Комплексное занятие "Чашку чая выпиваем и о пользе рассуждаем"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Донцова Ольга Дмитриевна

Цель:  Ознакомить  дошкольников с особенностями  напитка чай  и со связанными с ним ритуалами у русского и калмыцкого народа.

Задачи:  1)Воспитывать патриотические чувства к малой родине, обычаям и традициям калмыцкого и русского народа.

2) Углублять знания дошкольников о пользе такого напитка, как чай, о культуре и быте калмыцкого и русского народа.

3) Знакомить с историей чая, правилами заваривания, культурой чаепития.

4)Учить пословицы, стихотворения, загадки,  народные песни о  чае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_zanyatie_chay.docx34.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Жаворонок»

Комплексное занятие

«Чашку чая выпиваем и о пользе рассуждаем» для детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Музыкальный руководитель Донцова О.Д.

г. Элиста 2015

Цель:  Ознакомить  дошкольников с особенностями  напитка чай  и со связанными с ним ритуалами у русского и калмыцкого народа.

Задачи:  1)Воспитывать патриотические чувства к малой родине, обычаям и традициям калмыцкого и русского народа.

2) Углублять знания дошкольников о пользе такого напитка, как чай, о культуре и быте калмыцкого и русского народа.

3) Знакомить с историей чая, правилами заваривания, культурой чаепития.

4)Учить пословицы, стихотворения, загадки,  народные песни о  чае.

Предварительная работа: Разучивание стихов, пословиц, танца «Самовары и чашки». Рассматривание росписи чайных чашек, самовара, пиал. Рассматривание картин  «Купчиха за чаем» Б. Кустодиев, «Чаепитие в Мытищах»В. Перов. Слушание и анализ песни «Хальмг цә»А. Очкаевой.

Знакомство с новыми словами: плантация, титестер.

Связь с другими видами  НОД: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие (эксперементальная деятельность), речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (аппликация).

Оборудование : мультимедиа, ТСО, клей, кисточки, салфетки, паетки, чашки, пиалы, самовар, чайник, шапочки-атрибуты,чай заварка, казанок с треногой, досточка деревянная, поварешка, соль, пакет из-под молока, масла.

 Ход занятия:

Дети сидят полукругом, впереди 2 круглых стола на одном самовар, чашки, сладости на другом большой чайник, пиалы, борцоги.

Воспитатель. Сегодня к нам принесли письмо, хотите узнать, от кого же оно? Пишет нам Тетушка Сова: « Уважаемые друзья, я хочу рассказать всем лесным зверятам о пользе чая, но не знаю его историю, помогите мне, пожалуйста,  соберите информацию на диск и пришлите в мою лесную школу» Поможем, ребята? Тогда вот диск, на который мы запишем все, что знаем о чае и чайной церемонии и затем вышлем его Тетушке Сове. Согласны?(Вставляет диск в компьютер и начинает беседу.)Итак, мы  поговорим о таком волшебном напитке, как чай, узнаем, что такое чайная церемония и какой она бывает у разных народов. 

 Издавна на Руси чай всегда почитали, и чашка его была украшением любой беседы, встречи.  Пили не наспех, с чувством. Разговоры вели неторопливо, степенно. Застольное чаепитие было с пышным самоваром, пряниками, ароматными вареньями. (слайд1)
Чай пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. 
В это время в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером, пили, когда взгрустнется, пили и от нечего делать, и "просто так". Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное - с удовольствием, причем любили чай крепкий, настоявшийся и горячий, чтоб губы жег.(слайд2)
Если гость, выпив десяток стаканов оставлял стакан в сторону, это не значило еще, что он напился: так он делал передышку. А вот когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено, и никакие уговоры уже тут не помогут. Во время чаепития гость внимательно следил, как ему наливали чай. (слайд3,4). Если стакан наливали не доверху, он тут же просил долить еще, чтобы «жизнь была полнее…» Вспомните и назовите авторов и название картин «Купчиха за чаем» Б. Кустодиев (слайд5), «Чаепитие в Мытищах»В. Перов (слайд6)

Чтобы получить удовольствие от выпитой чашечки чая, необходимо, чтобы чай был вкусный и ароматный и это зависит от сорта  и вида чая.

Какие вы знаете сорта чая?

Дети называют сорта чая (черный, зеленый, с травами, цветочный и фруктовый) А еще бывает желтый чай, его раньше подавали в Китае только во дворцах императоров. Белый чай-это чай из нераспустившихся чайных почек и молодых листьев.

