Непосредственно-образовательная деятельность Тема: «Учимся думать и рассуждать»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Дуганова Ольга Александровна

занятие для педагогов детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_avtosohranennyy.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №26»

Непосредственно-образовательная деятельность

Тема: «Учимся думать и рассуждать»

(подготовительная группа)

Подготовила:

Учитель – логопед Дуганова О. А.

г. Вологда

Орг. момент

- Ребята, сегодня мы начнем занятие со знакомой для вас игры «Перевертыши» или «Скажи наоборот». Итак, прочитайте слово на табличке  назовите противоположное ему по смыслу и садитесь на свои места.

(высоко; широкий; продавать; весёлый; добро; острый; глубокий; смелый; глупый; большой; длинный)

1-Ребята, в конце занятия вас возможно ждёт сюрприз, но для этого вам надо потрудиться и кроме того вы можете отгадать что это за сюрприз. А именно за каждое правильно выполненное задание я буду выдавать букву, из полученных букв и сложится название сюрприза. Итак, вперёд!

  1. На доске предметные картинки: цыплёнок, лимон, облако, белка, комар и др.

- Послушайте и отгадайте мою загадалку-узнавалку.

……(тарелка)

- Теперь сами придумаем загадку про тарелку путём перечисления её признаков.

- Давайте вспомним и расскажем, какие бывают тарелки.

(- Круглые, большие, маленькие, красивые, фарфоровые, чистые, грязные, полные, пустые, глубокие, мелкие)

- Значит, тарелки бывают разные. Подберите к слову разная рифму из тех слов, что вы назвали.

(-Разная-грязная)

- Теперь нам надо выбрать слова признаки с противоположным значением.

(- Чистые-грязные, полные-пустые, глубокие-мелкие)

- Давайте, составим загадку про одну тарелку в стихотворной форме так, как будто тарелка сама про себя рассказывает, какая она бывает. Я начну, а вы мне поможете.

  1. - Я бываю разная:

Чистая и грязная,

Полная и пустая,

Глубокая и мелкая,

И зовусь тарелкою.

- Отгадайте мою следующую загадку.

….. (цыплёнок)

- А сейчас составим свою загадку о цыплёнке способом отрицания.

- Помогут нам вот эти картинки (с левой стороны цыплёнок, с правой-одна под другой картинки: лимон, облако, белка, комар)

- Расскажем всё про лимон-какой он?

(-Кислый, жёлтый, полезный, ароматный и т. д.)

- А какое из перечисленных слов-признаков больше всего подходит к цыплёнку.

(-Жёлтый)

- Запомним его. Теперь расскажем про облако, какое оно?

(- Лёгкое, белое, воздушное и т. д.)

- Какое из этих слов больше всего подходит к слову цыплёнок.

(-Лёгкий)

- Это слово тоже запомним.

- А какая белка?

(- Ловкая, шустрая, быстрая, пушистая)

- Выберем из этих определений самое подходящее к нашему цыплёнку.

(- Пушистый)

- Скажите, что делает комар?

(- Пищит, летает, кусает, пристаёт)

- Какое из этих перечисленных действий больше всего подходит к цыплёнку.

(- Пищит)

- А теперь составим загадку все вместе:

  1. Жёлтый, но не лимон,

Лёгкий, но не облако,

Пушистый, но не белка,

Пищит, но не комар.

Кто это?

- Теперь придумаем загадку о другом животном. Назовите тех животных, которые имеют одновременно и чёрный, и белый окрас шерсти.

(-Зебра, корова, кролик, кошка, собака)

- Давайте придумаем загадку про собаку путём совмещения способов.

- Вспомните, что делает собака?

(- Лает, рычит, кусается, охраняет, сторожит, бегает)

- Начнём загадку со слов чёрная и белая. Подберём рифму к слову белая из слов действий.

(- Белая-бегает)

- Где бегает собака?

(- По дороге)

- Скажем начало загадки:

- Чёрная и белая

   По дороге бегает.

- Если собака злая, как она себя ведёт?

(-Рычит и кусается)

- Теперь зададим вопрос к слову кусается так, чтобы была рифма.

(-Кусается – как называется?)

