со словами:
«Петушок - петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка
Шелкова бородушка.
Что так рано встаешь?
Детям спать не даешь?»
После этих слов дети приседают на корточки и делают над головой «домики» из рук. «Петух» кукарекает три раза, дети разбегаются по залу, а «петух» их ловит. Первый пойманный ребенок становится «петухом».
Кошка и мышка.
Цели: Обучение детей четкому произношению слов.
Развитие двигательной активности.
Содержание: Дети стоят в кругу. В центре один ребенок - мышка. Дети идут по кругу со словами:
«Ходит Васька – беленький
Хвост у Васьки серенький
Только мышки заскребут
Чуткий Васька тут как тут».
С окончанием слов дети останавливаются и в одном месте делают проход - ворота. Мышка убегает от кошки, пробегая в ворота и подлезая под руки стоящих в кругу детей. Кошка ловит мышку, но пробегать может только в ворота. Когда кошка поймает мышку, игра повторяется с другой мышкой.
Колпачок.
Цели: Обучение детей различным танцевальным движениям.
Воспитание дружеских отношений друг к другу. Содержание: дети стоят в кругу. В центре один ребенок - «колпачок» сидит на корточках. Дети идут по кругу со словами
«Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки
Красные сапожки
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили
Танцевать заставили»
Дети останавливаются, хлопают в ладоши со словами:
«Танцуй сколько хочешь
Выбирай, кого захочешь»
Ребенок — «колпачок» танцует и выбирает другого «колпачка».
Игры – хороводы для детей среднего возраста.
Затейники.
Цели: 1. Обучение детей различным танцевальным движениям
2. Воспитание внимательности.
Содержание: Дети стоят по кругу, в центре затейник. Дети идут по кругу со словами:
«Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте
Дружно вместе
Сделаем вот так»
Дети останавливаются, затейник показывает движения. Дети повторяют его, затейник меняется. Правило: движения не должны повторяться.
Подарки
Один ребенок – «именинник» встает в центре круга. Остальные дети идут по кругу и приговаривают:
Принесли мы всем подарки.
Кто захочет, тот возьмет.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.
Ребенок в центре должен «выбрать» один из этих подарков и сказать об этом остальным. Если называет коня, то дети скачут, если волчка – то кружатся, если куклу – то пляшут, если самолет – то разводят руки в стороны, словно крылья. После этого выбирается новый «именинник».
На самом деле выбор «подарков» этим может не ограничиваться. Можно называть любые подарки.
Флажок.
Эта игра очень простая и необходимая. Она формирует у ребенка навыки самопрезентации.
Дети становятся по кругу, а один ребенок встает в середине и держит в руках флаг. Дети идут по кругу и приговаривают:
Дети стали в кружок,
Выйди, (имя ребенка), в кружок,
Увидали флажок.
Возьми, (имя ребенка), флажок.
Кому дать, кому дать?
Выйди, выйди, возьми,
Кому флаг поднимать?
Выше флаг подними.
Ребенок, чье имя назвали, выходит в центр круга и принимает флажок от стоящего там ребенка. Последний присоединяется к ребятам в круге.
Смысл в том, чтобы ребенок, держащий флажок, ходил с ним ритмично и красиво.
Игры – хороводы для детей старшего возраста
«Угадай, чей голосок»
Цели: Развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников.
Воспитание желания активно участвовать в играх.
Содержание: Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети идут по кругу со словами:
«Мы собрались в ровный круг
Повернемся разом вдруг,
А как, скажем: (говорит первый ребенок)
«Скок - скок - скок, угадай, чей голосок?»
Водящий должен узнать ребенка по голосу. Ребенок, чей голос узнали, становится водящим. Дети идут в другую сторону.
Карусель.
Цели: Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами.
Воспитание интереса к хороводным играм.
Содержание: Дети образуют круг, держась за руки, и идут по кругу сначала медленно, потом быстрее, переходя на бег.
«Еле - еле, еле - еле,
Закружились карусели,
А потом кругом, кругом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише - тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз - два, раз - два
Вот и кончилась игра!»
Затем сменить направление и продолжить игру.
Тишина.
Цели: 1. Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами.
2. Воспитание дисциплинированности.