Воспитатель. А выращивают чай в разных странах на чайных плантациях, в Китае, Индии, Японии и др. (слайды 7,8) Вы видите чайную веточку и как выглядит чайный листочек сушеный и после заваривания. (слайд9) Чай пьют и любят во всех странах мира и 15 декабря признан международным днем чая.

С появлением чая на Руси возникла традиция, устраивать чаепитие за самоваром. Самовар – это русское изобретение. Сейчас мы пользуемся электрическим самоваром. А раньше он был вот таким. (слайд10) Он  грелся дровами или углями, а воздух накачивался сапогом.

Воспитатель.  Тетушка Сова прислала нам в конверте еще и загадки, на которые она не знает ответа, выручайте, отгадывайте и выбирайте ответ, мы его вложим в конверт (кладут карточки-отгадки)

1. До сих пор не знают люди,

Кто на кухне главный будет!

Но бесспорно, что начальник

Всей посуды будет... (чайник) (слайд11)

2. Захочешь чай - любую выбирай!

Вот они - толстушки.

Кто такие? (Кружки) (слайд12)

3. Не нужен зонтик рыбке, 
Да и козе – баян. 
Скажу вам без улыбки, 
Что в чашке есть изъян.
Зачем на чашке ручка? 
Ни сердцу, ни уму… 
Есть интересней штучка, 
Люблю я (пиалу!)(слайд 13)

4. Медный таз на стол залез,

По бокам вода играет,

В середине огонь толкает (самовар) (слайд14)

Звучит музыка, детям одевают атрибуты, мальчики-самовары, девочки-чашки исполняют

Танец «Самовары и чашки»р.н.п.

Воспитатель. В Калмыкии пьют чай с молоком, маслом и солью. Калмыкам известна такая легенда. «Однажды Цзонхавы-религиозный  деятель занеиог и обратился к  известному лекарю. Тот прописал ему один напиток, назвав его «божественным», и порекомендовал употреблять его на голодный желудок в течение семи дней. Исполнив указания лекаря, на седьмой день, совпавший с 25-м днем месяца барса по лунному календарю,  Цзонхава избавился от недуга. По этому случаю, он повелел всем верующим в этот день поставить бурханам лампадку, прибавить к своему возрасту один год и приготовить исцеливший его напиток, названный калмыками позже «Халмг ця» («җомба») С тех пор калмыки стали отмечать праздник Зул, на котором самым почитаемым блюдом стал калмыцкий чай. И в паимять о чудесном исцелении стали ежегодно совершать чайный ритуал подношения божествам (дееҗ өрглhн).  Так у калмыков появился чай, ставший самой почитаемой пищей. С него начинался обычный день, и без чая не обходился ни один праздник. До сих пор считается хорошей приметой, когда человеку посчастливилось попасть к кому-либо на утренний чай.

Воспитатель.Так, что толк в чае люди знали очень давно. Вот что написано в одной из старинных книг: «Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль и не дозволяет поселиться лени».

У каждого народа есть своя пословицы о чае.

Например, японская – «В хорошей посуде и чай вкусней», китайская – «Выпьешь чаю – силы прибавится», русская – «Самовар кипит- уходить не велит», калмыцкая – «Ця шингн болвчн – хотын дееҗ».

А вы знаете пословицы о чае? Запишем их на диск для тетушки Совы?

Дети называют пословицы, которые они знают.

  1. За чаем не скучаем- по  семь чашек выпиваем.
  2. Выпей чайку- забудешь тоску.
  3. Коль чаем угощают -значит уважают.
  4. Пей чай – удовольствие получай.
  5. Свежий чай-это лекарство, старый-яд.
  6. Самовар кипит-уходить не велит.
  7. Чай крепче, если он с добрым другом разделен.
  8. Ця шиңгн болвчн, идәнә дееҗ.
  9. Хальмг цә уухла-йорәл тәвдг.
  10. Җомба уусн күн-чидлтә болдг.

Воспитатель.  Вспомните стихи о чае.

  1. Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет.

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней

Помогает от болезней.

Чай в жару нас освежает,

И в морозы согревает.

И сонливость побеждает

И с усталостью поспорит.

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг.