- Расскажем всю загадку, помогайте:

  1. Чёрная и белая

По дороге бегает,

Рычит и кусается.

Как называется?

- Молодцы, с данными загадками справились, вот вам буква Т.

2- Но, это ещё не все загадки, у меня есть для вас хитрые прехитрые загадки (которые «обзываются» лжезагадками). Чтобы их отгадать, надо быть очень внимательными.

  1. Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница? Объясните, почему.
  2. Что едят крокодилы на северном полюсе?
  3. Кто громче замычит петух или корова?
  4. Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?
  5. Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?
  6. Упали два горшка-железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
  7. У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
  8. Летели два крокодила-один красный, другой синий. Кто скорее долетит?

- Молодцы, вот вам буква Е.

3- Д/И «Повторялка» (с мячом в кругу, дети называют предмет, выполняющий такую же функцию )

- Я лягушка. Я умею прыгать.

(- Я машина. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам)

(- Я карандаш. Я тоже прыгаю, когда рисую точки) и т. д.

Д/И «Неумейка» (с мячом в кругу, продолжить логическую цепочку)

- Например, я воробей, я не умею танцевать. А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы. А я машина и т. д.

- Молодцы, проходите на свои места девочки, а теперь мальчики. Вот вам буква О.

- А сейчас я объявляю переменку, но не совсем обычную. Повторяйте за мной. Пальчиковая гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика «Переменка»

- Переменка! переменка!

Отдохните хорошенько:

Можно бегать и шуметь,

Танцевать и песни петь,

Можно сесть и помолчать,

Только-чур! – нельзя скучать!

- Молодцы, буква А.

4 –Ребята, где бывают переменки?

(-В школе)

- В школе вам потребуются школьные принадлежности.

  1. Выставляю мольберт с картинками школьных принадлежностей (пенал, дневник, тетради, учебники, пластилин, конструктор, кисточка, подставка, альбом, краски)

- Девочки соберите в свой ранец школьные принадлежности, в названии которых два слога; мальчики – три слога.

- Молодцы, К.

5- А сейчас предлагаю «Нелепицы» (исправьте предложения)

  1. Кисточка рисовала Лену.
  2. Учебник учится по Саше.
  3. Пенал положил Сашу в портфель.
  4. Букварь читает Олю.
  5. Вова резал бумагой ножницы.

- Молодцы, Н.

6 – Ребята, если Вова учится в первом классе, он второклассник или первоклассник?

- И сейчас я предлагаю вашему вниманию знакомую вам серию картинок, которая называется «Первоклассник».

- Подумайте, почему учитель так строго разговаривает с мальчиком и расскажите что с ним произошло.

  1. Рассказ детей.

- А теперь попробуйте рассказать так, как будто этот случай произошёл с вами.

  1. Рассказы детей.

- Молодцы, Ф.

- Итак, составьте из данных букв слово, и поймёте какой сюрприз вас ждёт (если затрудняются, буквы прономерую)

- И на последок Д/И «Чёрное – белое».

- Расскажите, что хорошего в конфетах.

- Расскажите, что плохого в конфетах.

- И всё таки хорошего больше. На этой оптимистичной ноте разрешите закончить (угощение).

Итог.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся думать, рассуждать, фантазировать

Цели:закрепить знания, полученные за период подготовительных занятий;совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, сравнивать числа, ориентироваться в пространстве;развивать фантазию, ...

конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Учимся совершать добрые поступки». для детей второй младшей группы.

В ходе занятия прослеживается интеграция таких областей как: социализация, труд,  коммуникация.Целью занятия является формирование у детей  первоначальных  представлений о доброте, как ...

презентация "Учимся думать, рассуждать и говорить"

Вниманию логопедов предлагается презентация по развитию у детей с общим недоразвитием речи речемыслительной деятельности....

УЧИМСЯ ДУМАТЬ, ПОЗНАВАТЬ, РАССУЖДАТЬ

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием!...

Конспекты занятий в классах предшкольной подготовки по предмету "Учимся думать, рассуждать и фантазировать"

В этом разделе находятся материалы к занятиям с дошкольниками по предмету Математика...