Содержание: играющие идут по кругу со словами:
«Тишина у пруда,
Не колышется вода,
Не шумят камыши
Засыпайте малыши».
По окончании слов дети останавливаются, приседают и опускают голову. В таком положении находятся 10 секунд. Кто пошевелился, выходит из игры. Игра повторяется, пока не остается один ребенок - победитель.
Узнай по голосу.
Цели: Развитие слухового восприятия, желания принимать активное участие в играх.
Содержание: Дети стоят в кругу. Один ребенок в центре круга. Дети ходят по кругу со словами:
«Ваня - Ваня, ты в лесу
Мы зовем тебя - «Ау»
Ваня глазки закрывай
Кто назвал тебя, узнай».
Дети останавливаются. Ребенок в кругу закрывает глаза. Один из детей зовет его по имени. Водящий отгадывает.
Метелица.
Цели: Развитие двигательной активности. Формирование чувства равновесия.
Содержание: Играющие встают в круг. Каждый участник, не сходя с места кружится вокруг себя со словами:
«Мели, мели мельница
Жерновочки вертятся
Мели - мели, засыпай
И в мешочки набивай»
На последнем слове все должны остановиться и стоять не шевелясь. Тот, кто не сумеет вовремя остановиться и удержать равновесие, выходит из игры. Игра продолжается, пока не останется пара детей.
Заря - зарница.
Цели: Обучение детей умению четко произносить слова. Развитие силы бега. Воспитание интереса к игре.
Содержание: Один из детей держит шест с прикрепленными на конце лентами. Все играющие берут по одной ленте. Один из участников - водящий - стоит вне круга. Дети идут по кругу с лентами в руках со словами:
«Заря - зарница
Красная девица
По полю ходила,
Ключи обронила
Ключи золотые
Ленты голубые
Раз - два, не воронь,
А беги как огонь».
С последними словами водящий дотрагивается до одного игрока. Они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, победитель, а неудачник становится водящим.
Чурилки
Цели: Развитие звукового восприятия.
Воспитание активности, интереса к игре.
Содержание: Играющие выбирают двоих. Одному завязывают глаза, другому дают колокольчик. Затем ведут хоровод вокруг них со словами:
«Трынцы - брынцы. Бубенцы
Позолочены концы.
Кто на бубенцах играет
Того жмурка не поймает».
После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка его поймает, их меняют другие игроки.
Капуста
Цели: Обучение детей умению четко произносить слова.
Воспитание двигательной активности.
Содержание: Рисуется круг - огород. На его середину играющие складывают свои вещи - шапки, пояса, платки и т.д., обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, изображая движениями воображаемую работу, говорит:
«Я на камушке сижу
Мелки колышки тешу
Мелки колышки тешу
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли
В огород не прибегали
Волк и лисица,
Заинька усатый,
Медведь толстопятый».
Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого хозяин коснется рукой у себя в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет «капусты» из огорода, объявляется победителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма дошкольников
Предствлены несколько интересных игр...
Сообщение Методика по развитию чувства ритма дошкольников по Т.Э. Тютюнниковой
Методика по развитию чувства ритма по Т.Э.Тютюнниковой...
Игры, направленные на социально-личностное и социокультурное развитие дошкольников старший дошкольный возраст. Русские народные - хороводные игры
Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.Играя, ребёнок познаёт о...
План самообразования «Развитие чувства ритма у детей с использованием русского народного фольклора на музыкальных занятиях в ДОУ»
В плане прописаны: цель, задачи, предполагаемые результаты, актуальность. Он разбит на три этапа работы: организационно-ознакомительный, практический, обобщающий....
Нетрадиционные методы и приемы в развитии чувства ритма дошкольников с нарушением речи
Развитие чувства ритма является одной из важнейших предпосылок реализации речевой деятельности.Чувство ритма развивается прежде всего в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру э...
Конспект открытого занятия "Игровые приемы в развитии чувства ритма дошкольников"
Конспект открытого занятия "Игровые приемы в развитии чувства ритма дошкольников" содержит музыкально-дидактические игры для старших дошкольников. Материал рекомендован музыкальным руководит...
Развитие чувства ритма дошкольников в процессе различных видов музыкальной деятельности
Презентация "Развитие чувства ритма дошкольников"Описание опыта работы по развитию чувства ритма у дошкольников...