  1. Я сегодня не скучаю,
    Я конфет купила к чаю
    Для себя и для друзей.
    Жду я вечером гостей.
    Чай заварен ароматный,
    С бергамотом - вкус приятный.
    Чашки, блюдечки - сервиз,
    Для друзей моих сюрприз.
    А конфеты в вазе - счастье
    В ярких фантиках шуршащих.
    Манят запахом своим,
    Но я не притронусь к ним.
    Мне гостей дождаться надо.
    Заходите! Буду рада!

3.Если пьешь ты Черный чай,
Будешь умным невзначай.
Если пьешь ты чай Зеленый,
Станешь очень удивленным!
Для здоровья Красный чай
Ты почаще наливай!
И за чаем не скучай!
Ведь полезен разный чай!
Если пьешь ты чёрный чай,
Бодрость льётся через край.
Если чай зелёный пить,
То легко здоровым быть!
Ну а красный чай прекрасен,
И не только тем, что красен,
Помни, если чай ты пьёшь, -
Каждый чай собой хорош!

4.Чай с черникой, черный чай,
Чаем чаще угощай! 
С чаем праздники встречай, 
Вместе с чаем не скучай!

С молоком, лимоном, медом,

С тортом, или будербродом,
Иди скорей друзей встречай
Наливай всем вкусный...
ЧАЙ.

5.Калмыцкий чай воспет своим народом

В пословицах, йорялах и стихах.

Сродни аршану он в божественной природе,

Хоть жидок, но первенствует в устах.

 Чай сохраненный предками, будь крепким,

Как легендарное копье в боях,

Чтоб род степной продлился, был нередким -

Пей чай калмыцкий вволю в пиалах!

6.Йорял.

Музыкальный руководитель. Вспомните, ребята, как звучит   песня про калмыцкий чай в исполнении  Анны Очкаевой . Слушание песни "Калмыцкий чай- Хальмг ця»" (исполняет А. Очкаева, муз. И сл. И Убушаева)

  А сегодня, я предлагаю вам послушать песню «Хальмг цә» Дмитрия Шараева и Бада Чимидова. Как вам кажется, что в них общего?( динамика-мягкая, тихая; лад-мажорный, характер звучания-поется с любовью, напевно), а в чем различие (исполнители-солистка, солист, темп у первой песни более спокойный, у второй более быстрый, подвижный). Молодцы, вы правильно все сказали, записываем на диск для Тетушки Совы.

 Воспитатель  

Калмыцкий чай – напиток степняка

В кругу семьи, на пастбище и в поле.

Налью в котел  побольше молока

И брошу в кипяток щепотку соли.

Чтоб стал он бледно-розов, как закат,

И, словно жизнь,  с горчинкою немножко,

Добавлю перца, положу мускат,

Топленых сливок или масла ложку.

От чая посветлеет голова

И разольется силушка по телу.

И подобреют мысли и слова,

И закипит в руках  любое дело.

Широк простор,  объятья широки –

С открытым сердцем я гостей встречаю:

Входите в дом, садитесь, земляки,

Вокруг котла с калмыцким  крепким чаем!

 Но любой чай ведь еще очень важно правильно заваривать. Кто может рассказать и показать, как же правильно заваривать чай.

Ответы детей с помощью ведущего (все показывают, заменив кипяток простой водой)

Русский чай:  (сполоснуть 2 – 3 раза заварной чайник кипятком, чтобы он был тёплый, затем насыпать чай. Залить чай кипятком, половина заварника, закрыть полотенцем на 5 минут. Потом добавить кипятка. Чай готов, когда разваренные чаинки опустятся на дно заварного чайника) .

Калмыцкий чай:  Чай хранили в специальной сумке, сшитой из телячьей шкуры, вместе с дощечкой, на которой его крошили. Топором  чай не рубили, так как получавшиеся при этом большие куски заваривались плохо. Чтобы отвар получился крепким и душистым, чай крошили ножом на мелкие кусочки. Варили его в чугунном котле. После закипания, когда начинал распространяться ароматный запах, в котел добавляли молоко и продолжали кипятить чай вместе с молоком, положив по вкусу соли, добавляли мускатный орех и постоянно мешали. Потом котел снимали  с огня, ставили на деревянный треугольник, добавляли в чай сливочное масло, немного помешав, разливали по пиалам.

 Предложить несвежий чай, даже при самых стесненных обстоятельствах, считалось крайне неприличным, поэтому приготовление чая совершалось в присутствии гостя. Если в процессе приготовления чая хозяйка допускала оплошность, это воспринималось гостем как неуважение к нему

Воспитатель. А вы знаете, как называется профессия дегустатора чая? Эта профессия очень сложная, надо знать сорта чая, вкус чая, а называется эта профессия -ТИТЕСТЕР. Но дегустировать очень интересно, особенно напитки. Вот мы сейчас и попробуем.

В маленьких стаканчиках на небольших подносах для каждого ребенка  чай черный, чай с молоком- джомба,  компот, вода.

(Дети пробуют через трубочку, угадывают на вкус)

Воспитатель. А ведь чай не пьют через трубочку из стаканчика, из какой посуды пьют калмыцкий чай, а русский (пиалы, чашки). И все  яркие, расписные. Отправляемся в нашу мастерскую, разукрасим посуду и отправим в подарок нашим лесным друзьям, пусть порадуются.

Дети идут в творческую мастерскую и украшают по желанию чашки или пиалы различными узорами. (Аппликация)

Музыкальный руководитель. Ну, что ж, подарки готовы,  диск записан, кладем все в конверт, думаю у нас все получилось, и наши знания пригодятся  Тетушке Сове, будет ей что рассказывать о чае своим лесным друзьям.

А вам я предлагаю выбрать,  каким чаем хотите угоститься, к тому столу и подходите. Дети рассаживаются по желанию и угощаются чаем.

Музыкальный руководитель. А после чая можно и песни спеть.

«Чайные частушки» с места, поют все желающие.

«Чайные частушки»

1. На столе стоит пирог, булочки и сушки

Пропоём мы вам сейчас «чайные» частушки.

2. Чай из листиков нарезан, снятых с чайного куста,

Человеку чай полезен, чайник дома неспроста.

3. Лучше доктора любого лечит скуку и тоску,

Чашка вкусного, крутого самоварного чайку.

4. Посидеть за самоваром рады все наверняка,

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

5. В пляске не жалей туфлей, за столом заварки!
Запевай-ка веселей, то - то станет жарко.
6. Самовар шипит, блестит, все в нем так и пенится!
Погляди-ка на себя, вот так отраженьице!
7. Ой, чай, крепкий чай, пейте чай - чаёчек,
Чтобы радость приносил каждый день - денёчек.
8. Если б не было воды, не было б и кружки.
Если б не было девчат, кто бы пел частушки?
9. Чай бальзам от всех болезней, и напитка нет полезней.
Кто здоровым хочет быть, больше чая надо пить.

10. Мы за чаем не скучаем  вместе песни сочиняем.
Рады всех вас пригласить   вволю чаем напоить.

Интернет-ресурсы: http://www.happy-giraffe.ru/user/139017/blog/post214227/

http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-predmety/zagadki-pro-posudu/

http://www.alegri.ru/deti/sovety-dlja-mam/semeinaja-biblioteka/zagadki-pro-kuhonuyu-utvar.html

http://www.razumniki.ru/stihi_pro_posudu.html

http://www.vseposlovicy.ru/m/posuda/

http://www.znakisudbi.ru/chay/chastushki-o-chae.html

http://dohcolonoc.ru/utrennici/3450-stsenarii-muzykalnogo-prazdnika-prazdnik-chaya.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E0%E9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические ситуации для родителей "Давайте рассуждать по-взрослому".

«Хотите ли вы, не хотите ли, но дело, товарищи в том,Что прежде всего мы - родители, а все остальное – потом». Семья – это счастье, любовь и удача,Семья – это летом поездки на дачу.Семья – ...

Рассуждаем и доказываем

Интегративное занятие по развитию доказательной речи в подготовительной группе....

Учимся думать, рассуждать, фантазировать

Цели:закрепить знания, полученные за период подготовительных занятий;совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, сравнивать числа, ориентироваться в пространстве;развивать фантазию, ...

Программа дополнительного образования "Учимся рассуждая"

Перспективный план кружковой работы с детьми по ФЭМП....

Комплексное музыкальное занятие в формате «Сидим дома с пользой». «Какого цвета лето?»

Музыкальное занятие для детей старших и подготовительных групп по теме: "Какого цвета лето?"...

Рассуждаем о пользе утренней зарядки

В современном мире бытуют различные мнения о пользе или, наоборот, бесполезности утренней зарядки. Упражнения по утрам – выбор каждого. Те, кто делают зарядку, всегда находят возможность, а те, ...